СФИНКС

Двадцати метров в высоту, более семидесяти метров в длину, с головой шириной в четыре метра, он уверенно может считаться самой большой цельной скульптурой в мире…

Особенностью этого места …является то, что здесь над общим уровнем залегающего известняка возвышается твердый бугор высотой около 10 метров. Из этого бугра высекли голову и шею Сфинкса. В качестве заготовки для тела использовали огромный параллелепипед из известняка, образовавшийся после того, как строители отделили его от пласта, пробив по периметру ров шириной 5,5 и глубиной 2,5 метра.

Первое и очень стойкое впечатление от Сфинкса – что он очень, очень стар… Именно так древние египтяне расценивали этот монумент во все периоды своей истории; они считали, что он охраняет “Славное Место Начала Времен”, и почитали его как центр “великой магической силы, простирающейся на весь регион”.

…до Тутмоса этот монумент [Сфинкс] находился в песке по шею. Тутмос [около 1400 года до н.э.] освободил его, раскопав песок… В течение последних 5000 лет климат на плато Гиза серьезно не менялся. Отсюда следует, что в течение всего этого периода ближайшее окружение Сфинкса было так же открыто наступлению песков, как и в те времена, когда Тутмос занимался его расчисткой, и как сегодня… Не означает ли это, что во времена, когда Сфинкса высекали из скалы, климат радикально отличался от нынешнего? Какой был резон создавать эту грандиозную скульптуру, зная, что судьбой ей предназначено быть погребенной в блуждающих песках восточной Сахары? Тогда с учетом того, что Сахара – молодая пустыня и район Гизы был влажным и плодородным 11000-15000 лет тому назад, не стоит ли рассмотреть совсем другой сценарий? Может быть, Сфинкса создавали в те далекие зеленые годы, когда верхний слой почвы был крепко пришит к плато корнями трав и кустарников, а пустыня… больше походила на холмистую саванну современной Кении и Танзании? При благоприятных климатических условиях создание такого полузагубленного монумента, каким является Сфинкс, не противоречит здравому смыслу. При этом у создателей Сфинкса не было прямых оснований ожидать постепенного иссушения и опустынивания плато.

“…прямого способа датировки Сфинкса как такового не существует, поскольку он вырублен прямо из природной скалы” (Марк Ленер)

“Считалось, что Сфинкс каким-то образом связан не то с чужестранцами, не то с какой-то чужой религией, восходящей к додинастическим временам”(Уоллис Бадж).

Свидетельство Уэста связано с несколькими ключевыми сооружениями, а именно с Великим Сфинксом и Храмом долины в Гизе и, намного южнее, таинственным Осирионом в Абидосе. Он утверждает, что поверхность этих находящихся в пустыне монументов имеет несомненные признаки водной эрозии; вода же, как среда, вызывающая эрозию, могла быть в достаточном для этого процесса количестве лишь во время влажного, “дождливого” периода, который сопровождал массовое таяние льдов в XI тысячелетии до н.э. Следствием обнаружения этого характерного быстро протекающего вида эрозии является то, что Осирион, Сфинкс и другие связанные с ними сооружения возведены до 10000 года н.э. …его позицию поддержали почти 300 участников ежегодной конференции Геологического общества Америки в 1992 году.

… их [Уэста и Бьювэла] доселе независимые исследования убедительно сошлись в одной точке, где оказались астрономические и геологические следы пропавшей цивилизации, которая могла возникнуть (а могла и не возникать) именно в долине Нила, но, похоже, присутствовала здесь в одиннадцатом тысячелетии до н.э.

ХРАМ ДОЛИНЫ (храм Хафры)

…храм [Хафры, в 15 метрах от Сфинкса] очень долго считался намного старше эпохи Хафры. В течение всего XIX столетия ученые единодушно считали, что он построен в заведомо доисторические времена и не имеет ничего общего с архитектурой династического Египта. [Затем, на основании того, что единственными поддающимися датировке находками в храме являются статуи Хафры, египтологи сделали сомнительный вывод, что и сам храм построен в правление Хафры; туда же отнесли и Сфинкса].

На протяжении истории династического Египта многие фараоны использовали постройки своих предшественников, зачастую беззастенчиво срубая картуши с их именами и заменяя собственными. Поэтому нет серьезных оснований считать, что Хафра должен был устоять перед соблазном связать Храм долины со своим именем, особенно, если в его сознании последний ассоциировался не с кем-то из предшествующих древних правителей, а с великими “богами”, которые, как считали древние египтяне, принесли цивилизацию в долину Нила в ту далекую и мифическую эпоху, которую они именовали Первым временем.

…это древнее здание почти также точно ориентировано по оси север-юг, как Великая пирамида (с погрешностью всего 12 угловых минут).

…в его конструкции имеются некоторые особенности, глубоко чуждые и необъяснимые с точки зрения современного наблюдателя, впрочем, возможно, столь же чуждые и необъяснимые для древних египтян. Начнем с того, что там полностью отсутствуют, и внутри и снаружи, какие-либо надписи и пометки, способствующие идентификации. В этом отношении… Храм долины вполне можно сопоставить с рядом других анонимных и не поддающихся датировке сооружений на плато Гиза, включая большие пирамиды; в то же время именно этим он очень сильно отличается от типичных произведений древнеегипетского искусства и архитектуры, обильно декорированных всяческими орнаментами и надписями.

Другой важной и необычной особенностью Храма долины является то, что его несущая конструкция полностью сложена из гигантских известняковых мегалитов. Большинство их имеет габаритные размеры 5,4 метра в длину, 3 метра в ширину, 2,4 метра в высоту (размеры некоторых достигают 9х3, 6х3). Типичный вес такого блока – свыше 200 тонн, а ведь таких блоков – сотни.

…вес блоков – действительно выдающийся, и проблема ведет нас не только в другую эпоху, но, я бы сказал, в другую этику, опирающуюся на систему ценностей, в том числе и эстетических, в корне отличных от наших. Чего ради, спрашивается, убиваться, используя неудобные 200-тонные монолиты, если можно разрезать их на 10 (20, 40 или 80) меньших и несравнимо более маневренных? Зачем осложнять себе жизнь, если можно добиться того видимого результата с гораздо меньшими усилиями?

Значит, усилия были равнозначны, и ворочать блоки по 200 тонн было столь же энергоемко и не вызывало проблем с маневрированием, как и с блоками по 1 тонне… Тогда, в целях экономии времени на постройку, строители оперировали с грузами, находящимися в пределах их возможностей… Это, кстати, свидетельствует и о том, что время постройки столь громадных объектов было не столь уж продолжительным…

Отсутствие украшений и надписей, также как и размеры блоков, свидетельствует о стремлении сокращения времени на строительство объектов; а также о строгой функциональной значимости этих объектов, поскольку эстетические чувства были не чужды древним строителям, – диоритовая посуда с высокотехнологичной обработкой свидетельствует об этом, так и о том, что возможности для украшения объектов у них были..

Хэнкок безусловно прав, что древние строители опирались на совершенно отличную от нашей систему ценностей и критериев… И эту мысль стоит развить !!!

…работа с 200-тонными грузами находится почти на пределе возможностей современных строителей, вооруженных передовой техникой. Не удивительно ли, что для строителей Гизы это было обычным делом?

Еще более удивительно, что не обнаруживается практически никаких других признаков такой высокоразвитой цивилизации. Уж если мы освоили все континенты, значительно изменили облик планеты и замусорили природу, то почему же нет ничего от таких великих строителей…

…особенность громадных известняковых блоков: они не только до неприличия велики, но еще и имеют сложную ступенчатую форму, как у тех, что использовались в циклопических каменных сооружениях Саксайуамана и Мачу-Пикчу в Перу, как будто для того, чтобы дополнительно усложнить и без того почти невыполнимую задачу.

При ближайшем рассмотрении уцелевших наружных плит и поверхности несущих блоков, от которых они отвалились, выяснился любопытный факт. Оказывается, в древности при монтаже облицовочных плит их оборотная сторона была обработана по форме выступов и впадин выветрившихся к этому времени несущих известняковых блоков. Это, вне сомнения, говорит о том, что блоки были смонтированы задолго до облицовки гранитом.

возможно два варианта: 1. облицовка также проводилась мегацивилизацией, которая, следовательно, находилась в Египте достаточно долго; 2. внешняя поверхность несущих камней заранее не обрабатывалась и была заветрена еще до монтажа, а поверхность облицовки подгонялась (а не ровнялась вместе с несущими блоками), например, для лучшего сцепления (гладкие поверхности легче сопрягаются, но хуже держатся в сцепке).

…здесь была найдена диоритовая статуя Хафры в натуральную величину, глубоко зарытая вниз головой (по-видимому, в ритуальных целях).

может быть, символ свержения…

Изнутри вся предкамера облицована гладко отполированными гранитными плитами неправильной формы; такая же облицовка используется и в остальной части здания. Подобно блокам некоторых более крупных и причудливых сооружений доинкской эпохи в Перу, у этих плит тщательно пригнанные углы сложной конфигурации. Особенно интересно, когда края некоторых блоков поворачивают за угол, где стыкуются с пазами и выступами соседних блоков.

ничего себе “усложненьице” для строителей!!!

…единственное дошедшее до нас письменное свидетельство указывает, что храм не мог, по крайней мере, в первоначальном виде, иметь ничего общего с Хафрой по той простой причине, что был выстроен еще до его правления. Этим свидетельством является надпись на стеле, …которая свидетельствует также о гораздо большем возрасте Великой пирамиды и Сфинкса.

Согласно надписи, храм существовал уже во время правления Хуфу, предшественника Хафры, причем уже тогда считался не современным, а весьма древним сооружением. Более того, из контекста следовало, что его не считали детищем и более ранних фараонов. Верили, что он остался от Первого времени и был построен богами, которые поселились в долине Нила в ту далекую эпоху. И называли его совершенно конкретно: “Дом Осириса, Властелина Ростау” (Ростау – древнее название некрополя в Гизе).

…Осирис во многих отношениях был египетским аналогом Виракочи и Кецалькоатля, богов-цивилизаторов Анд и Центральной Америки. С ними его объединяет не только общая миссия, но и общая символика. Поэтому вполне естественно, что “Дом” (или святилище, или храм) такого мудрого учителя, даровавшего законы, должен был вырасти в Гизе в пределах видимости Великой пирамиды и в непосредственной близости к Великому Сфинксу.

НЕКРОПОЛЬ САККАРЫ

Здесь над всем доминировала шестиярусная ступенчатая пирамида – зиккурат фараона III династии Зосера. Этот высящийся на краю пустыни внушительный монумент (около 60 метров в высоту) датируется приблизительно 2650 годом до н.э. Он… считается у археологов самым древним сооружением из массивного камня. Согласно преданию, его создателем является легендарный Имхотеп, “Великий маг”, верховный жрец Гелиополя, другими титулами которого были: мудрец, Чародей, Астроном и Врач.

[погребальная камера пирамиды Унаса, фараона V династии, который правил с 2356 по 2323 год до н.э.] Стены этой камеры… покрыты от пола до потолка древнейшими “Текстами пирамид”…

Общая картина была достаточно двусмысленной: в “Текстах пирамид” содержатся абсолютно примитивные элементы наряду с цепочками высоких идей.

…эффект, которого “тексты” добиваются через посредство иероглифов, сродни эффекту, которого Великая пирамида добивается при помощи архитектуры. В обоих случаях …не покидает ощущение анахронизма – передовые технологические процессы используются и описываются в такой период человеческой истории, когда, как считалось, и техники-то никакой не было…

…некоторые из этих настенных надписей своим шифрованным языком говорили о гелиоцентрическом устройстве Солнечной системы за несколько тысяч лет до Коперника и Галилея.

В одной из них, например, рассказывается, что бог Солнца Ра сидит на своем железном троне в окружении богов более низкого ранга, которые движутся вокруг него, находясь “в его свите”. Подобно этому, в другом месте усопшему фараону пришлось “встать во главе обеих половин неба и взвешивать слова богов, тех, что старше по возрасту, которые вращаются вокруг Ра”.

…это должно означать, что у авторов “Текстов пирамид” был доступ к передовым для своего времени астрономическим данным. Они должны были знать, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Но проблема в том, что ни древние египтяне на любом этапе своей истории, ни последовавшие за ними греки, ни европейцы вплоть до эпохи Возрождения, не располагали космологическими данными, которые хотя бы приближались к этому уровню.

“Сестра твоя Исида идет к тебе [Осирису], радуясь своей к тебе любви. Ты возлагаешь ее на себя, твое излияние входит в нее, и она тяжелеет ребенком, подобным звезде Септ. Гор-Септ рождается от тебя в виде Гора, обитающего в Септе”

…это ясное указание на то, что Сириус (он же Септ, он же Звезда-Пес) следует рассматривать как двойственную сущность, некоторым образом сравнимую с женщиной, “отягощенной ребенком”. Более того, после рождения этого ребенка, как специально отмечается в тексте, Гор остается “обитателем Септа”, что, возможно, означает сохранение его близости к матери.

…Сириус …представляет собой на самом деле двойную звезду, или, как говорят “Тексты пирамид”, “двойственную сущность”. … [Сириус-Б, звезда-карлик] абсолютно не различим невооруженным глазом. Его существование было неизвестно науке до 1862 года…

…исследование [Роберта Темпла] посвящено традиционным верованиям племени догонов в Западной Африке; в их преданиях не только ясно говорится о двойном типе звезды Сириус, но и содержится точное значение периода обращения Сириуса-Б вокруг Сириуса-А (пятьдесят лет). Темпл убедительно доказывает, что эта высоконаучная информация попала к догонам от древних египтян в процессе культурной диффузии и что именно у древних египтян следует искать ответ на эту загадку. По его мнению, древние египтяне получили эту информацию от разумных существ, обитающих вблизи Сириуса.

Это не обязательно, так как Сириус является самой яркой звездой неба, и уже лишь поэтому на него может быть обращено внимание… А с другой стороны, у египтян же мы не находим знания о периоде обращения – так что вывод о его диффузии из Египта весьма сомнителен…

Любопытной особенностью Сириуса является то, что из двух тысяч звезд, видимых на небе невооруженным глазом, он один появляется перед восходом Солнца с …периодом в 365,25 суток; этим он обязан своему “правильному” движению – сочетанию скорости его движения в пространстве и эффекта прецессии равноденствий. Более того, известно, что день предсолнечного восхода Сириуса – новый год по древнеегипетскому календарю – традиционно вычислялся в Гелиополе, где были составлены “Тексты пирамид”, и заблаговременно сообщался во все остальные храмы, расположенные выше и ниже по течению Нила.

…звезда Сириус прямо называлась в “Текстах пирамид” “новогодней”.

“Мы не можем не восхищаться величием науки, способной зарегистрировать такое совпадение. Двойная звезда Сириус была выбрана потому, что она – единственная из звезд проходит требуемое расстояние в требуемом направлении на фоне остальных. Этот факт, который был известен за четыре тысячи лет до нас и затем блистательно забыт, несомненно, требует незаурядных и длительных наблюдений неба”.

Очень большие числа фигурируют и в “Текстах пирамид”, например, в “лодке миллионов лет”, которой бог Солнца управляет в темной и безвоздушной пустоте межзвездного пространства… Числа порядка “десятков миллионов лет” (а также еще более головоломные “миллионы миллионов лет”) встречаются достаточно часто, чтобы предположить, что, по крайней мере, часть элементов древнеегипетской культуры сформировалась людьми научного склада ума, которые не привыкли проходить не задумываясь мимо величия времени.

Таким людям требовался, разумеется, высококачественный календарь, который облегчал бы сложные вычисления, требующие высокой точности. Поэтому не приходится удивляться, что у древних египтян, как и у майя, был такой календарь, причем степень понимания ими принципов его функционирования со временем не возрастала, а падала. Последнее обстоятельство наводит на мысль, что знания, полученные когда-то в далеком прошлом, постепенно деградируют; этому не противоречат верования древних египтян, считавших, что календарь достался им в наследство “от богов”.

««Тексты пирамид” полны всевозможных трудностей. Точное значение многих встречающихся там слов неизвестно… Конструкция предложения зачастую препятствует всем попыткам перевода, а в сочетании с абсолютно неизвестными словами задача вообще становится неразрешимой. …совершенно очевидно, что период их использования в Египте лишь немного превышал столетие. Почему их так внезапно начали использовать в конце V династии и так резко перестали использовать в конце VI – необъяснимо” (Уоллис Бадж).

Может ли ответ сводиться к тому, что Унас, последний фараон V династии, вместе с несколькими преемниками из VI династии попытался зафиксировать навеки в камне погребальных камер собственных пирамид копии более ранних документов?

“Некоторые отрывки свидетельствуют о том, что писцы, снимавшие копии, по которым резчики выполняли настенные надписи, не понимали, что пишут… Общее впечатление таково, что жрецы отбирали отрывки из нескольких документов различного возраста и различного содержания…” (У. Бадж).

Возможен, однако, альтернативный вариант, о котором Бадж не подумал. Что если перед жрецами стояла задача не просто скопировать материал, а перевести в иероглифическую форму тексты, написанные вообще на другом языке?

вряд ли они пренебрегли бы языком богов…

…похоже, что “Тексты пирамид”, подобно пирамидам Гизы, появились на сцене сразу, без предварительной подготовки, и занимали центр сцены примерно столетие, не подвергаясь никакому улучшению, прежде чем “прекратили функционировать”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: