Шумеры выращивали фруктовые сады и виноградные плантации, содержали и обрабатывали поля и луга. К востоку от Тигра в местечке Каль-эт-Джармо (150 миль севернее Багдада) археологи вскрыли 12 культурных слоев, в которых обнаружили зерна пшеницы и ячменя, кости овец, коз, свиней, а также осколки гончарных изделий. Нижний слой датируется 6750 годом до н.э.

Шумеры каким-то неизвестным способом вывели и выращивали большое количество хорошо знакомых нам продуктов. Из зерновых это упомянутые выше ячмень и пшеница. Богатые белком культуры были представлены горохом и чечевицей. Произрастали у них также капуста, редис, репа, огурцы, рапс, лук, лук-порей, чеснок, тыквы, дыни, гранаты, кориандр, сладкий укроп, горчица и конопля. Из кунжута они извлекали растительное масло. Из ягод и фруктов культивировались и ввозились финики, инжир, виноград. Финиковая пальма давала древесину, хотя и невысокого качества. Для изготовления тканей выращивали лен.

что-то не встречается никаких упоминаний о какой бы то ни было селекционной работе шумеров… А ведь это – странно…

Загадкой остается обозначившийся в аккадское время застой в сельскохозяйственной промышленности. Если первые тысячелетия были отмечены почти мгновенным появлением технологий и окультуренных растений и одомашненных животных, то со временем процесс этот заглох. Не ввозились даже те растения, которые можно было без труда внедрить или окультурить. Это довольно странно, так как возможности и пространство для прогресса, безусловно, имелись.

это становится не столь уж странным, если предположить, что шумеры не имели никаких навыков в той самой работе по селекции, окультуриванию и адаптации привозимых растений!..

Дома, как и многое другое, делались из глины или обмазанного глиной каркаса из ивы. Строительным материалом для крыши чаще всего был тростник. Не зная железобетона, шумеры добивались прекрасных результатов, добавляя в глину рубленную солому… Со временем стали активно использовать кирпич, который обжигали в специальных печах.

Как считает автор работы “The History of Man” (“История человека”) Карлтон Кун, по крайней мере, к моменту своего появления в Месопотамии шумеры уже знали золото, серебро, олово и бронзу. Шумерская глифика богата изображениями подземных шахт и сценами шахтерского труда. Л. Эйчисон в книге “История металлов” писал, что “каждая культура в Месопотамии основывалась на металлургии” и что все эти достижения “должны быть неизбежно приписаны гению шумеров”.

Первые упоминания о канализационных системах, включавших канализационные трубы и водосточные каналы, мы встречаем в Месопотамии. Были там и бани, в которых, как и на Руси, плескали водой на раскаленные камни. Уже в древности в Двуречье изготавливали мыло, в состав которого включали соду (поташ) и масло.

Автор не учитывает то, что аналогичные “достижения цивилизации” имели место и в крито-минойской культуре…

Строительный камень и металлы поступали с востока и севера. Обсидиан завозился с территории Армении; лазурит – с территорий нынешнего Ирана и Афганистана; известняк – из Аравийской пустыни, с отрогов Загра. Огромные дворцы и храмы украшались фресками, статуями, мозаикой и резьбой. Характерно, что в скульптурных изображениях передача внутреннего состояния была гораздо важнее внешней формы. Идеалом скульптурного искусства, как отмечают ученые, было странное “стремление к сверхчеловеческому и даже нечеловеческому”.

В основе метрологии, учениях о мерах и весах, лежала шестидесятеричная система. Мелкой ходовой весовой мерой был 1 сикль (8,416 г). 60 сиклей составляли 1 мину (около 0,5 кг). 60 мин, соответственно, 1 талант (примерно 37,5 кг). Наименьшей единицей была 1 ше (зерно) – 0,0467 г. Использовались и меры длины, и меры объема – например, объем 1 сила был эквивалентен нашим 0,842 литра.

Ремесленники (нан-гар) объединялись в гильдии и жили в особых специализированных кварталах – мясников, кожевников, ткачей, торговцев и т.д.

Уровень ткацкой промышленности впечатляет и сегодня. Приблизительно до XXV века до н.э. наиболее популярной была шерстяная ткань. В храме бога Энки в Эриду трудилось 593 ткачихи, а в одном из ткацких цехов Лагаша – 816.

Тигр и Евфрат были судоходными реками. Шумеры строили суда водоизмещением от 1 до 15 тонн. Самые древние известные месопотамские географические карты с указанием русел рек и береговых очертаний морей датируют III тысячелетием до н.э.

Торговля носила натуральный характер. Одним из мерил ценности было зерно. Преимущественно развивалась внешняя торговля, так как многие товары и материалы приходилось ввозить. Купцы (лу-кар) пользовались в стране большим почетом. За заграничными товарами снаряжались огромные охраняемые караваны. С XXV века до н.э. документально зафиксировано существование базаров.

С размахом было поставлено и производство продуктов. В “домах помола” царя Шульги трудились более 300 человек. Пекарня города Лагаша ежедневно использовала на выпечку хлеба по 100 тонн муки.

Появлению необычайно популярного в наше время напитка – пива – мы также обязаны шумерам. Об этом убедительно говорят и сами тексты, и лабораторные осадки, соскобленные со дна глиняных пивных кувшинов, изученные профессором университета Пенсильвании Патриком Мак-Говерном. Установлено, что шумеры изготовляли пиво из ячменя с множеством технологических тонкостей и добавок как минимум 5500 лет назад. Варилось не менее 16 сортов пива, в том числа и крепких. В одном только Лагаше на пивоварение ежемесячно расходовалось около 150 тонн ячменя! Похоже, что и первые любители спиртного, и завсегдатаи баров также появились в Шумере. Востоковед Э. Кленгель-Брандт нашла упоминания о питейных заведениях (пивных барах), где посетители бывали “пьяны, с раздутыми животами и сильно качались”. Кроме того, шумеры изготавливали великолепные виноградные и финиковые вина.

В качестве топлива использовалось сухое дерево, нефтепродукты, уголь… В древнем Шумере нефть, асфальт, битумены и гудрон… изливались на поверхность естественным путем, и нефтедобыча не требовала разведки и бурения. В шумерском языке, кстати, существовало девять терминов для обозначения всех основных видов нефтепродуктов, в то время как в санскрите – три, а в египетском – всего два.

странно, что они так и не дошли до крекинг-процесса (хотя бы в его самом примитивном виде), хотя все предпосылки к этому имели место быть…

Распространено мнение, что деньги изобрели финикийцы. Однако средства платежа в виде слитков из металла появились в Шумере не позднее III тысячелетия до н.э. За исключением двух небольших промежутков времени (когда использовались слитки из золота и олова), на протяжении всей истории Месопотамии серебро оставалось основным платежно-обменным средством.

Изучая систему землевладения в Двуречье, исследователи находят в ней многие современные приемы и способы обогащения и ведения бизнеса. Э. Кьера констатирует использование пожизненной ренты земельных наделов, так называемого “института усыновления”. Для обналичивания части стоимости земель использовалась система “обмена” хорошего поля на плохое с выплатой разницы деньгами и ипотека (залог земли). Обнаружены и документы, носящие характер земельных векселей и залоговых квитанций для перепродажи.

Сохранилось огромное число шумерских и аккадских юридических документов – миллионы. Среди прочего были найдены завещания и векселя, судебные постановления и соглашения, договоры и расписки… Исследователи сделали вывод о том, что они составлялись по стандартному образцу, то есть существовали своеобразные формы таких документов. Требования к юридическим документам излагались в специальных учебных текстах.

факт стандартизации сам по себе очень примечателен.

Засилье чиновников проявлялось и во времена шумерского царства. Многие монархи, приходя к власти, обещали народу искоренить беспорядки и беззакония, установить справедливость, заботиться о том, чтобы “сирота не становился жертвой богача, а вдова – жертвой сильного”. Составленный на 350 лет раньше известного кодекса законов Хаммурапи, кодекс царя Ур-Намму (2112-2094 годы до н.э.) из 370 строк (расшифровать пока удалось 90) очень впечатляет. Одна из древних печатей приводит сцену того, как бог Нанна передает Ур-Намму “символ власти”. Характерно, что законы в тот период были не столь жестоки, как в позднее время, и скорее апеллировали к совести граждан.

Как видно из текстов той эпохи, в законотворческих идеях Ур-Намму подражал своему предшественнику, Уруинимгину (XXIV век до н.э.). Тот около 2500 года до н.э. провел основательную чистку в рядах чиновников-паразитов и сборщиков налогов, снизил размеры налогов, узаконил многие права граждан и т.д.

Поэма “Энмеркар и правитель Аратты” свидетельствует о существовании еще около 2800 года до н.э. парламента, состоявшего из верхней (собрание старейшин) и нижней (все мужчины, способные носить оружие) палат. Задачей парламента было принятие важных для государства политических решений (например, о начале военных действий). Подобного рода государственный институт народного собрания, несомненно, ограничивал царскую власть и являлся признаком демократии.

В Богазкее, неподалеку от нынешней столицы Турции был найден документ времен царя Телепину, который является первой известной в мире конституцией. Его предваряла длинная преамбула с предысторией хеттского государства. Далее в нем определялись права народа и знати, устанавливался порядок престолонаследования и т.д. Так что конституция и демократия были “изобретены” в Древнем Востоке.

Мужчины и женщины имели равные права. Историки объясняют это тем, что в шумерском пантеоне боги и богини были равноправными и вместе обсуждали все вопросы на “небесных советах”. Со временем из-за экономических проблем, возникавших у мелких земледельцев, возник обычай выдавать дочерей замуж по брачным контрактам. Однако и при этом женщины имели равные с мужчинами права, могли появляться в суде и имели собственные печати-подписи.

но ведь в двухпалатный парламент женщины входа не имели, как следует из вышеприводимого текста…

Тема одомашнивания животных в древности до сих пор остается практически белым пятном. Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, происхождение свиней, собак, гусей и уток не ясно. С одной стороны, налицо отсутствие переходных видов и достаточных сроков генетической селекции. Важно также и то, что домашний скот требовал изменения уклада жизни: уход за животными, создание технологий и пунктов по переработке продукции (молока, мяса, шерсти), соответствующего производства (стрижка овец, прядение пряжи, ткачество, окраска тканей и т.д.).

Да, очень интересная и загадочная тема…

Образование в Двуречье находилось на весьма высоком уровне. Во время раскопок 1902-1903 годов на месте города Шуруппака археологи извлекли большое количество табличек со школьными и студенческими текстами, датируемыми 2500 годом до н.э. Сегодня известно, что существовали школы писцов, в которых профессионально готовили ученых по всем областям знаний того времени – математике, астрономии, географии, лингвистике, грамматике, ботанике, зоологии, минералогии, богословию и т.д. И, нужно отдать должное их познаниям, они были весьма обширны.

Возглавляли шумерские школы “уммиа” (подобие профессора и директора в нашем понимании), их помощники (преподаватели) и ответственные за посещаемость и дисциплину. Учеба была делом долгим и нелегким, и считалось, что легче нанять писца, чем самому много лет учиться грамоте. Поскольку школы располагались вблизи крупных храмов, студенты нередко учились вдали от родного дома. В таких случаях на период учебы учителя “усыновляли” их.

Обучение шло по двум направлениям: научно-техническому и литературно-гуманитарному. В школах создавались всевозможные вспомогательные таблицы и сборники математических задач с решениями и ответами, удобные грамматические таблицы, двуязычные и специальные терминологические словари. Такие словари (силлабарии), в которых справа изображался древний значок, а слева – его шумерские, аккадские и хеттские эквиваленты, были найдены в Богазкее в архиве ассирийских колонистов.

Учеба была привилегией детей жрецов и обеспеченных родителей.

не ясно из текста только – эта привилегия обеспечивалась лишь высокой стоимостью учебы или же была закреплена в виде каких-либо административных ограничений…

Занятия по письму и литературе состояли в тщательном переписывании и заучивании классических поэм и эпосов объемом от 50 до 1000 строк (что аналогично использованию хрестоматийного и дидактического материала в нашей системе образования). Обнаружено множество школьных табличек дисковидной формы, когда-то изготовленных из влажного комка глины.

Занятия продолжались с утра до вечера. Сначала студенты учились копировать значки, затем переходили к изучению их фонетики и идеографических значений, работая со словарями. Далее шло копирование “классических” литературных текстов. Параллельно шло изучение арифметики и других предметов. Дисциплина поддерживалась достаточно жестко – наказанием палками. Учителя пользовались непререкаемым авторитетом, и ученики благоговели и трепетали перед ними.

вроде бы все говорит о том, что учили не познавать, а использовать имеющиеся знания… Но, пожалуй, и современная школьная система вполне может быть интерпретирована в том же самом духе…

Представляет интерес и отношение шумеров к смерти. Они воспринимали уход из жизни как нечто естественное, как именно уход или отъезд в другой город или в другую страну. Эту “страну” шумеры называли Кур, и она являет собой прототип иудейского Шеола и греческого Аида. Отправляющихся туда людей встречает “человек в лодке” перевозит “на другой берег”. В эпосе о царе Ур-Намму говорится, что после смерти он попал в Кур и его там встретил сам легендарный Гильгамеш.

Полагали, что умерший царь продолжает властвовать и в ином мире, поэтому считалось само собой разумеющимся, что вслед за ним отправлялась свита, воины, колесницы, сокровища и т.п. Среди 1850 могил, изученных Л. Вулли в 1926-1931 годы, 16 были царскими захоронениями. В 1929 году он описал одно из таких погребений в книге “Ур Халдейский”. Помимо несметных богатств в усыпальнице было найдено 74 человеческих скелета. Историки отмечают, что церемония эта была добровольной. Не было никаких признаков насилия; не были нарушены даже прически женщин, обычно украшенные золотыми и серебряными лентами. Как считают, мужчины и женщины сами спускались в могильный ров и усыпальницу, выпивали приготовленное для них в кубках зелье и спокойно погружались в беспробудный сон. Это было не массовое убийство или самоубийство. Просто эти люди шли служить своему владыке в другой мир.

Ритуал провода в иной мир был спокойным, упорядоченным и торжественным. Звучала музыка, в определенном порядке произносились молитвы. Считалось, что умершего встречают и сопровождают Илу (бог, мужское начало), Ламассу (нечто подобное ангелу, женское начало) и сопутствующие духи мужского (шед) и женского (иштар) рода.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: