Главная страница » Конспекты » Мифология » В мире мифов и легенд (В.Синельченко, М.Борисов), часть 2

Большинство событий в… мифологии [Ханаана – территории, расположенной на месте нынешних Сирии и Палестины, где в древности располагалось Угаритское царство] концентрируются вокруг персоны Баала (другой вариант произношения Балу), соперничающего с верховным божеством ханаанского пантеона по имени Эл (другой вариант произношения Илу), в чертах которого узнаются верховные божества соседних народов Элим, Элохим, Аллах…

Баал по семантике очень похож на Ваала – у протестантов…

Чаще всего в мифах [Ханаана] появляются следующие персонажи: высший бог Эл, именуемый также Бык Эл, отец богов; его сын Баал, бог плодородия, являющийся одновременно громовержцем, и в этой ипостаси иногда именуемый Хаддат; враждебный Баалу бог морей и рек Йам-Нахар (он же Ямму); богиня солнца Шапаш (сравните с вавилонским Шимаш), именуемая также светочем богов; Ашторет (она же Астарта) – жена Эла, мать богов; повелительница моря Ашера со своим сыном Аштаром (он же Актар) и почти неразлучная с Баалом его сестра Анат.

Намеки на корни в эру Тельца…

В мифе о богах Йам-Нахар посылает в совет богов гонцов , требуя выдать ему Баала. Сам верховный бог в страхе соглашается выдать Баала, но герой, укорив богов за трусость, собирается жестоко покарать посланцев, отчего его удерживают Анат и Ашторет.

Бог ремесленников Котар-и-Хасис изготавливает для Баала два магических меча и называет их Гонитель и Удалитель. Баал нападает на Йам-Нахара и наносит ему удар в грудь Гонителем, а затем в голову – Удалителем, повергнув его на землю. Баал собирается добить соперника, но от этого его удерживает Ашторет, утверждающая, что нельзя убивать униженного и поверженного пленника.

В ином варианте победа Баала над силами беспорядка и хаоса изображается в виде победы над семиглавым драконом Лотаном (Левиафан из Ветхого Завета). Есть схожий вавилонский миф об уничтожении дракона Мардуком.

И в этих мифах есть намек на связь битвы бога со змеем с эрой Тельца…

С победой Баала над Йам-Нахаром связана история о пире, который по случаю радостного события устроила богиня Анат. Гости собрались во дворце Баала на горе Цафон, горе богов “на северной стороне” (в Библии эта гора называется Сион). Наложив румяна и хну, Анат заперла двери дворца и приступила к уничтожению врагов брата. Руки и ноги убитых она подвешивала к поясу, а крови во дворце было по колено.

Баал посылает к Анат своих вестников, предлагая ей заняться мирными делами и обещая ей поведать тайны природы: “Слово дерева и шепот камня, звук, идущий к земле с неба и от бездны – к звездам” – все это при условии, что Анат явится в его скромную горнюю обитель.

Информация о связи с внешним миром ???

Анат, не дожидаясь слов вестников – Гупана и Угара, – выражает беспокойство по поводу судьбы Баала и перечисляет свои победы над его врагами, включая Йам-Нахара, некоего дракона с семью головами, Мота, любимца богов земли и Эль-Зебуба (более известного нам под современным именем Вельзевула). Полагают, что существовал не дошедший до нас миф, где Анат фигурировала как помощница и боевая соратница Баала в его многочисленных битвах с силами зла.

Очень интересно про Вельзевула и его связь с образом дракона, а также про “любимца богов земли”!!!

Анат, не теряя времени, впереди Гупана и Угара мчится к Баалу, который угощает ее жареным быком и упитанным тельцом.

открытым текстом про эру Тельца…

Вскоре выясняется истинная цель приглашения Баала: в обмен на тайны природы он хочет получить помощь Анаты в получении дворца. Анат оглашается обратиться к богине Ашере, которая, в свою очередь, подаст прошение главе богов Жлу. Анат уверяет Баала, что разрешение будет получено в любом случае, поскольку если нужно, она прибегнет к угрозе насилия, а то и просто “швырну его, как овцу, на землю, пропитаю кровью его седые волосы, запекшейся кровью – его бороду, если не даст он Баалу дом, как у богов”.

Сильнейшая иерархия и бюрократическая лестница среди богов…

А Баал-то вообще почти никто в иерархии богов… Так – пешка, в лучшем случае, средней величины…

Похоже, речь не просто о крыше над головой, а о какой-то власти и ее символе…

Хорошенько запугав отца, Анат при поддержке Ашеры и ее потомства добивается получения разрешения. После этого посланцы Ашеры отправляются на гору Кафтор, где находится обиталище бога ремесел Котар-и-Хасиса, и передают ему приказ Эла.

Официальное разрешение Баалу включает в себя совет пригласить неких существ, о сути которых исследователи пока не могут сказать ничего определенного, с помощью которых можно будет получать строительные материалы от самой природы. В качестве строительных материалов Баал рекомендовал золото, серебро и лазурит – элегантная комбинация, с давних пор ставшая классической в произведениях прикладного искусства Востока.

Очень интересно про неких существ, получающих материал от самой природы… Здесь может быть все, что угодно – вплоть до карликов (или наоборот – великанов), отличающихся резко от богов, но привлекаемых со стороны для конкретного дела… Очень плодотворная ссылка…

Завершение строительства дома отмечается грандиозным пиром, на который приглашена вся родня Баала, включая семьдесят детей Ашеры. В разгар пира Баал провозглашает себя верховным божеством и заявляет, что более не будет посылать дань Моту – богу бесплодия и подземного мира, занявшему место поверженного фаворита Эла, бога вод.

Чем дальше – тем сильнее !!! Вот вам и узурпация власти в неприкрытом виде с привязкой и ко времени и с подробностями…

Некоторые полагают, что Баал не желал сначала делать окна в доме, потому что боялся того, что недобрые силы смогут подглядывать за тремя “банат” Баала. Слово это означает и “дочери” и “девушки”. Вопрос об интимных отношениях внутри семейства Баала до сих пор окончательно не разрешен…

После отказа Баала платить дань Моту к нему явились гонцы с угрожающим посланием от бога бесплодия и с требованием прибыть к нему. Это предложение повергло Баала в страх, и он признал себя смиренным рабом и вечным слугой Мота. Похоже, в конце концов Баалу пришлось отправиться на нежелательную встречу, поскольку так или иначе они встречаются в подземном мире. Еще до этого события из-за испуга Баала природа становится бесплодной. Однако до схождения в подземное царство Баал успевает соединиться с телкой (видимо, Аната), родившей ему быкоподобного сына.

А может быть действительно, речь идет о скотоложестве…

Следующий фрагмент описывает нам Баала, павшего на землю мертвым, хотя причина его смерти не ясна. Узнав о случившемся, Эл сходит с трона, облачается в траурные одежды, побивает себя камнями по щекам и посыпает голову пеплом, громко оплакивая Баала.

И это после попытки Баала узурпации власти…

На поиски брата отправляется Анат. Найдя тело Баала, Анат набрасывает на него смертные покрова, раздирает свои одежды и расцарапывает собственное лицо и грудь, показывая свое горе. С помощью Шапаш она переносит тело на гору Цафон и после погребения устраивает тризну, для чего убивает шестьдесят быков, шестьдесят козлов и шестьдесят косуль.

странное поведение для “бессмертных” богов…

Возникает вопрос о преемнике Баала, и Ашера выдвигает в качестве кандидата своего сына Аштара. Однако, вступив на трон, Аштар обнаруживает, что его ноги не достают подножия, а голова – верха.

После пропуска в тексте выясняется, что Элу приснился сон, будто Баал жив. Смеясь от радости, он громко сообщает об этом Анат и Шапаш… Анат лелеет мечту отомстить убийце брата, и в конце концов прямо задает вопрос Моту о Баале. Мот признает свою вину, после чего Анат “…хватает бога Мота, мечом она его рассекает, веялом его развеивает, пламенем его сжигает. На жерновах его мелет. Сеет его в поле”.

На поиски Баала отправляют богиню солнца Шапаш. Она находит его снова сражающимся с Мотом и явно побеждающим его. Мот обвиняет Баала в том, что тот подверг его семя семи годам уничтожения. Когда бой начинает клониться к ничьей, Шапаш запугивает Мота угрозой наказания со стороны Эла.

Хаддат – другое имя Баала, употребляемое тогда, когда он является не как бог плодородия, а в ипостаси бога громовержца. Имя это встречается и в Библии, например, Хаддат II – царь покоренного Давидом государства, предводитель восстания против Соломона.

В данном мифе богиня Ашера, повелительница моря, и Йарех отправляют своих служанок к Элу с мольбой о помощи против нападений насылаемых Баалом чудовищ. Эл советует богиням отправиться в пустыню и там сотворить невиданных зверей с рогами, но и с горбами, предполагая, что Хаддат-Баал непременно заинтересуется ими. И в самом деле, при виде чудовищ в Хаддате просыпается охотничий азарт, и он отправляется в погоню за ними. Охота оказывается неудачной; чудовища увлекают его в трясину, из которой бог не может выбраться целых семь лет. Во время его отсутствия на земле наступает всеобщий неурожай и бесплодие.. Близкие Баала отправляются на поиски, отыскивают и спасают его.

В начале мифа [об Акхате] описывается сцена пира, который царь Данэль устраивает в честь богов, желая получить у них помощь в рождении наследника. За Данэля перед Элом ходатайствует Баал и получает согласие верховного божества.

В честь появившегося со свитой бога ремесел Котар-и-Хасиса устраивается праздничный пир, во время которого царю удается уговорить своего гостя подарить ему божественный лук и стрелы, тут же переданные сыну.

Из мифа в миф, из народа в народ переходит предание о некоем “божественном оружии”, периодически попадающем в руки людей…

Богиня Анат хочет завладеть луком, являющимся собственностью царевича Акхата, и предлагает ему расплатиться золотом и серебром. Акхат отказывается уступить лук, а богиня настаивает, обещая взамен даровать Акхату бессмертие. Тот вновь отвергает предложение, говоря, что человек – существо смертное и никому не под силу даровать ему бессмертие, а с другой стороны, лук – оружие мужское, и не женщине владеть им, даже если она – богиня.

Анат летит к Элу и, пользуясь своим обычным… приемом – страшными угрозами, – добивается разрешения тем или иным путем раздобыть волшебный лук. Она идет к Йатпану – божеству, в иных источниках не упоминающемуся, и предлагает ему превратиться в грифа для того, чтобы он, пролетая над Акхатом, поразил его и забрал лук. Речь, судя по всему, идет не об убийстве, но при осуществлении замысла Йатпант убивает Акхата. Лук по каким-то неясным причинам оказывается непригодным к использованию. Анат оплакивает смерть Акхата, подобно смерти Баала, вызвавшую засуху и неурожай.

Исследователи отмечают внимание на часто употребляемое по отношению к Данэлю определение “человек Рафы”. Упоминаются деяния каких-то существ, именуемых Рефаим. В этих же табличках есть упоминание о коронации Баала, о прибытии Рефаимов на пир и жертвоприношение к Элу, видимо, по случаю возвращения Баала из преисподней и его возведения на трон. В Ветхом Завете несколько раз упоминаются Рефаимы, в том числе как народ или племя, населявшее Ханаан до того, как там поселились евреи.

Этот текст [о Шахаре и Шалиме] исследователи относят вне всяких сомнений к ритуальным. Все его эпизоды разделены, и им соответствуют рубрики, в которых указывается, какие ритуальные действия следует совершать при прочтении данного отрывка.

Гимн начинается с обращения к милостивым богам, повторяемого несколько раз. Эти боги – близнецы Шахар и Шалим, чье рождение подробно описывается. Для того, чтобы предотвратить влияние злых сил, во время родов совершают оберегающий ритуал, в процессе которого всячески издеваются над богом бесплодия Мотом.

Далее описываются другие ритуалы, среди которых исследователи отмечают приготовление козленка в молоке. Интересно, что в угаритском мифе этот несложный кулинарный процесс специально выделен, а по еврейским правилам, соблюдаемым правоверными иудеями до сих пор, тот же самый рецепт выделяется с противоположным знаком – на него налагается запрет.

Действительно, очень интересное выделение; а инверсия – дело обычное… Тем более, у евреев, которые со сменой эр категорически отвергали (по требованию бога) старые традиционные формы поклонения богам… (в частности – золотому Тельцу, например)…

Следует несколько ритуалов, способствующих увеличению мужской потенции бога Эла, оплодотворяющего богинь Ашеру и Рахмайю. Богини рождают близнецов Шахара и Шалима, а затем еще одну пару богов.

Может быть, все-таки здесь есть некие отголоски эры Близнецов…

До середины прошлого века о хеттах знали сравнительно немного. В Ветхом Завете о них говорили как об обитателях страны Ханаан, которые жили там до прихода евреев… В египетских документах некий царь хеттов выступает как равный противник фараона. …большинство документов написано вавилонским клинописным письмом…

Да и даже имена богов схожи с вавилонским пантеоном…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Enjoybook
Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: