Это почти полная хронология событий и летопись… Все-таки узурпация власти и передел мира; изменение существующего порядка вещей…
Несмотря на свое могущество, Индра своим поведением очень похож на человека. Он единственный из богов, склонный к жульничеству и пьянству.Он ссорится с другими богами из-за сомы, ворует ее (принимая при этом облик обезьяны, попугая, кота), напившись, начинает бахвалиться, а похмелье переносит очень тяжело и вынужден в этих случаях вышибать клин клином. Он всегда готов к любовным похождениям и соблазнил даже жену Гаутамы, основателя буддизма, приняв облик её супруга.
Ежегодно, в конце сезона засухи, Индра вновь и вновь повторяет свой великий подвиг – убивает Вритру, запирающего воды. Этот огромный дракон, лежащий в горах, держал в девяностадевяти кольца своего тела все небесные воды.Люди обращались ко всем богам с мольбой о помощи, но те боялись вступить в бой с чудовищем. Согласился помочь людям лишь Индра. Он, отправляясь на бой, выпил три озера сомы и съел три сотни буйволов. Возницей его колесницы стал ветер. Остальные боги согласились было бороться вместе с Индрой, но при первом же рыке дракона в страхе бежали. Боевой дух Индры поддерживали лишь гимны, распеваемые жрецами, и жертвы, приносимые простыми людьми. После тяжелой битвы Индра наконец убил Вритру и освободил воды, не дав всему живому погибнуть от засухи.
Адхи Будхнья (глубинныйзмей) – в отличие от Вритры этот дракон добрый, который обитает в водах земных и небесных.
Рудра. Считается, что Рудра воплощает в себе черты нескольких древнейших, доарийских, богов, почитаемых когда-то жителями долины Инда. В”Ригведе” он занимает незначительное место, однако “Атхарваведа” описывает его как одного из высших божеств. Рудра символизирует разрушительную силу грозы. Если Индра использует молнии, чтобы уничтожить врагов, то молнии Рудры могут поразить любого. Он огромен и мрачен как туча. У него синий живот, красная спина, белая шея, украшенная ожерельем из золотых монет. Он обладает даром перевоплощения: то сотворит себе сто голов, то изменит цвет своей кожи на медно-красный. Рудра живет где-то на севере и ведет аскетический образ жизни, покровительствуя и людям-аскетам.
…Рудра – бог опасный, недобрый, разящий людей и животных не только молниями, но и различными болезнями, ядами. Лучше не произносить его имени, если не обращаешься к нему непосредственно, а применять другие слова.
Парджанья (дождевое облако) – изображается в виде коровьего вымени, молочного ведра, бочки, бурдюка. Он оплодотворяет землю, обеспечивая богатый урожай… Он сопровождает Индру и Вайю, уничтожая вместе с ними демонов.
Апа(с) – воды неба, небесные коровы, несущие с собой молоко и мед, возникающие на небе. Они придают силы Индре, кормят Агни. Живут они у Варуна, который руководит ими.
Притхиви (земля)- богиня столь же древняя и высокопоставленная, как и ее супруг Дьяус…Она же корова, дающая молоко, мед и топленое масло.
Агни (огонь)является богом жрецов, и без него не может обойтись ни одна церемония жертвоприношения. У Агни нет ног и головы, поэтому его изображений в виде человека практически не встречается… Приносящие жертву вливают в огонь топленое масло, и потому волосы, плечи, лицо, глаза Агни масленисты.
Бог, пребывающий одновременно в трех мирах – на небе, в воздухе, на земле, – требует возжжения трех ритуальных жертвенников. Три раза в день ритуальный огонь подкармливают любимой пищей Агни – деревом, растительным маслом, топленым маслом и сомой. Столб дыма от жертвенника помогает поддерживать небо, и он же несет богам дары людей, призывающие богов спуститься на землю и выслушать молитвы. Непосредственно к остальным богам обращается именно Агни, он же привозит их на место церемонии в своей золотой колеснице.
тройка встречается и в таком ракурсе – она подчеркивает намеренность просьбы и служит сигналом серьезности намерений. Даже золотую рыбку приходится звать трижды…
Брихаспати как бы выполняет роль заместителя Агни по вопросам церемоний жертвоприношений… В первую очередь Брихаспати священнослужитель, поющий молитвы остальным богам и научивший молитвам и гимнам людей-жрецов. Он же дал людям речь. Без него не обходится ни один ритуал. Со временем его статус повышался и Брихаспати стали даже называть отцом богов и половиной Вселенной.
возрастание роли бюрократа-исполнителя…
Сома. Этот волшебный напиток жизни, жидкость, пробуждающая в пьющем внутренний огонь. Сома объединяет две противоположности -воду и огонь, подобно природе соединяя,казалось бы, несоединимое.
спирт – тоже “огненная вода”…
На земле жрецы изготовляли сому из сока растения, название которого хранили в тайне, приносили напиток в жертву богам и угощались сами,приближаясь таким образом к божественному состоянию… В сому добавляют кислое молоко, ячмень и мед…
Сома, изготовляемая людьми, не дает вечной жизни, однако может лечить болезни и травмы. Её капли соединяют сломанные кости, “как ремни скрепляют все части повозки”. Сома снимает грехи, делает живее речь, дает новые знания. И боги и люди, пьющие сому, начинают ощущать в себе необыкновенную силу и ясность ума.Нет лучшего средства для избавления от неприятных мыслей, чем сома. Жрецы, пьющие сому во время ритуалов, на время становятся равны богам остротой ума.
Яма. Кроме мифов о сотворении человека богами, в ведах есть предание о том, как Яма, сын солнца, первый человек на земле, стал вместе со своей сестрой-близнецом прародителем человечества. Яма стал первым смертным, и стех пор он заведует царством мертвых. Зовут его не богом, а царем.
явное указание на эру Близнецов !!! При этом, всё хорошо пересекается с Египтом (полубоги правят до династического Египта) и с другими представлениями о том, что близнецы были именно разнополыми…
Царство Ямы находится на самом верхнем небе – там, куда сделал третий шаг Вишну. В нем умершие встречаются с родственниками, пьют сому, мед, молоко и топленое масло, слушая песни и звуки флейт. Там их посещают боги. Усопшие, которые вели другую жизнь, попадают в менее приятные места, однако идея ада появилась только в “Атхарваведе”. В ведах впервые появляется идея перевоплощения. Там говорится, что умерший “вступает в воды и растения”.
Мифология брахманизма в основном переняла всех божеств ведического пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с которыми их поначалу связывали.
В текстах брахманов делался сильный акцент на тесную связь между долголетием и безсмертием, с одной стороны, количеством и качеством принесенных жертв – с другой.
Появившиеся затем отшельники создали свои священные книги – араньяки (“лесные книги”), ставшие основой упанишад – философских книг Древней Индии. Упанишады рассказывали о происхождении мира, о жизни и смерти, о том, как связан человек с богом, о загадочной загробной жизни. Согласно упанишадам, высшей, объективной реальностью является Брахман, но это не бог-творец, каким он предстает у некоторых современных авторов. Брахман не поддается словесному описанию и олицетворяет творческое начало, в котором всё возникает, существует и прекращает существование. С ним неразрывен Атман -символ субъективного психического начала, индивидуального бытия, души.
Добавить комментарий