В версии Сармьенто о сотворении мира Виракочей… щекотливым моментом… является то, как Виракоча творит Солнце, Луну и звезды одновременно с созданием айлью. Луна слишком яркая, фактически более яркая, чем солнце, которое, разгневавшись, берет горсть золы и бросает ее в лицо луне, навсегда делая тусклым ее относительный блеск.

Появление огня одновременно с относительным понижением в статусе луны ассоциируется также в андской мифологии (как и в “Пополь-Вухе”) с возникновением земледелия. Здесь мы находим представление о том, что в решающий момент появления земледелия бог новой эпохи обучает род человеческий соответствующим методам земледельческого труда, но настолько “магически”, насколько не подобает богу выполнять людскую работу. В “Пополь-Вухе” Хунахпу и Шбаламке показывают все процедуры по возделыванию мильпы, но делают это мгновенно, магически. Андский аналог этого события выражается в “Богах и Людях Уарочири”, когда Виракоча “в древнейшие из времен” научил людей, как создавать оросительные канавы и земледельческие террасы, “просто словами”.

…в то время как в “Пополь-Вухе” возникновение земледелия соотносилось с Четвертым Веком, в Андах это событие соотвествует Третьему Веку, когда, как писал Гуаман Пома, мы впервые встречаем длинный перечень отличительных характеристик айлью, в том числе создание института брака и строительство первых земледельческих террас. Эти события, конечно, должны быть связаны. Если, как и в “Попль-Вухе”, начало земледельческой цивилизации происходило одновременно с учреждением брака, когда мужчины отказались от более простых путей ради того, чтобы принять роли мужа, отца и земледельческого работника. Парадигматическим было утверждение Хунахпу “мы останемся, чтобы кормить вас”. Кечуанским словом, обозначающим “мужа”, было йана – буквально “слуга”.

“В фольклоре Кольяо (говорящий на аймара бассейн Титикаки) Лари является призраком, чудовищным котом… Лари, или Уари, – это тот же персонаж, который по сей день играет важную роль в богатом фольклоре Анд… Уари является монстром, вызываемым из озера или места поклонения колдуном или знахарем… который представляет себя в образе кошки, из чьих глаз и шкуры высекаются наружу вспышки огня” (Тельо).

” “Пополь-Вух” указывает на то, что первый вид продовольствия, приготовленного из маиса, принимал форму спиртного напитка – девяти спиртных напитков Шмукане (Бабушки)… Девять спиртных напитков Шмукане становятся по преимуществу священной пищей, предназначенной исключительно для приношений аграрным богам…”

Опять алкоголизм богов, и опять сходство со старым светом !!!

Величие символической власти, исходящее от андского Бога Ворот, возвышается одиноким контрастом среди их современного окружения. Грандиозные ирригационные системы разрушены, их остатки почти невидимы. С оснований расколотых опор ворот изображение бога спокойно глядит на восток…

Цивилизации, основанные на авторитете мифов, активно стремились преодолеть ограниченность обыденного сознания людей, увлекая их в царство высшего Сознания, начертанного на небе.

…в андском мышлении молния представляет мужской порождающий принцип и …бог Виракоча выступает в смешанном качестве.

Версия – древние индейцы могли наблюдать падение болида (что согласуется с его вероятным направлением движения с юго-востока на северо-запад). Отсюда – большая роль молнии (небесного огня) и “радуги” в мифологии – с него все началось. Это дает привязку Виракочи к эпохе сразу после Потопа, что согласуется с другими мифами.

…у членов айлью рождение двойни вызывало подозрение либо о прелюбодеянии, либо об изнасиловании.. Венцом ритуала искупления была охота на оленя со стороны родственников двойни, разговение его плотью, а затем процессия, в которой отец близнецов должен был нести шкуру и рога оленя… после купания младенцев-близнецов вы холодной воде… глава рода по мужской линии, получавший имя Кон Чури после того, как ему доставался грозовой камень, официально спрашивал, какие грехи родителей привели к рождению двойни. Родители близнецов отвечали, что второй из младенцев являл собой восполнение богом молнии смерти предка, убитого молнией.

То же самое отношение между оленем, силой молнии, виной и искуплением выражено в майяском “Кусебе”, книге предзнаменований… в которой “олень символизирует замену собою человека либо в качестве невинной и простой жертвы… либо в качестве воплощения греха”.

Замена человека оленем ? Нет ли здесь связи с каким-либо знаком Зодиака? Хотя не очень похоже..

После эры Близнецов наступает эра Тельца – как версия связи… Но причем здесь молния ??? Хотя можно попытаться соотнести молнию с атрибутом бога, победившего Виракочу (Кецалькоатля), а войну богов со стыком эпох Близнецов и Тельца, что согласуется с данными мифов Старого Света…

“…они умилостивили бы его (бога) этими жертвами (то есть оленем)… после выполнения ими этих эпитимий в течение длительного времени над землей раздается громкий разрыв (гром)… дающий им понять, что наказание небес завершилось и что земля будет радоваться и плодоносить… они изображали грешника в качестве оленя”.

Система жертвоприношений богам – это система убийства !!! (человека или животного), которое угодно богам !!! Не просто отдать богам, а убивать для них !!!

…в аймара имелся термин тарука аке, буквально “человек-олень”, определяемый как “дикий, бессердечный человек”, который не знает, как обращаться с деревенскими жителями. Как и в случае с бессердечными людьми Третьего Века у киче, а также с уничижительным описанием ларилари в Андах, здесь, похоже, снова налицо совпадение мифологий, идентифицирующее людей ранее культурного цикла с разновидностью животного, чьи повадки в природе воплощают отсутствие определенных цивилизованных норм, имеющих важное значение для айлью… Чтобы айлью могла существовать, “олень” должен быть принесен в жертву.

Вспомнить рисунок человека с рогами оленя и иными деталями животных…

В тот же самый момент, когда Виракоча создавал небесные светила, он также сотворил и земледельческие племена Анд.

В Нуатле (ацтекское) термином для обозначения основной социальной единицы жизнедеятельности, земледельческой деревни, является альтептль, буквально “гора, наполненная водой”. Джоана Брода отметила, что иероглифическим изображением этого слова является гора со штольнями и пещерой у ее подножия.

Смотри “пирамиды” и холмы с дренажными системами.

“Космовидение”, о котором она (Дж.Брода) говорит. Включает представление о том, что горы являются полыми сосудами, наполненными водой из подземных источников, – видение, в котором “пещеры были входом в это подземное царство, погруженное в воду. В то же самое время они считались местами происхождения…”.

Хотя хронисты обычно определяли слово Титикака как “свинцовая скала или утес”, слово тити имеет и в кечау, и в аймара второе значение: пума, или андский горный лев, чей унылый серый мех может объяснять его ассоциацию со свинцом. Так что Титикака означает также “утес льва”, резюмирующий устной формулировкой мексиканский иероглиф (гора со штольнями и пещерой у ее подножия) “гора, наполненная водой”, символизирующий земледельческую деревню. На “львином утесе” на восточной стороне Острова Солнца, где Виракоча сотворил “мир” и где инки создали святыню, вода течет дальше из черной стены утеса.

Вот вам и Лев !!!

Миф о сотворении у Титикаки – это земной нуль, потому что здесь началось время.

все совпадает по хронологии с эрой Льва…

В Старом Свете небесное отождествление Близнецов со звездами альфа и бета созвездия Близнецов было фактически повсеместным: это – ведические Асвины, римские Кастор и Поллукс, еврейские “Братья” (Теомимы), арабские “Близнецы” (Джауза), аборигенские “Молодые люди” (Турри и Уанджил), вавилонские “Великие Близнецы”, финикийская “Пара Младенце”, египетская “Пара Газелей” и так далее. Часто тот или другой из Близнецов объявляется сыном молнии. Что касается Анд, та область неба, которая ассоциировалась с западными Близнецами в их пересечении с Млечным Путем, связана в андской мифологии с местом происхождения небесного огня.

В своей статье “Календарные животные и божества” Келли рассматривал сходства между календарными списками Евразии, Полинезии и Мезоамерики различных названий дней по системе двадцати восьми лунных фаз, связанных со звездным лунным месяцем. Признав, что древность и закрытый характер многих материалов делает окончательную интерпретацию всех этих взаимосвязей рискованной, Келлли, тем не менее, заключил, что сходства достаточно постоянны, чтобы исключить вероятность их независимого изобретения.

“Некоторые из связей между майяскими и полинезийскими календарями, несомненно, освещают связи в других списках… Индусские фазы луны… управляются Сарпас, или змеями, а индусский эквивалент майяского Чикчана, “свернувшаяся змея”, управляется Асвинами, или близнецами, божественными исцелителями.

Что Прометей похитил огонь у богов, это выражено в санскритском корне его имени, пра-манта, означающем вращение палочки для добывания огня.

прямое соотнесение данного способа добычи огня именно с богами!..

В Мексике, согласно монументальной хронике Саагуна, ацтеки наблюдали по вечерам за восходом трех звезд, которые как они верили, приносят удачу. Две из этих звезд идентифицировались как Кастор и Поллукс, то есть альфа и бета Близнецов. Именем этого созвездия было мамальуацтли, означающее “палочку для добывания огня”.

Но это же место у ацтеков ассоциировалось с местом рождения небесного огня (см.выше) !!! Опять, как и в Индии, способ добывания огня с помощью палочки соотносится с данным богами…

“Почти каждая деревня в Андах имела собственную такую же историю происхождения, как ту, которую сообщали инки, описывая, как предки ныне живущих людей появились там из некоего холма, пещеры, скалы или источника. Упоминаемые в этих историях места происхождения назывались родовым понятием пакарина (буквально “способы происхождения”) и стали важными местными святынями” (Раув, “Происхождение культа Творца у инков”.

Единодушие местных мифов о происхождении – что каждое племя имело нечеловеческого гермафродитного мифологического главу рода, уаку, который появился в пакарине, и что пакарина учредила для каждого племени “акт” первобытного владения землей – однозначно дает понять, что намного раньше инков между тамошними племенами существовало общее мнение относительно того, как наилучшим образом можно создать земледельческое общество.

Андская мифология называет год – и даже часы, между сумраком и рассветом, ведущим к восходу солнца июньского солнцестояния – когда весь мир был разрушен “потопом”.

Украшением священного города Тиаунако была Акапана, ступенчатая с плоской вершиной пирамида, с которой каскадами лилась вода. Это была “гора, наполненная водой”, искусственная репродукция священного утеса в Титикаке. Около 600 года н.э., одновременно с упадком в Мокегуа, эта выдающаяся земледельческая святыня была “развенчана” и ступила место сформировавшемуся классу воинов. Дренажная система, позволявшая воде стекать вниз через семь уровней горы-храма, была заблокирована. Одновременно с этим событием двадцать одно тело, в большинстве своем тела мужчин в возрасте от семнадцати до тридцати девяти лет, было захоронено у подножия Акапаны. Восемнадцать были обезглавлены. У нескольких не было также рук и/или ног. Вся эта группа была, похоже, захоронена вместе со “страшным пожертвованием… из сотен прекрасно разрисованных сосудов… разбитых на тысячи осколков”, которые обнаруживали один и тот же “постоянный стандартизированный мотив: они были разрисованы полосами, изображавшими в виде трофеев человеческие головы”. Эти же мотивы, содержащие также зооморфические предметы, найдены на разбитых вдребезги подношениях из глиняной посуды той же эпохи в месте расположения Уари” (Колата).

…около 600 года н.э. в Уари был создан полуподземный храм, похожий по проекту и идентичный каменному строению в Тиаунако… Это строительство положило начало фазе интенсивного обмена между областями Аякучо и Тиаунако, проявляющего в одновременном появлении нового стиля керамической посуды в обеих областях. Согласно Исбелу, иконографические мотивы этого общего стиля представляют “новые идеи относительно космической структуры и человеческой организации”. И что это были за мотивы? Изображения профилей “жертвоприносителя”, трофейных голов и отрубленных рук и костей ног.

Росписи на новой керамике были изображениями новой “религии”, осуществлявшейся как бы параллельно с традициями Тиаунако: культом устрашения, основанным на угрозе отсечения головы и конечностей.

Практика забивания лам пастухами для того, чтобы умилостивить богов, прекрасно отражена в андской литературе. Класс воинов исходил из традиции кочевых пастухов, которые уподобляли отсечение голов в качестве трофеев ритуальному забою лам.

Культ головы-трофея встречается не только в самом Уари, но и на окраинах его юрисдикции, от черепов и множества костей Пикильякты до посыпанного обсидианом фундамента “храма” Серро Амару в Уари, недалеко от Виракочапампы, ворот к северной торговле.

Архитектура Тиаунако была открытой, величественной и, как правило, занимала объемное пространство… Тиаунакская архитектура была открытой, не обносилась стеной и отделялась от светского мира только рвом, который составлял скорее концептуальный, чем визуальный, барьер между священным и мирским. Тиаунако приглашало к участию.

Напротив, архитектурный стиль Уари был светским, проявляя одержимое стремление к власти, богатству, управлению, элитарности и устрашению. Уильям Исбелл описывал архитектурный стиль Уари как “прямоугольный”, то есть основанный на постоянном использовании прямых углов. Сооружения, возводившиеся в самом Уари и в отдаленных областях, типа Пикильякты, строились в значительной мере как обнесенные стенами города. Со стороны нельзя было понять, что происходило внутри. Доступ был ограничен чрезвычайно узкими воротами, которые сами соединялись с обнесенными стеной дорогами. Внутри человек оказывался в строго геометрическом лабиринте пересечения узких “проходов”, составляемых стенками бесчисленных внутренних перегородок. Через определенные промежутки такие проходы перекрывались более узкими воротами, еще более ограничивавшими движение внутри.

Может попытаться провести параллель с Мохенджо-Даро и другими городами Хараппы, имевшими строгую прямоугольную планировку, но они были намного ранее того времени, с которым Салливан пытается идентифицировать Уари !!! + в Индии также города за мощными стенами…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: