Борода считалась вместилищем физических и духовных сил человека. В Древнем Египте она символизировала власть и достоинство. Каждый фараон носил бороду, собственную или приставную. Такую бороду имела даже царица Хатшепсут (1490-1468 до н.э.). Борода свидетельства об интеллектуальной зрелости человека и стала признаком умудренной старости.

В индуистской мистической символике волосы, подобно паутине или нитям пряжи, обозначают «силовые линии» Вселенной, пронизанной «волосами Шивы» — могущественного бога, из третьего глаза которого исторгается всепорождающий и всеуничтожающий огонь. Волосы «Нечесанного Шивы» (Джата-дхара) изменяют пространственно-временную структуру Космоса и являются символом самопроявления первичных созидающих и разрушающих сил Природы.

Сверкающий белыми одеждами Шива — это сам свет, пронизывающий тьму. Его волосы, сотканные из вечно существующей энергии, наделены столь проникающей силой, что в виде импульсов света достигают самые отдаленные уголки мироздания. Они вечны, по крайней мере в человеческом восприятии, и лучи, или мистические волосы Космоса, входят в сознание людей, даже если они были посланы давно погибшими галактиками.

О мистической значимости волос говорят многие мифы. Древневосточные и античные боги чаще всего наделены длинными волосами.

Густые волосы олицетворяли духовную исключительность и выражали нравственную и физическую силу.

Жрецы древнеегипетской богини Исиды, брамины и буддийские монахи брили себе головы. Этим они подчеркивали свое рабское подчинение божеству.

Богиня Исида, узнав о смерти Осириса, своего брата и супруга, от воли которого зависел урожай в Египте, срезала прядь своих волос. Это был не только знак печали, но также жертвоприношение небесным силам, чтобы урожай не уменьшился после гибели Осириса.

Широкое распространение в Египте получил культ Хора-мерти, что переводится как «Хор-глаза». Считали, что этот чудеснорожденный сын Исиды и Осириса питает «священный огонь, или разум человека». Небесному глазу бога Хора (удйат) поклонялись как самостоятельному божеству, которое гибнет и возрождается. В мифе о борьбе Хора со злым демоном Сетхом, принявшим облик черной свиньи, Хор потерял глаз. Сетх, прежде чем его проглотить, расчленил глаз на 64 части и этим нарушил извечный, установленный богами космический порядок. Обеспокоенные боги приказали Сетху глаз возвратить, или это сделал бог мудрости и магии Тот. Он срастил поврежденный глаз, но 1/64 его часть затерялась, вследствие этого на земле нет полного порядка и гармонии. В исцелении изувеченного глаза Хора принимала участие и богиня Хатор.

Глаз бога Ра, то есть Солнце, также был похищен и проглочен громадным змеем Апопом, или мировой тьмой. В Британском музее находится деревянная фигурка змеи с глазом в «руках». Глаз богу Ра вернул тот же Тот или Хор. В честь этого события в самый длинный день года справляли праздник «исцеления ока».

Согласно мифам, из глаз богов появился мир и люди. В предназначенных для индийских отшельников ведийских текстах из глаз космического Прачеловека «вышло зрение, из зрения Солнце». Японская солнечная богиня Аматорасу родилась из левого глаза некого бесполого существа, а бог Луны — из правого. В древнеегипетском «Большом гимне Амону» сказано, что «вышли люди из его глаз».

Глаза божества днем и ночью, как Солнце и Луна, смотрят на людей. В Древнем Египте рисовали громадный глаз, парящий над фигурой молящегося человека.

Божественный глаз защищал живого и умершего человека. В Древнем Египте в форме глаза делали охранительные амулеты, не допускающие демонов болезней к их владельцу. На суде Осириса бог Тот держит священный глаз Хора, который как бы наблюдает за взвешиванием сердца покойного. Глазообразные «амулеты смерти» или «амулеты сходства» располагали на теле мумии, что должно было способствовать сохранению мертвым зрения. Обладающие магической силой искусственные глаза вделывали в человекообразные саркофаги, их вставляли в заупокойные портреты и в статуи богов.

Если добрым глаза Бога помогали, то злых они карали. В Египте верили, что «Око Хора» казнит злоумышленников.

Духовное видение ветхозаветных пророков происходило тогда, когда у них открывался гипотетический «третий глаз», который все видит, когда два других спят.

Таким, почти неподвластным контролю разума, духовным зрением обладали великие религиозные мистики, иногда художники и поэты.

Широко была распространена вера в возможность использовать силу взгляда, чтобы нанести вред. В мифологии банту околдованное лицо, веря, что глаз колдуна проник в его тело, нередко погибает. На одном рисунке, сделанном на основе чукотского рассказа, изображен дух-убийца.

Есть куча свидетельств по примитивным племенам о вполне закономерном развитии самостоятельных знаний о духовно-нематериальном мире… Это знание: во-первых, совершенно не завязано однозначно на богов (максимум — на духов); а во-вторых, имеет сугубо практическое применение, которое так пагубно было трактовано в религиозных «божественных» системах.

По древнеегипетским понятиям, душа бога и человека имеет облик птицы с женской головой. Она называлась Ба и, в отличие от других элементов человеческого тела, существовала только после смерти человека и была наделена силой оживить его мумию. Ба могла покидать гробницу и подниматься на небо, но всегда возвращалась к своему телу. В «Книге мертвых» есть рисунки Ба, сидящей на дереве близ гробницы, иногда она пьет воду из пруда или спускается в гробницу. Если древнеегипетские боги могли иметь несколько таких душ (Ра имел их семь) и порой один бог считался Ба другого (Ра — это Ба Нуна, Сокар — Ба Осириса), а звезды — это Ба богов, то у человека существовала лишь одна Ба.

Может быть множественность Ба (астральных двойников, а не душ) у богов связана с их возможностями в магии, к созданию астральных двойников при магической работе.

Не менее богатой мистической иносказательностью была наделена многоголовость. Древнеиндийский бог Брахма имел четыре головы, которые символизировали дхарму — следование законам жизни, арта — приобретение умения завоевать себе достойное место в обществе, а также власть и богатство, кама — приобретение способности наслаждаться жизнью и, наконец, мокша — освобождение от уз повседневности или внутренний покой. На Востоке знали семиглавых дэвов — близких к божествам и почти как они могущественных демонов.

Олицетворяющий милосердие и сострадание бодисатва Авалокитешвара («Смотрящий вниз») изображался с одиннадцатью головами. Многоголовыми были тантрические «Покровительствующие божества», которые выражали совершенное просветление или высшее состояние человеческой психики. В тибетской «Книге мертвых» умерший созерцает связанные с его сознанием мыслеформы, также имеющие вид многоголовых демонов.

Некоторые умершие в подземном царстве Осириса обезглавливались, что плохо согласуется с учением об обязательном оправдании на суде Осириса; не пытаясь распутать логические противоречия древнеегипетской религии, только отметим, что отданный «Пожирательнице» на уничтожение человек или его Ка также подлежали расчленению.

В Древнем Египте поклонялись богу Бесу, которого изображали горбатым карликом с короткими толстыми ногами и громадной головой. Вздутые щеки, выпученные глаза, большой рот с высунутым языком и оттопыренные уши создавали несколько комический образ добродушного демона, который охраняет дом, помогает при родах и имеет веселый нрав, потому что покровительствует танцам и музыке.

Горбатых карликов как лиц, наделенных магической силой, держали при дворце фараонов… В древнейших додинастических захоронениях Египта были найдены фигурки горбатых карликов мужского и женского пола.

В римской Антиохии сохранилась мозаика, где изображен горбатый карлик, который убегает от божественного глаза или от лучей солнечного бога Ра или сына Осириса, небесного бога Хора.

Древнеегипетская богиня неба Нут кормит своим молоком двух маленьких крокодилов. Они считались владыками воды и обеспечивали плодородие. Богиня Исида на фресках, рельефах и в скульптуре показана как кормящая мать. Она дает свою грудь сыну, богу Хору или фараону — магическому гаранту урожая на брегах Нила. Во время религиозной процессии в честь Исиды, направляющейся к морю, жрец нес золотую чашу в форме женской груди и из нее совершал излияние.

В Древнем Египте богиня неба Нут извечно рождает солнечный диск и столь же постоянно проглатывает его вечером. Так она была изображена на рельефе из Дендер (I в. до н.э.), где лучи вышедшего из вульвы солнца освещают город. Существовал иероглиф, изображающий этот диск во рту… Усеянное звездами небо — это живот древнеегипетской богини Нут.

В магических секретных трактатах человеческая кожа выражает идею возникновения и регенерации живого организма. В Древнем Египте новорожденному вручали амулет, составленный из шкур трех животных, прикрепленных к солнечному диску. Вероятно, они символизировали трехипостасного бога Хепри-Ра-Атума или Амона-Ра. Может быть, это был символ человеческой жизни, протекающей из прошлого через настоящее в будущее. Такой амулет мог указывать на тело, душу и дух человека. Обряд «прохождения сквозь шкуру» совершали жрецы и фараоны, чтобы символически омолодиться. На празднике Хеб-сед периодически обновлялись физические силы фараона, при этом правитель Египта несколько раз менял облачения. Он, как священная лягушка или змея, сбрасывал старую кожу и в восстановленном виде вступал в новую жизнь.

Змея ассоциировалась с духовным возрождением и воскресением. В древнеегипетском тексте она сама напоминает об этом: «Я змея Сата, я умираю и рождаюсь вновь».

По убеждению составителей средневековых бестиариев, обозначающая «ветхого человека» старая змея ползет к реке. Пролезая сквозь узкую расщелину в скале, она сбрасывает кожу и изливает свой яд. Тем самым змея стала весьма наглядным образом или простейшим символом человека, который в процессе суровых испытаний становится новой личностью.

Может быть одевание в кожу жертвы в Америке также несло на себе определенный символ возрождения (или сбрасывания старой кожи) и было связано с культом змеи?..

Впадающая в зимнюю спячку или «умирающая» лягушка, которая весной оживает или «воскресает» и которая способна восстанавливать утраченные конечности, стала символом вечного воспроизводства жизни. Ее как символ бессмертия почитали копты и изображения лягушки, иногда с крестом в лапах, помещали на донышках своих светильников. Сказочная старуха снимает кожу и превращается в юную девушку.

Но этот образ не получил дальнейшего распространения и значения, как змея… Тем более, что впадение в спячку лягушек наблюдается только в достаточно северных (более холодных) районах…

Лишение кожи, как и снятие одежды, отнимает у человека его сакральную силу или сущность и ставит его в ряд всех остальных живых существ. Поэтому сдирание кожи было не только и не столько жестокой пыткой, но также пробой свести на нет сакральную исключительность казнимого.

Тем не менее ритуал сдирания кожи символизировал преображение и очищение через смерть. Человек, потерявший кожу полностью или частично, становится больше или меньше открытым для воздействия нематериального мира. Древнеегипетский владыка Востока «Сокол, плывущий в ладье», не имел кожи, но обладал столь мощной силой, что защищал путешественников и добытчиков полезных ископаемых минералов.

Нечто, названное словом «кровь», течет по телу древних богов, о мистической близости которых к потокам космической энергии постоянно указывают древневосточные и античные мифы. Но это кровь совершенно особенная. Гомер и «Илиаде» упомянул некий загадочный биологический или, скорее, парабиологический состав — лимфу, наполняющую кровеносные сосуды олимпийцев. Этот состав именовался «ихор», и, вероятно, при его потере боги умирали.

Из космической или божественной крови возникают первые люди. Мотив сотворения человека из крови погибшего бога содержится в вавилонском «Сказании об Атрахасисе». В «Энума элиш» наделенный чертами культурного героя бог Мардук убивает ужасного демона Кингу, в жилах которого вместо крови находился яд. Тем не менее Мардук смешал эту «кровь», или превратившийся в нее яд, с глиной и вылепил первых людей.

Почитаемый в далекой от христианской иудейской культуры Южной Америке бог Кецалькоатль, попав в царство мертвых, смолотые кости умерших окропил кровью из своего детородного органа, и люди вновь родились. Здесь можно вспомнить, что именно жертвенная кровь Христа, постоянно мистически воспроизводимая в таинстве причащения, спасает и как бы духовно заново рождает человека.

Одним из парадоксов мистики ладони стало восприятие ее как части человеческого тела, связанной с его сексуальными потребностями. Древнеегипетский бог с помощью собственной ладони вызывает истечение семени и оплодотворяет мир. В эпосе гватемальских индейцев киче «Пополь-Вух», названном «Библией Южной Америки», отрезанная голова Хун-Хун-Ахпу была помещена на дерево. Дочь повелителя мертвых Шкик разговаривает с ней и по совету головы протягивает к ней свою правую ладонь. После того как голова выронила «несколько капель слюны прямо в девичью ладонь», девица зачала двух сыновей.

Одним из трех отличительных признаков Будды стало пятно (урна). Историки религии считают, что магические отметки имели на лбу митраисты, которые по форме повторяли «анх» — древнеегипетский знак жизни в форме креста с петелькой наверху.

Ритмы активности мозга и Солнца совпадают. При повышении интенсивности космического излучения или невидимого нашему глазу свечения усиливается чувствительность мозга, который также начинает излучать известное мистикам всех времен свечение. Оно было особенно заметным при возбужденном психическом состоянии человека.

Биение мозга Заратустры (VII или VI тысячелетие до н.э., по другим данным — VI в. до н.э.) было настолько мощным, что его ощущали руки, положенные на голову мыслителя.

Большая разница в датировке!!! Хотя откуда 2-я дата??? Она совсем не совпадает с другими данными. При этом, если верна первая дата, то это сильно!!! Так как уводит все смежные культуры в соответствующую древность…

Мочу использовали в магических действах. Настоятель Белого монастыря в Верхнем Египте Шенуте в послании какому-то землевладельцу обличает его в идолопоклонстве. По предписанию апы, моча язычника была налита в кувшин, как вино. Потом ее заставляли выпить всех идолопоклонников, а остаток вылили на порог их дома.

Это говорит лишь о том, что альтернативные религии известны с незапамятных времен…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: