…наставление Арриаги своим священникам быть готовыми к тому, что во многих деревнях они встретят частичку местной топографии, называемую “Титикакой”, и что эта область будет связана с культом предка. В современном Чинчеру… низкая равнина под возвышением, террасы инкского периода называлась Титикакой.
…Уакайпата, площадь, где проходили инкские обряды декабрьского солнцестояния, была покрыта на два фута в глубину песком, старательного поднятого на десять тысяч футов в Анды с берегов Тихого океана.
Линда Шеле написала о двух памятниках майя в Паленке: храме Надписей, содержащем крышку саркофага властителя Защитника-Пакаля, и памятнике воцарению властителя Чана Балума – включая изображения его покойного отца – в храме Креста. Каждый из этих памятников изображает трехярусный космос, представляющий небесный, земной и мир преисподней, схема, уже знакомая по ансдкому примеру. В каждом храме солнце изображается опускающимся в “ворота преисподней”. Символом, представляющим точку соприкосновения между миром живых и преисподней, в каждом храме является панцирь раковины. В каждом храме, в свою очередь. Солнечная иерофания – архитектурный “особый эффект”, в данном случае использование света и тени, испускаемых заходящим солнцем, – освещает сначала центр храма, изображающего властителя Пакаля, отправляющегося в “ворота преисподней”, а затем место воцарения властителя Балума и кончины его отца. В этом месте последний дневной луч освещает Бога Л, Владыку Преисподней. Обе иерофании имеют место в один и тот же день и в течение одного и того же события – заката в декабрьское солнцестояние. Здесь мы находим доказательство, чудесно дополняющее представление о том, что души предков возвращаются во время восхода солнца в декабрьское солнцестояние: то есть недавно умершие “отбывают” на закате в декабрьское солнцестояние.
Надо отметить, что визуальные световые эффекты более характерны именно для Америки – в прочем мире они встречаются гораздо реже…
На восточной стороне [Острова Солнца на озере Титикака] инки смоделировали длинную лестницу от края воды вверх к источнику, стекающему от самого отвесного склона, где, как говорили, Виракоча создал солнце, луну и звезды. Вода из этого фонтана, облицованного безупречной инкской каменной кладкой, течет в большой, столь же совершенный каменный бассейн, а отсюда обратно в озеро через два канала по сторонам лестницы.
…хронист Пачакути Ямки приводит рассказ о последних днях на земле … “Владыки Источника Солнца”, бога Виракочи. Теперь уже старый, с седой бородой и деревянным посохом, Виракоча, встречаемый непочтительно всеми, кроме отца мифического главы инкского происхождения, возвращается к древнему священному центру, Тиаунако, где все это начиналось. Различные версии, описывающие восхождение бога на “небеса”, изображают его идущим на северо-запад к морю, исчезающим навсегда. Версия Пачакути Ямки содержит еще одну частичку информации о маршруте бога: “Они говорят, что Тунапа (Виракоча) следовал по реке Чакамарка, пока не достиг моря. Я полагаю, что он прошел этими проливами к другому морю”.
явные черты старения бога – как простого смертного…
отсутствие почтительности к богу – это симптоматично …
[у норвежцев] как и в Андах, путь в преисподнюю был улицей с двусторонним движением. Что касается богов, то они проходили через мост “хрупкий и крутой, висевший над пропастью, такой же тонкий, как игла или острие меча”.
“Всюду мы слышим о воде, которую душа должна преодолеть, и о противнике, будь то собаке или злом духе, с которым она должна бороться. Все мы знакомы с псом Цербер (называемым Гомером просто “псом”), который препятствовал переправе через реку Стикс, которую души должны пересечь… Пережитки этого убеждения встречаются в Коране, который описывает мост эль Сират, тонкий как волос и острый как турецкая сабля, протянутый в один пролет от небес до земли; в мосте Бифрост, который, согласно Эдде, протянут от земли до небес; в персидской легенде, где дуга радуги Шиневад переброшена через мрачную пучину между этим миром и домом счастья; и даже в современной христианской аллегории, которая изображает воды мифического Иордана, текущие между нами и Небесным Городом” (Бринтон).
…теперь я узнал, почему потоп 650 года до н.э. был настолько важен для андских жрецов-астрономов: “мост” на землю богов был разрушен – не потому что солнце больше не пересекалось путями с галактической плоскостью, а потому что это пересечение больше не вело к земле богов. Вот почему Виракоча ушел, и ушел “навсегда”.
Мысль интересна, но основа сомнительна…
В шаманской иерархии в окрестностях современного Куско наиболее почитается титул, которым обладает только один человек и который является анак вакайод, “он, который способен видеть мир наверху”.
[рисунок на деревянном бокале]: Инка сидел наверху искусственной горы, или ушню, он нес посох, именовавшийся льяка и символизировавший силу шаманского господства, власть, чьей путеводной звездой была Вега в Лире, а самец Ламы, тоже называвшийся льяка и располагавшийся на земле богов, выше северного тропика.
…андские жрецы-астрономы мыслили в категориях полярных и экваториальных координат. Такая система начинается с представления о небесной сфере и организует эту неподвижную сферу звезд посредством проецирования оси вращения земли снаружи на Полярную Звезду.
Перешеек через Берингов пролив исчез приблизительно одиннадцать тысяч лет назад…
Случайное совпадение дат или результат “проскальзывания” ??? Судя по общему подъему уровня моря после Потопа, может быть все-таки результатом…
“В большом цикле ирокезских мифов, например, представлялось, что докультурное состояние существовало в мире наверху, которое, как говорилось, было невестой, соблазненной драконом. В результате ее соблазнения небеса открываются и ее ноги оказываются “свисающими в пропасть”; поскольку она соскальзывает в реальный мир общества и культуры, сам змей передает необходимое зерно и домашнюю утварь…” (Бирхорст).
Как и в греческом мифе об Уране и Гее, закат докультурной наивности (“хаоса”) происходит в момент разделения неба и земли. Время начинается с культуры, точнее, с сельского хозяйства и сопровождающих его инструментов, самым выдающимся из которых является календарь.
Согласно андской мифологии, бог Виракоча был седобородым стариком, который носил длинную одежду и посох. Он… считался самым старым богом, почитался как творец Солнца, Луны и звезд, как учитель, давший человечеству искусство цивилизованного сельского хозяйства, ткачества и всего остального… Поэтому к нему обращались как к “Тикси Виракоча”. Тикси означает на кечуа “источник, начало, основу, первопричину”… Среди множества имен Виракочи фигурирует и пачайачачи, буквально “вселенский учитель”, и источники сходятся в том, что его способ обучения заключался в нежной доброте и большой заботе. Но Виракоча не был богом для распятия.
“Кроме того, они сообщают о странном событии; как тот Виракоча, после того, как он создал всех людей, продолжил свой путь и пришел в место, где собралось множество созданных им людей. Это место теперь называется Кача. Когда Виракоча прибыл туда, жители удивились его платью и манерам. Они возмутились и вознамерились убить его с ближайшего холма. Они взялись за оружие и собрались там вместе со злыми намерениями против Виракочи. Он же, опускаясь на колени на ровную землю, со сжатыми руками, обрушил сверху огонь на тех, кто был на холме, и покрыл им все это место, сжигая землю и камни, как солому. Те злые люди пришли в ужас от страшного пламени. Они спустились с холма и стали просить прощения у Виракочи за свои грехи. Виракоча пожалел их. Он подошел к огню и потушил его своим посохом. Но холм остался совершенно выжженным, камни от обжига оказались такими легкими, что даже очень большой камень, который не могла бы перевезти и телега, мог теперь легко поднять один человек” (Сармьенто де Гамбоа).
Опаленная земля вокруг Качи была местом инкского храма Виракочи, позже разрушенного испанцами. Этот огромный храм, описанный Гарсиласо, идентифицировался с руинами в современном Рахчи, в десяти милях от Куско по направлению к высокогорному перевалу Ла Райа, отмечающего древнюю традиционную разделительную линию между бассейном Титикаки и южными Андами. Здесь была также остановка перед конечным пунктом паломничества, предпринимавшегося в июньское солнцестояние инкскими жрецами, и потому некоторые авторитеты называют это место храмом Вильканота, по названию горы, где “родилось солнце” в обоих потоках Млечного Пути. …Сиеса де Леон описал храм в Каче как третью из наиболее важных святынь в империи (после храма Солнца и Горы Уанакури в Куско)…
…аборигены данной местности [Вилькамайу, известная также как Урумба], точно также, как и инки, бросали пепел своих ежегодных жертвоприношений Виракоче в “северное море”, в бурные истоки Вилькамайу, рожденного в дыме и огне.
сжигание жертв !!!
Виракоча был гермафродитным. Молина сообщал, что ни творец, ни его “дети” – то есть нечеловеческие родословные уаки, которых он создал для каждого племени, – не были “рождены от женщин”, а скорее были “неизменными” и “бесполыми”.
“оторванность” мифов Южной Америки от “повседневных” событий (даже в сравнении с аллегоричностью мифов других регионов) может свидетельствовать о глубокой древности их происхождения (утрата начального смысла) + отсутствии “промежуточных” закрепляющих факторов.
В гимнах Виракоче, записанных местным хронистом Пачакути Ямки, имеется и другой титул бога – куско капак. …слово “царь”, капак, буквально означает “он, который измеряет пядями”, тогда как титул Виракочи – куско капака или куско капак, изображаемый в научной литературе как “царь Куско” – буквально означает “тот, кто измеряет пуп земли пядями”.
Пядь, то есть расстояние между большими и указательным пальцами растопыренной ладони руки, исторически обеспечивала “архаичные” народы полезными средствами измерения времени в небесной сфере… Ацтекские астрономы также “использовали свои ладони на манер секстант для измерения движения звезд”, согласно Лиону-Портилье…
Скажите, какая “точность” для имевшихся результатов в календаре и прецессии… Даже смешно просто сопоставлять метод (которым якобы пользовались) и результат…
…подобно андским народам, киче-майя также вели счет Мировым Векам. Согласно “Пополь-Вуху”, развитие жизненного пути киче охватывало четыре Века, начавшееся с самой примитивной эры кочевых охотников и достигшее высшей точки в Четвертом и последнем Веке земледельческой деревенской жизни. В сходной андской схеме было пять Веков, из которых Третий Век возвестил о земледельческой эре, в то время как Четвертый и Пятый Века отводились для появления Воинов, а затем Инков.
Может быть Век Воинов относится не к исторической жизни народов, а к войне богов – версия !!!
…информация содержится в “Пополь-Вухе” в обращении к родословной Близнецов-героев земледельческого века, Солнца и Луны… Эта формулировка о Дедушке-небе и Бабушке-земле, казалось, определенно принимала участие в официальной терминологии о разделении вселенских родителей, то есть (мужчины) неподвижной сферы звезд и (женщины) небесной “земли”…
Здесь может быть и совсем иное – связь эпохи земледелия с эрой Близнецов !!!
Поколение, стоящее между Дедушкой и Бабушкой и их внуками Солнцем и Луной по женской линии представляла Шкик, дочь Бабушки и мать Солнца и Луны. Подобно своей матери Шмукане, Шкик – это лунно-земная богиня, которая, согласно “Пополь-Вуху”, была чудодейственным образом оплодотворена другим нечеловеческим существом того же самого “поколения”. Это существо, известное как Смь Ахпу, было (были) у киче богом семикратности, “сыном(вьяим)” Дедушки/Шпийакока. Они появились перед Шкик в образе свисающих с дерева семи волшебных плодов. Страстно желая попробовать их, Шкик забеременела от слюны Бога-Семи.
Столько пересечений, что как будто читаешь мифологию старого Света и даже Библию…
Не случайно “Пополь-Вух” утверждает, что космос был создан посредством наложения друг на друга двух космических уровней – неба и земли, первый из которых представлялся в иконографии киче кардинальными направлениями, а второй – крестом солнцестояния.
Согласно “Пополь-Вуху”, положение, непосредственно предшествующее рассвету земледельческой эпохи, заключалось в том, что в ту пору “на земле было очень мало света, потому что солнце не существовало. Лица Солнца и Луны были скрыты”. Аналогичным образом в Андах эра, предшествующая сотворению Виракочей земледельчейской айлью, была сплошной тьмой. “Они говорят, – писал Бетансос, – что в древние времена Перу лежало во тьме и что не было ни света, ни дня”. Но с сотворением различных земледельческих племен “он (Виракоча) тотчас же пошел дальше, и они говорят, что он создал солнце и день, луну и звезды”.
Ну очень похоже на период после Потопа, когда в воздухе должны были висеть плотные тучи (“ударная зима”)…
“Виракоча установил его (мир) для людей во второй раз, и, чтобы сделать его более совершенным, он решил сотворить светила, чтобы давать им свет. С этой целью он пошел со своими слугами к большому озеру в Кольяо, в котором имеется остров, называемый Титикака и означающий “свинцовую скалу”… Виракоча пошел к этому острову и вскоре распорядился, чтобы впредь появлялись и расположились на небесах солнце, луна и звезды, чтобы дать свет миру, и так оно и стало” (Сармьенто де Гамбоа).
Во второй раз !!! Это как раз и показатель, что речь не идет о сотворении мира как таковом, а лишь о его “восстановлении” !!! то есть вполне может быть время сразу после Потопа !!!
Классное использование знаний об астрономических и атмосферных явлениях для повышения собственного авторитета в глазах непросвещенных аборигенов !!!
“Тексты майя и источники киче взаимно подтверждают и дополняют друг друга. Они совпадают в том, что в течение Третьего Века или Третьего Катуна человечество, с точки зрения майяской этики, было несовершенным и что пороки той эпохи… вызвали ее крушение” (Жирар).
…Пачакути Ямки приводит рассказ о том, как Виракоча нашел “женского идола” на холме Качапукара и был так разгневан, что сжег идола и разрушил холм. Этот холм, конечно, находится в той же Каче, сожженном огнем месте…
Это сильно и должно быть увязано со всем другим… По крайней мере, ревность бога налицо…
Добавить комментарий