В третью эпоху правил бог огня; вероятно, с этим связано и то обстоятельство, что в Лубаантуне был обнаружен череп из горного хрусталя, который… скорее всего, играл роль “зажигательного стекла” и, возможно, считался символом самого бога Солнца.
ни чего себе “зажигалочка”…
Позднейшие ритуалы, связанные у майя и ацтеков с огнем, коренились, вероятно, в идее регенерации, так как огонь возвращает органические вещества к первоначальным элементам, высвобождая энергию света и тепла. Древние жители Центральной Америки, видимо, смотрели на огонь иначе, чем мы, считая его средством “возрождения Солнца”. В конце определенных периодов, будь то год, 52 года или 144.000 дней, они считали необходимым провести определенный ритуал по “сожжению старого и введению нового”. Таким образом, по вере майя, они давали пищу Солнцу, так как во время горения освобождалась тепловая энергия. Очевидно, эта идея зародилась в третью эпоху, эпоху огня.
С четвертой эпохи (примерно с 3100 года до н.э.) мы вступаем в более знаковые времена. Археологи считают, что примерно с этого времени (3200 год до н.э.) в этом регионе стали культивировать маис. С 3114 года до н.э. существует календарь майя, основанный на Длительном счете. Самое значительное событие этой эпохи, описанное в “Предании”, – основание богом Кецалькоатлем легендарного города Тула (среди археологов было много споров о его местонахождении). Сейчас считается, что это имя относится к руинам сравнительно небольшой столицы тольтеков в Хидальго, построенной только в IX веке н.э.
Титула Кецалькоатль (Кукулкан) удостаивались верховные жрецы тольтеков и майя (подобно тому, как божествами считались египетские фараоны или как последователи Далай-ламы считают его живым воплощением Будды).
В “Предании о Солнцах” рассказано, что после того, как наступил конец третьей эпохи (около 3100 года до н.э.), те, кто уцелел, ушли с побережья Юкатана и Табаско на плато, и вождем их былКецалькоатль. Они основали поселение Тула (вероятно, Теотиуакан). К 100 году до н.э. население этого города достигло 200.000 человек, и он господствовал над всей южной частью Мексики. Примерно в 100 году н.э. там были сооружены огромные пирамиды Солнца и Луны, а также “Цитадель” с пирамидой Кецалькоатля. Город этот продолжал процветать примерно до 750 года н.э.
Ослабление пятнообразовательной деятельности Солнца и усиление прямой солнечной радиации привели к резкому падению рождаемости, а распространившаяся повсюду засуха стала причиной голода. Оставшиеся в живых, очевидно, поняв, что это не конец большого солнечного цикла, захоронили многие сакральные здания Теотиуакана, а остальное сожгли, чтобы образовавшаяся энергия вернулась к Солнцу.
а не было ли это неполным уничтожением следов при уходе богов…
На пепелище Теотиуакана взошло новое “Солнце” ацтеков, Науи Оллин пятой эпохи. Уцелевшие аборигены ушли от пришельцев на другую равнину с новым воздем, который тоже носил имя-титул Кецалькоатль, и начали там строить новый город. Этой, более маленькой, Туле из Хидальго суждено было стать тольтекской столицей. По легенде ацтеков и тольтеков, этот Кецалькоатль был высоким, белокожим, носил бороду и посвящен был в высшее духовное знание. Его правление впоследствии расценивали как золотой век. Однако из-за болезненной зависти брата и соправителя Тецкатлипоки, Кецалькоатлю пришлось покинуть страну вместе с друзьями и соратниками. Прежде чем отплыть на восток, он обещал вернуться, чтобы восстановить законный порядок и просвещение. Это пророчество страшило ацтекских правителей, узурпировавших власть в стране толттеков. Возможно, поэтому они продолжали его чтить и использовать древнюю святыню – Теотиуакан как некрополь. Они знали от тольтеков, что там у Кецалькоатля родина, что в этом городе было положено начало пятой эпохе (“Солнце”). Столица предыдущей эпохи, вернее, ее руины, продолжала оставаться местом паломничества индейцев до прихода испанцев.
вообще – сильное пересечение Америки с Египтом: правление богов – “золотой век”, который заканчивается из-за раздора между братьями (при этом побеждает “плохой”)…
К 600 году н.э. майя в Чиапасе уже строили города типа Паленке, создав собственный архитектурный стиль. Они сооружали храмы и усыпальницы выдающихся правителей, таких как Пакаль, хранили и приумножали знания, полученные от предшественников. Сами они, если верить испанцам, считали себя потомками тех, кто некогда явился из-за моря во главе с неким Вотаном, также белокожим, который, по преданию… не раз возвращался на родную землю. Люди, изображенные на стенах в Паленке, похожи на семитов, и, возможно, сам Вотан был либо египтянином, либо карфагенянином.
о приумножении знаний – это слишком… Ведь довольно хорошо известно, что “высшие” знания индейцев не улучшались, а наоборот – ухудшались, стираясь во времени…
Паленке, как и другие города майя, был оставлен около 800 года н.э. из-за тех же причин, что привели к демографическому упадку в западной Мексике. Майя ушли в горные районы, где чаще шли дожди, а Паленке и другие города после их ухода были постепенно поглощены джунглями.
Ren: ссылка на некую “засуху” вообще-то, строго говоря, надумана – археологических данных вроде бы нет… а общие климатические соображения также не предполагают таких резких скачков влажности то в одну сторону, то в другую (ведь там джунгли, что требует очень большой влажности)…
Если столько раз стихия пыталась погубить цивилизацию, а она каждый раз возрождалась практически из нуля, приумножая и развивая знания, то почему же испанцы обнаружили довольно примитивное общество с практически полностью утерянными знаниями и навыками ?.. Это – явное противоречие…
Сама по себе связь культа Кецалькоатля с жертвоприношениями в Теотиуакане представляется загадочной. Ведь под этим именем было известно небесное божество, один из четырех сыновей первой божественной пары Ометеотль (в традиции майя – Хунабку); он правил небесным царством на западе, и цвет его был белым, что обычно означает чистоту, доброту и мудрость. Кроме того, его отождествляли с Венерой – белой и самой яркой из планет. В этой ипостаси он был чем-то вроде Феникса, птицы, возрождающейся из пепла. Согласно “анналам Куаутитлана”, он принес себя в жертву в “Земле Черных и Красных” (вероятно, Ксиколанко и Акалан на границе земли майя), но его сожженное сердце возродилось и стало Венерой.
“И когда они достигли земли, которую искали, он (Кецалькоатль) стал горевать. В тот год, 1 год камыша (как гласит предание), они достигли берега океана, и он, поплакав, одел свой убор из перьев и свою драгоценную маску, а после этого сам себя предал огню. И говорят, после того, как он сжег себя, из пепла появилась вдруг прекрасная птица, которая поднялась в небо… И после того, как он обратился в пепел, сердце его стало птицей кецаль, и все видели, как эта птица взлетела высоко и, по словам старых людей. Превратилось в Венеру, и Кецалькоатль умер, а эта звезда засияла в небе. С тех пор его величали Владыкой Рассвета”.
Возможно, и сам Пакаль совершил духовное преображение, установив для себя духовно единение “змеи” (личная воля) и “орла” (птица кецаль) и тем самым став Кецалькоатлем, величайшим из богов.
По мнению ведйщего майянолога Майкла Д’Ко, у повелителей майя имелось второе “я”, именуемое “уай”, имевшее вид того или иного животного (от ягуара до мыши), и правитель мог во сне общаться с этим вторым “я”. Этот исследователь также полагает, что в городах майя были особые спальни, где правители могли общаться с такими духами.
Имя Кецалькоатль означает “пернатый змей”. Причем этим именем-титулом называли различных, хоть и связанных между собой, божеств. Кецалькоатль, которого ожидали, был чем-то вроде нового воплощения некоего бессмертного божества, известного под этим же именем (как, например, существовали разные Будды, начиная с Гаутамы).
…ритуалы включали и протыкание пениса особым “копьем”. С таким “копьем” в руке в Храме креста в Паленке изображен правитель Чан Балум. Такого рода ритуальные кровопускания, по-видимому, не были редкостью и на Юкатане, о чем свидетельствует Диего де Ланда в своем “Сообщении”.
В Мехико гид говорил мне, что майя каждые 52 года уточняли свой календарь на 13 дней.
Майя, главным образом, интересовало не линейное развитие времен (прошлое – настоящее – будущее), но повторяющиеся временные циклы; ведь обращение Солнца, Луны, планет имеет цикличный характер. Длительные временные циклы, выраженные численно, и составляли основу их астрономических исследований.
в принципе, есть отдаленное пересечение с цикличностью времени в представлениях в Индии (только там эти циклы были намного продолжительнее)…
Астрологи 12 знаков Зодиака объединяют в четыре группы, по три в каждой, – представляющие огонь, воздух, воду и землю. Воздух и огонь считаются активными элементами, а вода и земля – пассивными.
“Дворы для игры в мяч” есть во всей Центральной Америке и даже в южных районах США. Правила ее точно не известны, но, возможно, они состояли в том, чтобы ударять рукой, согнутой в локте, по мячу, заставляя его пройти сквозь горизонтальное каменное кольцо, установленно на высоте. В позднейшие времена (если не всегда) игра заканчивалась ритуальным обезглавливанием некоторых игроков с целью жертвоприношения богу Солнца.
“Пакаль” означает “щит”, и это был один из первых переведенных иероглифов. Полный же его титул – “Макин Пакал”, то есть “Великий солнечный щит”.
Насколько можно судить по этому захоронению, Пакаль был высоким, хорошо сложенным человеком лет 40, но, судя по надписям того периода, он прожил 80 лет и 158 дней. Его видимая “молодость” – еще одна загадка для археологов.
Началом Длительного счета майя считается 3114 год до н.э., так как астрономы и другие специалисты не признают “нулевого года”. Но некоторые авторитеты считают, что между 1 годом до н.э. и 1 годом н.э. должен быть “нулевой”, и тогда первый год Длительного счета превращается в 3113 год. Не все также согласны, следует ли считать начальным днем этого цикла 10 или 12 августа.
Исследования солнечного излучения показывают, что его характер меняется помесячно; кроме того, есть 4 вида излучения, циклически сменяющие друг друга. Последовательность видов солярного излучения во многом отвечает древним представлениям о четырех основных стихиях – огне, земле, воздухе и воде, которые каким-то образом влияют на состояние и характер людей в течение года в соответствии с 12 знаками Зодиака, известными астрологам.
Период суточного вращения Солнца на экваторе составляет 26 земных суток. Земля же за 26 дней продвигается по своей годичной орбите примерно на 26о, а потому по отношению к ней период суточного обращения Солнца составляет как бы 28 дней.
Довольно странное совпадение с периодом обращения Луны !!!
Хотя 260-дневный календарь имел особое значение для майя, в частности, в смысле предсказания событий и рассмотрения значений, – однако он слабо представлен в их надписях, в том числе относящихся к Длительному счету майя. Гораздо чаще упоминаются бактуны, катуны, туны, уиналы и кины.
написание чисел от 0 до 19 идет снизу вверх… Так можно трактовать, хотя не исключен и другой вариант…
почему-то для обозначения одного и того же месяца в 260-дневном календаре использовалось несколько знаков… О причинах этого вопрос даже никто и не ставил… В общей сложности 37 знаков для обозначения 20 месяцев !!!
… “домом маиса” называли место, куда попадали женщины, погибшие при родах. “Рай” этот находился на Западе… В мифологии майя были известны четыре “рая”. Кроме западного “Синкалко” был еще восточный Тонатиуакан (Тонатиучан), “Дом Солнца”, и его божества Тонатиу (туда попадали души погибших в бою и принесенных в жертву)… Известно также, что в мифологии майя существовал “рай” для младенцев, умерших при рождении… В этом “раю” росло “Млечное древо” с 400.000 сосков. Сюда попадали души умерших младенцев, чтобы напитавшись от Древа, получить силы для нового рождения.
…[еще] два “рая” – Тлалокан, первый из них, находился на Юге и был резиденцией бога дождя Тлалока. Там он, как считалось, живет с женой Чалчиуитлике (Калкиутлике), богиней воды. последний “рай”, Омейокан, служил домом четы Ометеотль (прародителей богов).
интересен сам факт существования нескольких “раев” на пример затомисов Даниила Андреева…
Добавить комментарий