(конспект)
…в зороастрийстве и манихействе борьба добра и зла представлялась движущей силой космической эволюции. Практически все мировые и немировые религии восприняли представление о воздаянии за праведную или греховную жизнь, имеющую божественно-космическую предопределенность.
Это опять о богах из космоса…
Первой ступенью космического видения и постижения мира стал народный космизм. В далеком прошлом Вселенная представлялась нашим предкам большим небесным домом, ассоциируясь со словом “вселение”. Так полагали, к примеру, выдающийся русский мифолог, собиратель и исследователь фольклора А.Н.Афанасьев (1826-1871), а также историк и публицист А.П.Щапов (1831-1876), имея в виду обживание жилища и вселение под родной кров. Этнографы и фольклористы подтвердили это мнение.
А вот это сильно !!! К версии о подселении !!!
В народных заговорах и заклинаниях, многие из которых восходят к общеиндоевропейским и доиндоевропейским мифологическим представлениям, содержатся обращения к высшим космическим силам…
…философский космизм… вырос из древнего народного миропредставления и имеет тысячелетние традиции на Востоке и на Западе. Ригведа и Упанишады в Индии, “И цзин” и “Дао дэ цзин” в Китае, философские системы великих мыслителей всех времен и народов… были космичными по своей сути.
Почему ??? Какова причина именно таких свойств?..
…этнографам и лингвистам за последние два века удалось зафиксировать не менее 20 названий [в России] для Млечного Пути (…); 52 – для Большой Медведицы (…); 37 – для Плеяд (…); 21 – для Ориона (…); 18 – для Венеры (…); 9 – для Полярной звезды (…)… Такой же разнобой у других народов.
Это заостряет внимание на определенном единообразии Зодиака, что странно в такой разноголосице…
В древности главным регулятором и унификатором космических вопросов была религия. Жрецы и священнослужители долгое время оставались безраздельными монополистами и в отправлении культа, и в вынесении вердиктов по части “небесных дел”. Они были хранителями тайных для непосвященных астрономических знаний, занимались предсказанием и толкованием небесных явлений. Именно такой путь прошли многие “звездные цивилизации” – шумерская, египетская, вавилонская, китайская, индийская, ацтекская, майя, доинкская, инкская и др.
Земля… всегда считалась важнейшим и равноправным партнером Неба. Их брачный союз, собственно, и порождает Космос во всем его богатстве и разнообразии. У шумерийцев даже существовало неразрывное понятие ан-ки – Небо-Земля. С момента священного брака Земли и Неба космическая эволюция приобретает упорядоченную направленность, порождая наряду с неисчерпаемым многообразием Вселенной и поколения различных Богов. Последние обычно тотчас же вступают в непримиримую и изнурительную борьбу за власть над миром.
немного корректировки – и пошел прямой текст…
Не во всех мифологиях Земля женского рода. По представлениям древних египтян, Земля-Геб – мужчина, а Небо-Нут – женщина. Первоначально они, как и соответствующие боги в других культурах, составляли единое целое. От их соития, согласно гелиопольской версии, родилось Солнце-Ра, бессчетные звезды и главные Боги египетского пантеона – Осирис, Исида, Нефтида, Сет.
Истоки представлений о мироустройстве в других древних культурах в главных своих чертах по большей части сходны.
По представлениям древних китайцев, Небо и Земля некогда были слиты воедино (как и у шумеров, для обозначения этого неразрывного понятия существовало единое слово хунь-дунь) и похожи на куриное яйцо. Внутри находился зародыш будущего великого Божества Паньгу. Родившийся из Космического яйца, он как раз и считается творцом Неба и Земли. Культ неба в последующей религиозной и государственной идеологии Китая общеизвестен. Здесь оно почиталось, быть может, как ни у какой другой великой цивилизации. Даже наиболее употребительный синоним страны – Поднебесная.
м.б. поэтому их дальше и не трогали ?..
В древнеиндийской космологии вновь обнаруживается знакомая схема мироустройства, наполненная, однако, глубоким философским содержанием. В гимнах Ригведы, других священных книгах космическое Небо олицетворяло женское Божество – Адити. Ее имя дословно означает “бесконечность”, символизируя одновременно и бесконечное пространство, и неисчерпаемые потенции дневного света. Мать-Адити и находится в эпицентре ведийской космогонии…
“В первом веке Богов
Сущее возникло из не-сущего,
Затем возникли стороны света,
И все это – от воздевшей ноги кверху” (Ригведа)
“Когда вы, Боги, там, в воде,
Стояли, крепко держась друг за друга,
От вас тогда, от плясунов словно,
Густая пыль воздымалась.” (Ригведа)
“Когда вы, Боги, словно волхвы,
Напоили все миры,
Тогда достали вы Солнце,
Спрятанное в море” (Ригведа).
Адити – мать множества Богов, чье собирательное имя – адитьи. Среди них Индра – верховное Божество индоевропейцев, повелитель Вселенной, владыка молнии и грома. Именно с его деяниями связано отделение Земли от Неба. Выпив священного напитка сомы, он вырос до гигантских и настолько устрашающих размеров, что Небо и Земля, охваченные ужасом, разлетелись в противоположные стороны, разлучившись тем самым навеки, а Индра заполнил собой все пространство между ними…
Космогония в чистом виде…
“По ту сторону (видимого) пространства, неба
Ты, о сильный по своей природе, (приходящий) на помощь, о дерзкий мыслью,
Сделал землю противовесом (своей) силы,
Охватывая воды, солнце, ты идешь на небо.
Ты стал противовесом земли,
Ты стал господином высокого (неба) с великими героями.
Ведь поистине никто не равен тебе” (Ригведа)
Воплощением космической энергии, наполняющей и пронизывающей Вселенную, выступает другое главное Божество индийского пантеона – Шива.
Мировой Змей Шеша, представления о котором уходят в доиндоевропейскую древность, объемлет собою весь мир. Он бесконечен и потому имеет эпитет Ананта (Бесконечный). Вселенная, которую венчает Мировая Гора, покоится на Черепахе – одном из воплощений Вишну – еще одного важнейшего Бога индуистского пантеона. Модель эта отнюдь не статична. Космос под воздействием Мирового Змея периодически умирает для того, чтобы тотчас же народиться и расцвести вновь.
Согласно индоевропейским преданиям, арии – прапредки всех современных индоевропейских народов – мигрировали с Севера после смертоносного климатического катаклизма и неожиданного похолодания.
Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного Космоса, вокруг нее как мировой оси вращались созвездие Медведицы, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд.
Священная гора – обитель всех верховных Богов индоевропейцев. Среди них был Митра, один из Солнцебогов, чье имя также произошло от названия горы Меру. Из верований древних ариев культ Митры переместился в религию Ирана, а оттуда был заимствован эллинистической и римской культурой. Миротворческая роль Митры заключалась в утверждении согласия между вечно враждующими людьми. Данный смысл впитало и имя Солнцебога, оно так и переводится с авестийского языка – “договор”, “согласие”.
Митраизм – культ быка (Тельца) – не совпадает по хронологии с похолоданием !..
Идея примирения людей богом – повторяет деяния богов в других регионах…
вообще “верхнее” положение богов может быть и порождено символизмом верховенства (сильнейшего), как и у животных – положение вверху означает доминирование…
…позвоночный столб играет в организме человека ту же роль центральной оси, что и гора Меру во Вселенной, воспроизводя на микрокосмическом уровне все ее функции и закономерности.
…из общеарийского наследства – слово “мера”, означающее “справедливость” и “измерение” (как процесс, результат и единицу), непосредственно калькирующее название горы Меру.
прекрасно связывается с ролью Шамбалы !!!
Древнерусское космическое мировоззрение уходит своими корнями в древнеарийские традиции, общие для многих современных евразийских народов.
Однако славянские племена имели типичное примитивное идолопоклонство и “естественную” религию, а не развитую теологию, характерную для регионов “вмешательства”. То же самое, на самом деле, видно и для племен – наследников арийцев в Северной и Центральной Европе (в том числе скандинавов и населения Британских островов): их религия до распространения на них христианства имела очевидные признаки “естественного”, “самостоятельного” развития…
…по народным представлениям [на Руси], Небо-супруг изливал мужское семя в виде дождя на Землю-супругу, оплодотворяя своей космической потенцией все сущее и обеспечивая плодоношение растений, животных, людей.
Космологические воззрения древних иранцев получили закрепление в священной книге зороастризма Авесте и религиозно-теологической системе, создание которой приписывается легендарному пророку Зороастру (Заратустре). И сама религия, и ее священное писание были почти полностью уничтожены исламом.
…авестийская космология была близка ведийскому взгляду на мир, что само по себе вполне естественно, так как и индийцы, и иранцы, и их мифология произошли из одного общего арийского этнолингвистического и социокультурного источника. Впрочем, авестийская идеология дуалистична: в ней ярко выражены два первоначала – светлое и темное, верховный Бог Ахура-Мазда и владыка сил мрака Ангро-Майнью. Между ними происходит непрерывная война, которая реализуется в космизированном противоборстве Добра и Зла.
Война богов прекрасно датируется с учетом того, что в Египте война идет лишь за сам Египет, а начиная с зороастризма и индуизма – война представляется в виде уже космических событий…
появление идей борьбы Добра со Злом именно в зороастрийзме обуславливается именно тем, что оно был нацелен именно на борьбу с Междуречьем в идеологическом плане; до того потребности в оправдании борьбы не было никакой необходимости (в частности, в Китае нотки борьбы не акцентируются, а наоборот, нивелируются до проведения идея неразрывного единства инь и ян.
Идеология вечной войны мобилизует общество на борьбу с внешним врагом (как, скажем, борьба с мировым империализмом); на защиту (вечную) себя от чужеродного влияния – классный барьер…
Добавить комментарий