“Ясень я знаю по имени Иггдрасиль, древо, омытое влагою мутной; росы с него на долы нисходят; над источником Урд зеленеет он вечно. Мудрые девы оттуда возникли, три из ключа под древом высоким; Урд имя первой, вторая Верданди, – резали руны, – Скульд имя третьей; судьбы судили, жизнь выбирали, детям людей жребий готовят” (“Велюспа”).
“Помнит войну она первую в мире: Гулльвейг погибла, пронзенная копьями, жгло ее пламя в чертоге Одина, трижды сожгли ее, трижды рожденную, и все же она доселе живет” (“Велюспа”).
Это явно про народ или государство (или расу)… И очень похоже на Тиамат…
“Хейд ее называли, в домах встречая, – вещей колдуньей, – творила волшбу жезлом колдовским; умы покорялись ее чародейству злым женам на радость” (“Велюспа”).
“Тогда сели боги на троны могущества и совещаться стали священные, стерпят ли асы обиду без выкупа иль боги в отмщенье выкуп возьмут” (“Велюспа”).
о какой обиде идет речь ?…
“В войско метнул один копье, это тоже свершилось в дни первой войны; рухнули стены крепости асов, ваны в битве врагов побеждали” (“Велюспа”).
“Тогда сели боги на троны могущества и совещаться священные стали: кто небосвод сгубить покусился и Ода жену отдать великанам?” (“Велюспа”).
все-таки очень сильно пересекается с Шумером…
“Разгневанный Тор один начал битву – не усидит он, узнав о подобном! – крепкие были попраны клятвы, тот договор, что досель соблюдался” (“Велюспа”).
был какой-то неустойчивый нейтралитет…
“Стоял на севере в Нидавеллир чертог золотой, – то карликов дом; другой же стоял на Окольнир дом, чертог великанов, зовется он Бримир” (“Велюспа”).
“Сидела старуха в Железном Лесу и породила там Фенрира род; из этого рода станет один мерзостный тролль похитителем солнца. Будет он грызть трупы людей, кровью зальет жилище богов; солнце померкнет в летнюю пору, бури взъярятся…” (“Велюспа”).
как классно все сходится с потопом – вплоть до метеорита, порожденного из Пояса астероидов на месте Фаэтона…
“…я провижу судьбы могучих славных богов. Братья начнут биться друг с другом, родичи близкие в распрях погибнут; тягостно в мире, великий блуд” (“Велюспа”).
близкое родство воюющих богов – пересекается с другой мифологией…
“Что же с асами? Что же с альвами? Гудит Етунхейм, асы на тинге; карлики стонут пред каменным входом в скалах родных… Хрюм едет с востока, щитом заслоняясь; Ермунганд гневно поворотился; змей бьет о волны. Клекочет орел, павших терзает; “Нагльфар” плывет. С востока в ладье Муспелля люди плывут по волнам, а Локи правит; едут с волком сыны великанов, в ладье с ними брат Бюлейста едет. Сурт едет с юга с губящим ветви, солнце блестит на мечах богов; рушатся горы, мрут великанши; в Хель идут люди, расколото небо” (“Велюспа”).
“Тут славный приходит Хлюдин потомок, со змеем идет биться сын Одина, в гневе разит Мидгарда страж, все люди должны с жизнью расстаться, – на девять шагов отступает сын Фьергун, змеем сраженный – достоин он славы” (“Велюспа”).
“Встречаются асы на Идавелль-поле, о поясе мира могучем беседуют и вспоминают о славных событьях и рунах древних великого бога” (“Велюспа”).
асы – победители ???
“Вот прилетает черный дракон, сверкающий змей с Темных Вершин; Нидхегг несет, над полем летя, под крыльями трупы – пора ей исчезнуть” (“Велюспа”).
Хеймдалль – страж богов, сын девяти великанш, пращур людей.
Вельва вспоминает… о том, как Один получил тайное знание: он добыл тайны рун, девять магических песен и бессмертный напиток (“мед”) поэзии, провисев девять ночей на древе и принеся себя в жертву себе самому.
Бор – отец Одина и его братьев – Вили и Ве… отец Боа, Бури, был создан возникшей из инея коровой Аудумлой.
вот вам и эра Тельца…
По всей видимости, вражда между богами порождена нападением на главную богиню ванов – Фрейю (здесь она названа именами Гулльвейг и Хейд). Гулльвейг была пронзена копьем и сожжена во дворце Хара (Одина), но продолжает жить как Хейд благодаря своей черной магии… Один объявляет войну ритуальным броском своего магического копья. Ваны, вооруженные собственной магией, проламывают стену Асгарда, крепости асов… Совет всех богов определяет дань, которую асы должны выплатить за преступление против Гулльвейг.
…под космическим древом Иггдрасиль… спрятан глаз Одина, отданный в заклад мудрейшему из асов Мимиру в обмен на мудрость.
…два аса, Мимир и Хенир, были отправлены заложниками к ванам для подкрепления мирного договора. Ваны обезглавили Мимира и возвратили голову Одину, который сохранил ее и спрашивал у нее совета.
[маори]: …чтобы сотворить человека, бог Тане, Оплодотворитель, должен был вылепить человеческую фигуру из глины на теле Матери Земли и оживить ее… Мать Земля была оплодотворена солнечным светом. В безжизненный образ были внедрены… (дух) и… (дыхание жизни), полученные у Ио, Высшего Существа. Дыхание Тане было направлено на образ, и в него проникло тепло. Фигура впитала жизнь, послышался слабый вздох, проявился жизненный дух, и Хине-аху-оне, Девушка, слепленная из Земли, чихнула, открыла глаз и встала – женщиной.
[индейцы зуньи – Нью-Мексико]: Солнце желает произвести на свет разумных, свободных и могучих существ. Оно снова оплодотворяет пену Земли-матери, и из нее рождаются близнецы. Солнце наделяет их всевозможными магическими силами и велит им стать предками и повелителями людей.
вот и близнецы в очередной раз…
…люди начали видеть и учиться сообразно их натуре, поэтому Близнецы научили их сначала отыскивать наше Солнце-отца, которое, сказали они, откроет им мудрость и знание путей жизни, в которых Близнецы наставляли их, как мы – детей малых.
[томпсоновские индейцы]: …Земля родила людей, видом похожих на нас; но они ничего не знали и не нуждались ни в пище, ни в питье. У них не было стремлений. Желаний или мыслей. Тогда Старик отправился бродить по миру и среди людей, наделяя их стремлениями и желаниями… Он научил женщин делать березовые корзины, циновки и жилища, научил выкапывать коренья, собирать и сушить ягоды. Он научил мужчин разводить огонь, ловить рыбу, стрелять дичь и т.д. Он научил супругов соитию и порождению детей. Обучив людей, он простился с ними: “Я покидаю вас; но если вам нужна моя помощь, я снова приду к вам. Солнце – ваш отец, Земля – тело вашей матери. Вы будете укрываться ее плотью, как одеялом, под которым будут в мире покоиться ваши кости.
[шиллук – народность Нила] …создатель Иуок вылепил всех людей из земли; занимаясь делами творения, он бродил по свету. В стране белых он нашел чистую белую землю или песок, и из него он сотворил белых. Затем он пришел в Египет и из нильского ила сделал красных, или коричневых, людей. Наконец он пришел в край шиллуков и, найдя там черную землю, создал из нее чернокожих.
[ленапы-делавары – Америка, праздник нового года]: “Мы будем собираться здесь двенадцать вечеров подряд, чтобы молиться (Творцу), который научил нас поклоняться таким образом”.
[ленапы-делавары]: У человека есть дух, и тело – это, похоже, одежда для духа. Вот поэтому люди должны заботиться о своем духе, чтобы достичь Неба и быть допущенными в обитель Творца. Нам отпущен некоторый срок для жизни на земле, а потом наш дух должен уйти. Когда наступает время покидать эту землю, следует идти к (Творцу), радуясь в пути.
Мы все должны молиться ему, чтобы приготовиться к грядущим дням и чтобы мы могли оказаться вместе с ним после того, как покинем землю. Все мы должны собраться с мыслями на этой встрече, чтобы (Творец) смотрел на нас и подал нам все, о чем мы просим. Вы все приходите сюда молиться; вам приходится тянуться к нему всю жизнь. Не думайте о злом; всегда старайтесь думать о том хорошем, что он нам дал.
Когда мы туда придем, нам не нужно будет ничего делать, ни о чем заботиться – только жить счастливо. Мы знаем, что многие из наших отцов покинули эту землю и пребывают теперь в этом счастливом месте в Стране Духов. Когда мы прибудем туда, мы увидим там наших отцов, матерей, детей и сестер. А подготовившись к тому, чтобы уйти туда, где пребывают наши родители и дети, мы чувствуем себя счастливыми.
Там все выглядит более красивым, чем здесь, все выглядит молодым и новым, вода, плоды и все остальное – прелестно. Там светит не солнце, но свет куда более яркий. Чем солнце. Творец делает его ярче своей властью. Все, кто умерли, молодые и старые, будут там сверстниками; увечные, искалеченные, ослепшие будут выглядеть там не хуже, чем остальные. Увечья наносятся только плоти; духу ничего не делается.
[Австралия]: С точки зрения аборигена, жизнь – это цикл, хотя он не всегда решится сказать, прерывистый это цикл или непрерывный. Найденный отцом в духовном мире, он воплощается в матери, чтобы вступить в земную жизнь. Но несколькими годами позднее, через врата инициации, он частично возвращается в сакральное время-сновидение, или небесный мир, покинутый им на время. Все дальше и дальше углубляясь в него – насколько позволяют нужды земной жизни, – он умирает и через другие врата, переходный обряд погребения, окончательно возвращается в сакральную жизнь духа на небе, в доме духов или тотемном центре, возможно, для того, чтобы повторить этот цикл позднее или навсегда окончить его.
[дьяки нгаджу – Южный Борнео]: Есть жизнь и смерть, становление и убывание, и благодаря этому чередованию человек постоянно возвращается в первоначальную эпоху; тем самым он становится объектом творческой деятельности божества, которая вводит его на новую жизненную стадию в качестве нового человека, пока он не достигнет высшей стадии подлинного и совершенного человека, пока, наконец, восхождение не приведет его к высшей точке – не просто богоподобия, но настоящей божественности.
Совершается… ритуальное омовение младенца в реке или в доме, через несколько дней или недель после рождения. Ребенка отвозят на середину реки в священной лодке, имеющей вид Водного Змея, разукрашенного тканями и флагами, и здесь, при входе в подземный мир, погружают в воду.
В прежние времена с приближением полового созревания девушек запирали – иногда на два или три года – в отдельную пристройку над спальней родителей или рядом с ней. Это помещение тождественно рахан, упоминаемому в мифах и изображаемому на жреческих картах, где оно обозначает изначальные воды. Все обряды, связанные с этим периодом, демонстрируют, что девушку уводят в Подземный мир. Она остается там определенное время, по окончании которого превращается в водную змею.
Почему здесь культ Водного Змея? (освящающий в том числе и институт брака)…
Самой важной и завершающей стадией человеческой жизни является смерть. Она означает не уничтожение и не гибель жизни, но возвращение в божественный мир, в социальное и божественное единство мифического первовремени. Смерть – это переход в новое существование, в новую и настоящую жизнь.
Гроб имеет форму лодки… Гроб – это не только лодка, но и Птица-Носорог или Водный Змей. Гроб в виде Птицы-носорога предназначен умершей, в виде водного Змея – умершему.
интересен факт существования двух верховных богов Юж.Борнео – верхнего и нижнего мира…
[Теория анимизма Э.Б.Тейлора]: Призрак, или фантом, являющийся спящему или ясновидцу, пребывает в несубстанциональной форме, подобно тени или отражению, и в силу этого для обозначения души используется знакомое нам слово тень. Так, у тасманийцев тень и дух обозначаются одним и тем же словом, алгонкины называют душу человека отахчук, “его тень”; в языке киче натуб означает “тень”, душа”; аравакское слово уэха имеет значения “тень, душа, образ”, а абипоны используют слово лоакаль в значениях “тень, душа, эхо, образ”. Мало того, что зулусы обозначают словом тунзи тень, дух, призрак: они считают, что после смерти тень человека каким-то образом отлетает от тела, чтобы стать духом предка. Басуто называют дух, остающийся после смерти, серити, или “тень”; кроме того, они полагают, что, когда человек ходит по берегу реки, крокодил может схватить его тень на воде и утащить его к себе; в то же время в Старом Калабаре мы обнаруживаем аналогичное отождествление духа с тенью, или укпон, потеря которой оборачивается гибелью.
Акт дыхания, неотъемлемо присущий высшим животным при жизни, прекращение которого столь тесно совпадает с отлетающей жизнью, постоянно и вполне естественным образом отождествляется с самой жизнью или душой… Поэтому западные австралийцы обозначают “дыхание, дух, душу” одним словом вауг; в калифорнийском языке нетела пиутс – это “жизнь, дыхание, душа”; некоторые гренландцы приписывают человеку две души – его тень и его дыхание; малайцы утверждают, что душа умирающего ускользает через ноздри, а на Яве пользуются одним словом науа для “дыхания, жизни, души”.
…Представление о душе-дыхании прослеживается также в семитской и арийской этимологии, а стало быть, в главных течениях мировой философии. Еврейское слово нефеш “дыхание” имеет также значения “жизнь, душа, разум, животное”, в то время как руах и нешамаш совершают схожий переход от “дыхания” к “духу”; им соответствуют арабские нафс и рух. Такова же эволюция санскритских атман и прана, греческих псюхе и пневма, латинских анимус, анима, спиритус. Так, славянский дух проделал путь от “дыхания” к “душе” и “духу”, а в диалектах цыган имеется слово дук, обозначающее “дыхание, дух, привидение”, причем не вполне ясно, принесено ли оно этими париями из Индии и составляет ли оно часть арийского языкового наследства либо оно было заимствовано во время цыганских миграций по славянским землям.
Добавить комментарий