…легенду о Яньши Тиенване, которая в кратком изложении выглядит так. Давным-давно на высокой горе, в окружении вечных льдов, жил старик по имени Яньши Тиенвань. Старик рассказывал о первобытных временах с такой убедительностью и красочностью, что, казалось, сам был свидетелем чудес,) происходящих в ту пору. Один из его случайных гостей Шинь Хунь спросил, где жил старик раньше, до этих гор. Вместо ответа старик поднял руки к небу. Шинь Хунь попросил объяснить, что это значит. Яньши ничего не сказал. Но вдруг по обе стороны от него встали два бога в сияющих доспехах. Один из них сказало Идем с нами, Яньши. Разгоним тьму Вселенной и вернемся на нашу родину, что лежит по ту сторону звезд.
Музей провинции в Тайбэе обладает уникальной коллекцией деревянных скульптур пайванов. Эта деревянная скульптура считается последним свидетельством народного искусства древних времен, находящегося, однако, на пути к исчезновению. В этих произведениях живут легендарные мотивы древности! Ищите богов, и вы найдете их! Вот дощечка шириной 72 см и высотой 25 см, предназначенная для того, чтобы висеть на хижине вождя. Слева от четырех окружностей плавают две фигуры в классических одеждах астронавтов доисторических времен. Точно такие же изображены на тольтекских монолитах в Берлинском музее. Две фигуры одеты в своего рода скафандры, на ногах у них обувь. На голове фигуры слева шлем с антеннами.
Одна из деревянных скульптур представляет существо с явно выраженными половыми органами, на голове у него узкий шлем. На шлеме выгравирован маленький треугольник – наверное, личный знак астронавта, а вокруг шлема извивается змея! Символ уродства и пресмыкающейся жизни, ветхозаветная змея, которая в легендах майя поднимается в воздух и называется летающее существо. И вот мы находим ее у затерявшегося в горах племени Тайваня! Но что в этом удивительного? По всему миру находят изображения змей, но никто не занимается детальным изучением именно этого традиционного рисунка. Почему паиваны разрисовали свои пироги такими же изображениями змей? Почему у фигур на этих пирогах круглые головы, словно шлемы? И зачем эти антенны, которые связывают их? Чтобы назвать это зубатым солнцем? И о чем говорят свившиеся среди звезд змеи, треугольные головы которых, кажется, сходятся за небом? И почему пайванский бог – носитель шлема – как бы коронован змеей, она – точно оправа для его головы? И почему богиня под маской и укрыта телом змеи, которую она держит в руках? Нельзя сказать, что маска элегантна, но она могла быть предназначена для космоса! А значение змеи известно – это символ небесной правительницы.
тот же уреус…
Пайванская резьба на дереве, часто находящаяся в плачевном состоянии, все-таки поразительно красива! Всюду мы видим концентрические круги и спирали, и это толкуют как выражение тесных и таинственных отношений человек – змея. При этом змея всегда тем или иным образом обращена к небу. Иногда фигуры не стоят на земле. Вернее, не касаются земли, и создается впечатление, что им не знакома сила тяжести. Я не считаю эти фигуры плодом воображения пайванов. Если фигура изображена парящей в воздухе, значит, древние пайваны видели существо, парящее в небе, и изобразили то, что видели. Пайваны и сегодня представляют собой первобытные племена: их резьба изображает увиденное, реальные факты… На одном, особо примечательном, произведении пайванов существо о трех головах летит в чреве змеи. Этот сюжет встречается в манускрипте цивилизации Шу (1122 – 236 гг. до н.э.).
Геолог Туинли Линн рассказал мне об открытии, о котором на Востоке не знают: В июле 1961 г. археолог Чипен-Лао, профессор археологии пекинского университета, обнаружил фрагменты подземных туннелей во время раскопок в Каменной долине. Сначала он наткнулся на входы в лабиринт, расположенные на глубине 32 м в отрогах горного массива Хонан на южном берегу озера Чуньчинь. Ему удалось исследовать галереи, простирающиеся непосредственно под озером. Стены галерей были гладкие, будто отполированные. В местах пересечения галерей и в большом зале на многочисленных фресках изображены бегущие животные и преследующие их люди. Во рту у них – некое подобие метательных орудий. Но самое примечательное – это изображения людей, плывущих над преследуемыми животными на летающем щите и направляющих на них оружие, похожее на ружья. Профессор ЧипенЛао подчеркнул, что фигуры на летающем щите одеты в брюки и рубашки по сегодняшней моде. До настоящего времени не ясно, к какому периоду относятся эти подземные галереи.
В 1968 г. в Палеонтологическом музее в Москве я увидел череп доисторического бизона, в лобной части которого было идеально круглое отверстие, как будто его оставила пуля, выпущенная из огнестрельного оружия… Череп бизона относится к раннему палеолиту (8000 – 2700 до н.э.), то есть к эпохе, когда оружие изготавливалось из камня. В таком случае, что же это?
Вокруг Понапе располагается пояс Каролинских островов и малых атоллов. Темуен – один из самых маленьких островов, площадь его 0,44 км2 – почти равен по своим размерам Ватикану. На Темуене находятся руины Нан Мадола, давшие второе название этому острову. И сегодня он более известен под именем Нан Мадол, а не Темуен. Руины покрывают чуть ли не весь остров. Ученые говорят, что это доисторическое поселение, но возраст его пока еще не определен. Не известно также, кто был строителем этого загадочного поселения.
…именно на этом островке, на крохотном клочке земли, находятся остатки базальтового города на площади чуть больше футбольного поля, но переполненного тайнами и вопросами, на которые до сих пор не найдено ответа. Первое впечатление от руин – хаос. Но это впечатление довольно быстро улетучивается, так как сквозь хаос скоро проступает четкий план древнего города. Колоссальное .нагромождение базальтовых колонн, уложенных в безупречные штабеля, словно случайно рассыпанных по всему острову. Игра в микадо, где каждая палочка весит несколько тонн. По мнению специалистов, это скопления остывшей лавы. Мне же представляется это объяснение достаточно нелепым. Постепенно я убеждаюсь, что все эти шестиугольные и восьмиугольные колонны практически одной длины и что порядок укладки штабелей тоже не случаен.
Разработки базальта ведутся на северном берегу Понапе, и, скорее всего, базальтовые колонны были изготовлены именно там. А дальше? Каким образом колонны длиной от 3 до 9м и весящие иногда более 10 т доставили на Темуен по межостровным каналам? Перетащить колонны к южному берегу Понапе невозможно, так как южный и северный берега разделяют непроходимые джунгли и крутые скалы. Но если даже пренебречь логикой и допустить, что колонны перетащили через горы, невзирая на болота, их окружающие, то как они смогли попасть на Темуен с юго-восточного берега Понапе?
Я не счел за труд подсчитать количество колонн в фасаде главного здания Нан Мадола. Фасад длиной 60 м насчитывает 1082 колонны. В квадратном здании таких размеров должно быть 4328 колонн. Но внутренняя часть здания состоит из точно таких же колонн, и если подсчитать площадь стен здания, то не трудно вычислить, что на постройку одного здания требуется 32 000 базальтовых колонн. А каждая из них весит несколько тонн. А ведь речь идет только о центральном здании, без учета прочих построек. Есть еще каналы, выложенные колоннами, ямы, туннели и стена длиной 860 м, самая высокая точка которой достигает 14 м 20 см. Вокруг главного здания, гигантской террасы из множества базальтовых блоков и колонн, находятся более мелкие строения числом около 80. С учетом 32 000 колонн главного здания и количества колонн в остальных строениях общее число базальтовых колонн составит минимум 400.000.
и далее другая арифметика – чтобы все это построить за 200 лет, нужно ежедневно перетаскивать (и устанавливать) по 6 колонн…
И другой вопрос. Почему бы не построить эту цитадель на Понапе? Ведь именно на этом острове находится базальт, и, кроме того, Понапе самый значительный остров архипелага. Зачем понадобилось переправлять базальтовых монстров на маленький островок?
Нан Мадол не принадлежит к красивым городам. Никаких барельефов, скульптур, фресок. Холодная архитектура, голая и суровая. А ведь известно, что народности южной части Тихого океана обычно украшают свои архитектурные творения орнаментом. Ничего подобного нет в Нан Мадоле: голые базальтовые блоки сложены в штабеля, придающие архитектуре почти спартанский вид. Это ни в коем случае не дворец и не храм: когда хотели угодить богам (особенно в этой части света), такие строения снабжали обязательным орнаментом, которому придавали очень важное значение. Но что тогда? Крепость? Полный абсурд. Террасы открывают доступ к центру архитектурного ансамбля. Может быть, в этом и есть зерно истины? Террасы подводят к центру – к “колодцу”. Колодец является входом в туннель. Сейчас этот вход заполнен водой, но это не меняет дела. Часть строений Нан Мадола тоже уходит за пределы острова под воду, где на дне видны штабеля базальта, и трудно сказать, до какой глубины доходит цитадель. Но для чего туннель на маленьком острове?
Впервые об этой достопримечательности я прочитал в книге Герберта Риттлингера Необъятный океан. Риттлингер, исследовавший южные районы Тихого океана, на острове Понапе выяснил, что многие тысячелетия назад Каролинский архипелаг был центром высокоразвитой империи. Охотники за кораллами и китайские коммерсанты интересовались богатствами, якобы скрытыми на морском дне вокруг Понапе. Ныряльщики рассказывали невероятные истории. Они видели дороги, каменные арки, разрушенные строения, монолиты, покрытые кораллами и ракушками.
Но то, что не обнаружили древние охотники и негоцианты, нашли современные японские пловцы, оснащенные усовершенствованными аппаратами для подводного плавания. Море скрывало удивительные богатства, и легенды, таким образом, нашли подтверждение. По словам японских пловцов, под водой они видели гробы из платины. И действительно, день за днем они поднимали на поверхность груды платины! Во времена японского правления платина становится основной статьей экспорта Понапе, оставив позади даже традиционные виды экспорта: копру, ванилин, жемчуг. Охота за платиной продолжалась до тех пор, пока двое пловцов не вернулись на поверхность. Это происшествие связали с вступлением Японии в войну, и ее подданные вскоре покинули Каролинские острова.
Риттлингер пишет: Несомненно, туземцы старались защитить легендарные сокровища и укрыть их от людской алчности. Но никаких свидетельств их существования, кроме гигантского количества платины, которая была экспортирована японцами, нет. При том надо учесть, что ни в скалах Понапе, ни на соседних островах не обнаружено следов месторождения этого металла.
Лично я не верю в платиновые гробы. Шести- и восьмиугольные колонны, покрытые мхами и кораллами, под водой могут походить на гробы. Однако нельзя отрицать и того, что японские пловцы в период с 1919 по 1939 гг. извлекли со дна моря невероятное количество этого драгоценного металла. Откуда эта платина?
Если существование платиновых гробниц под водой вызывает сомнение, то рассказы о подводных дорогах и зданиях представляются менее сомнительными, так как возле Нан Мадола видны здания, поднимающиеся из воды во время отлива. Все эти здания, как береговые, так и подводные, сходятся к колодцу, который является входом в лабиринт под островом.
Но что говорит легенда о загадочных руинах Нан Мадола? Исследователи К. Мазао Хэдли, Пенсиль Лоуренс и Кэрол Дженкс, побывавшие в этих местах, собрали некоторые сведения, но не рискнули их как-либо интерпретировать. Главным зданием легенда называет Храм священного голубя. Еще триста лет назад в этих местах поклонялись голубю. Рассказывают, что, когда верховный жрец Нанюсюнсап объезжал каналы на пироге, на ее носу сидел голубь и на протяжении всего пути смотрел вперед. Однако исконным символом божества был не голубь, а дракон, изрыгающий огонь. Дракон фигурирует во всех рассказах, относящихся к появлению островов и цитадели. Мать дракона прорыла каналы силой одного своего огненного дыхания, и таким образом образовались острова. У дракона был служитель, которого считали магом. Маг знал заклинание – достаточно было его произнести, и базальтовые глыбы взлетали в воздух, как солома. Второе магическое заклинание – и блоки сами собой быстро укладывались на Нан Мадоле без какого-либо участия жителей.
На всех южных островах Тихого океана, где находят архитектурные и скульптурные памятники древних времен, ходят легенды о гигантских камнях, перелетающих по небу туда, куда надо. Самый поразительный и самый известный пример – остров Пасхи. Мифология острова Пасхи говорит, что двести каменных колоссов, воздвигнутых там, прилетели по воздуху и сами собой встали на то место, где мы можем сегодня ими любоваться. Почти не существует легенд, в которых не говорилось бы о драконах и летающих змеях. Кроме того, повсюду есть упоминания о разрушительных войнах, небесных битвах, о событиях счастливых и несчастливых, оставляющих свой след в истории.
Вот что я думаю о создании Нан Мадола. Чтобы его построить, понадобилось бы триста лет. Поколения островитян должны были бы пролить немало пота и крови на строительстве монументального ансамбля. Почему же в таком случае этот долгий титанический труд не нашел никакого отражения в истории? По мнению археологов, Нан Мадолу не более пятисот лет. Однако история последних пятисот лет хорошо известна. И в ней нет никаких следов этих невероятных усилий, этой напряженной работы.
любопытное соображение…
Остановимся на утверждении археологов, что Нан Мадолу не более пятисот лет. По правде говоря, эксперимент, породивший это утверждение, не блещет убедительностью: шесть лет назад недалеко от центрального “колодца” под базальтовым блоком обнаружили кусочек древесного угля. Его подвергли возрастному тесту С 14 и получили результат: кусочек угля относится к 1300 году н. э. Однако примененный тест нуждается в подтверждении по одной простой причине – он предполагает неизменяемое соотношение между радиоактивным изотопом углерода (С) и его атомным весом в атмосфере (14). И откуда такое страстное желание привязывать возраст этого кусочка угля к возрасту Нан Мадола? Разве нельзя допустить, что давным-давно в этом месте на базальтовых блоках разжигали костер?
Группа островов, составляющих Восточную Океанию, располагается внутри обширного треугольника между Гавайями, островом Пасхи и Новой Зеландией. Обитатели полинезийских островов, протянувшихся на 43700 км, имеют одинаковые легенды и одинаковых богов. Они говорят на языках, входящих в одну семью, и принадлежат к одной расе. Специалисты по Полинезии (археологи, антропологи и филологи) думают, что язык и цивилизация этих народов зародились в Восточной Полинезии. Если принять эту версию, то язык и цивилизация были экспортированы сюда с архипелага, в который входят девять островов Кука и многочисленные атоллы, соседствующие с Таити (1042 км2), а также острова Туамоту с 80 атоллами и островами Мангарева. Я не стану критиковать эти научные заключения, но возникают несколько вопросов, которые нельзя обойти стороной. Если эта версия верна, каким образом восточные полинезийцы преодолели огромные расстояния, отделяющие их от западных островов? Существует теория, согласно которой морские течения толкали их пироги. Толкали? Но как это возможно? Уже полвека известно направление морских течений, и, если посмотреть на карту, куда занесло восточных полинезийцев, следует признать: чтобы достичь Новой Зеландии. С самого большого острова в южной части Тихого океана, они пустились в путь на своих примитивных пирогах против морских течений!
Мореплаватели плыли на север или на юг – без компаса, двигателя, пока не достигали точки восточнее или западнее заданной цели. Тогда им не оставалось ничего иного, как отдаться морскому течению, которое выведет их к конечной цели путешествия. Стало быть, полинезийцы должны были хорошо знать морские течения и обладать чрезвычайно развитой навигационной техникой. И, стало быть, точно известно, в какой момент надо поворачивать на запад или восток. Но откуда им было знать, что существуют другие острова и где они находятся? Короче, отношения между востоком и западом и особенно культурный обмен между ними предполагают искусство навигации и солидный запас знаний. Мне очень хочется согласиться с этой теорией, но возникает вопрос: каким образом эти люди приобрели такие колоссальные знания? Расстояние между востоком и западом Полинезии довольно большое. Я приведу лишь некоторые цифры: между островом Пасхи и Таити 3700 км; между Таити и Фиджи 4300 км; между Фиджи и Австралией 3000 км; между Калифорнией и Гавайями 4000 км; между Гавайями и Маршалловыми о-вами 3800 км.
Добавить комментарий