Люди оказались существами смертными, а создавать людей заново всякий раз было утомительно, и потому Нюйва научила людей размножаться и повелела им заботиться о воспитании детей. Так возник род человеческий. Именно Нюйва стала первой в мире свахой и установила для людей форму брака, и потому последующие поколения почитали ее как богиню сватовства и бракосочетаний.
Фуси встречается в мифах и как отдельный, независимый от Нюйвы персонаж… Фуси имел лицо человека и тело змеи, либо тело дракона и голову человека. Будучи сыном божества и женщины из райской страны, он был божеством уже с рождения. По небесной лестнице он мог свободно подниматься на небо и спускаться на землю. Этой лестницей пользовались духи, являвшиеся из разных мест. Согласно преданию, Фуси создал первый музыкальный инструмент, что-то вроде гуслей – сэ. Иногда считается, что именно Фуси начертал первые восемь иероглифов, описывающих основные явления Вселенной… Ко всему прочему Фуси научил людей ловить рыбу.
Гунгун -мифический персонаж, о котором имеется вполне достаточное число письменных сведений, и вся сложность описания его жизни и подвигов состоит в том, что все источники рассказывают совершенно разные, а большей частью даже несовместимые друг с другом истории, а конфуцианская традиция вообще причисляет его к реальным историческим лицам. Чаще всего его считают потомком бога солнца Янь-ди и бога огня Чжужуна. В эпоху царствования Гунгуна воды занимали семь десятых поверхности земли. Гунгун решил перепланировать всю её территорию и с этой целью начал переставлять горы, перегораживая русла реки сдвигая долины. Начались великие катаклизмы, вызвавшие всеобщий хаос и наводнения, за что небо покарало Гунгуна, уничтожив его.
Гунгун слыл на небе злым духом. У него было лицо человека и тело змеи. Он был невежественным и злым. У его помощника Сянлю было девять голов с человеческими лицами и змеиное тело. Он был силен и жаден.
Причина ссоры Гунгуна с духом огня Чжужуном неизвестна, как неизвестны и подробности их битвы на небесах. Ясно только, что на каком-то этапе эта битва переместилась на землю.
хороший акцент на смещении битвы на землю !!!
Гунгун и его сподвижники сели на огромный плот и, поднимая громадные волны, поплыли по реке, чтобы напасть на Чжужуна. Дух огня направил на них всепожирающее пламя, и после долгих перепитий Чжужун, олицетворяющий светлое начало, победил, а Гунгун – олицетворение мрака – потерпел поражение. Пав духом, он решил покончить с собой и стал биться головой о гору Бучжоу. Самоубийство неудалось, но земля и небо изменили свою первоначальную форму, и мир оказался перед угрозой гибели, поскольку именно эта гора была той опорой, на которой покоилось небо.
Последствиями этой битвы были огромные катаклизмы: горные леса охватил страшный пожар, а воды, хлынувшие из земли, затопили сушу, залив ею всю землю. Люди, которые успевали уйти от настигавшей их воды в горы, подвергались там нападению хищных животных и птиц.
очень похоже на потоп…
У народов Китая, селившихся (и ныне селящихся) в подавляющем большинстве своем в долинах великих рек, естественно, возникло много мифов и легенд о потопе. Стоит отметить их специфические черты. Во-первых, потоп редко бывает карой богов за грехи. Чаще он -побочное следствие внутренних конфликтов различных небесных сил либо просто стихийное бедствие. Во-вторых, такой потоп не бывает всемирным. Даже если в тексте употребляется выражение “весь мир”, содержание противоречит этому утверждению- люди ищут и находят спасение в горах, в иных областях страны. И, в-третьих, потоп никогда не проходит сам собой или по воле богов, чей гнев остывает. Борьба с потопом и его последствиями всегда является тяжким, длительным трудом, который берут на себя великие герои.
все логично – ведь район падения метеорита, вызвавшего потоп, был совсем рядом. Следовательно, и последствия очень огромны+ равнина, которую всю должно было затопить…
Правление Яо было несчастливым: после великой засухи наступило великое наводнение, длившееся около двадцати двух лет и охватившее весь Китай.
сравни с шумерскими текстами, в которых перед потопом боги морили людей в том числе и засухой…
Люди метались, бросаясь то на восток, то на запад, поднимаясь в горы, чтобы укрыться в пещерах, забирались на верхушки деревьев. Погибли все злаки, зато расплодились звери, начавшие вытеснять людей из немногих пригодных для жилья мест.
Печаль жгла сердце правителя Яо, но он не знал, как помочь народу. Он собрал наместников четырех частей государства, удельных князей и стал держать с ними совет.Наместники и князья сказали, что следует призвать Гуня, который справится с наводнением. Яо усомнился в этом, поскольку Гунь пользовался дурной славой – был самонадеян, безрассуден, скор на принятие необдуманных решений. Тем не менее, поскольку иного выхода не было, правитель согласился послать на усмирение реки Гуня.
Дедом Гуня был сам великий Хуан-ди, и Гунь решил обратиться к нему, умоляя забрать разбушевавшиеся воды в небесный дворец. Когда просьбы и уговоры не помогли, Гунь решил бороться с наводнением сам и стал обдумывать свои действия. Сова и черепаха сообщили ему, что в небесном дворце есть сокровище,называющееся сежан – саморастущая земля,способная увеличиваться безконечно. С помощью сежана можно построить дамбы, засыпать воды, прекратив, таким образом, потоп.
Раздобыв сежан, Гунь спустился на землю и начал возводить дамбы. Наводнение спало, вода впитывалась в землю, и люди, жившие на верхушках деревьев и в горах, стали возвращаться в родные места. Испытывая глубокую благодарность к Гуню. Но верховный император Хун-ди узнал, что его драгоценный сежан украден. Ярость его была еще сильнее оттого, что вором оказался его родной внук. Он послал на землю бога огня Чжужуна, который на горе Птичьих Перьев убил Гуня и забрал сежан. Люди вновь стали страдать от голода и холода, оплакивая свои несчастья и смерть благородного Гуня.
Но после смерти душа великого Гуня не покинула тела, и оно не разлагалось три года. Во чреве его возросла новая жизнь – сын Гуня Юй. Уже в три года Юй превосходил Гуня своей чудесной силой. Есть, впрочем, множество иных вариантов смерти Гуня и историй о его “жизни после смерти”. В соответствии с ними Гунь после смерти превратился в неведомое животное, в бурого медведя, в трехлапую черепаху, в черную рыбу, в желтого дракона.Есть версия, в соответствии с которой после смерти он превратился в желтого медведя и отправился к западным шаманам, чтобы они воскресили его.
опять – из Китая на запад шаманы…
Так или иначе, новорожденный Юй не был напуган судьбой отца и решил завершить начатое им дело. Верховного правителя охватил страх. Если из вспоротого чрева Гуня появился Юй, еще более могущественный, чем его отец, то, может быть, в результате убийства Юя появится существо столь могучее, что начнет угрожать самому Верховному Правителю. Поэтому когда Юй пришел просить сежан, умудренный опытом Хуан-ди тут же уступил его просьбам и даже дал ему в помощь дракона Инлуна.
В сопровождении других, больших и малых, драконов Юй с Инлуном спустились на землю и начали борьбу с наводнением. На этот разбыла выбрана более совершенная технология. Наряду со строительством гор и дамб прокладывались русла новых рек и каналы для стока воды.
В это время дух вод Гунгун… потерпев неудачу в своих собственных предприятиях, начал активно мешать усмирению потопа. В результате вся Центральная равнина превратилась в огромное озеро, достигшее крайнего восточного предела Китая. Юй пытался увещевать Гунгуна, но когда это не дало результата, вступил в битву с ним. О подробностях битвы известно мало, однако, так или иначе, Гунгун обратился в бегство, и Юй смог спокойно приняться за основное дело. С помощью сежана он засыпал многие затопленные участки, расширив площадь суши, на которой могли жить люди. В некоторых местах образовались даже четыре высокие горы, существующие и в настоящее время. Он приказал Инлуну ползти, чтобы хвост его волочился по земле. В соответствии с направлением хвоста прокладывались реки и каналы, существующие еще до сих пор.
Добавить комментарий