Божественные герои кельтов часто изображались вместе с собаками… Сохранилось любопытное изображение некоей богини, которая кормит одной грудью мужчину, а другой – собаку.
Змеи. Существует множество археологических находок с изображениями змей, и наиболее примечательными из них являются кельтские змеи с овечьими головами, а также с гребнями. Энн Росс в своей монографии “Языческая Британия кельтов” показывает замешательство исследователей кельтской мифологии, возникшее в связи с тем, что по достоверным (с точки зрения мифа) источникам святой Патрик уничтожил в Ирландии всех змей и даже самую память о них. Но тогда непонятно, куда отнести двуглавых змей и других мифологических рептилий, которых Луг видел во время своего визита в загробный мир.
Германцы, как и другие индоевропейские племена, появились в Европе в конце II тысячелетия до н.э. и первоначально расселились на территориях, граничащих с юга и запада с кельтами, а с востока, примерно по границе реки Эльба (Лаба), со славянами.
насколько твердо установлена эта дата ?.. В принципе, это очень и очень важно… Ведь это время – уже практически расцвет Древней Греции – совсем недавно !!! Кто там был до германцев, и откуда германцы пришли ??? При этом в тех местах, откуда они вроде бы пришли (с востока, т.е. славяне шли за ними ?!.) уже были мощнейшие цивилизации с развитой системой религии, а у германце (и у славян) – все-таки довольно примитивные понятия об этом (хотя и очень напоминают те же “упрощенные” Веды)…
Песни “Эдды” [Исландия] расположены в определенном порядке: сначала – песни о богах (их называют мифологическими), а затем – о героях. У континентальных германцев не обнаружено аналогов мифологическим песням “Эдды”, хотя большинство имен богов нетрудно идентифицировать.
Эдды и Веды… А нет ли здесь указания на общий источник?.. Судя по сходству содержания и косвенным признакам датировки эрой Тельца, мысль небезосновательна…
Анализ “эддической” мифологии выделяет в ней системы пространственные (горизонтальную и вертикальную) и системы временные (космогоническую и эсхатологическую).
Горизонтальная строится на противопоставлении средней, огороженной части земли Мидгард тому, что находится вне этой ограды, в сфере неокультуренной, неосвоенной, по аналогии свое-чужое, центр-периферия. В этой плоскости небо земле не противопоставляется, и жилище богов Асгард упоминается наряду с жилищем Мидгард.
интересная мысль о горизонтали и вертикали !!! Может быть, стоит попробовать ее развить и на другие мифологии…
Мидгард окружает широкий океан, в котором живет Ермуганд, некая хаотическая сила, временно обузданная богами, но потенциально опасная.
В вертикальной плоскости принято рассматривать концепцию мирового древа – ясеня Иггдрасиля, соединяющего небо, землю, и подземный мир. На верхушке древа находится жилище богов – Асгард, воздвигнутое, как передает “Младшая Эдда”, неким великаном, которому помогал конь. В уплату за работу боги должны были отдать великану Солнце, Луну и богиню Фрейю, однако коварный Локи, принявший образ кобылы, постоянно отвлекал коня-помощника от работы, и поэтому великан не успел закончить ее в срок, за что и поплатился головой.
Там же, на верхушке древа, находится и верхнее царство мертвых Вальхалла, куда попадают воины, павшие в бою. Оценкой подвига воина занимается один, помогают ему валькирии – в буквальном переводе “выбирающие мертвых”. Эти девы подхватывают павшихз в бою храбрых воинов, уносят их в Вальхаллу и там прислуживают им.
Люди, умершие смертью обычной, попадают в подземный мир мертвых, Нифльхейм, куда падает роса с рогов оленя, объедающего листья с Иггдрасиля. Этим нижним подземным миром заправляют девы-норны, определяющие судьбу людей при рождении. Вместе с валькириями они входят в категорию низших женских божеств дис.
Космогоническая мифология “Эдды” раскрывает процесс формирования мира из пустоты Гинугага, преобразующейся в космос путем заполнения. Мир его был создан из тела антропоморфного великана Имира, который был двуполым. В темном мире Нифльхейме из потока Хвергельмир вытекали многочисленные ручьи, а из огненного мира исходил жар и огненные искры. Из застывших рек образовался иней, заполниший мировую пустоту Гинунгаган, который под влиянием тепла стал таять, и из него-то и возник Имир. Выкармливала этого великана корова Аудумла, и из соленых камней, которые она лизала, возник Бури, отец богов. Из подмышек Имира родились мальчик и девочка, а из ног – сын Трудгельмир, породивший Бергельмира.
корова ! все-таки (вместе с другими признаками) все указывает на эру Тельца !!!
Бури породил Бора, Один с братьями Вили и Ве убили Имира, и из его тела сотворили мир. Плоть Имира стала землей, кровь – орем, кости – горами, череп – небом, волосы – лесом, а ресницы – стенами Мидгарда. Сыновья Бора подняли землю, устроили на ней Мидград, а затем оживили деревянные изваяния людей, населив ими свое царство.
А нет ли связи всякой мифологии происхождения мира из тела бога с Новым Заветом в плане “вино – кровь, хлеб – плоть”…
В мифе говорится, что поначалу люди были бездыханны и не имели судьбы. Оживили их боги, но дали судьбу людям норны.
Боги устроили небесный свод и определили роли Солнца и Луны, упорядочив движение этих светил и, таким образом, установив смену суток и месяцев. На этом этапе обустройства мира боги, к тому же, обуздывают змея Ермунганда, волка Фенрира и хозяйку царства мертвых Хель.
Основная группа богов скандинавской называется Асы и возглавляет ее Один, который и является отцом большинства асов.
нет ли здесь связи с асурами ???
Другая группа богов – это ваны, боги плодородия.
Поводом к войне между асами и ванами стало появление злой колдуньи Хейд, в отношении которой применяется эпитет Гулльвег, что, видимо, означает “сила золота” (хотя и имеются иные этимологии). Войну начал Один, однако наступающие ваны стали угрожать месте обитания асов Асгарду, и асы были вынуждены заключить мир, обменявшись заложниками.
Один – верховный бог скандинавской мифологии, которому в мифологии континентальных германцев соответствовал Водан (Вотан). Имеются археологические свидетельства, а также тексты, говорящие о широком распространении культа Водана у франков, англов, саксов, готтов, вандалов.
Миру асов в скандинавской мифологии отчетливо противопоставлен мир Етунов (великанов). Главным соперником великанов является Тор, который защищает от них Асгард… С внешней стороны великаны описываются без особых подробностей…
В мифологии упоминаются связи и браки асов с дочерьми великанов… Между асами и великанами постоянно ведется борьба за различные волшебные предметы: молот Тора, священный мед, яблоки Идунн и т.д. Великаны чаще стремятся похитить женщину асов, а асы – добыть чудодейственные вещи, хотя частенько это просто возвращение ранее похищенного у них же.
Великаны нередко вторгаются в Асгард, преследуя асов на конях или в облике птиц, асы же отправляются в страну великанов, “странствуя”, причем для этих странствий необходимо пройти через какое-нибудь испытание, продемонстрировав силу или хитрость.
Другая ось конфронтации – асы и карлики. Великаны действуют поодиночке или с помощниками, а карлики, как правило, вдвоем или вчетвером.
Добавить комментарий