На фоне таких традиций и законов о наследовании можно понять вражду, разгоревшуюся между Энлилем и Эа/Энки. Энлиль, сын Ану и его официальной супруги Анту, был законным первенцем. Но горестный вопль Энки: “Благословенного плод семени его я… Я – старший сын Ану”, – должно быть, также имел под собой почву. Был ли он рожден Ану другой богиней – наложницей Ану?
…после обнаружения юридических документов в Мари и Нузи, выяснилось, что мужчина мог жениться на женщине, приходящейся ему сестрой по одному из родителей. Более того, при оценке права всех детей от всех жен на наследование, сын, рожденный от такой женщины, – будучи на пятьдесят процентов более “чистого семени”, чем сын от жены, взятой из другой семьи, – являлся законным наследником независимо от того, был или не был он старшим сыном. Иногда (в Мари и Нузи) практиковалось официальное признание наиболее любимой жены “сестрой”, с тем чтобы сделать ее отпрыска неоспоримым законным наследником.
ограниченность начального числа “истинных” богов и стремление сохранить генетическую “чистоту” без сильного ущерба прямым инцестом…
Энки желал сына именно от такой сестры своей, Нинхурсаг. Она тоже была “богиней небес”, то есть спустилась на Землю в ранние времена. Некоторые тексты свидетельствуют, что, когда боги делили между собой земные владения, она получила земельную собственность в Дильмуне – “чистом месте… чистой земле… превосходном месте”.
Распорядившись, чтобы их оставили наедине, Энки “излил семя в лоно Нинхурсаг, и лоно прияло ее семя Энки”; и затем, “после девяти месяцев Женской Зрелости… на водном берегу (Нинхурсаг) младенцем разрешилась”. Однако ребенок оказался девочкой. Потерпев неудачу в попытке обрести наследника, Энки позднее добивается физической близости с собственной дочерью. “Он обнял ее, целовал ее; семя Энки излилось в ее лоно”. Но и плодом этого соития явилась дочь. Энки затем пытается завоевать благосклонность своей внучки. Забеременев от него, девушка – вновь – рождает девочку. Решив положить конец устремлениям Энки, Нинхурсаг насылает на него проклятье, в результате чего Энки, поев плодов, становится смертельно больным. Другие боги, однако, заставили Нинхурсаг снять свое проклятие.
…согласно шумерским текстам, Человек был сотворен Нинхурсаг при содействии “мудрости” Энки. Именно ей было поручено сотворить Человека, вследствие чего ей дали второе имя, НИН.ТИ (“дева, дающая жизнь”)… О Нинхурсаг, подарившей жизнь богам и Человеку, говорили как о Богине-Матери, или называли ее “Мамму” – от этого корня образовались наши слова “мама”, “мэм”.
Энлилю, брату и сопернику Энки, действительно удалось заполучить… “полноправного наследника” от своей сестры Нинхурсаг. Имя этого бога, самого юного из Богов Земли, рожденных в Небесах, было НИН.УР.ТА (“властелин, который завершает фундамент”)…
На древних рисунках Нинурта предстает с уникальным оружием, несомненно, тем самым, что могло испускать “светящиеся стрелы”… Вооружившись разнообразным оружием, он вызвал на бой злого бога ЗУ (“мудреца”), что позволило ему завоевать господство над богами на Земле, ибо ЗУ обманным путем похитил регалии Энлиля – Главы Богов.
“Поставленный вход охранять в святыню Энлиля, Зу ожидает пришествия дня. Энлиль же в купальню заходит, тиару свою отложив, оставив на троне ее. Хватает завистливый Зу Таблицу Судеб в свои руки, уносит святыню с собой”.
Когда Зу бежал в своей МУ (что традиционно переводится как “имя”, однако обозначает некий летательный аппарат) на небеса, обнаружились последствия его дерзкого обмана. “Приказы прекратились; повсюду воцарилась тишина, молчание настало; все онемело; свой блеск утратила Небесная Обитель”. “Отец Энлиль безмолствовал”. “Земные боги, про то прослышав, собирались вместе”. Ситуация была настолько серьезна, что об этом происшествии был уведомлен даже Ану в своей Небесной обители. Обдумав создавшееся положение, он приказал поймать Зу и вернуть Таблицу Судеб.
Над такой важной ролью Таблицы Судеб надо думать!!!
На Совете предстали несколько богов, известные своей отвагой, однако признав, что с Таблицей Судеб Зу могуществом был равен Энлилю, они убоялись сражаться с ним, заявив, что “тот, кто противостоит ему, становится как глина”.
магия???
Тогда Эа предложил: почему бы Нинурте не решиться вызвать на бой Зу? От собравшихся богов не укрылись истинные цели Эа, полагавшего, что в случае почти верной гибели Нинурты, небесный престол перейдет по наследству к его отпрыскам; в любом случае, ему была выгодна смерть сына Энлиля. К изумлению богов, Нинхурсаг (именуемая в этом тексте НИН.МАХ – “благородная госпожа”) согласилась. Обратившись к своему сыну Нинурте, она объяснила ему, что Зу лишил власти не только Энлиля, но и его самого.
“Поймай обидчика… схвати ты вора Зу… Пусть гнев твой станет оружием твоим… В прах обрати его! Зу победи!.. Пусть семь твоих Ветров летят ему вослед… Заставь поднять их бурю, обрушь ее на Зу… Пусти коварного врага твое Сиянье супротив… Пусть Ветры его Крылья унесут и в надежном месте скроют… Пусть власть верховная в Экур назад вернется; Пусть Формулы Священные обрящет вновь отец, что произвел тебя на свет”.
“священные формулы” – это о чем??? + ветры – все-таки магия!!!
Далее во всех этого эпоса следует красочное описание небесной битвы. Нинурта метал “стрелы” в Зу, но “от стрел его хранила… Таблица Судеб”. “Оружие Нинурты замирало посреди” полета. После вялого боя с неопределенным исходом Эа посоветовал Нинурте поразить соперника с помощью оружия “тил-лум”, выстрелив им в зубы, то есть небольшие шестеренки, в “крыльях” Зу. Нинурта последовал совету и с криком “Крыло к крылу!” направил “тил-лум” в противника. Шестеренки рассыпались, и Зу начал стремительно падать вниз. Так Нинурта победил коварного Зу и вернул отцу Таблицу Судеб.
Именно обладание “птицами” давало богам возможность вести сражение между собой в небе. Также не может быть сомнений относительно природы оружия, поразившего, в конце концов, “птицу” Зу. Шумерское слово ТИЛ и аккадское “тил-лум” имели следующий пиктографический значок ®. На наш взгляд, оружие богов являлось ничем иным, как ракетой – именно это значение имеет слово “тил” в современном иврите.
…когда в начале второго тысячелетия до нашей эры Ближний Восток переживал период крупных потрясений и войн, в Вавилоне Мардук был вознесен до статуса национального бога Шумера и Аккада. Мардук был провозглашен Царем Богов вместо Энлиля, и другие боги должны были отдать ему долг уважения, поселившись в Вавилоне, где ими было легко управлять. Узурпация Мардуком божественной власти на Земле (спустя много времени после инцидента с Зу) ознаменовалась заметной попыткой в Вавилонии к подделке древних текстов. Наиболее значительные тексты были переписаны и изменены, так что теперь не Энлиль и не Ану, а Мардук объявлялся Властелином Небес, Создателем, Благодетелем, Героем.
только почему Ситчин не допускает такой возможности для Энки и Энлиля, присвоившись себе заслугу сотворения человека и Потопа???
м.б. постоянные свары богов в Шумере на виду у людей были основой для демократии в Междуречье и непочтительному (вольнодумному) отношению людей к богам… (в отличие от других регионов).
“В житницах Нанны не стало зерна. Не слышно веселья богов на шумных пирах; в трапезных залах иссякло вино и мед… В храмах печи не пекут мяса быков и овец; в Храме Великом Нанны смолкли все звуки: в доме божественном, где звучали приказы о быках, странно и страшно молчанье его… Ступа и пест без дела скучают… На кораблях не везут богатых даров… Людям Ниппура, града Энлиля-царя, хлеба не станет. Реки берега опустели, по водам ее ладья ни одна не пройдет… Траву берегов нога не примет человека; все зарастает вокруг” (“Плач о разрушении Ура”).
Явное указание на: 1) эру Тельца; 2) пьянство богов; 3) обложение данью со стороны верховного бога…
Шумерские тексты сообщают, что Нанна и Нингал [его супруга] покинули город [Ур] до того, как он погиб, – этот поспешный отъезд трогательно описан в одном из плачей. “Нанна излюбленный город свой покидает. Син в свой излюбленный Ур более не возвратится. Нингал… оставляет свой дом, к чужим берегам устремляясь, торопливо одевшись”.
Падение Ура и бегство его богов явилось, исходя из текстов [не так уж очевидно, смахивает лишь на версию – !!!], результатом осознанного решения Ану и Энлиля. Именно к ним взывала Нанна, умоляя о пощаде… В текстах не указывается причина гнева Ану и Энлиля…
“Родитель Наннар, Ура Правитель… Чья слава в священной Небесной Ладье… Сын старший Энлиля, наш господин… в Небесной Ладье возносясь, ты равных не знаешь себе. Вложил в твою руку Энлиль скипетр предвечный, ты восходишь над Уром в Священной Ладье”.
Второе имя Нанны – Син – происходит от слова СУ.ЭН., иногда произносившегося ЗУ.ЭН. согласно шумерским грамматическим правилам, слоги двусложного слова могли меняться местами в составе слова, не меняя при этом его общего смысла. Таким образом, ЗУ.ЭН и ЭН.ЗУ были “зеркальным отражением” друг друга. Нанна/Син – ЗУ.ЭН – был не кто иной, как ЭН.ЗУ (“господин ЗУ”). Мы приходим таким образом к заключению, что именно он пытался захватить царство. И, таким образом, становится понятно почему, вопреки предложению Эа, Зу (Син) не был казнен, а наказан лишь изгнанием. Как шумерские тексты, так и прочие археологические находки указывают, что Син и его супруга бежали в Харран, хурритский город, изолированный от Ура несколькими реками и гористым ландшафтом.
Когда в ходе …раскопок был обнаружен храм Сина в Харране, строившийся и перестраивавшийся на протяжении тысячелетий, среди его руин были найдены две стеллы (мемориальных каменных столба), на которых была вырезана уникальная надпись – слова, продиктованные Ададгуппи, верховной жрицей Сина, о том, как она молилась о возвращении Сина, ибо однажды “Син, царь всех богов, город отринув и храм, на небо вознесся”.
Можно предположить, что верховная жрица, которая родилась во времена царствования Ашурбанипала, сама принадлежала к царскому роду. В своих призывах к Сину она предалагет ему, практически, “сделку”: восстановление его власти над соперниками в обмен на поддержку притязаний ее сына Набунаида на трон Шумера и Аккада. Исторические источники подтверждают, что в 555 г. до нашей эры Набунаид, тогда командовавший армией вавилонян, был провозглашен на царство преданными ему офицерами. Далее говорилось, что он получил благословение Сина. Надписи времен Набунаида сообщают нам, что именно “в первый день его правления” Син с помощью “оружия Ану” сумел “коснуться лучом света” небес, сокрушив таким образом врагов на Земле.
Набунаид сдержал обещание своей матери этому богу. Он перестроил храм Сина Э.ХУЛ.ХУЛ (“дом великой радости”) и объявил Сина Верховным Божеством. Именно тогда Син смог взять в свои руки “власть Ану и сына, Энлиля, его, мощью превысив Эа, – средоточием Царства оказавшись”. Свергнув, таким образом, узурпатора Мардука Эа, Син принял титул “Божественного Полумесяца” и обрел известность в качестве Бога Луны.
Набунаид утверждает, что Син “успокоил свой гнев… вернуться решил в храм Эхулхул”. Вероятно, именно тогда свершилось чудо, которому “равного с древнейших времен в Стране не свершалось”: божество “спустилось с Неба”. “Чудо великое Син сотворил, равного чуда с древнейших времен в стране не свершалось. Люди страны никогда не видали такого, чтоб увековечить чудо такое, – им не случалось. Син – господин всех богов и богинь, в Небе живущий, спустился с Небес”.
Когда Набунаид восстанавливал храмы Нанны/Сина, он также позаботился об увековечении имен и детей Сина, двойни, ИН.АННА (“госпожи Ану”) и УТУ (“сиятельного”), от его официальной супруги Нингал, которые, таким образом, являлись членами Небесной Династии. Инанна появилась на свет первой, но ее брат Уту был старшим сыном и законным наследником династии.
Инанна и Уту родились в незапамятные времена, когда на Земле обитали одни боги. Город, отданный во владение Уту, Сиппар, входил в число самых первых городов, основанных богами в Шумере.
Должна быть состыковка с притязаниями на престол их предков (или же речь идет о борьбе за власть в небесах)…
Далее внимание Эа обратилось к суше. Именно он, заявляет Эа, был тем, кто “направил плуг с воловьей парой… открыл священные борозда, …построил стойла …воздвиг овчарни”. Далее этот самовосхваляющий текст (названный условно учеными “Энки и мировой порядок”) приписывает ему приоритеты в применении на Земле искусства изготовления кирпичей, строительства жилищ и городов, металлургии и т.д.
Представляя это божество как величайшего благодетеля человечества, как бога, породившего цивилизацию, многие тексты в то же время изображают его как главного защитника человечества перед Советом Богов. Шумерские и аккадские тексты о Потопе… сообщают, что Эа, не считаясь с решением Совета Богов, дал возможность одному из своих верных слуг (месопотамскому “Ною”) избежать гибели.
…шумерские и аккадские тексты, в которых… утверждается, что человечество явилось плодом сознательного созидательного акта некоего бога или группы богов, приписывают Эа роль собственно творца человечества: главный ученый среди богов, он сформулировал метод и определил технологию, в соответствии с которыми осуществилось создание Человека. Поскольку он принимал столь деятельное участие в “сотворении” Человека, неудивительно, то именно он сопровождал Адапу – “модель человека”, созданного его “мудростью”, – в Небесную Обитель Ану, вопреки воле богов, решив открыть людям тайну “вечной жизни”.
Но был ли Эа на стороне человека только потому, что он был вовлечен в его создание, или же его поступками руководили иные субъективные мотивы? Обратившись к древним текстам, мы обнаруживаем, что открытое неповиновение Эа – как в вопросах, относящихся к смертным, так и к богам, – неизменно было направлено на то, чтобы расстроить планы и предотвратить исполнение решений, исходящих от Энлиля. В текстах мы находим свидетельства жгучей ненависти Эа к своему брату Энлилю.
Добавить комментарий