Ра почитали в Египте в качестве солнечного божества с древних времен, однако сущность его в разные периоды истории Египта и в разных местах страны трактовалась по-разному. Так или иначе, во всех вариантах он возглавлял иерархию богов — либо как изначальный бог, возникший из Первичного Лотоса (Нефертем), либо как член верховного дуэта Атум-Ра, либо как член верховной троицы Атум-Ра-Гор (Хор), или троицы Ра-атум-Хепри — соответственно Солнца дневного, вечернего и утреннего. Во времена фараона Эхнатона он был объявлен единственным богом Рэ-Харахти, воплощающимся в солнечном диске под именем Атон. Эхнатон объявил себя сыном Ра и Атона, однако наследники признали покойного фараона одним из членов троицы (еще одной) Ра-атон-Эхнатон.

Завершив первичное обустройство мира богов и людей, Ра поселился на священном холме Бен-Бен в Гелиополе и проводил ночи в цветке лотоса, взлетая в небо на рассвете и паря в течение дня над землей.

Если Ра относится к эре Тельца, то это очень хорошо сочетается со временем и содержанием мифологии Индии, в которой корова — священное животное, а лотос — цветок, являющийся атрибутом богов…

К этому времени бог Тот разделил год на три сезона, каждый из которых делился на четыре части, а часть — на тридцать дней. В день летнего солнцестояния, в первый месяц сезона половодья, начинался новый год.

Небо-Геб и Земля-Нут были уже разделены, но Ра узнал, что они по-прежнему встречаются по ночам. Разгневавшись, Ра проклял все триста шестьдесят дней года: Нут не могла ни в один из них родить детей. Тот, тем не менее, нашел способ, не нарушая формально приказ Ра, помочь Нут. Приняв облик ибиса, он отправился к луне, отмерявшей время, и предложил ей сыграть в азартную игру, сделав ставкой само время. Выигрыш Тота составил пять дней, так что лунный год с тех пор длился 355 дней, а год солнечный увеличился до 365 дней. Именно в эти пять дополнительных дней Нут и родила Гора Бехдетского, Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Для того, чтобы Ра не рассердился на эту хитрость, дополнительные пять дней — «тех, что над годом» — были посвящены богу Солнца. Расчет оказался верен — Ра не стал проклинать эти дополнительные дни.

Почему-то эта версия, претендующая на звание самого распространенного варианта, в других источниках не так уж часто упоминается…

Поощряемые Ра, люди уничтожают его врагов-демонов: гиппопотамов, крокодилов и змей. …наиболее зловредным змеем, докучавшим Ра во времена его пребывания на земле, был гигантский змей Апоп, пожелавший свергнуть и уничтожить солнечное божество. Борьба с ним продолжалась целый день от восхода до заката, и Апоп, хотя и был повержен, сумел выжить и скрыться в подземном царстве, где с тех пор еженощно нападает на ладью Ра.

Обосновавшись на небесах, Ра продолжал обустройство мира, создав в том числе и загробное царство. Концом земного царствования Ра следует считать передачу им власти земной Гебу, а власти небесной — на время пребывания Ра в ночном загробном царстве — Тоту: «И назовут тебя Тот — заместитель Ра».

Свое дневное, небесное путешествие Ра совершает на ладье Манджет, посреди которой установлен золотой трон. Его корона украшена Оком, зорко смотрящим вперед и в случае необходимости испепеляющим огненными лучами встреченных на пути демонов. На носу ладьи — богини Маат и Хатхор. В свите его бог Тот — писец и гонец Ра — Гор, Шу и Онурис. Гребцы Ра — Ху, Сиа, Сехзем и Хех.

Тема соперничества богов с демонами — это тема более позднего периода (как минимум, начиная с эры Тельца)…

Иногда огромному змею Апопу удаются вылазки из подземного царства, и тогда небо затягивают тучи. В исключительно редких случаях Апопу удается временно заглатить ладью Ра, и тогда происходит солнечное затмение.

Как правило, дневное путешествие ладьи по небесной реке происходит благополучно, и к концу дня ладья подплывает к западным горам, где расположены ворота, ведущие в подземный мир. Под гимны, распеваемые богами, Ра пересаживается из дневной ладьи Магджет в ладью ночную Месктет.

Опасное ночное путешествие Ра описывается в трех обширных сочинениях: «Книга о том, что в преисподней», «Книга врат» и «Книга пещер». Начинается оно с того, что бог садится на золотой трон в центре ладьи. Трон этот защищает гигантский змей Мехен. Та же команда гребцов занимает свое место на веслах, и начинается ночное путешествие. Путь проходит через двенадцать провинций, соответствующих двенадцати ночным часам. Ровно за час ладья проходит одну из подземных провинций. Врата, разделяющие эти провинции, охраняются различными демонами. Для борьбы с этими врагами свита Ра усиливается богом магических заклинаний Хеком, змееглавым Нехебкау и волком Упуаут.

В ходе путешествия Ра встречается с богом урожая Непри, тело которого обвито пшеничными колосьями. Назначение этого бога — кормить в загробном мире умерших. На земле он вместе с другими многочисленными богами плодородия заботится об урожае. Ладью Ра приветствуют, выходя из своих гробниц, мумии, распевая хвалебные гимны. Ра обращается к ним с ответным приветствием, заявляя, что сильны они, благодаря жертвоприношениям, и души их не погибнут.

Критический момент путешествия — встреча Ра с его давним врагом змеем Апопом. Завидев ладью, змей одним глотком выпивает всю воду подземной реки, и Ра вместе со свитой приходится вступать в бой. Именно здесь помогают магические заклинания бога Хека, которые он произносит перед битвой. Кроме свиты в бою участвует богиня Нейт, супруга волка Упуаута, покровительница войск, а в мирное время покровительница охоты, ткачества и помощница богинь плодородия. Битва с Апопом заканчивается тем, что его тело пронзают копьями, заставляют его изрыгнуть всю проглоченную воду и скрыться до следующей ночи в пучине. Исцелять раны ему помогает богиня Селкет.

Опять же к эре Тельца (!!!) относится тема битвы со змеем или драконом… В то время как Осирис и Исида борются лишь со своими родственниками…

Заканчивается путешествие тем, что ладья через утробу гигантского чудовища выходит к подножию Восточных гор, где Ра умывается в священном озере и торжественно переходит на дневную ладью Манджет, чтобы начать свой дневной путь по небу.

Совершенно некорректный подход — рассматривать мифы без учета их временного развития…

…в пять «льготных» дней Нут родила: Осириса, Исиду, Сета, Нефтис и Гора. Осирис был первенцем. Плач его при появлении на свет был таким громким, что стало ясно: богу этому предназначено сыграть великую роль.

Подобно тому, как Ра-Атум в свое время, утомившись от дел, передал власть земную Гебу, Геб со временем передал ее повзрослевшему Осирису. Осирис начал просветительскую работу среди египтян. Им были установлены основные законы, под его руководством были проведены ирригационные работы, упорядочено богослужение. При нем люди обучились письменности, ремеслам и искусству. Эти времена, подобно временам земного правления Ра, считаются золотыми.

Что-то не помнится, чтобы Осирис давал письменность… И золотой век был всего лишь один… Вот вам и результат мешанины мифов разных времен без учета подстройки и переделки их в более поздние эры…

Обучив всему этому жителей Египта, Осирис отправился путешествовать по иным странам, все еще пребывавшим в первобытном состоянии. С течением времени и во всех окрестных странах наступило то же благоденствие, что и в Египте. Во всех добрых делах Осирису помогал Тот.

В отсутствие Осириса страной правила Исида. Сет, младший брат Осириса, был тайно влюблен в Исиду и задумал погубить старшего брата. Тайком Сет измерил рост Осириса и в соответствии с этой меркой изготовил сундук-саркофаг, богато изукрашенный золотом и камнями. Во время устроенного по случаю удачного завершения Осирисом похода пира Сет, как бы в шутку, предложил всем приглашенным по очереди улечься в него, чтобы того, кому сундук придется впору, сделать его владельцем. Гости по очереди пытались улечься в нем, но по мерке он пришелся только Осирису. Как только он оказался внутри саркофага, Сет со своими помощниками захлопнул крышку, плотно запер и запечатал сундук, который бросил в воды Нила в районе Танисского устья, с тех пор считающегося у египтян дурным местом.

Верная сестра-жена Осириса Исида облачилась в траурные одежды, остригла волосы и отправилась на поиски мужа. Ей пришлось обойти много селений и городов, прежде чем она встретила детей, которые видели, как сундук плыл по Нилу в сторону моря. С помощью волшебных заклинаний, которым ее обучил Тот, Исида узнала, где следует искать сундук. После ряда неприятных инцидентов Исиде удалось добыть сундук, доставить его на родину и спрятать в зарослях камыша.

Еще до начала всех этих событий жена Сета Нефтида полюбила Осириса, прибегнув к обману, вступила с ним в связь, от которой родился Анубис, и было ему суждено стать великим богом. Сет был уверен в том, что отцом Анубиса является он.

Однажды во время ночной охоты при свете луны Сет обнаружил сундук с мертвым Осирисом, разрубил тело своего брата на куски и разбросал их по всему Египту. Явившиеся к сундуку сестры Исида и Нефтида узнали о случившемся и отправились на поиски. На каждом месте, где Исида находила часть тела своего мужа, она ставила надгробие, распространяя культ Осириса по всему Египту. В конце концов все части тела были найдены, и не хватило лишь фаллоса, который Исиде пришлось вылепить из глины и прирастить к собранному телу Осириса. После этого Исида, Нефтида, Тот и Анубис в течение семидесяти дней с помощью благовонных масел изготовили мумию Осириса и принялись оплакивать его.

При помощи магических средств Исида превратилась в самку коршуна — птицу Хат, — раскинула крылья на мумии Осириса и таким образом забеременела от него. Зная, что Сет придет в ярость, узнав о том, что тело Осириса цело, Исида ушла в болота дельты и там вынашивала Гора, сына и законного наследника Осириса. Когда настал срок родов, она обратилась к небу с молитвой о сохранении жизни младенцу и получила благословение. После родов она, продолжая скрываться, стала выкармливать Гора и ждать, когда мальчик вырастет и сможет отомстить за отца.

Для того, чтобы дать мальчику могущество, необходимое для борьбы с Сетом, Исида пошла на хитрость, раздобыв у Ра его око — символ власти и талисман, уничтожавший злых демонов. Наконец настало время первого поединка. Сет принял вызов Гора и в ожесточенной битве сумел вырвать у него глаз, рассечь на шестьдесят четыре части и разбросать их по всему Египту. Гору помог Тот, отыскавший части изрубленного тела, срастивший их и возвративший юному богу глаз целым и обладающим дополнительным свойством: если дать его проглотить погибшему, то он воскреснет.

Не раздумывая, Гор отправился к мумии своего отца и воскресил его. Однако Осирис не мог или не хотел оставаться на земле и твердо решил, что на египетский трон вместо Сета воссядет Гор, а он сам уйдет в подземное царство и станет властвовать там… Благословив сына на бой с Сетом, он навеки удалился в царство мертвых. Осирис умер и воскрес, и с тех пор всякий умерший египтянин, если его тело мумифицируют, воскресает и продолжает свою жизнь в загробном царстве.

Не раз Гор вступал в битву с Сетом, и всегда ему сопутствовала удача, однако убить своего врага ему так и не удавалось. Тем или иным образом Сет исхитрялся остаться живым и продолжать борьбу за трон. Наконец после многочисленных битв соперники обратились к суду после многочисленных битв соперники обратились к суду богов. Суд происходил на острове, и Исиде было запрещено являться на него. Она все же, изменив свой облик, обманом проникла на суд. Там, рассказав притчу, она заставила Сета признать, что несправедливо поступает тот, кто отнимает наследство у того, кому оно принадлежит по закону.

Суд богов, тем не менее, не принял окончательного решения и отправился было продолжать разбирательство в горы. Однако Ра вместе с Атумом стали убеждать остальных богов в том, что дело совершенно ясное и корона по праву принадлежит Гору. Видимо, окончательному решению вопроса помогло несдержанное поведение Сета, набросившегося на богов с оскорблениями. Было решено, что Сет лишается короны властителя Египта и ее судьбу решит честное состязание претендентов один на один.

Сет и Гор состязались на продолжительность ныряния, состязались и на каменных ладьях. В ходе состязаний соперники обманывали друг друга, и боги-судьи никак не могли принять окончательного решения. Гор сказал: «Мы судимся уже восемьдесят лет, и никому неведом приговор. Сет не признан правым по отношению ко мне. Но тысячу раз изо дня в день я был прав перед ним. Сколько мы ни состязались, я всегда одерживал победу, великая девятка богов узнала мою правоту, но Сет не желает с этим считаться». В конце концов Ра приказал Тоту, богу мудрости, узнать мнение Осириса, находящегося в царстве мертвых.

…содержание «текстов саркофагов», где большей частью описывается… [эта] история, скорее напоминает литературное произведение с массой коротких интермедий и отступлений, чем теологический трактат.

В послании Осириса суду не только указывается на необходимость восстановить справедливость и передать трон его сыну, но всемерно подчеркиваются многочисленные заслуги Осириса перед богами и людьми. Суд, вместо того, чтобы рассмотреть по существу затребованные показания, посылает ответное письмо, указывая Осирису: «Тебя еще не было, ты не родился, а ячмень и полба уже были». Осирис не остается в долгу и в письме Ра начинает подчеркивать уже не прошлые заслуги, а нынешнее могущество, сообщая, что он и его окружение в подземном царстве никого не боятся, и ему предстоит вершить суд над всеми, ныне живущими, и, таким образом, он и есть могущественный из богов.

Фактически — борьба за власть, но странным способом…

А нельзя ли провести аналогию между Осирисом и теми «темными» силами, которые в других мифологиях также руководят подземным миром мертвых?..

Этот аргумент возымел действие, и суд окончательно признал Сета проигравшим. Сет вновь потребовал состязания, вновь его требование было выполнено, и вновь гор выиграл состязание. Наконец суд выносит окончательное и не подлежащее обжалованию решение: увенчать Гора короной владыки, а Сета заковать в колодки.

Став земным владыкой, Гор восстановил в стране порядок, объединил Нижний и Верхний Египет, отстроил храмы и святилища, разрушенные Сетом. После периода долгого и счастливого правления, когда земной престол перешел к воплощениям Гора — фараонам, он присоединился к свите Ра. Гор провожает умерших на суд Осириса.

…есть совсем иная версия. Утомившись земным царствованием, Геб отрекся от престола и завещал Нижний Египет Гору, а Верхний — Сету. Позже Гебу показалось, что Гор, будучи его внуком от первородного сына Осириса, заслуживает гораздо большего, и с согласия девятки богов Гор был назначен владыкой Египта.

Письменные памятники показывают, что фараоны второй династии включали в свой полный титул «Гор и Сет», либо «Два сокола». Называли Гора «Небесным Гором», «владыкой небес», «царем богов», «единственным» и «солнцем».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: