Наука располагает множеством свидетельств обожествления царя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в различных городах Шумера строились храмы в честь царя-бога Шу-Суэна. Эти храмы, воздвигавшиеся состоятельными гражданами, высокопоставленными чиновниками административного аппарата государства, ничем не отличались от храмов прежних времен, «домов богов».

В 2003 году до н.э., согласно принятой… хронологии, эламиты ворвались в осажденную столицу. Ур пал… О том, насколько тяжелым потрясением явилось крушение царства Ибби-Суэна для коренного населения Шумера, рассказывает поэма «Жалобы Ибби-Суэна»…

«Безумный вихрь, ураган могучий поднялся, дабы все вокруг разрушить, шумерские законы истребить. Дабы разрушить давних дней порядок, изгнать из края доброго владыку, в руины обратить дома и города. Пустыми стали хлева и загоны, коров уже в коровниках невидно, и овцы переводятся в загонах, лишь горькая вода течет в каналах, в полях хороших лишь трава растет, а степь рождает только «слез траву»….»

Унижен царства трон, не слышно приговоров справедливых, владычество Шумера удалилось в страну чужую, коей шумерам нужно почести воздать… Что Шумер… Что выйдут люди из домов отцовских и будут угнаны в страну чужую, захватит враг субаров, эламитов, поработит и в рабство обратит»

«В руины обратятся города, «черноголовые» в своих домах погибнут, не обработает поля мотыгой пахарь, и в степь стада свои не выведет пастух. Коровы не дадут ни молока, ни масла, а овцы не дадут потомства — о, страх великий — (…) в загон не поспешит. (…) табличек в конюшне… степная дичь исчезнет, жизнь заглохнет, и мест для отдыха не будет у зверей, и высохнут пруды (…), названия забыты. Тростник задушит сорная трава, в садах не будет молодых побегов, засохнут плодоносные деревья». Сам факт, что шумерские верования, религиозные обычаи и богов восприняли другие народы и что эти народы пользовались шумерским языком как сакральным, является бесспорным свидетельством совершенства и убедительности теологических доктрин, созданных на протяжении тысячелетия жрецами Эреду и Урука, Ниппура и Ура, Киша и Лагаш.

«убедительность» здесь не при чем… Греческая и римская система были не менее убедительными, но их вытеснило христианство, которое из той же Малой Азии было вытеснено мусульманством… Это лишь говорит о том, что большое значение имела данная доктрина и язык… Или убедительны были свидетельства…

Из вступления к мифу о сотворении мотыги мы узнаем, что Энлиль «решил отделить небеса от земли, решил отделить землю от небес».

решил выделить поселение в самостоятельную колонию?..

Ан всесилен и всемогущ, но сам он почти не вмешивается в земные дела людей… Почести этому богу воздавались на протяжении всей истории Шумера, но делалось это символически… Инициатором же всех созидательных начинаний, согласно шумерской мифологии и теологии, выступает сын Ана — Энлиль… Слова, с которыми шумеры обращались к Энлилю, полны смирения и страха… Создается впечатление, что этого бога действительно боялись. Может быть, даже больше боялись, чем чтили и уважали; его считали свирепым и разрушительным божеством, а не добрым и милостивым богом.

Энки почитался как самый милостивый к людям, добрый и всеведущий бог… Энки фигурирует в нескольких мифах. В одном из них, «Энки и мироздание», рассказывается о том, как бог мудрости упорядочил жизнь на земле… Благословив… весь Шумер, Энки направляется в Ур… следующий этап путешествия Энки — «черная гора», таинственная страна Мелухха. Бог благословляет ее и обещает ей всяческие блага. Он произносит «доброе слово» этой стране, деревьям и растениям, птицам и быкам. Среди богатств этой земли Энки называет золото, серебро, медь.

Энки не только «произносит слова», он одновременно совершает ряд важных деяний, благодаря которым его решения могут воплотиться в жизнь. Прежде всего он наполняет реку Тигр животворной водой. Согласно фрагментарно сохранившемуся тексту, для достижения этой цели Энки превращается в неукротимого быка, набрасывающегося на дикую корову — реку.

эра Тельца?..

а что значит — «наполнил Тигр животворной водой»?.. А какая она до этого была?.. И что в ней, собственно, изменилось?..

Знаменательна очередность мероприятий бога: вначале он благословляет мир, неупорядоченный и неорганизованный. Сотворение мира можно представить себе следующим образом: Ан создал мир, Энлиль повелел его организовать, Энки внес в этот мир в этот мир жизнь и порядок.

Свое странствие Энки начинает с юга Шумера: прежде всего он занимается морем, реками и рыбой, затем — земледелием и лишь после этого — животноводством.

логично — сначала надо удалить последствия Потопа; затем обеспечить гарантированный минимум пропитания, а уже после этого можно заниматься земледелием и, на его кормовой базе, — животноводством…

Одним из наиболее трудных для определения понятий, точный смысл которых до сих пор не установлен, являются «ме», игравшие в религиозно-этической системе взглядов шумеров огромную роль… понятие «ме»,несомненно, восходит к очень ранней эпохе. Исследователи религии шумеров толкуют его по-разному. Так, Д.Р. Кастеллино понимает «ме» как своеобразный прототип всего живого и неживого, в каком-то смысле близкий к платоновской идее. Б. Ландсбергер, мнение которого разделяют и некоторые другие, пишет: «»ме» — это одновременно сила и порядок, «ме» отдельных богов, выполнявших разные функции, различны. «Ме» мистически излучается богами и храмами, они могут приобретать материальную оболочку, могут изображаться материальными средствами в виде символов, одно божество может передавать его другому…»

С понятием «ме» мы встречаемся в молитвах и мифах. В одном из мифов названо более ста «ме», из которых удалось прочесть чуть больше половины и еще меньше расшифровать. Здесь самые разные понятия: правосудие, героизм, мудрость, справедливость, прямота (честность), доброта, мир победа, вражда, ложь, страх, сетование, разрушение городов, усталость, раздоры; «профессионально-ремесленнические»: ремесло строителя, ремесло кожевенника, ремесло корзинщика, ремесло кузнеца, искусство обработки металлов; наименования или символы власти: царский трон, возвышенная и вечная корона и др.; жреческие должности и понятия, связанные с верой и культом: возвышенное святилище, нисхождение в подземное царство, восхождение из подземного царства. Названы в этом перечне искусство и боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и искусство писца. Здесь приведена лишь часть более или менее произвольно выбранных «ме» из числа тех, которые удалось расшифровать. Как явствует из этого небольшого перечня, все, что так или иначе было связано с организацией общественной, политической и религиозной жизни (как абстрактные, так и конкретные понятия), входило в этот удивительный «каталог культуры, цивилизации и обычаев».

а в каком контексте упоминаются эти «ме» в данном «каталоге»?.. Вероятно, что как нечто, принадлежащее богам» или «данное богами», тогда этот перечень как раз и позволял (как указывалось этим же автором ранее) овладеть данными «ме», т.е. приблизиться к богам познанию и умению…

Шумерский рай не был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать только боги. Из… поэмы мы узнаем, что страна Дильмун (поэт называет Дильмун то «страной», то «городом»)священна, «страна Дильмун чиста», что здесь обитает бог Энки со своей супругой, потому что эта страна «чистая», «светлая», «непорочная»…В стране Дильмун нет ни старости, ни болезней, здесь живут вечно и никто не переходит реку смерти… Одно плохо: в Дильмуне не хватает пресной воды. Когда богиня обратила на это внимание Энки, тот приказывает Уту, богу солнца, доставить в Дильмун воду с земли.

…в один из дней Энки овладел богиней-матерью Нинхурсаг. «Он извергает семя в ее лоно. Она принимает в свое лоно семя, семя Энки. Один день для нее — один месяц, два дня для нее -два месяца, девять дней для нее – девять месяцев, девять месяцев «материнства»». Через девять дней (вместо девяти месяцев) без боли и мучений Нинхурсаг родила богиню Нинму, которая, судя по ее имени, стала покровительницей плодоношения, созревания.

Значит, при создании людей боги вовсе не надрывались в течение года. Им хватило лишь полторы недели?..

не отсюда ли идея фантастических фильмов о «быстрых родах» потомства всякой «нечистой силы»?..

«Когда Ан, Энлиль, Энки и Нинхурсаг создали черноголовых, пышная растительность покрыла землю, животные, четвероногие (обитатели) равнины были искусно сотворены». К сожалению, дальнейшее описание акта творения и того, что за ним последовало, отсутствует.

Далее рассказывается о том, как были ниспосланы свыше царская власть и царский трон (…), как были созданы «обряды и высшие божественные законы» и как бог, имя которого не названо, «…основал пять городов в… священных местах. Он дал им имена и сделал их главными святилищами. Первый из этих городов, Эреду, он отдал Нудиммуду, вождю. Второй, Бадтибиру, он отдал… Третий, Ларак, он отдал Эндур-биль-хурсаг. Четвертый, Сиппар, он отдал герою. Чье имя — Уту. Пятый, Шуруппак, он отдал Суду». Итак, согласно мифу, до потопа существовало пять городов.

пять городов вообще на Земле или только в Шумере?..

Читая мифы о богах, мы не можем избавиться от ощущения, что описываемые в них события происходят на земле.

…право выносить окончательное решение принадлежало совету богов, против которого не мог выступить ни один из его членов.

может быть, коллегиальный орган управления; а может быть — коллективный разум…

Легенда рассказывает о том, как «молодой бог», подстрекаемый «верным Шаруром» (олицетворение оружия Нинурты), с «оружием, которое разит многочисленных врагов», вступил в борьбу с Асагом, жестоким и злым демоном, обитающим в горах. Нинурта ринулся в бой против Асага, но хотя сердце его было мужественным, не устоял перед своим противником и улетел, «словно птица». Шарур не покидает своего господина в беде, он поддерживает в нем боевой дух, взывает к его мужеству, обещает победу. Еще раз в блеске молний и шуме ветра бросается в бой Нинурта. На поле битвы стоит ужасный грохот. Дрожит земля, бог то и дело меняет оружие и наконец, настигнув Асага, наносит ему смертельный удар.

Недолго радовалась страна победе над демоном. Поднялись первозданные воды Кура, «страны, откуда нет возврата», поднялись и залили землю, так что «вода жизни» не могла напоить поля, луга и сады. Боги Шумера, которые до тех пор «носили свои мотыги и корзины», т.е. следили за орошением и обработкой земли, не знали, что им делать. Вода, заполнившая Тигр и каналы, «не была водой жизни». На страну обрушился ужасающий голод, в каналах не было «хорошей воды», на высохших полях росла лишь сорная трава. В этой картине легко прослеживаются исторические реминисценции: тяжелые последствия вражеского нашествия, в результате которого была разрушена ирригационная система и истреблены или угнаны в рабство люди. Жизнь в стране замерла.

также это похоже на последствия после ядерного взрыва или химического оружия…

Следующий за этим рассказ о том, как Нинурта, собрав много камней, воздвиг стену, чтобы отгородить Шумер от «вод Кура», тоже, по-видимому, следует понимать как метафору; поэтическое описание каких-то мероприятий шумеров, направленных на защиту своей страны от вражеских набегов. Нинурта привел в порядок водное хозяйство: отвел «плохие воды» с полей, наполнил Тигр «животворными» водами, оросил ими пахотные земли, благодаря чему «поля дали зерна в изобилии, виноградники и сады принесли свои плоды, (урожай) громоздился горами в житницах и на холмах…»

метафоры здесь вполне излишни…

интересно, когда именно это было?..

Жил некогда садовник по имени Шукаллитуда, был он трудолюбив и настойчив. Шукаллитуда поливал грядки, копал канавы для орошения своего сада, но сильные ветры ослепляли его, покрывали его лицо «пылью гор». Садовник страдал, а его сад засыхал. «(Тогда) он обратил взор к землям внизу [на юге], он посмотрел на звезды на востоке; он обратил взор к землям наверху [на севере], он посмотрел на звезды на западе; он созерцал благоприятные небесные знаки. Созерцая их, он постиг знамения, он узнал, как применять законы богов, он изучил решения богов. В своем саду, в пяти, в десяти недоступных местах, в каждом из этих мест, он посадил по дереву для защитной тени. Защитная тень этого дерева сарбату с густой листвой, тень, которую оно дает на заре, в полдень и в сумерках, никогда не исчезает…»

«Однажды моя царица пересекла небо, пересекла землю. Инанна пересекла небо, пересекла землю… Иеродула [жрица, занимающаяся священной проституцией], охваченная усталостью, приблизилась (к саду) и крепко уснула. Шукаллитуда увидел ее из угла своего сада… Он овладел ею, он целовал ее, он вернулся в свой угол своего сада. Пришла заря, взошло солнце, женщина с ужасом взглянула на себя, и тогда женщина из-за своего лона, — что же она сотворила? Все источники в стране она наполнила кровью, Все рощи и сады в стране она напоила кровью. Рабы пришли за дровами, а что пить — одну кровь? Рабыни пришли по воду, а что взять — одну кровь? «Я должна найти того, кто овладел мною, среди (людей)всех стран», — сказала Инанна».

…ожесточившаяся богиня, которой не удается найти обидчика, обрушивает на землю вторую напасть. В то время как Шукаллитуда по совету своего отца скрывается неподалеку от города, взбешенная Инанна насылает на страну опустошительные вихри и бури. Не обнаружив своего оскорбителя, Инанна обрушивает на Шумер третью напасть. В чем она состояла, мы не знаем: соответствующие строки текста сильно повреждены.

Тема превращения воды в кровь во всей древневосточной литературе встречается лишь дважды: в шумерском мифе о Шукаллитудеи в Библии…

Миф о человеке, который овладел богиней, необычен как с точки зрения содержания, так и по общему настроению: при чтении его создается впечатление, что все симпатии автора целиком на стороне Шукаллитуды. Негодование вызывает не святотатственный поступок человека, а месть богини, осуждается не Шукаллитуда, а Инанна, потому что ужасно не то, что сделал человек, а то, что совершила богиня.

и это при том, что изнасилование (а ведь по сути это именно оно и было) каралось даже между богами…

Покровительница Урука Инанна именуется и «царицей небес», и «владычицей победы». Побежденные могут восхищаться ею или бояться ее, но любви от них трудно ожидать. Отсюда и явное ощущение неприязни, злобного удовлетворения по поводу неудач богини, которые заметны в ряде мифов.

не тянет она на богиню-мать того же Мохенджо-Даро (как есть по одной из версий)…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: