Вишну, будучи богом всемогущим, объединяет в себе противоречия, являясь одновременно победителем великих змеев и их воплощением, космическим змее безконечности – Анантой (бесконечным), сбрасывающим свою кожу и символизирующим этим цикличность времени.
а с нашей точки зрения нет никаких противоречий и объединения противоположностей – просто он символизирует войну богов со своими учителями – драконами, с теми, кто их, собственно, и породил как цивилизацию…
Шива, подобно другим членам великой триады богов индуизма, впитал в себя черты множества иных предшествовавших ему богов. Главным его предшественником скорее всего следует считать ведического Рудру…Довольно бедна и мифология Шивы. Главным объектом в его храмах являются фаллические изображения. Из мифологии трудно восстановить полную историю его жизни. Мало говорится о его воплощениях. Значительное влияние на шиваизм оказал шактизм, тантризм и буддизм Махаяны. Места, ранее связываемые с Буддой, позже стали чтить как святыню Шивы, а самого Будду рассматривать как медитирующего Шиву.
интересно, каким таким образом один из древнейших культов (фаллический) нашёл возрождение в более современным боге ??? Это должно быть связано с какими-то чрезвычайно важными событиями (например, уход богов)…
Из трех богов Шива более близок к элементу тьмы, к центробежной силе, к тенденциям расщепления и уничтожения, являющимся в тоже самое время источником возрождения, началом нового цикла жизни.
ну это-то вполне лежит в русле устремления религии Индии к нирване… И вдобавок, сочетается с упомянутым пересечением Будды (который именно это и проповедовал) и Шивы…
Когда люди утомляются от действий, от жизни, знаний, удовольствий и несчастий, они начинают более всего жаждать отдыха в глубоком сне без сновидений, погружения в Шиву, которого называют бездонной пропастью, в которой нет ни дна [м.б. “дня” ?], ни ночи, ни бытия, ни небытия, а есть лишь тьма и Шива.
Идеальным проявлением божественной энергии творения является фаллический столб – лингам. Изваяния лингама в храмах и домашних алтарях индийцев символизируют мощь и животворящие потенции Шивы. Это же символизирует образ бычка Нанди, постоянного спутника Шивы, которого изображают с подчеркнуто выразительными половыми признаками. Культ лингама приобрел в индии широкое распространение, и к этому символу Шивы обращаются жаждущие потомства.
а м.б. возрождение культовой значимости пениса было лишь адаптацией старого культа под требования новой религии, процессом, который снял все противоречия нескольких религий (как, собственно, это и делали индийцы, поглощавшие практически все религии пришельцев без всякого самостоятельного остатка)…
Как-то раз во время одного из циклических периодов”виртуального” существования мира Брама заметил среди бескрайних вод Вишну, удобно расположившегося на своем змее-безконечности. Между этими двумя богами началась дискуссия по поводу их старшинства, но тут появилась сияющая блеском огненная колонна без конца и начала. Пораженный, Вишну пожелал исследовать источник этой колонны и, превратившись в кабана, нырнул в глубины вод. Он плыл в глубь вод тысячу лет, но так и не доплыл до конца колонны. Брахма превратился в белого гуся с огненными глазами, быстрого, как мысль, и в течение тысячи лет пытался выяснить, где кончается колонна. В конце концов оба посрамленных бога вернулись на исходную позицию, и тогда из середины огненного столпа вышел Шива и, представ перед ними, заявил, что именно он является настоящим творцом, хранителем и причиной конца мира, поскольку Вишну – всего лишь одна из его форм, а Брахма – всего лишь порождение Вишну.
Иногда Шиву изображают в виде быка, с древних времен отождествлявшегося с солнцем. Бык этот огромен и бел как снег; у него карие глаза, черный хвост и рога, твердостью своей подобные алмазу… Шива опекает скот и вообще животных. Он потребляет возбуждающие напитки и посещает распутных женщин, из-за чего у него иногда возникают ссоры с супругой Парвати.
Шиваисты находят у великого Шивы множество заслуг и подвигов, приписывая ему важнейшие функции, однако при этом считается, что вся сила и мощь Шивы не столько в нем самом, сколько в его Шакти – духовной энергии, появляющейся и проявляющейся лишь при определенных обстоятельствах. Во-первых, эта энергия накапливается в нем в периоды его аскетических бдений и созерцаний… Во-вторых, энергия Шакти тесно сплетена с его мужской животворящей силой. Считается, что момент соединения Шивы с его женской половиной Парвати – это момент многократного усиления его энергии.
Дурга и Кали. Их сводное имя Деви, хотя существует и самостоятельный культ Деви… Дурга -десятирукая богиня, сопровождаемая львом, это гроза демонов и в то же время олицетворение Великой Матери, женского начала природы…
Образ Кали гораздо более суров и страшен: это трёхглазое чудовище с оскаленными зубами, высунутым языком, множеством (чаще четырьмя) рук, в которых она держит оружие. Серьги богини сделаны из трупов младенцев, ожерелья – из черепов. К ней относятся со страхом и почтением, принося ей кровавые жертвы – живых козлят.
образ очень сильно пересекается с американскими богами…
Лакшми – это супруга Шивы, которую почитают сторонники шактизма как высшее божество и основу мира. Она существовала еще до сотворения мира в форме идентичной Брахману. Пожелав творить, она приняла форму Великой Матери, породив Брахму, Вишну и Шиву, взяв последнего и в мужья.
Рассказывают, что в свое время Шива содержал свою семью, собирая подаяние. Как-то раз он накурился одурманивающего зелья и не смог выйти собирать милостыню, поэтому его семья осталась голодной. Супруга позаботилась о том, чтобы и в дальнейшем ему никто не подавал, но когда бог пришел домой с пустыми руками, она встретила его на пороге с блюдом, полным еды. От радости Шива так крепко обнял жену, что они стали единым божеством.
Чаще всего великую богиню называют просто Матерью и чтят ее на всей территории Индии в ипостасях различных женских божеств. Обычно считается, что существует семь Матерей, хотя иногда их число достигает шестнадцати. Часто эту семерку богинь изображают сидящими в ряд, держащими на коленях детей… Две богини выглядят очень грозно: Варахи, считающаяся одной из жен Вишну, но имевшая когда-то свой культ с ритуалами кровавых жертвоприношений, изображается с головой кабана, с всклокоченными волосами, держащей в руке сосуд, сделанный из человеческого черепа. Сквозь высохшую кожу Чамуды видны кости и жилы, из лысой головы бьют языки пламени, сидит она на трупе, а украшением ей служит ожерелье из черепов.
Множественные параметры сходства Индии с Америкой низводят до уровня иронии судьбы известную ошибку Колумба, назвавшего американских аборигенов индейцами… Да и саму его попытку отыскать западный путь в Индию (что искал, то и нашел – почти)…
Сурья- один из богов солнца. Во времена вед светило в его натуральной форме чтили именно под этим именем, и лишь позже Вишну стал выходить на первый план. Тем не менее в некоторых районах Индии сохранился отдельный культ Сурьи, связанный с влиянием иранской мифологии. Считается, например, что основатель культа Сурьи, Самба, сын Кришны, был чудесным образом исцелен от проказы в саду Митры и позже стал отцом Джарашастры (Заратустры).
версия с царями и пророками – все они были дальними потомками богов, которым открывали их тайну рождения и использовали генетическую близость, четко отслеживаемую самими богами…
Чандра – луна. Культ луны никогда не играл в Индии значительной роли, однако всегда присутствовал в том или ином виде.
Добавить комментарий