Божественные герои кельтов часто изображались вместе с собаками… Сохранилось любопытное изображение некоей богини, которая кормит одной грудью мужчину, а другой – собаку.

Змеи. Существует множество археологических находок с изображениями змей, и наиболее примечательными из них являются кельтские змеи с овечьими головами, а также с гребнями. Энн Росс в своей монографии “Языческая Британия кельтов” показывает замешательство исследователей кельтской мифологии, возникшее в связи с тем, что по достоверным (с точки зрения мифа) источникам святой Патрик уничтожил в Ирландии всех змей и даже самую память о них. Но тогда непонятно, куда отнести двуглавых змей и других мифологических рептилий, которых Луг видел во время своего визита в загробный мир.

Германцы, как и другие индоевропейские племена, появились в Европе в конце II тысячелетия до н.э. и первоначально расселились на территориях, граничащих с юга и запада с кельтами, а с востока, примерно по границе реки Эльба (Лаба), со славянами.

насколько твердо установлена эта дата ?.. В принципе, это очень и очень важно… Ведь это время – уже практически расцвет Древней Греции – совсем недавно !!! Кто там был до германцев, и откуда германцы пришли ??? При этом в тех местах, откуда они вроде бы пришли (с востока, т.е. славяне шли за ними ?!.) уже были мощнейшие цивилизации с развитой системой религии, а у германце (и у славян) – все-таки довольно примитивные понятия об этом (хотя и очень напоминают те же “упрощенные” Веды)…

Песни “Эдды” [Исландия] расположены в определенном порядке: сначала – песни о богах (их называют мифологическими), а затем – о героях. У континентальных германцев не обнаружено аналогов мифологическим песням “Эдды”, хотя большинство имен богов нетрудно идентифицировать.

Эдды и Веды… А нет ли здесь указания на общий источник?.. Судя по сходству содержания и косвенным признакам датировки эрой Тельца, мысль небезосновательна…

Анализ “эддической” мифологии выделяет в ней системы пространственные (горизонтальную и вертикальную) и системы временные (космогоническую и эсхатологическую).

Горизонтальная строится на противопоставлении средней, огороженной части земли Мидгард тому, что находится вне этой ограды, в сфере неокультуренной, неосвоенной, по аналогии свое-чужое, центр-периферия. В этой плоскости небо земле не противопоставляется, и жилище богов Асгард упоминается наряду с жилищем Мидгард.

интересная мысль о горизонтали и вертикали !!! Может быть, стоит попробовать ее развить и на другие мифологии…

Мидгард окружает широкий океан, в котором живет Ермуганд, некая хаотическая сила, временно обузданная богами, но потенциально опасная.

В вертикальной плоскости принято рассматривать концепцию мирового древа – ясеня Иггдрасиля, соединяющего небо, землю, и подземный мир. На верхушке древа находится жилище богов – Асгард, воздвигнутое, как передает “Младшая Эдда”, неким великаном, которому помогал конь. В уплату за работу боги должны были отдать великану Солнце, Луну и богиню Фрейю, однако коварный Локи, принявший образ кобылы, постоянно отвлекал коня-помощника от работы, и поэтому великан не успел закончить ее в срок, за что и поплатился головой.

Там же, на верхушке древа, находится и верхнее царство мертвых Вальхалла, куда попадают воины, павшие в бою. Оценкой подвига воина занимается один, помогают ему валькирии – в буквальном переводе “выбирающие мертвых”. Эти девы подхватывают павшихз в бою храбрых воинов, уносят их в Вальхаллу и там прислуживают им.

Люди, умершие смертью обычной, попадают в подземный мир мертвых, Нифльхейм, куда падает роса с рогов оленя, объедающего листья с Иггдрасиля. Этим нижним подземным миром заправляют девы-норны, определяющие судьбу людей при рождении. Вместе с валькириями они входят в категорию низших женских божеств дис.

Космогоническая мифология “Эдды” раскрывает процесс формирования мира из пустоты Гинугага, преобразующейся в космос путем заполнения. Мир его был создан из тела антропоморфного великана Имира, который был двуполым. В темном мире Нифльхейме из потока Хвергельмир вытекали многочисленные ручьи, а из огненного мира исходил жар и огненные искры. Из застывших рек образовался иней, заполниший мировую пустоту Гинунгаган, который под влиянием тепла стал таять, и из него-то и возник Имир. Выкармливала этого великана корова Аудумла, и из соленых камней, которые она лизала, возник Бури, отец богов. Из подмышек Имира родились мальчик и девочка, а из ног – сын Трудгельмир, породивший Бергельмира.

корова ! все-таки (вместе с другими признаками) все указывает на эру Тельца !!!

Бури породил Бора, Один с братьями Вили и Ве убили Имира, и из его тела сотворили мир. Плоть Имира стала землей, кровь – орем, кости – горами, череп – небом, волосы – лесом, а ресницы – стенами Мидгарда. Сыновья Бора подняли землю, устроили на ней Мидград, а затем оживили деревянные изваяния людей, населив ими свое царство.

А нет ли связи всякой мифологии происхождения мира из тела бога с Новым Заветом в плане “вино – кровь, хлеб – плоть”…

В мифе говорится, что поначалу люди были бездыханны и не имели судьбы. Оживили их боги, но дали судьбу людям норны.

Боги устроили небесный свод и определили роли Солнца и Луны, упорядочив движение этих светил и, таким образом, установив смену суток и месяцев. На этом этапе обустройства мира боги, к тому же, обуздывают змея Ермунганда, волка Фенрира и хозяйку царства мертвых Хель.

Основная группа богов скандинавской называется Асы и возглавляет ее Один, который и является отцом большинства асов.

нет ли здесь связи с асурами ???

Другая группа богов – это ваны, боги плодородия.

Поводом к войне между асами и ванами стало появление злой колдуньи Хейд, в отношении которой применяется эпитет Гулльвег, что, видимо, означает “сила золота” (хотя и имеются иные этимологии). Войну начал Один, однако наступающие ваны стали угрожать месте обитания асов Асгарду, и асы были вынуждены заключить мир, обменявшись заложниками.

Один – верховный бог скандинавской мифологии, которому в мифологии континентальных германцев соответствовал Водан (Вотан). Имеются археологические свидетельства, а также тексты, говорящие о широком распространении культа Водана у франков, англов, саксов, готтов, вандалов.

Миру асов в скандинавской мифологии отчетливо противопоставлен мир Етунов (великанов). Главным соперником великанов является Тор, который защищает от них Асгард… С внешней стороны великаны описываются без особых подробностей…

В мифологии упоминаются связи и браки асов с дочерьми великанов… Между асами и великанами постоянно ведется борьба за различные волшебные предметы: молот Тора, священный мед, яблоки Идунн и т.д. Великаны чаще стремятся похитить женщину асов, а асы – добыть чудодейственные вещи, хотя частенько это просто возвращение ранее похищенного у них же.

Великаны нередко вторгаются в Асгард, преследуя асов на конях или в облике птиц, асы же отправляются в страну великанов, “странствуя”, причем для этих странствий необходимо пройти через какое-нибудь испытание, продемонстрировав силу или хитрость.

Другая ось конфронтации – асы и карлики. Великаны действуют поодиночке или с помощниками, а карлики, как правило, вдвоем или вчетвером.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: