Удалившиеся из подземного царства братья вознеслись на небо, став Солнцем и Луной, и этим примечательным событием завершается вторая часть эпоса «Пополь-Вух».

Третья часть [«Пополь-Вух»] повествует о новой попытке богов-творцов создать человека, который соответствовал бы их требованиях. На этот раз люди были созданы из зерен размолотой кукурузы, а место, где находятся эти зерна, богам указали лисица, койот, попугай и ворона. Первые четыре человека нового поколения оказались слишком разумными и проницательными; тогда Хуракан навеял на их глаза туман, и после этого многое в мире для людей стало неясным. Пока первые четыре человека спали, боги создали им четырех женщин. От этих пар и пошли разные племена.

вполне м.б., что речь идет о создании человеческой цивилизации (уже ближе к началу календаря), основанной на культивировании кукурузы, т.е. на оседлом образе жизни… Тогда вариант того, что предыдущее поколение «деревянных» людей, т.е. живущих в лесу и занимающееся охотой (жестокое обращение с животными) и собирательством, превращается в обезьян (т.е. деградирует до первобытного состояния), вполне вписывается в общую хронологию…

Вселенная майя (как и многих иных, родственных им племен) состояла из двенадцати небес и девяти подземных миров. Повелителями этихнебес считали группу богов Ошлахун-Ти-Ку. Советский исследователь Ю.В.Кнорозов попытался определить некоторые из них: «Белая женщина» — богиня луны, бог солнца. Божество пяти последних дней года, бог кукурузы, бог оленей, бог смерти. Боги эти были покровителями дней тринадцатидневной недели и враждовали с другой группой богов, которая правила девятью подземными мирами, Болон-Ти-Ку. И та и другая группы часто воспринимались как одно целое — «тринадцать»против «девяти».

в то же время на противоположном конце Земли (в Китае) было 9 провинций и 9 их божественных правителей !!!

Ко времени испанского завоевания главным богом пантеона майя был Ицамна, что, видимо, значит, «небесный ящер», именующийся в текстах также «владыкой мира». Чаще всего его изображали в виде старика с беззубым ртом и морщинистым лицом, коротким горбатым носом и обросшего бородой. Есть изображения небесного ящера, из раскрытых челюстей которого выглядывает лицо Ицамны. Этот бог, похоже, был весьма благожелателен к людям: судя по рукописям, он посылает им приносящий урожай дождь, беседует с богом кукурузы и, как сообщают более поздние источники, является изобретателем письменности.

К другим небесным божествам относятся: бог солнца, бог-попугай, бог-сова (владыка тринадцатого неба) и Небесный тапир, предположительно символизирующий планету Марс. Сохранились упоминания еще об одном высшем божестве майя — Хунаб-Ку, сыном которого был Ицамна, а по иной версии отцом Ицамны был «солнечноглазый владыка» Кинич-Ахава. Исследователи, однако, полагают, что вернее всего эти три имени обозначают три ипостаси одного и того же божества.

опять троица !?.

Бог огня майя изображался как старик с огромным разветвленным носом, стилизованный знак огня. Иногда его ассоциируют с богом огня и подземных недр индейцев нахуа Шиутекухтли.

Одним изнаиболее сложных мифологических образов пантеона майя в период перед завоеваниями был Кукулькан. В нем слились древние верования майя в облачных змеев, связанных с культом дождя, представления о Кетцалькоатле и легенды об историческом лице — предводителе тольтеков, вторгшихся в X веке на полуостров Юкатан.

Культы древних майя характерны сложными и изощренными ритуалами, целью которых было умилостивление божеств и получение от них различных благ. К числу обрядов принадлежали воскурение ароматными смолами, молитвы, ритуальные танцы и песнопения, посты и бдения, но главное -жертвоприношения самого разнообразного характера.

В жертву приносили цветы и ветки кустарников, плоды и другие продукты питания, специально приготовленные кушанья, ткани, изделия мастеров, в том числе из драгоценных материалов, перья редких птиц и т.д. Распространено было принесение в жертву животных и птиц, причем сердца жертв либо сжигались, либо помещались между двумя чашами, и так их подносили к изображению божества. Очень ценным считалось жертвоприношение в виде человеческой крови. Которую добывали с помощью костей рыбы-пилы, шипов растений, кремневых ножей и особых культовых изделий из кожи и нефрита. Наиболее часто кровь брали из ушей, лба, локтей, щек, нижней губы, носа, языка.Нередко жертвенную кровь собирали на специальные бумажные полосы или пучки травы.

м.б. для того, чтобы было удобнее сжигать ???

Имеется подробное описание ритуального мужского кровопускания: «Те, кто его совершали, собирались в храме, где, став в ряд, делали себе несколько отверстий в мужских членах поперек сбоку и, сделав это, продевали через них возможно большее количество шнурка, сколько могли, что делало их всех связанными и нанизанными. Также они смазывали кровью всех этих членов статую демона, и тот, кто больше делал, считался наиболее мужественным.»

Важное место в религии майя занимали человеческие жертвоприношения. Считается, что в культе майя регулярное появление человеческих жертвоприношений объясняется внедрением в их сознание представлений тольтеков о том, что божества должны постоянно питаться только человеческой кровью, иначе они погибнут. Обычной формой жертвоприношения было вскрытие груди для того, чтобы вырвать сердце. Упоминается вид жертвоприношений, при котором жрец облачался в кожу,содранную с жертвы, и в таком виде совершал ритуальный танец.

При культовой игре в мяч жертвоприношение совершалось иначе — жертве отрезали голову. Потом черепа принесенных в жертву помещали на особых стойках.

Чаще всего в жертву приносили детей, покупая их для этой цели за цену в пятьдесят красных бусин, похищая, выбирая из числа сирот. Иногда один правитель дарил детей для этой цели другому.

кровь «чище» что ли ?.. или больше «жизненной силы роста» ?..

Часто жертвами становились захваченные в плен и рабы. И чем более значительное положение занимал плененный, тем более ценной считалась жертва. При погребении знатных майя приносили в жертву их жен и принадлежавших им рабов.

Судя по словам Кортеса, девушек приносили в жертву только богине Иш-чель, отбирая для этого красивых девственниц.

опять-таки «чистота крови»…

ревновали они к их красоте что ли?..

Изредка главные лица обряда приносили себя в жертву добровольно, делая это из гордыни и тщеславия, поскольку память о покончивших с собой таким образом постоянно жила и люди, принадлежавшие к их роду, отмечались особым почетом. В соответствии с ритуалом жертва поднималась на пирамиду, объявляла в своей речи причины своего поступка, а затем бросалась вниз.

Основами ацтекской мифологии были представления о вечной борьбе двух начал (света и мрака, жизни и смерти), о развитии Вселенной по определенным циклам, о зависимости человека от воли божеств, о необходимости постоянно питать богов «божественной влагой» — человеческой кровью. Смерть богов означала бы всемирную катастрофу, и это представление предопределило практику обязательных человеческих жертвоприношений.

В большинстве мифологий [мира] представители пантеона богов выстраиваются по аналогии с человеческой семьей — родители, их дети, следующие поколения богов и т.д. Более поздним этапом становится формирование пантеона по социальному признаку — царь богов и подчиненные ему божества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: