Зона Винапу
Еще один вариант древнего «ремонта» можно увидеть на одной из двух платформ в зоне Винапу, которая расположена на восточном побережье острова Пасхи совсем неподалеку от аэропорта Матавери. Стенка более южной платформы в этой зоне явно составлена из обработанных, но очень сильно поврежденных блоков. Блоки здесь повреждены существенно больше, чем на аху Ханга-Поукура, но нельзя исключить, что ранее они также имели прямоугольную форму. По крайней мере именно на такой вариант наводят блоки, расположенные по краям южной платформы Винапу и сохранившие свою прямоугольность благодаря тому, что сделаны они из красного базальтового туфа, который несколько прочнее своего черного «сородича».
В центральной же части этой платформы поврежденные блоки из черного туфа собраны в некое подобие полигональной кладки. Однако это именно подобие, поскольку блоки просто поставлены рядом (местами не очень плотно друг к другу), а пространство между ними в местах больших щелей вместо блоков-вставок заполнено лишь небольшими обломками базальтового туфа. Нет здесь и вышерасположенных рядов прямоугольных блоков – вместо них опять-таки навал обычного рваного камня. «Ремонт» выполнен по всем параметрам на порядки хуже, чем на Ханга-Поукура.
И если следовать представленной ранее логике рассуждений, здесь следует уже предположить, что проводился он как раз островитянами – они не обрабатывали камень, а потому не могли подровнять поврежденные края блоков и изготовить соответствующие полигональные вставки. Так что они просто собрали остатки платформы как смогли. В результате южная платформа в зоне Винапу выглядит настолько невзрачно, что туристы лишь проводят по ней скучающим взором. Да и вообще об этой платформе мало кто из исследователей вспоминает в своих книгах и работах.
Гораздо большее внимание и исследователей, и туристов привлекает другая платформа, расположенная севернее в этой зоне. Она настолько кардинально отличается от своей соседки, что именно ее и называют аху (платформа) Винапу – как будто южной платформы и нет вовсе. Впрочем, чтобы не путаться, и мы также будем называть именно северную платформу «аху Винапу», игнорируя далее существование южной платформы в этой зоне…
Аху Винапу действительно достойна того, чтобы привлечь все внимание именно к себе. Эта платформа – лучшее древнее сооружение на острове Пасхи как по обработке камня, так и по строительным методам (см. Рис. 9-ц). И недаром именно здесь была одна из основных зон археологических раскопок, проводившихся экспедицией Тура Хейердала, ведь именно аху Винапу Хейердал считал главным свидетельством в пользу его теории о южноамериканском происхождении предков аборигенов острова Пасхи.
Наиболее впечатляюща центральная часть той стенки платформы, которая обращена в сторону океана. Она сложена из блоков обработанного черного базальта весом в десятки тонн. При этом блоки подогнаны так плотно и тщательно друг к другу, что вполне уместна «классическая» для подобных сооружений фраза – «в щель между блоками не протиснуть ни лезвие ножа, ни денежную купюру».
Хейердал, безусловно, прав в том, что аху Винапу демонстрирует целый ряд архитектурных и строительных особенностей, которые чрезвычайно схожи с аналогичными особенностями так называемых мегалитических (то есть созданных из больших и очень больших блоков) древних сооружений в Южной Америке. Помимо уже упомянутого размера блоков и их тщательной подгонки друг к другу среди таких особенностей можно упомянуть следующие.
Во-первых, это ярко выраженная выпуклость многотонных блоков. Причем как для южноамериканских сооружений, так и на аху Винапу довольно очевидно, что это – не случайный результат, а как раз то, что задумывали создатели этих конструкций.
При этом в самой нижней части некоторых блоков нижнего яруса аху Винапу можно увидеть выступающий наружу «буртик», указывающий (как уже говорилось ранее) на то, что обработка внешней поверхности стенки производилась уже после сборки кладки. На это же указывает и небольшой горизонтальный выступ, сохранившийся на одном из блоков второго яруса.
Во-вторых, блоки на углах аху Винапу сточены (или срезаны) таким образом, что образуется угловое закругление по некоторому радиусу. Это же весьма часто можно встретить на древних сооружениях в Перу – например, в знаменитой «крепости» Саксайуаман близ древней столицы инков Куско.
В-третьих, при использовании в целом больших блоков для создания кладки строители порой «разбавляли» ее мелкими вставками самой разной формы. Так на аху Винапу имеются вставки треугольной, прямоугольной и даже полуовальной формы. Особенно нас поразила вставка полуовальной формы, ведь изготовить ее чрезвычайно сложно, однако при этом она не просто вставлена в соответствующее углубление в другом блоке, но и дополнительно притерта к нему так, что поверхности соприкосновения имеют ясно просматривающуюся шлифовку.
Цель изготовления именно такой формы вставки осталась нам непонятной, поскольку просто сколоть (или срезать) часть блока, получив прямоугольный стык, было бы гораздо проще. Впрочем, непонятной осталось и вообще использование вставки, которая по глубине не доходит даже до конца кладки. Вследствие этого вставка не несет никакой силовой нагрузки и больше похожа на декоративную «заплатку», нежели на конструктивный элемент. Строители как будто специально решили посмеяться на нами, демонстративно включив эту «ненужную деталь», чтобы показать нам во всей красе свое умение обращаться с твердым камнем.
Между прочим, именно такое ощущение вызывали у нас вставки в кладке древних сооружений в Перу, которые там встречаются также довольно часто. Хотя нельзя исключить и того, что наличие вставок все-таки было вызвано некоей необходимостью – например, они могли служить для перераспределения внутренних напряжений в каменной конструкции, что увеличивало бы прочность кладки при землетрясениях. Но тогда откуда такие знания могли бы взяться у переселенцев-полинезийцев, так и оставшихся в каменном веке?..
И в-четвертых, у блоков в перуанских древних сооружениях в столь же непонятных целях по краю снята фаска. Аналогично снятую фаску можно видеть и на блоках аху Винапу. Это колоссально увеличивает как трудозатраты при изготовлении блоков, так и риск повредить кромку блока, что практически неизбежно при простом скалывании материала. Однако создатели и аху Винапу, и древних южноамериканских сооружений все-таки зачем-то сделали эту фаску. Причем на аху Винапу строители решили продемонстрировать нам эту фаску непосредственно рядом с четырехугольной вставкой, образующей сложный полигональный узел кладки с буквально ювелирной притиркой каждой соседней детали друг к другу.
Хейердал совершенно прав в том, что сходство между кладкой аху Винапу и южноамериканскими древними сооружениями просто колоссальное. У тех членов нашей экспедиции на остров Пасхи, которые ранее были в Перу и Боливии, а теперь видели стены аху Винапу, даже возникало ощущение «дежа вю» – так мы же это видели в Южной Америке!..
Совершенно прав Хейердал и в том, что ничего подобного не встречается нигде в Полинезии. Как прав и в том, что сходство кладки аху Винапу (замечу попутно – и целого других платформ на острове Пасхи) с аналогичной кладкой южноамериканских древних сооружений не может быть случайным совпадением или результатом каких-то «типовых архетипических решений», которые будто бы могут приводить (как это любят объявлять историки) к некоей «конвергенции культур», разделенных тысячами километров водных пространств. Здесь однозначно (!) и бесспорно нужно вести речь о том, что строители древних сооружений в Южной Америке и создатели аху Винапу владели одними и теми же технологиями в обработке камня и использовали одни и те же методы строительства. А следовательно, если строители и не были буквально одной и той же бригадой, то явно относились к одной и той же цивилизации!..
Но означает ли это, что аборигены острова Пасхи являются потомками переселенцев с Южной Америки – инков или каких-то иных индейцев, как это утверждал Тур Хейердал?.. Вовсе нет!.. Для столь категоричного (и узкого) вывода сходства лишь качества кладки неких сооружений все-таки мало. И признавая весомость как аргументов других исследователей, сторонников полинезийского происхождения рапануйцев, так и сведений, содержащихся в местных преданиях, Хейердал позднее перешел к поиску некоего «компромиссного решения», выдвинув идею двух миграций.
Согласно этой идее Хейердала, первая волна миграции пришла с востока – из Южной Америки. Именно оттуда, по его мнению, прибыли создатели аху Винапу и других высококачественных платформ. Затем имела место вторая волна миграции – с запада, с Полинезии – уже без соответствующих навыков каменного строительства. Это, на взгляд Хейердала, в итоге послужило и причиной наблюдаемой «деградации» платформ и статуй на второй стадии истории острова Пасхи. И Хейердал полагал, что свидетельства этой «деградации» демонстрирует опять-таки аху Винапу.
Действительно, если центральная часть этой платформы имеет каменную кладку высочайшего качества, то по бокам от нее пристроены как бы «крылья», возведенные явно гораздо хуже. А если к ним присмотреться, то можно заметить, что эти «крылья» просто собраны из более ранних обломков – точно так же, как и платформа, расположенная южнее по соседству с аху Винапу.
Однако переход к такому «компромиссному решению» представляет собой на самом деле лишь «смену шила на мыло» (как говорится в известной пословице). Дело в том, что будучи прав в целом ряде вторичных деталей, Хейердал делает кардинальную ошибку в главном – он принимает за истину утверждение историков о том, что те древние сооружения в Южной Америке, с которыми он сравнивает аху Винапу, созданы инками. В результате его попытка изменить точку зрения на направление миграции предков современных рапануйцев только меняет одну неудовлетворительную теорию на другую – столь же неудовлетворительную.
В действительности мегалитические сооружения в Южной Америке не имеют никакого отношения к инкам или другим известным индейским культурам этого континента. И с этим уже согласны даже местные археологи, которые в открытую говорят не об инках, а о некоей «цивилизации возрастом в десять тысяч лет»!..
Индейцы в лучшем случае лишь использовали руины и остатки гораздо более древних конструкций, созданных с использованием таких высоко развитых технологий, которых никогда не имели не только инки или какая-то иная известная местная культура, но не имеет до сих пор и наша современная цивилизация. Об этом наиболее красноречиво говорят следы явно машинных инструментов, использовавшихся тут в глубокой древности (см. Рис. 10-ц).
Я не буду здесь подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку он слишком обширен. Интересующимся могу лишь порекомендовать ознакомиться с моей книгой «Обитаемый остров Земля», вышедшей в издательстве «Вече», и другими материалами сайта «Лаборатория Альтернативной Истории» – http://lah.ru
Затрону лишь еще один момент.
В ходе экспедиции в Турцию, состоявшейся в 2012 году, нам удалось обнаружить не только следы столь же высоко развитых технологий, но и такие древние сооружения, которые как «близнецы-братья» похожи на древние перуанские мегалитические постройки (причем по тем же отличительным особенностям, которые перечислены выше для аху Винапу). Например, мегалитическая полигональная стенка в Аладжа-Хююке, который считается древним культовым центром периода Хеттской империи, демонстрирует совершенно те же технологические приемы, что и каменная кладка в Куско – столице империи инков.
И если, ориентируясь на сходство каменной кладки аху Винапу с южноамериканскими сооружениями, считать допустимой версию Хейердала о миграции инков на остров Пасхи и создании ими тут платформ, то следовало бы считать допустимой и версию того, что аж за три тысячи лет до инков на острове Пасхи каким-то образом побывали древние хетты, которые и были будто бы предками современных рапануйцев.
Конечно, абсурдность подобной гипотезы очевидна. Но налицо и факт сходства аху Винапу с древними сооружениями как в Южной Америке, так и в Турции. Причем такого сходства, которое заставляет вести речь об одних и тех же строителях в разных частях света.
Объяснить же это сходство можно лишь одним образом – признать, что действительно строители были одними и теми же. Но это были вовсе не переселенцы-полинезийцы и не инки, а представители совершенно иной – очень высоко развитой цивилизации. Той цивилизации, которую наши древние предки (на всех континентах) называли «богами».
Однако подобное заявление требует подкрепления более серьезными доказательствами, нежели простые логические рассуждения на основе внешнего сходства или даже признаков сходства технологий. Нужны явные свидетельства присутствия некогда в прошлом на острове Пасхи высоко развитой в техническом отношении цивилизации. Собственно, поиск таких свидетельств и был одной из главных целей нашей экспедиции, поскольку благодаря доступным источникам особенности каменной кладки аху Винапу в общих чертах нам были известны еще до поездки …
Добавить комментарий