Божественные герои кельтов часто изображались вместе с собаками… Сохранилось любопытное изображение некоей богини, которая кормит одной грудью мужчину, а другой — собаку.

Змеи. Существует множество археологических находок с изображениями змей, и наиболее примечательными из них являются кельтские змеи с овечьими головами, а также с гребнями. Энн Росс в своей монографии «Языческая Британия кельтов» показывает замешательство исследователей кельтской мифологии, возникшее в связи с тем, что по достоверным (с точки зрения мифа) источникам святой Патрик уничтожил в Ирландии всех змей и даже самую память о них. Но тогда непонятно, куда отнести двуглавых змей и других мифологических рептилий, которых Луг видел во время своего визита в загробный мир.

Германцы, как и другие индоевропейские племена, появились в Европе в конце II тысячелетия до н.э. и первоначально расселились на территориях, граничащих с юга и запада с кельтами, а с востока, примерно по границе реки Эльба (Лаба), со славянами.

насколько твердо установлена эта дата ?.. В принципе, это очень и очень важно… Ведь это время — уже практически расцвет Древней Греции — совсем недавно !!! Кто там был до германцев, и откуда германцы пришли ??? При этом в тех местах, откуда они вроде бы пришли (с востока, т.е. славяне шли за ними ?!.) уже были мощнейшие цивилизации с развитой системой религии, а у германце (и у славян) — все-таки довольно примитивные понятия об этом (хотя и очень напоминают те же «упрощенные» Веды)…

Песни «Эдды» [Исландия] расположены в определенном порядке: сначала — песни о богах (их называют мифологическими), а затем — о героях. У континентальных германцев не обнаружено аналогов мифологическим песням «Эдды», хотя большинство имен богов нетрудно идентифицировать.

Эдды и Веды… А нет ли здесь указания на общий источник?.. Судя по сходству содержания и косвенным признакам датировки эрой Тельца, мысль небезосновательна…

Анализ «эддической» мифологии выделяет в ней системы пространственные (горизонтальную и вертикальную) и системы временные (космогоническую и эсхатологическую).

Горизонтальная строится на противопоставлении средней, огороженной части земли Мидгард тому, что находится вне этой ограды, в сфере неокультуренной, неосвоенной, по аналогии свое-чужое, центр-периферия. В этой плоскости небо земле не противопоставляется, и жилище богов Асгард упоминается наряду с жилищем Мидгард.

интересная мысль о горизонтали и вертикали !!! Может быть, стоит попробовать ее развить и на другие мифологии…

Мидгард окружает широкий океан, в котором живет Ермуганд, некая хаотическая сила, временно обузданная богами, но потенциально опасная.

В вертикальной плоскости принято рассматривать концепцию мирового древа — ясеня Иггдрасиля, соединяющего небо, землю, и подземный мир. На верхушке древа находится жилище богов — Асгард, воздвигнутое, как передает «Младшая Эдда», неким великаном, которому помогал конь. В уплату за работу боги должны были отдать великану Солнце, Луну и богиню Фрейю, однако коварный Локи, принявший образ кобылы, постоянно отвлекал коня-помощника от работы, и поэтому великан не успел закончить ее в срок, за что и поплатился головой.

Там же, на верхушке древа, находится и верхнее царство мертвых Вальхалла, куда попадают воины, павшие в бою. Оценкой подвига воина занимается один, помогают ему валькирии — в буквальном переводе «выбирающие мертвых». Эти девы подхватывают павшихз в бою храбрых воинов, уносят их в Вальхаллу и там прислуживают им.

Люди, умершие смертью обычной, попадают в подземный мир мертвых, Нифльхейм, куда падает роса с рогов оленя, объедающего листья с Иггдрасиля. Этим нижним подземным миром заправляют девы-норны, определяющие судьбу людей при рождении. Вместе с валькириями они входят в категорию низших женских божеств дис.

Космогоническая мифология «Эдды» раскрывает процесс формирования мира из пустоты Гинугага, преобразующейся в космос путем заполнения. Мир его был создан из тела антропоморфного великана Имира, который был двуполым. В темном мире Нифльхейме из потока Хвергельмир вытекали многочисленные ручьи, а из огненного мира исходил жар и огненные искры. Из застывших рек образовался иней, заполниший мировую пустоту Гинунгаган, который под влиянием тепла стал таять, и из него-то и возник Имир. Выкармливала этого великана корова Аудумла, и из соленых камней, которые она лизала, возник Бури, отец богов. Из подмышек Имира родились мальчик и девочка, а из ног — сын Трудгельмир, породивший Бергельмира.

корова ! все-таки (вместе с другими признаками) все указывает на эру Тельца !!!

Бури породил Бора, Один с братьями Вили и Ве убили Имира, и из его тела сотворили мир. Плоть Имира стала землей, кровь — орем, кости — горами, череп — небом, волосы — лесом, а ресницы — стенами Мидгарда. Сыновья Бора подняли землю, устроили на ней Мидград, а затем оживили деревянные изваяния людей, населив ими свое царство.

А нет ли связи всякой мифологии происхождения мира из тела бога с Новым Заветом в плане «вино — кровь, хлеб — плоть»…

В мифе говорится, что поначалу люди были бездыханны и не имели судьбы. Оживили их боги, но дали судьбу людям норны.

Боги устроили небесный свод и определили роли Солнца и Луны, упорядочив движение этих светил и, таким образом, установив смену суток и месяцев. На этом этапе обустройства мира боги, к тому же, обуздывают змея Ермунганда, волка Фенрира и хозяйку царства мертвых Хель.

Основная группа богов скандинавской называется Асы и возглавляет ее Один, который и является отцом большинства асов.

нет ли здесь связи с асурами ???

Другая группа богов — это ваны, боги плодородия.

Поводом к войне между асами и ванами стало появление злой колдуньи Хейд, в отношении которой применяется эпитет Гулльвег, что, видимо, означает «сила золота» (хотя и имеются иные этимологии). Войну начал Один, однако наступающие ваны стали угрожать месте обитания асов Асгарду, и асы были вынуждены заключить мир, обменявшись заложниками.

Один — верховный бог скандинавской мифологии, которому в мифологии континентальных германцев соответствовал Водан (Вотан). Имеются археологические свидетельства, а также тексты, говорящие о широком распространении культа Водана у франков, англов, саксов, готтов, вандалов.

Миру асов в скандинавской мифологии отчетливо противопоставлен мир Етунов (великанов). Главным соперником великанов является Тор, который защищает от них Асгард… С внешней стороны великаны описываются без особых подробностей…

В мифологии упоминаются связи и браки асов с дочерьми великанов… Между асами и великанами постоянно ведется борьба за различные волшебные предметы: молот Тора, священный мед, яблоки Идунн и т.д. Великаны чаще стремятся похитить женщину асов, а асы — добыть чудодейственные вещи, хотя частенько это просто возвращение ранее похищенного у них же.

Великаны нередко вторгаются в Асгард, преследуя асов на конях или в облике птиц, асы же отправляются в страну великанов, «странствуя», причем для этих странствий необходимо пройти через какое-нибудь испытание, продемонстрировав силу или хитрость.

Другая ось конфронтации — асы и карлики. Великаны действуют поодиночке или с помощниками, а карлики, как правило, вдвоем или вчетвером.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: