Триглав- дохристианская Троица славян. “Велесова книга” говорит о “великой тайне” триединства Перуна, Сварога и Свентовита. Остальные боги подчинены Триглаву.
Rem: тема троицы проходит во множестве мифов -следовательно, были какие-то мощные основания перенести ее и в христианство…
Чернобог иБелобог – два божества-антагониста. Белобог упоминается в древнечешском словаре “Mater Verborum”, Ченобогу поклонялись балтийские славяне. Учение о борьбе этих богов, о борьбе сил Яви и Нави – древнее диалектическое учение, схожее с теми, что имелись в Древней Индии, Иране и Китае.
Древнейшие археологические находки, по которым можно судить о верованиях тогдашних обитателей субконтинента, относятся к III тысячелетию до н.э. Датирующиеся примерно 2000 годом до н.э. изделия из Хараппа и Мохенджо-Даро (долина Инда) изображают быков и коров – символов мощи и плодородия;есть там изображения мужских и женских фигур с бычьими головами и хвостами; сцены борьбы людей с быками, прыжков через спины животных и т.п. Некоторые стилизованные изображения быка очень напоминают появившегося значительно позже в пантеоне индийских богов Шиву – рогатого бога с тремя лицами, сидящего на низком троне с ногами,сложенными в йоговской позе “лотоса”.
Миграция ариев шла в Индию тремя волнами. Первая, судя по всему, вызвала падение цивилизации долины Инда, а потомки третьей волны создали “Ригведу” и три другие веды.
совершенно спокойно и необоснованно берется лишь одна версия, а все остальные -по боку…
У ариев был широко распространен ритуал священных жертвоприношений. Высшей, наиболее ценной для богов жертвой считался человек, а далее по нисходящей следовали: конь, бык, баран, козел…
с конем куча вопросов – откуда данные, почему и т.п.
В “Ригведе”можно встретить персонажей Авесты, однако их роли, внешние черты порой меняются до неузнаваемости. Например, Индра, который в иранском пантеоне является второстепенным демоном, в Авесте становится богом-творцом.
Дьяус- [индийский] бог неба, старейший, хотя и не самый могущественный из богов, “отец богов “почти синоним понятия “небо”, супруг богини земли Притхиви. Людям он мог являться в виде красного ревущего быка либо в виде черного скакуна, украшенного жемчугом (ночное небо). Его атрибуты – гром и молния. Филологи указывают на несомненную связь между именами Дьяус – Зеус – Деус – Теос.
практически во всех сколь-нибудь значимых мифологиях самый старший из богов вовсе не является самым почитаемым и самым главным!!! Он – всего лишь “отец богов”, которому отдаются почести лишь за это… Везде главным богом является кто-то из его потомков, тем или иным образом захвативший власть !!!
Варуна- тоже древнее божество, связанное с небом, однако менее абстрактное, чем Дьяус. Его обычно изображают в виде лысого старца с желтой кожей (чистое небо и солнце). Он одет в золотой плащ, а его большой глаз символизирует солнце. Кроме того, у него тысячи мелких глаз-звезд. Иногда его изображают с четырьмя лицами, символизирующими четыре стороны света. Он видит все добрые и злые поступки людей, наказывает виновных и прощает раскаявшихся. Он присматривает за небесной механикой – за движением Солнца, Луны, звезд – и следит за правильным чередованием времен года, месяцев и дней.
боги считаются безсмертными, поэтому реальная смерть кого-то из почитаемых богов вполне сознательно могла толковаться его преемниками как переход на другую работу, связанную с миром мертвых или с такими делами, которые нельзя реально проверить…
Митра – друг ипомощник Варуны. Внешне похож на него и выполняет примерно те же функции, однако менее строг к людям и склонен прощать им грехи, улаживать конфликты.
Адитжиты- божества, тесно связанные с небом. К ним относятся: Арьяман – восходящее солнце; божество, благоприятствующее жизни и супружеству; Бхага – обеспечивающий богатство; Дакша – символизирует необыкновенный ум и способности богов; Вивасват – солнце, появляющееся на рассвете. Позже к ним присоединился Мартанда (возникший из мертвого яйца). Он символизирует невидимое, ночное солнце.
нет ли здесь подгонки под зороастризм?..надо сравнить с другими источниками…
Ратри – часть ночи, предваряющая рассвет. Она проводит людей сквозь тьму, защищает их от хищников, демонов, разбойников.
Ушас – сестра Ратри. Молодая, фривольная, любящая танцевать в развевающихся розовых одеждах. На рассвете она раскрывает врата неба, выпуская пастись по нему розовых коров (утренние облака).
Ашвины- братья Ушас, появляющиеся на рассвете. Они будят свою сестру и сопровождают ее колесницу. Появляются они и при зажжении жертвенного огня. Два брата-близнеца неразлучны, однако отличаются друг от друга. Один – сын ночи, другой – сын утра; один -светлый, другой – темный. В более позднем варианте мифологии они рождаются от брака солнца с кобылицей, так что иногда их изображают в виде пары скакунов. Голоса их подобны грому. Ашвины распоряжаются медом, нектаром жизни, божественной сомой. Есть у них и иные методы лечения.
очень похоже на адаптацию эры Близнецов к началу эры Тельца…
показательно появление лошади лишь в более позднее время… подгонка под какую-то новую схему, которая судя по всему не получила полного развития…
Сурья олицетворяет солнце. Он гонится за Ушас, как юноша гонится за девушкой… Сурья может предстать перед человеком в различных обличиях. Как источник плодородия он появляется в виде белого скакуна или в виде быка. Как символ высоты и скорости он изображается птицей с золотыми крыльями, парящей в небе. Как душа вселенной, зародыш всего сущего, он изображается в виде золотого яйца. Вращающееся колесо его повозки со спицами символизирует времена года и месяцы, его обод – повторяющиеся восходы и заходы солнца. Изображают его в виде золотого диска – солнца, – который может служить богам в качестве оружия. По ведическим представлениям солнце, золото и огонь тесно связаны между собой. Кроме всего прочего, Сурья является и космическим оком – всевидящим, наблюдающим за всеми существами, подмечающим все их добрые и дурные поступки. Сурья освещает мир для богов и людей, изгоняет зло, ведьм и тьму. Он помогает лечить болезни и устраняет дурные сны. Он является отцом сомы, источником этого волшебного напитка.
Савитар – еще один солнечный бог. Его плоть сотворена из золота, из золота сделана его колесница, в которую впряжены огненные скакуны с белыми копытами. Он молод, полон энергии, руководит движением солнца и призывает к активным действиям все сущее.
Вишну не относится к ведущим персонажам “Ригведы”, тем не менее некоторые его черты обеспечили ему долгожительство; его значение росло и культ Вишну дошел до наших дней. Имя “Вишну”можно перевести как “Проникающий”, проходящий насквозь. Однако есть и другие значения: “активный, проходящий сквозь Хребет Мира”. Вишну молод, но уже зрел. У него мощное тело, однако в случае необходимости он способен менять свой внешний облик… В гимнах “Ригведы” он часто появляется вместе с Индрой и помогает ему бороться с демонами. Он кипятит для Индры молоко, жарит для него по сотне буйволов, обеспечивает его сомой.
Индра- связан с грозой, громом и молниями. Он символизирует силу, энергию, витальность. Этот бог-бык родился, распоров рогами бок своей матери-коровы. Выбравшись наружу, он тут же метнул молнию, осветив все сущее, сделав землю видимой для неба, а небо видимым для земли. Он заставил двигаться солнце, которое до тех пор было неподвижным. С первого же мгновения своего существования он превзошел своей силой и мудростью всех остальных богов. Увидев это, небо, земля и воздух задрожали, а мать спряталась от страха. Боги были напуганы тем, что новорожденный изменит весь существующий порядок вещей, – и их опасения оправдались. Когда Индра напился сомы, силы у него стало еще больше, так что когда он взял два бескрайних мира, оба они уместились в его горсти. Сын неба Индра победил своего отца, схватил его за ноги и под рыдания матери, ударив о землю и метнув в него молнию, убил. Захватив верховную власть, Индра с помощью солнца заново перемерил мир и взялся перестраивать его.
Добавить комментарий