Человеческое тело воспринимали как некую философскую криптограмму, в нем видели материализованную тайну божественного и космического бытия. В иранской религиозной иносказательности тело, как завеса, отделяет тварное от духовного, близкую по сути мысль можно обнаружить уже в раннехристианских источниках.

Памятники древнего искусства показывают богов в облике прекрасных мужчин и женщин. Хотя внешне они неотличимы от людей, их внутреннее строение было другим. Египтяне полагали, что кости их божеств состоят из серебра, а плоть — из золота.

Космос воображали божеством или подобным человеку живым организмом, который порождает Вселенную, Солнечную систему и Землю. В Древней Индии полагали, что из волос Космического Человека появились деревья и другие растения. Вышедшая из его сердца мысль породила Луну, а из спермы образовалась вода. В классическом Китае Солнце и Луна воспринимались как глаза и уши этого странного существа, а в дожде видели его кровь. Его желчный пузырь — это облака, легкие — эфир, печень — ветер, почки — дождь, селезенка — гром. Всем этим управляет сердце, или господин. В древнейшем памятнике индийской религиозно-философской литературы «Ригведе» боги из расчлененного тела первозданного гиганта Пуруши творят Вселенную. В ритуальном тексте «Шапатха-брахман» (священное слово, или молитва) тело Космического Человека отождествлено со светом. Отверстия этого организма электромагнетического свойства образуют пространства, кровь, слизь и семя — воду. Его тело — это земля, а дыхание — воздух. Не столь запутанно изображена Природа и ее возникновение в «Айтарея-араньяке» — ведийских текстах, предназначенных для отшельников, проживающих в лесу. Изо рта Космического Человека выходит речь, а из нее вспыхивает огонь. Из ноздрей появляется обоняние, и оно превращается в ветер. Из глаз приходит зрение, которое, в свою очередь, образует Солнце.

В облике человека древние видели нашу землю. В скандинавской мифологии тело великана Имира (Аургельмира) было превращено богами в землю. Его кости стали скалами, череп превратился в небо, кровь образовала море. Волосы трансформировались в деревья, мозг — в облака, а ресницы — в Мидгару, обиталище людей.

Авторство загадочной книги, найденной тианским магом Аполлонием (I в.), приписывается божественному Гермесу Трисмегисту (Трижды великому), соединившему в себе древнеегипетского бога мудрости Тота и основателя алхимии — греческого бога Гермеса. Так вот в ней было начертано, что «земля лежит посреди всего, опрокинувшись навзничь, и лежит, как человек, глядя на небо, поделенная на части, на какие делится человек».

Если Космос и земную природу воображали в облике человека, то и его без труда сравнивали с ними.

Мифы древних народов, Ветхий Завет и Коран сообщают, что первые люди были созданы из глины. В египетской мифологии их выточил на гончарном круге бог Хнум. Шумерские боги Энки и Нинмах также вылепили мужчину и женщину из глины, в которой были заключены зародыши людей. Вавилонский бог Мардук для этого использовал глину, замешенную на крови убитого им демона Кингу. По одному из древнегреческих мифов, титан Прометей сотворил людей из земли или из земли и воды. По Корану, липкая и вонючая «сущность глины» была применена Аллахом для создания прачеловека.

Ветхий Завет повествует о том, как Яхве образовал тело Адама из девственного «праха земного». Талмуд, сборник еврейских религиозно-философских и бытовых предписаний, сообщает, что земля для создания первого человека была собрана со всего света.

Иудейско-эллинский философ Филон Александрийский вслед за древнегреческим философом Платоном видел в человеке божественное произведение, или, по Платону, небесное растение. Его духовные корни Бог простер к небу и сделал человека единственным из всех существ на земле, голова которого направлена в небо. Все животные смотрят вниз, и только человек — вверх, чтобы «иметь небесную нетленную пищу».

Действительно «мать сыра земля» должна стать по идее совершенно логичным естественным божеством, обеспечивающим человека питанием. Солнце дает тепло, лес — животных (мясо), земля — растительную пищу, море — рыбу… Явная тенденция к равномерному распределению потенциальных богов, которая нарушается исторической реальностью…

В манихействе — религии, возникшей в III веке в Ираке и обладающей некоторыми общими с христианством чертами, — человеческое тело — это такой же мир, как и «великий мир»…

В даосизме нагое человеческое тело ассоциировалось с природной естественностью, и китайские «знаменитости» — художники и литераторы, прогуливались и пиршествовали, раздевшись догола. В античном искусстве боги и герои часто показаны обнаженными. Лишенные одежд тела Адама и Евы свидетельствовали об их изначальной безгреховности, так как до грехопадения они были невинны и не знали, что такое стыд. Библейское повествование о том, как после вкушения запретного плода «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их», в иносказательном плане представляет собой перемену первоначального светового или духовного состояния прародителей на физическую плоть, на заточение духа в тело.

Некоторые демоны древних религий имели облик человека. Шумерская Лилит, приняв вид красивой женщины, соблазняла мужчин. В свою очередь, демоны-псевдомужчины угрожали женской целомудренности. Ветхозаветный змей-соблазнитель на некоторых изображениях имеет две головы: женская смотрит на Адама, а мужская — на Еву.

Тема прелюбодеяния богов с людьми все-таки так и лезет в глаза. При этом доминирует активная роль за богами, а не за людьми!!!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: