«Вот очищения. Воскурения дня Сокровенного, чей облик есть Солнце, для владыки Карнака, для Солнцеликого, великого на месте своем… Вот дары приготовленные. Возьми их. Чисты и истинны все они. Достоверны. Возьми их, о бог, возлюбивший душистые смолы» (Египетская молитва в переводе К.Бальмонта).

«Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту. Я не совершил греха в месте Истины… Я не творил дурного… Я не кощунствовал… Я не поднимал руку на слабого… Я не делал мерзкого перед богами… Я не был причиной недуга. Я не был причиной слез. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я никому не причинял страданий. Я не истощал припасы в храмах. Я не портил хлебы богов. Я не присваивал хлебы умерших. Я не сквернословил… Я не отнимал молока от уст детей… Я не ловил в силки птицу богов. Я не ловил рыбу в прудах их. Я не останавливал воду в пору ее. Я не преграждал путь бегущей воде. Я не гасил жертвенного огня в час его… Я не чинил препятствий богу в его выходе. Я чист, я чист, я чист!» (Оправдательная речь умершего по «Книге мертвых»).

Полагают, что Междуречье было заселено уже 40 тысяч лет назад. Но в X тысячелетии до н.э. произошел демографический взрыв: население увеличилось и стало переходить к оседлому образу жизни, заниматься земледелием, скотоводством.

Города в Междуречье стали возникать в середине IV тысячелетия до н.э. До этого строились только деревушки и отдельные поселки. И то очень примитивно. Они состояли из мазанок, построенных из необожженного кирпича, то есть из глины с примесью рубленой соломы. Ученые считают, что такие деревни земледельцев стали возникать в Междуречье примерно в VIII-VII тысячелетии до н.э. И вдруг за очень короткое время все кардинально изменилось: выросли настоящие города, обнесенные мощными стенами. В этих городах были возведены просторные храмы, которые возвышались на кирпичных террасах, и другие грандиозные сооружения. Население городов освоило различные ремесла. Но земледелие не исчезло. Им занимались на пригородных территориях. Земледельцы составляли большинство населения. Эффективно действовала административная система самоуправления городом. Во главе ее находился верховный жрец главного городского храма. Им же мог быть и предводитель городского ополчения. Административно (и по существу) к городу были привязаны и деревеньки, находившиеся в пригородах, на плодородных землях. Город вместе с ними и составлял отдельное государство, вполне самостоятельное. Таких государств-городов было немало. Так, в первой половине II тысячелетия до н.э. в Шумере их было не менее двух десятков.

Еще в самое древнее время, пока не было больших храмов, там [в Месопотамии] существовали священные хранилища зерна. Их запасала община на случай неурожая и других бедствий. Почему помещение считалось священным — понятно: хлеб — это жизнь. Ему поклонялись. Около этого священного хранилища совершались важные обряды. А они были в первую очередь связаны с урожаем, с хлебом, с началом сева и сбора урожая и т.п. Охранять хлеб и способствовать обильным урожаям должны были божества. Но божествам надо было приносить жертвы и молиться.

Не все так просто! Причем тут боги?.. Почему вдруг проявилась в них необходимость?..

При достаточно высоком уровне технологического развития регулирование погоды (хотя бы в локальных масштабах) тоже вполне доступно, поэтому боги действительно могли как помочь с урожаем, так и препятствовать ему, насылая ливни или засуху…

…и после того, как появились большие города и величественные храмы, принципы остались незыблемыми — храмы всегда играли не только религиозную, но и хозяйственную роль (от первых глинобитных хранилищ зерна размером 4 на 5 метра, которые считались священными, до последних храмов на закате Месопотамской цивилизации).

Как правило, рядом с храмом-святилищем находился загон для скота. Там же был отгорожен участок земли для выпаса животных. Жрец жил при таком загоне.

Деятельность городских храмов была очень многообразна. Храмам принадлежали огромные пастбища, стада скота и поля. Храмы вели караванную и морскую торговлю с ближними и дальними странами. Они проводили разные финансовые операции. Выдавали под проценты ссуды (серебром и зерном), скупали и перепродавали недвижимость, сдавали в наем и арендовали дома и сады. Но это не все. При храмах находились различные мастерские. Храмы были культурными и просветительскими центрами. Там находились архивы и библиотеки, а также школы.

Цари никогда не посягали на храмы, поэтому и сохранилась преемственность, несмотря на то, что хозяева народов менялись. Завоеватели свергали царскую власть, а храмы, как правило, не трогали.

Значит, существовали какие-то очень веские причины такой неприкосновенности храмов !!! Что-то типа очень весомого табу…

Фактически, речь идет о неформальном правлении светской церкви…

В каждом месте (деревне, районе) были свои местные боги… Были и боги, которых почитали во всех городах и селениях Месопотамии. Таким был бог Луны Нанна — покровитель города Ура. Бог солнца Уту был сыном бога Луны. Он покровительствовал городам Сиппара и Ларсы. Богиня Инанна олицетворяла плотскую любовь. Кроме того, она приносила военные победы, была связана с планетой Венерой. Это богиня Иштар у аккадов. Она была покровительницей города Урук. Покровителем города Кутур был бог Нергала, бог чумы. Одновременно он был богом царства мертвых.

Самыми могущественными и старейшими богами были бог неба Ан (у аккадов Ану), бог ветра и всего пространства от неба до земли Энлиль, бог океана и пресных подземных вод Энки (у аккадов Эа). В Шумере очень высоко почитали богиню-мать Нинхурсаг. Она была могущественной на заре истории Шумера. Позднее на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. стал очень почитаемым бог Думузи, который был супругом богини Инанны (Иштар).

…богиня Иштар была связана с Венерой, бог Мардук с Юпитером и созвездием Тельца, а бог Набу — с Меркурием.

…бог Ан (у аккадов Ану) был богом власти, точнее, он олицетворял силу власти. Бог Энки (Эн) был сама «хитрость» и мастерство. Он в совершенстве владел всеми искусствами и ремеслами, опекал заклинателей, старался защитить людей от злых выходок богов Ану и Энлиля. Эти два бога о людях особенно н пеклись. От них можно было ждать чего угодно, даже злых выходок. У бога Энлиля был сын-бог Нинурта. Это был молодой бог, который не имел даже своего города. Но он олицетворял воинскую доблесть. За это его почитали воинственные ассирийские цари. Что же касается всевидящего бога Солнца Уту (Шамаш), то он был верховным судьей, защищал притесненных и убогих и был покровителем предсказателей. Аморейский бог гроз и бури Ишкур (у аккадов Адад) также прижился в Месопотамии.

В Месопотамии богинь-матерей было не менее трех. Это Нинхурсаг, Мали и Баба. Почти все боги имели жен. Были также богини, так или иначе связанные с подземным миром мертвых и со смертью. Кстати, богиня смерти Гула со временем стала богиней-врачевательницей. Найдены ее изображения с ее постоянной спутницей собакой. Голова собаки стала символом богини Гулы. Символом богини Иштар была звезда, а символом богини Инанны был месяц.

В археологических находках и текстах содержится информация о целом коллективе великих богов Ануннаков. Упоминается и другой многочисленный коллектив богов Игигов. Известно только, что их было много. Боги Игиги принимали участие в общих собраниях, при принятии важных решений выражали свое одобрение или недовольство гулом разного характера. Члены собрания умели правильно истолковывать этот ул. Что касается Ануннаков, то они заседали в совете богов и принимали ответственные решения. …боги были заняты делами не в меньшей мере, чем люди. Они трудились в поте лица еще до того, как появились люди. Об этом рассказывается в старой вавилонской «Поэме об Атрахасисе».

«Когда боги, подобно людям, бремя несли, таскали корзины, корзины богов огромны были, тяжек труд, велики невзгоды, семь великих богов Ануннаков возложили бремя труда на Игигов… Две с половиной тысячи лет они тяжко трудятся днем и ночью. Они кричали, наполняясь злобой, они шумели в своих котловинах: «Хотим управляющего увидеть! Пусть отменит труд наш тяжелый!..» Они спалили свои орудья, они сожгли свои лопаты, предали пламени свои корзины, за руки взявшись, они пошли к святым вратам воителя Энлиля в середину стражи, в самую полночь был храм окружен, но бог не ведал… Калькаль услышал и был встревожен. Он открыл засов и глянул наружу. Бог Калькаль разбудил Нуску. Шум Игигов они услыхали. Нуску пошел будить гсоподина…» («Поэма об Атрахасисе»).

Далее события развивались следующим образом. Бог Энлиль созвал на совет Ануннаков, которые притесняли и эксплуатировали Игигов. Состоялись переговоры со взбунтовавшимися Игигами. Выход из трудного положения подсказал бог Эа. Он предложил создать людей и на них возложить «бремя богов». Там и сделали. Смешав глину с кровью одного из игигов, бог Эа и «повитуха богов, мудрейшая Мами» создали первого человека. С тех пор носить корзины были обязаны люди, а не боги.

…первый человек был слеплен из глины, которая была замешана на крови одного из богов, хоть и не самого главного. Все Игиги посоветовались и решили пожертвовать одним из своих ради такого важного дела. Было решено: «Один из богов будет повергнут… Из плоти его, на его крови да намешает Нинту глины! Воистину божье и человечье соединятся, смешавшись в глине! Чтоб вечно мы слышали стуки сердца. Да живет разум во плоти бога, да знает живущий знак своей жизни. Не забывает, что имеет разум» («Поэма об Атрахасисе»).

А какова дальнейшая судьба Игигов ?..

Богом города Вавилона был бог Мардук. Во II тысячелетии до н.э. этот довольно рядовой бог выдвинулся на первый план в шумеро-вавилонском сонме богов. Чем сильнее и влиятельнее становился Вавилон, тем большую силу набирал бог Мардук. Он постепенно оказался впереди таких почитаемых и авторитетных богов, как Ану, Энлиль и Эа. Почти повсеместно его стали почитать как царя богов. Как же другие очень авторитетные боги могли допустить такое? Как могли поступиться своей безграничной властью, любовью народа и авторитетом? Оказывается, они согласились на первенство Мардука в иерархии богов потому, что он избавил всех их от страшного чудовища — богини Тиамат. Никто из богов, кроме Мардука, не отважился вступить с нею схватку. Мардук не только не побоялся сделать это, но и победил ненавистную всем богиню-чудовище. Поэтому… он и возглавил коллектив богов Месопотамии, стал их вождем, а, точнее, царем. Об этом повествуется в культовом эпосе «Когда вверху»…

интересное название с указанием места событий…

Когда Вавилон пал, то Мардуку пришлось потесниться. На первое место стал претендовать бог завоевателей Вавилона — бог древней ассирийской столицы (города Ашшура) Ашшур. В специальный культовый эпос «Когда вверху» были незамедлительно внесены соответствующие исправления: бог Мардук везде был заменен богом Ашшур.

В Месопотамии религия предписывала не богохульствовать, не высказывать неуважение и небрежность по отношению к богам, не лжесвидетельствовать и вообще не врать, не красть и не обманывать, не убивать (не проливать кровь), не прелюбодействовать, почитать родителей и старших, не притеснять слабых и бедных, вдов и сирот, оказывать помощь соплеменникам, не быть равнодушным к жизни своего поселения, не злословить, не разлучать близких и не сеять раздоры между ними.

…жители Месопотамии считали, что загробный мир является весьма унылым местом. Эта «страна без возврата» так описана в эпосе о Гильгамеше (II-I тысячелетие до н.э.): «Умершего человека уводят в дом мрака, в жилище Иркаллы, — в дом, откуда вошедший никогда не выходит, в путь, по которому не выйти обратно, в дом, где живущие лишаются света, где их пища — прах и еда их глина, а одеты, как птицы, — одеждою крыльев. И света не видят, но во тьме обитают, а засовы и двери покрыты пылью!».

В поэме «Сошествие Иштар в преисподнюю» говорится, что в «страну без возврата» попадали, пойдя через семь врат. «Перед вратами разлилось запустение». Более ранние источники свидетельствуют, что в подземное царство ведет река. По этой реке лодочник увозит умершего на своем суденышке.

Место обитания умерших людей изолировано от места обитания богов…

«В реке Нижнего мира не текут воды — вода из нее не утолит жажды. Поля Нижнего мира зерно не рождают — муки из него никто не намелет. Овцы Нижнего мира не дают шерсти — никто из нее не сошьет одежды».

Древние месопотамцы представляли себе подземный мир в виде города, обнесенного семью крепостными стенами. В этот город вели семь врат, которые следовали друг за другом. Привратник Неду всегда держал ворота на запоре. Поэтому никто не мог покинуть подземный мир… Когда появлялся новый умерший, то он должен был принести дары и жертвы семи подземным божествам, чтобы расположить их к себе и заручиться их поддержкой… Проходя очередные врата, умерший снимал с себя какое-либо украшение или одежды. Пройдя все семь врат, он представал пред супругой правителя подземного царства, которого звали Нергала. Супругу звали Эрешкигаль.

Затем в подземном царстве умерший попадал на суд. Его личное дело рассматривала «судейская коллегия», состоящая из богов Ануннаков. Но возглавляли эту коллегию более авторитетные боги из верхнего мира. Предсказателем мог быть бог Солнца (в ночное время) или бог Луны (в новолуние). Коллегия определяла дальнейшую судьбу подсудимого. Это зависело от образа его жизни на земле. Тут же подсудимому разъясняли суть и смысл действующих в подземном царстве законов и нравов. После заслушивания приговора подсудимого отправляли в одну из областей подземного царства. Когда он прибывал туда, там его дружелюбно приветствовали старожилы, и он мог рассчитывать на их дружескую поддержку.

Все-таки коллективность решений вопросов в жизни Месопотамии находит отображение и здесь…

А м.б. «светящееся существо» в посмертном опыте не является одной (!!) личностью ???

Встреча с умершими и помощь с их стороны уже здесь !!!

Нормы поведения в подземном царстве состояли в следующем. Предписывалось вести себя тихо, не привлекать к себе внимания ни одеждой, ни умащениями, стараться не высказывать своих чувств. Собственно жизнь продолжалась, только в другой форме: человек в подземном царстве продолжал заниматься тем же, чем он занимался в земной жизни. Существовали там и различные ритуалы и церемонии. Их проводили те же жрецы, что и в земной жизни.

обратить внимание на «не высказывать чувств»…

Спустя несколько дней новичок начинал ощущать «жалобы Шумера». В них содержалась информация о том, что умерший не успел сделать дома. Если оказывалось, что что-то не закончено очень важное, то тени мертвых могли на время подняться на землю. Но с простыми смертными это происходило нечасто. Чаще эту льготу использовали цари. Любопытно, что и некоторые боги были буквально заточены в подземном царстве. Они, как и цари, могли в виде теней покинуть его только на время. Так, тень Энкиду поднималась из подземного царства для того, чтобы увидеть своего друга Гильгамеша и побеседовать с ним. Из подземного царства можно было выйти на время, оставив за себя заложника. Так вышла в верхний мир богиня Инанна. Она оставила вместо себя заложником своего супруга Думузи. О том, что в подземном царстве находились не только простые смертные, но и некоторые бессмертные боги, говорится во многих месопотамских источниках, например, поэме «Сотворение бога Луны».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: