В отличие от великих богов, таких как Вишну или Шива, малые божества занимают промежуточное место между теми, кто способен вместить в себя весь мир, и людьми. В рамках текущего космического цикла они безсмертны, но умирают во время очередной циклической гибели мира. Но пока они прекрасны и вечно молоды – шестнадцати- или двадцатипятилетние. В отличие от людей они не потеют, не моргают, не пачкаются (по этим признакам можно отличить бога, притворившегося человеком). Их цветочные гирлянды не вянут, их одежды всегда свежи и ярки. Им присущи многие человеческие черты: они впадают в гнев, не свободны от зависти, грустят, радуются… Иногда они побаиваются слишком достойного человека, который благодаря своим исключительным качествам способен приобрести качества, присущие малым богам.
Эти боги, так же как люди, любят хорошо поесть, потанцевать, послушать музыку. У них есть жены и дети, хотя их семейная жизнь не всегда складывается идеально. Эти боги сами приносят жертвы, практикуют аскезу, медитируют. Они могут давать людям добрые советы, одаривать их богатствами, даже одалживать им свое оружие. Единственно, в чем они отказывают – в безсмертии, хотя для особо выдающихся праведников делаются исключения.
Живут боги на небе, в основном городе Индры, размещающего своих гостей-подданных в соответствии с их рангом. Он же, в случае необходимости, ведет богов на битву. К жертве их ведет Агни. Главная обязанность богов – борьба с демонами, являющимися, собственно, антибогами, столь же необходимыми, как сами боги, – ведь мир содержит в себе одновременно и добро, и зло.
Некогда демоны были обычными богами, но возгордились, перестали приносить жертвы, отказались от аскетических практик. Их крепость находится в горных пещерах на краю света, а кроме того, они могут скрываться под землей и на дне океана. Они весьма хитры, владеют магией, умеют произвольно менять свои формы, и оттого боги далеко не всегда способны одержать победу над демонами.
Гандхарвы, упоминаемые уже в “Ригведе”, поначалу были лишь хранителями напитка богов. Позже они стали музыкантами, певцами, танцорами при дворе Индры, развлекавшими остальных богов. Они охраняют небесные воды вместе с содержащимся в них напитком богов, следят за плодородием земель. Они обладают особой властью над женщинами и соблазняют их, принимая человеческий облик. Мужчин они одурманивают вином, азартными играми, распутными женщинами.
Их супругами являются Аспараси, бывшие некогда более значительными богинями, представлявшими некоторые аспекты солнца и небесных вод. Позже мифология сделала их небесными куртизанками, подружками Индры. Они вечно молоды, живут во дворцах богов, предаваясьтам всевозможным удовольствиям. Пребывают они и в воздухе, а иногда в деревьях. Аспараси любят вводить в смущение людей, купаясь при них обнаженными. Когда на поле брани погибает славный воин, они спешат позаботиться о его душе, и если той уготовано место на небесах, услаждают его. Иногда аспараси по собственной инициативе решают соблазнить какого-нибудь мужчину. В таких случаях они немножко выпивают, умащивают груди сандаловой мазью, надевают золотые украшения и являются мужчине в свете луны.
Кроме официальных культов и вероучений, а также верований простонародья в Индии издавна развивался тантризм, являвшийся не столько религией или философской доктриной, сколько методикой достижения определенных практических целей. Учение тантризма передавалось, как правило, устно и тайно посвященным людям. Важным элементом тантризма были магические изображения -янтры и магические формулы-заклинания -мантры.
В культе тантризма очень существенным элементом был любовный акт, поэтому боги тантризма обычно изображались в любовных объятиях – и не только, например, Шива и Шакти, но даже слоноголовый Ганеша. Божества традиционного пантеона в тантрических изображениях оставались неузнаваемыми, но принимали гораздо более грозный облик, появляясь с атрибутами орудий убийства, в огне, в крови, истощенными, пожирающими сырое мясо, пьющими вино и кровь, бродящими среди груды трупов, украшенными черепами и костями. Милость таких богов можно было получить, принося кровавые жертвы, умерщвляя плоть, практикуя обычаи, являвшиеся для непосвященных ужасными и отвратительными.
Тантрическая форма Великой Богини – это Гухия-Кали (“кали”- “таинственная”). Она одета в черное, у неё провалившиеся глаза, ощеренные клыки, огромный красный язык, большой вислый живот. Вместо серег в ушах висят трупы. Стоящие дыбом волосы касаются небосвода. На шее -ожерелье из пятидесяти отрубленных голов. Вместо обычного священного шнура извивается змей. На втором плане парит змей безконечности с тысячью капюшонов. Браслет на левой руке – тоже змей. Тем не менее богиня улыбается…
Один из наиболее известных мифов [Китая] о сотворении мира записан во II веке до н.э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой формировались два начала – Инь (мрачный)и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь – землей.
Ещё один персонаж, претендующий на роль творца мира,- Мать Бесов, Гуй-Ну (Гуй-гу-шень) – существо с головой тигра и ногами дракона, породившее небо, землю и бесов, причем последних она порождала утром, а к вечеру пожирала. В данном случае можно говорить о лингвистических трудностях трактовки мифа, поскольку ряд исследователей полагает, что ключевую фразу, характеризующая Мать Бесов, следует переводить как “могла порождать бесов Неба и Земли”, и в таком варианте перевода данный персонаж не имеет отношения к сотворению мира.
…миф о Паньгу. Когда небо и земля были еще не отделены друг от друга, Всленная, пребывавшая в состоянии первобытного хаоса, напоминала по форме своей гигантское куриное яйцо. В этом яйце и зародился Паньгу (хаос породил одно). Он вырос и уснул, проспав восемнадцать тысяч лет, а проснувшись и открыв глаза, не увидел ничего, кроме липкого мрака. Паньга взял оказавшийся рядом топор и стал пробивать им мрак. Раздлся оглушительный грохот, и огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тут же поднялось вверх и образовало небо, а все тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю (одно порождает двух). Так Небо и Земля, смешанные первоначально в сплошной хаос, отделились друг от друга. После этого Паньгу, опасаясь нового соединения, уперся ногами в землю и подпер головой небо. (Из двух стало трое.) Так он и стоял восемнадцать тысяч лет.
Некоторое неопределенное время, равнявшееся целым эпохам, он поддерживал небо, упираясь в землю, и наконец дождался того, что они достаточно окрепли. Выполнив эту важнейшую задачу, Паньга почувствовал страшную усталость, прилег (упал) на землю и умер. Вздох, вырвавшийся из его рта, стал ветром и облаками. Голос – громом, левый глаз -солнцем, правый – луной, туловище с руками и ногами – четырьмя сторонами света и пятью великими горами, кровь -реками, жилы -дорогами, плоть – почвой, волосы на голове -звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле – деревьями, травами и цветами, зубы и кости – металлами, драгоценными камнями. Пот- дождем и росой.
История Паньгу во многих деталях напоминает миф о рождении мира из яйца Брахмы, миф об оторвавшемся небе от земли Индре и, некоторыми мотивами, шумерские мифы.
Во многих вариантах мифов о Паньгу он является и прародителем всех людей, которые произошли от паразитов, ползающих по телу умирающего божества. Понятно, что такая версия не могла завоевать особой популярности у китайцев. В более поздних вариантах мифа говорится о жене Паньгу, прародительнице всех людей, но и этот вариант мифа не слишком распространен. Гораздо более популярныдругие предки рода человеческого: Фуси, имя которого встречается и в иных написаниях (Баоси, Паоси и др.), и Нюйва – его жена, часто являющаяся одновременно и его сестрой.
опять тема Близнецов…
Известен миф и том, как Нюйва в одиночку дала начало человеческому роду. В этом мифе она описана как существо, имевшее голову человека и тело змеи. Наделена она была исключительной божественной силой, позволявшей ей совершать в день семьдесят перевоплощений…Как то раз, сидя на берегу пруда, она размочила желтую глину и, глядя на своё отражение в воде, вылепила фигурку маленькой девочки. Как только она поставила ее на землю, фигурка ожила, запищала и радостно запрыгала. Она получила имя Жень -человек… Нюйва продолжала свою работу, делая все новых человечков. Трудилась она очень долго и утомилась еще до того, как создала достаточное количество людей. Тогда она упростила технологию: взяв ветку лианы, опустила ее в жидкую грязь, а затем стряхнула капли этой грязи на землю. В тех местах, куда падали комочки грязи, появлялись на вид неотличимые от первых прыгающие маленькие человечки. Таким образом, Нюйва положила начало делению людей на высшее и низшее сословия, хотя внешне люди были похожи.
Добавить комментарий