…Моисей поручил всем двенадцати коленам израилевым — по числу сыновей Иакова — соорудить по алтарю, а затем собственноручно принес на этих алтарях жертвы, окропив кровью жертвенных животных свой народ.

…Яхве, до сих пор отказывавшийся явить свой облик Моисею, показался ему — хотя всего на одно мгновение — прикрыв своего пророка рукой. Вскоре после этого по указанию Яхве были изготовлены новые каменные скрижали с десятью заповедями. С ними пророк отправился на вершину горы и провел там сорок суток, получив дополнительные религиозные установления для своего народа. После этих событий лицо Моисея стало сиять таким блеском, что люди были вынуждены отворачивать свои лица от него. И ставший пророком Моисей, подобно Яхве, показавшемуся ему, начал появляться перед евреями с прикрытым лицом. Над его головой появился нимб в виде рогов.

Очень интересные подробности и о скрываемом лице и о рогах !!!

В IX веке до н.э. при правлении династии Омри (Амврий) появился пророк Илия, возглавивший движение против поощраемого царем Израиля Омри идолопоклонства. После смерти Омри (Амврия) сын его, Ахав, женатый на финикийской царице, окончательно изменил Яхве и ввел в качестве официальной религии культ Ваала.

Речь идет о возврате к старым богам…

Пересказывая своим единоверцам божественные видения, он [Даниил] укреплял их в вере и сообщал, что согласно воле Яхве еврейский народ будет освобожден от притеснителей, а затем один из представителей этого народа станет личным представителем Бога на земле, уничтожит грехи людские и восстановит справедливость. Этому посланнику-мессии суждено сидеть на пламенном троне, и тысячи слуг его будут выполнять приказы…

Практически во всех Книгах пророков встречаются упоминания о грядущем мессии… Внимательно читая Ветхий Завет (и имея соответствующий настрой), можно отыскать у пророков и указания на Вифлеем как место рождения мессии (Михей), и сообщения о том, что мессия будет убит, но оживет на третий день после своей смерти (Осия) и даже на цену, которой будет оплачено предательство грядущего пророка — тридцать сребренников (Захария).

…ряд исследователей, анализируя дары, принесенные волхвами [в день рождения Христа], а также косвенные признаки, утверждают, что волхвами были сторонники учения Заратуштры.

Зороастризм — религия древних иранцев — сложился вдали от главных центров ближневосточных цивилизаций и восходит к древнейшим верованиям индоевропейских народов, запечатленным в древнеиндийских ведах, в религиях древних славян, германцев и кельтов. Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге «Авеста», которая излагает учение пророка Заратуштры (Зороастра)… Большинство исследователей согласны с тем, что он жил в VI-VII вв. до н.э…

Как же тогда его религия могла попасть в древнейшие верования народов Европы ???

Суть учения [Зороастра] сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря: мир добра и мир зла, мир света и мир тьмы. Мир первый — мир справедливости олицетворяет Азурмазда (иные написания Агура-Мазда, Ахурамазда; часто используется греческое имя бога Ормузд). Мир тьмы и зла олицетворяет Агроманья (Ангро-Манья, греческий Оримант).

«Авеста» среди прочих текстов содержит «Ясну» — тексты литургического содержания, часть из которых, известная под названием «гаты», состоит из размышлений и проповедей самого Заратуштры и изложена в стихотворной форме на языке, довольно сильно отличающемся от языка остальных частей «Авесты». Другая часть «Авесты» «Яшт» включает в себя священные гимны, посвященные отдельным божествам, а «Видев» (закон против демонов) излагает в основном религиозные и ритуальные установления и включает мифологические и легендарные сведения.

Развитием зороастризма считается учение пророка Мани (216-277 н.э.), известное под названием манихейства.

…на протяжении многих веков в верованиях иранского народа, видимо, происходила эволюция от политеизма, очень напоминающего по структуре пантеон богов древнейших индийских вед, к монотеизму — с единым богом Маздой и причислением остальных божеств на роль демонов.

Физической чистоте зороастризм придавал ритуальное значение. Следовало любой ценой остерегаться всякой нечистоты, и в первую очередь — трупов.

В обрядах очищения важнейшую роль играл огонь. Зороастризм вообще придавал огню первостепенное значение, отделяя его от других стихий.

Ритуалы в честь Азурмазды совершались не в храмах, а на открытых местах с песнопениями, вином и обязательно с огнем — поэтому сторонников зороастризма и маздаизма нередко называют «огнепоклонниками». Кроме огня почитались и другие стихии, а также животные — бык, собака, лошадь и пожиравшие трупы грифы, хотя последних и относили скорее к миру зла.

… «Гаты» упоминают двух первоначальных духов-близнецов — «благого» и «золотого» — участвовавших в создании «жизни» и «нежизни».

Азурамазда (здесь [в пехлевийских текстах] он именуется Ормаст), обладающий знанием и добродетелью, пребывал наверху… Ангроманья ( этих текстах — Ахриман), медленный в постижении, объятый страстью к разрушению, находился внизу во тьме. Между ними была пустота, но Азурамазда знал о существовании Ангроманьи, о его грядущем нападении и о том, каким способом он исполнит свой замысел. Первые три тысячи лет творение Азурамазды оставалось в идеальном состоянии; затем дух разрушения поднялся из тьмы и направился к свету, стремясь уничтожить его. Увидев, что силы света превосходят его собственные, он бежал обратно во тьму и сотворил там множество демонов. Азурмазда предложил Ангроманье мир, а когда предложение было отвергнуто — период перемирия в девять тысяч лет.

В одном из источников говорится, что после нарушения соглашения было создано шесть Амешаспента — бессмертных святых, а седьмым был сам Азурамазда. Первым творением было создано небо, вторым — вода, затем земля, растения, скот и человек; седьмым же был сам Азурамазда.

Небо в соответствии с этими представлениями простирается до бесконечности, причем подчеркивается, что оно не имеет никаких столпов или подпорок, а сама земля находится в середине его «как яичный желток в середине яйца».

…шестым творением была Гайамарт — первочеловек, созданный из земли. Из света, влаги и неба было сотворено семя людей и быков, «для того, чтобы от них могло пойти обильное потомство людей и скота».

Еще один пехлевийский вариант сотворения мира очень напоминает известный гимн «Ригведы», посвященный Пуруше, где описывается, как из принесенного в жертву тела этого бога были созданы различные мировые субстанции. В тех же источниках есть описание сотворения Азурмаздой небесных светил, при этом различаются «звезды неподвижные» «подвижные» (планеты), Луна и Солнце.

[по манихейским текстам]: Некогда два царства — света и тьма составляли полную и сбалансированную дуалистическую систему мира. Когда Князь тьмы, привлеченный блеском царства света, потянулся туда, Отец Величия создал некие силы добра, которые смешались затем с силами тьмы. Среди первых ипостасей света, поглощенных тьмой, был и первочеловек. Иное светлое существо, известное как Живой Дух, или Михрйазд, устремилось на демонов тьмы, и, когда они были побеждены, из их шкур сотворили небеса, числом десять, из костей — горы, а из мяса и испражнений — земли. Кроме того, были созданы зодиакальные созвездия — числом двенадцать и семь планет. Солнце и Луна изготовлены из частиц света, не загрязненных тьмой. Животный и растительный миры тоже содержат неосвободившиеся частицы света.

…шестым творением Азурмазды был Гайамарт, «сверкающий, как Солнце, ростом примерно в четыре локтя и ширины такой же». Он первым слушал мысли и учения Азурмазды, и от него пошло семя иранских земель.

Более сложным является вопрос о происхождении женщины. В одном из пехлевийских сочинений говорится, что партнершей Гайамарты, первого человека, была первозданная блудница Джех. Именно ее назначил царицей своей породы, то есть предводителем всех демонов-блудниц злой Ангроманья, который сам соединялся с ней и делал это для растления женщин, чтобы те, растлившись, могли совратить мужчин, которые по этой причине отступились бы от исполнения своих обязанностей.

Первой человеческой парой, происшедшей от семени Гайамарта, сраженного Ангроманья, были в соответствии с «Авестой» Мартйа и Мартйанг. Строго говоря, и они произошли не вполне естественным путем: когда Гаймарт умирал и выронил свое сердце, часть его была поглощена землей и оставалась в ней в течение сорока лет. По прошествии этого срока Мартйа и Мартйанг выросли из земли — в виде ревеня. После того как они приняли человеческие очертания, к ним обратился Азурмазда, заявив, что они являются человеческими существами — Отцом и Матерью мира. Дав им благословение, он повелел этим первым людям вершить свои дела в соответствии с праведным законом и руководствуясь разумом, быть добрыми и в делах, и в мыслях, не поклоняться демонам. Как и следовало ожидать, люди нарушили эти заповеди, повели себя весьма дурно, а потомство произвели лишь через пятьдесят лет после своего рождения.

Представление о золотом веке присуще большинству известных мифологий.

В авестийской мифологии золотым веком считается царствование первочеловека Йиму, которого Азурмазда назначил охранителем и смотрителем мира, вручив ему в знак этого золотую стрелу и золотую плеть. Сходная легенда существует у скифов, близкого к иранскому народу. Процветание мира при Йиму достигает такой степени, что земля больше не в состоянии вместить весь «мелкий и крупный скот, людей, собак, птиц и красные пылающие огни».

что за «красные пылающие огни» ??? вулканы или что-то совсем иное ???

Следуя указаниям Азурмазды, Йима расширяет землю вонзая в нее золотую стрелу, стегая плетью и произнося соответствующие заклинания. Расширение земли происходит трижды — через триста, шестьсот и девятьсот лет, и всякий раз ее площадь расширяется на одну треть.

В следующем эпизоде Азурмазда предупреждает Йиму, что миру грозит гибель от суровых морозов и последующего наводнения, вызванного таянием снегов. По предписаниям Азурмазды Йима строит «вару» — ограду длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам, куда помещает по паре каждой породы крупного и мелкого скота, людей. Собак, птиц, красные пылающие огни, а также все виды растений и пищевых продуктов. Внутри этой ограды Йима устроил водопровод, построил улицы и жилища.

А если образ Йимы — первочеловека является собирательным образом всех, кто предшествовал древнеиранскому человеку ?..

Йима является также первым грешником, поскольку выступил на стороне Лжи против Истины.

Некоторые исследователи усматривают много сходства между иранским Йимой и Ямой индийской «Ригведы». Их оппоненты, соответственно, усматривают не сходство, а разительное отличие и даже противоположность этих героев, поскольку Яма прежде всего является царем, правящим царством мертвых, и во всей индийской традиции связан как раз не с процветанием, а со смертью.

Авестийская мистическая география строго делит мир на сферы добра и зла. Азурмазда создает шестнадцать прекрасных стран, однако его вечный противник Ангроманья всякой стране придает неисправимый порок, «бич страны».

«Яшт» 6 «Авесты» — это гимн Солнцу, и в нем содержатся утверждения: «Кто молится солнцу… тот молится Мазде (Азурмазде)… Помолимся Митре… помолимся связи из всей наилучшей меж солнцем с Луной».

Гораздо обширнее «Яшт» 10, прямо называемый «гимном Митре». Этот бог в первых строках «Митра, чьи пастбища просторны», упоминается вместе с Раманой, «чьи луга хороши». Далее подчеркивается важнейшая функция Митры, в первую очередь являющегося божеством договора, следящего за соблюдением заключенных между племенами соглашений, безжалостно наказывающего лжецов и клятвопреступников, вплоть до лжи в семейном кругу. Видимо уже позже к этой функции добавилась роль активного защитника справедливости — бога-воина, всегда готового сражаться за правду. …его древние имена Михр и Мирра стали синонимами Солнца.

…Митра появляется в сопровождении Рашну — божества, атрибутом которого были весы; на весах взвешивались мысли слова и дела покойного, и Сраоша (Срауша) — божества послушания, дисциплины и внимания… владеющего искусством направлять молитвы по нужным каналам — средство общения людей и богов. Сам Заратуштра высоко ценил Сраоша, владеющего искусством направлять молитвы по нужным каналам — средство общения людей и богов.

Митре помогают править колесницей Аши — богиня судьбы и счастья, которой в «Авесте» посвящен отдельный «Яшт», и Вера, она же — Даэна или Даэна-Махдаясна — божество истины, религии Заратуштры.

Могущество Митры подтверждается характеристикой, данной ему в «Яште» 10: «Дал тысячу умений ему Азурмазда и мириад очей».

Веретрагна (Вратранга) — этому богу войны и победы посвящен «Яшт» 14. Позже этому богу дали имя Бахрам — «победоносный» или «побивающий защиту»… Заратуштру Веретрагна одаривает мужской силой, крепостью рук и остротой зрения.

Исследователи находят связь между иранским Веретрагной и древнеиндийским В(и)ртраханом. Индра, поразивший демонов Вирту, характеризовался специальным определением Виртрахан — «поражающий Витру». Непонятно, сколь оправданы такие связи, поскольку в иранском мифе демона, соответствующего индийскому, нет.

Ардви. Имя этой богини вод и плодородия обычно сопровождают эпитетами Сура (сильная) и Анахита (незапятнанная). Ее отождествляют с божеством реки Амударья. В посвященной ей «Яште», кроме прочего, перечисляются боги и герои, просившие и получившие от богини помощь в праведных делах. Эта богиня — со слов Азурмазды — создана им «для процветания дома, селения и округи… для спасения округи и страны». Она освящает семя мужчин и лоно женщин, «горит молоком».

Хаошьянга из рода Парадата (в «Шах-Наме» — Хуленг из рода Пиштадидов) — легендарный первый царь иранцев, усмиритель дэвов и ведьм, справедливый и благородный повелитель людей.

Трайтаона (Феридус — в «Шах-Наме») — победитель трехглавого и шестиглазого дракона (Ажи), Дахаку (Захкак — в «Шах-Наме») — порожденье Агроманьи, замыслившего массовое истребление людей. Трайтаона сумел к тому же увести двух любимиц Дахаки, прекрасных Сахнавак и Арнавак.

Керсасп (Гершасп — в «Шах-Наме») — герой-победитель дэвов и драконов, в том числе Гандарвы — демона, проживающего в водах, родственного древнеиндийским андарвам и, возможно, древнегреческим кентаврам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: