Большинство событий в… мифологии [Ханаана — территории, расположенной на месте нынешних Сирии и Палестины, где в древности располагалось Угаритское царство] концентрируются вокруг персоны Баала (другой вариант произношения Балу), соперничающего с верховным божеством ханаанского пантеона по имени Эл (другой вариант произношения Илу), в чертах которого узнаются верховные божества соседних народов Элим, Элохим, Аллах…

Баал по семантике очень похож на Ваала — у протестантов…

Чаще всего в мифах [Ханаана] появляются следующие персонажи: высший бог Эл, именуемый также Бык Эл, отец богов; его сын Баал, бог плодородия, являющийся одновременно громовержцем, и в этой ипостаси иногда именуемый Хаддат; враждебный Баалу бог морей и рек Йам-Нахар (он же Ямму); богиня солнца Шапаш (сравните с вавилонским Шимаш), именуемая также светочем богов; Ашторет (она же Астарта) — жена Эла, мать богов; повелительница моря Ашера со своим сыном Аштаром (он же Актар) и почти неразлучная с Баалом его сестра Анат.

Намеки на корни в эру Тельца…

В мифе о богах Йам-Нахар посылает в совет богов гонцов , требуя выдать ему Баала. Сам верховный бог в страхе соглашается выдать Баала, но герой, укорив богов за трусость, собирается жестоко покарать посланцев, отчего его удерживают Анат и Ашторет.

Бог ремесленников Котар-и-Хасис изготавливает для Баала два магических меча и называет их Гонитель и Удалитель. Баал нападает на Йам-Нахара и наносит ему удар в грудь Гонителем, а затем в голову — Удалителем, повергнув его на землю. Баал собирается добить соперника, но от этого его удерживает Ашторет, утверждающая, что нельзя убивать униженного и поверженного пленника.

В ином варианте победа Баала над силами беспорядка и хаоса изображается в виде победы над семиглавым драконом Лотаном (Левиафан из Ветхого Завета). Есть схожий вавилонский миф об уничтожении дракона Мардуком.

И в этих мифах есть намек на связь битвы бога со змеем с эрой Тельца…

С победой Баала над Йам-Нахаром связана история о пире, который по случаю радостного события устроила богиня Анат. Гости собрались во дворце Баала на горе Цафон, горе богов «на северной стороне» (в Библии эта гора называется Сион). Наложив румяна и хну, Анат заперла двери дворца и приступила к уничтожению врагов брата. Руки и ноги убитых она подвешивала к поясу, а крови во дворце было по колено.

Баал посылает к Анат своих вестников, предлагая ей заняться мирными делами и обещая ей поведать тайны природы: «Слово дерева и шепот камня, звук, идущий к земле с неба и от бездны — к звездам» — все это при условии, что Анат явится в его скромную горнюю обитель.

Информация о связи с внешним миром ???

Анат, не дожидаясь слов вестников — Гупана и Угара, — выражает беспокойство по поводу судьбы Баала и перечисляет свои победы над его врагами, включая Йам-Нахара, некоего дракона с семью головами, Мота, любимца богов земли и Эль-Зебуба (более известного нам под современным именем Вельзевула). Полагают, что существовал не дошедший до нас миф, где Анат фигурировала как помощница и боевая соратница Баала в его многочисленных битвах с силами зла.

Очень интересно про Вельзевула и его связь с образом дракона, а также про «любимца богов земли»!!!

Анат, не теряя времени, впереди Гупана и Угара мчится к Баалу, который угощает ее жареным быком и упитанным тельцом.

открытым текстом про эру Тельца…

Вскоре выясняется истинная цель приглашения Баала: в обмен на тайны природы он хочет получить помощь Анаты в получении дворца. Анат оглашается обратиться к богине Ашере, которая, в свою очередь, подаст прошение главе богов Жлу. Анат уверяет Баала, что разрешение будет получено в любом случае, поскольку если нужно, она прибегнет к угрозе насилия, а то и просто «швырну его, как овцу, на землю, пропитаю кровью его седые волосы, запекшейся кровью — его бороду, если не даст он Баалу дом, как у богов».

Сильнейшая иерархия и бюрократическая лестница среди богов…

А Баал-то вообще почти никто в иерархии богов… Так — пешка, в лучшем случае, средней величины…

Похоже, речь не просто о крыше над головой, а о какой-то власти и ее символе…

Хорошенько запугав отца, Анат при поддержке Ашеры и ее потомства добивается получения разрешения. После этого посланцы Ашеры отправляются на гору Кафтор, где находится обиталище бога ремесел Котар-и-Хасиса, и передают ему приказ Эла.

Официальное разрешение Баалу включает в себя совет пригласить неких существ, о сути которых исследователи пока не могут сказать ничего определенного, с помощью которых можно будет получать строительные материалы от самой природы. В качестве строительных материалов Баал рекомендовал золото, серебро и лазурит — элегантная комбинация, с давних пор ставшая классической в произведениях прикладного искусства Востока.

Очень интересно про неких существ, получающих материал от самой природы… Здесь может быть все, что угодно — вплоть до карликов (или наоборот — великанов), отличающихся резко от богов, но привлекаемых со стороны для конкретного дела… Очень плодотворная ссылка…

Завершение строительства дома отмечается грандиозным пиром, на который приглашена вся родня Баала, включая семьдесят детей Ашеры. В разгар пира Баал провозглашает себя верховным божеством и заявляет, что более не будет посылать дань Моту — богу бесплодия и подземного мира, занявшему место поверженного фаворита Эла, бога вод.

Чем дальше — тем сильнее !!! Вот вам и узурпация власти в неприкрытом виде с привязкой и ко времени и с подробностями…

Некоторые полагают, что Баал не желал сначала делать окна в доме, потому что боялся того, что недобрые силы смогут подглядывать за тремя «банат» Баала. Слово это означает и «дочери» и «девушки». Вопрос об интимных отношениях внутри семейства Баала до сих пор окончательно не разрешен…

После отказа Баала платить дань Моту к нему явились гонцы с угрожающим посланием от бога бесплодия и с требованием прибыть к нему. Это предложение повергло Баала в страх, и он признал себя смиренным рабом и вечным слугой Мота. Похоже, в конце концов Баалу пришлось отправиться на нежелательную встречу, поскольку так или иначе они встречаются в подземном мире. Еще до этого события из-за испуга Баала природа становится бесплодной. Однако до схождения в подземное царство Баал успевает соединиться с телкой (видимо, Аната), родившей ему быкоподобного сына.

А может быть действительно, речь идет о скотоложестве…

Следующий фрагмент описывает нам Баала, павшего на землю мертвым, хотя причина его смерти не ясна. Узнав о случившемся, Эл сходит с трона, облачается в траурные одежды, побивает себя камнями по щекам и посыпает голову пеплом, громко оплакивая Баала.

И это после попытки Баала узурпации власти…

На поиски брата отправляется Анат. Найдя тело Баала, Анат набрасывает на него смертные покрова, раздирает свои одежды и расцарапывает собственное лицо и грудь, показывая свое горе. С помощью Шапаш она переносит тело на гору Цафон и после погребения устраивает тризну, для чего убивает шестьдесят быков, шестьдесят козлов и шестьдесят косуль.

странное поведение для «бессмертных» богов…

Возникает вопрос о преемнике Баала, и Ашера выдвигает в качестве кандидата своего сына Аштара. Однако, вступив на трон, Аштар обнаруживает, что его ноги не достают подножия, а голова — верха.

После пропуска в тексте выясняется, что Элу приснился сон, будто Баал жив. Смеясь от радости, он громко сообщает об этом Анат и Шапаш… Анат лелеет мечту отомстить убийце брата, и в конце концов прямо задает вопрос Моту о Баале. Мот признает свою вину, после чего Анат «…хватает бога Мота, мечом она его рассекает, веялом его развеивает, пламенем его сжигает. На жерновах его мелет. Сеет его в поле».

На поиски Баала отправляют богиню солнца Шапаш. Она находит его снова сражающимся с Мотом и явно побеждающим его. Мот обвиняет Баала в том, что тот подверг его семя семи годам уничтожения. Когда бой начинает клониться к ничьей, Шапаш запугивает Мота угрозой наказания со стороны Эла.

Хаддат — другое имя Баала, употребляемое тогда, когда он является не как бог плодородия, а в ипостаси бога громовержца. Имя это встречается и в Библии, например, Хаддат II — царь покоренного Давидом государства, предводитель восстания против Соломона.

В данном мифе богиня Ашера, повелительница моря, и Йарех отправляют своих служанок к Элу с мольбой о помощи против нападений насылаемых Баалом чудовищ. Эл советует богиням отправиться в пустыню и там сотворить невиданных зверей с рогами, но и с горбами, предполагая, что Хаддат-Баал непременно заинтересуется ими. И в самом деле, при виде чудовищ в Хаддате просыпается охотничий азарт, и он отправляется в погоню за ними. Охота оказывается неудачной; чудовища увлекают его в трясину, из которой бог не может выбраться целых семь лет. Во время его отсутствия на земле наступает всеобщий неурожай и бесплодие.. Близкие Баала отправляются на поиски, отыскивают и спасают его.

В начале мифа [об Акхате] описывается сцена пира, который царь Данэль устраивает в честь богов, желая получить у них помощь в рождении наследника. За Данэля перед Элом ходатайствует Баал и получает согласие верховного божества.

В честь появившегося со свитой бога ремесел Котар-и-Хасиса устраивается праздничный пир, во время которого царю удается уговорить своего гостя подарить ему божественный лук и стрелы, тут же переданные сыну.

Из мифа в миф, из народа в народ переходит предание о некоем «божественном оружии», периодически попадающем в руки людей…

Богиня Анат хочет завладеть луком, являющимся собственностью царевича Акхата, и предлагает ему расплатиться золотом и серебром. Акхат отказывается уступить лук, а богиня настаивает, обещая взамен даровать Акхату бессмертие. Тот вновь отвергает предложение, говоря, что человек — существо смертное и никому не под силу даровать ему бессмертие, а с другой стороны, лук — оружие мужское, и не женщине владеть им, даже если она — богиня.

Анат летит к Элу и, пользуясь своим обычным… приемом — страшными угрозами, — добивается разрешения тем или иным путем раздобыть волшебный лук. Она идет к Йатпану — божеству, в иных источниках не упоминающемуся, и предлагает ему превратиться в грифа для того, чтобы он, пролетая над Акхатом, поразил его и забрал лук. Речь, судя по всему, идет не об убийстве, но при осуществлении замысла Йатпант убивает Акхата. Лук по каким-то неясным причинам оказывается непригодным к использованию. Анат оплакивает смерть Акхата, подобно смерти Баала, вызвавшую засуху и неурожай.

Исследователи отмечают внимание на часто употребляемое по отношению к Данэлю определение «человек Рафы». Упоминаются деяния каких-то существ, именуемых Рефаим. В этих же табличках есть упоминание о коронации Баала, о прибытии Рефаимов на пир и жертвоприношение к Элу, видимо, по случаю возвращения Баала из преисподней и его возведения на трон. В Ветхом Завете несколько раз упоминаются Рефаимы, в том числе как народ или племя, населявшее Ханаан до того, как там поселились евреи.

Этот текст [о Шахаре и Шалиме] исследователи относят вне всяких сомнений к ритуальным. Все его эпизоды разделены, и им соответствуют рубрики, в которых указывается, какие ритуальные действия следует совершать при прочтении данного отрывка.

Гимн начинается с обращения к милостивым богам, повторяемого несколько раз. Эти боги — близнецы Шахар и Шалим, чье рождение подробно описывается. Для того, чтобы предотвратить влияние злых сил, во время родов совершают оберегающий ритуал, в процессе которого всячески издеваются над богом бесплодия Мотом.

Далее описываются другие ритуалы, среди которых исследователи отмечают приготовление козленка в молоке. Интересно, что в угаритском мифе этот несложный кулинарный процесс специально выделен, а по еврейским правилам, соблюдаемым правоверными иудеями до сих пор, тот же самый рецепт выделяется с противоположным знаком — на него налагается запрет.

Действительно, очень интересное выделение; а инверсия — дело обычное… Тем более, у евреев, которые со сменой эр категорически отвергали (по требованию бога) старые традиционные формы поклонения богам… (в частности — золотому Тельцу, например)…

Следует несколько ритуалов, способствующих увеличению мужской потенции бога Эла, оплодотворяющего богинь Ашеру и Рахмайю. Богини рождают близнецов Шахара и Шалима, а затем еще одну пару богов.

Может быть, все-таки здесь есть некие отголоски эры Близнецов…

До середины прошлого века о хеттах знали сравнительно немного. В Ветхом Завете о них говорили как об обитателях страны Ханаан, которые жили там до прихода евреев… В египетских документах некий царь хеттов выступает как равный противник фараона. …большинство документов написано вавилонским клинописным письмом…

Да и даже имена богов схожи с вавилонским пантеоном…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: