Карго-культ
Вторая Мировая война набирала обороты. Германские войска рвались к Москве, а Япония уже захватила большую часть северного и центрального Китая и вторглась во Французский Индокитай.
Утром 7 декабря 1941 года с шести японских авианосцев взлетела воздушная армада (по разным данным от 350 до 440 самолетов), которая взяла курс на американскую военную базу Перл-Харбор, расположенную на гавайском острове Оаху. Перед японскими пилотами и моряками стояла задача нейтрализовать тихоокеанский флот США для того, чтобы обеспечить свободу действий японской армии в Юго-Восточной Азии.
Удар был неожиданным и ошеломляющим. Японцами было потоплено четыре линейных корабля, два эсминца и один минный заградитель. Еще четыре линкора, три легких крейсера и один эсминец получили серьезные повреждения. Было уничтожено 188 американских самолетов, а еще 159 были тяжело повреждены. Американцы потеряли также почти две с половиной тысячи человек убитыми, и более тысячи – ранеными.
Успех превзошел все ожидания японского командования. Тихоокеанский флот США был практически парализован на целых полгода, что позволило Японии относительно легко захватить большую часть Юго-Восточной Азии, включая Гонконг, Бирму, Голландскую Ост-Индию, Малайю, Сингапур и Филиппины.
Трагедия Перл-Харбора послужила спусковым крючком вовлечения США в активные боевые действия. Президент Франклин Рузвельт выступил с речью в американском конгрессе и объявил войну Японии. Военным кораблям и подводным лодкам США был отдан приказ начать боевые действия в океане против японского флота…
Тихий океан очень большой. Контролировать его водные просторы очень непросто. И чтобы успешно решать боевые задачи, американской армии приходилось создавать небольшие гарнизоны на островах, которые занимали, с военной точки зрения, выгодное положение,.
Местное население многих из этих островов было очень далеко от современной цивилизации и застряло еще аж в каменном веке. Зачастую островитяне вообще до тех пор еще не видели людей с белыми лицами и теперь с большим интересом наблюдали за пришельцами.
Бледнолицые, с точки зрения туземцев, вообще не работали – они не выстругивали из дерева луки и стрелы, не сажали батат, не растирали в ступках зерно, не плели корзины. Вместо этого пришельцы строились в ровные колонны и зачем-то стояли и маршировали рядами, а «вожди» бледнолицых кричали им разные неведомые слова.
Однако при этом у бледнолицых было все – прочные стальные ножи, одежда, обувь, палатки, зажигалки, фонарики, жестяные банки со сладким джемом, огненная вода в бутылках и тому подобное. Для получения всех этих благ американцы всего лишь размечали на земле загадочные полосы, раскидывали на столбах какие-то «веревки» (провода), надевали наушники и кричали непонятные слова в какие-то железные ящики. Потом они светили в небо кострами или прожекторами и махали флажками – и с неба прилетали железные птицы, которые привозили им все эти чудесные вещи, уложенные в ящики. Ящики пришельцы называли «карго» (англ. «cargo» – «груз»). Часть чудесных вещей из таких ящиков перепадала и островитянам – за помощь в качестве проводников, а также в обмен на кокосы, раковины и благосклонность юных туземок.
Островитяне были поражены – они молились своим богам самыми разными способами, но боги в ответ никогда не посылали им столько хорошего и полезного. Получалось, что они молились либо неправильно, либо не тем богам…
А затем война завершилась, и американцы улетели на крылатых машинах и уплыли на железных лодках. Островитяне остались наедине со своими воспоминаниями о том волшебном времени и великих чудесах.
Счастливая жизнь внезапно закончилась. Карго больше не падало с неба, сколько бы об этом островитяне не упрашивали своих богов. И тогда они стали думать, что же они делают не так?..
Островитяне считали совершенно очевидным, что все прекрасные вещи появлялись в результате неких магических действий. Ведь никто из местных жителей никогда не видел, чтобы американцы их делали – они получали все сразу в готовом виде.
Но если это магия, то для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые. А именно – проложить посадочные полосы, развесить веревки, а затем, надев на уши специальные приспособления (наушники), кричать слова в железную коробку и ждать, когда с неба снова упадет всякое изобилие…
Когда спустя некоторое время на островах появились ученые антропологи, они обнаружили там странные и совершенно невиданные ранее религиозные культы. Туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок и, сидя в наушниках из половинок кокосов, кричали что-то в бамбуковые микрофоны. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. А на проложенных просеках стояли самолеты из бамбука и соломенных циновок, очень похожие на настоящие по внешнему виду. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами, а сами аборигены старательно маршировали, держа палки как винтовки. После всех этих «магических» действий островитяне располагались поблизости от созданных ими макетов самолетов и с напряженным ожиданием вглядывались в небо.
Эти религиозные действия и верования островитян Тихого океана получили обобщенное название «карго-культа». И хотя на разных островах (и порой даже в соседних деревнях на одном острове) перечень «магических» ритуалов мог отличаться, но в целом все сводилось к единой основе – в ожидании «даров с неба» островитяне старательно воспроизводили действия солдат времен Второй мировой войны. Действия вполне реальных некогда «пришельцев»…
Любопытно, что в одном случае культ получил название «религии Джона Фрума». Это наименование произошло вследствие того, что кто-то из американцев подшутил над местными островитянами и сказал: «Зачем вам трудиться? Скоро прилетит Джон из Америки (… John from America) и все вам привезет так!». Исказившись, словосочетание «John from…» и закрепилось к качестве «Джона Фрума».
Наивные аборигены поверили этому американцу и стали ждать. Теперь Джон Фрум – это по сути мессия, который, согласно преданию, обязательно прилетит к островитянам 15 февраля (неизвестно какого года) и привезет всем столько карго, сколько нужно. А пока жрецы культа Джона Фрума утверждают, что общаются со своим мессией «по радио» при помощи женщины с обмотанными вокруг талии проводами, которая впадает в транс и начинает произносить непонятные слова, затем толкуемые жрецом…
Прошли долгие годы странного религиозного культа и ожидания… и вот боги услышали островитян!
В 1960-х годах разразилась Вьетнамская война, и США опять развернули военные базы в Тихом океане. Карго снова завезли.
На некоторых островах это привело даже к столкновениям с местными жителями, которые были совершенно уверены в том, что ящики, размещаемые на американских базах, это их (островитян) карго, которое они вымолили у своих предков, а пришельцы всего лишь должны выполнять исключительно функции по его доставке…
Но прошла и Вьетнамская война. Базы в очередной раз свернули. Поток карго вновь закончился. Однако, уже убедившись однажды в «правильности» своей веры, островитяне с еще большим усердием принялись исполнять знакомые ритуалы, чтобы как можно скорей вновь увидеть долгожданный груз.
И действительно – через некоторое время им опять повезло. После очередной разрушительной цунами, прокатившейся по Тихому океану, на некоторые острова с вертолетов и самолетов начали сбрасывать гуманитарную помощь. Островитяне опять удостоверились в «правильности» своей религии!..
Как бы то ни было кое-где культ карго сохранился и до наших дней – например, культ Джона Фрума до сих пор сохранился на острове Тана, расположенном в южной части архипелага Новые Гебриды.
Нельзя сказать, что карго-культ связан исключительно с событиями Второй Мировой войны. После нее он лишь получил наибольшее распространение и известность. Аналогичные же культы возникали и ранее.
Первые культы карго были зафиксированы еще в конце XIX и начале XX веков. Самым ранним из них считается движение Тука, зародившееся на Фиджи в 1885 году.
Так, схожий с карго-культом «танец духов» зародился при контакте индейцев и англо-американцев в конце XIX века. Пророк индейцев пайюте Вовока во время лихорадки имел видение, которое подвигло его на обучение индейцев особым обрядам, основную часть которых составляли песнопение и круговая пляска. Приверженцев нового учения ожидало избавление от белых людей, которые должны были исчезнуть, а души предков индейцев вместе с огромными бизоньими стадами должны были возвратиться на землю по железной дороге.
Это движение охватило большинство племен запада США. Самыми яростными сторонниками движения оказались индейцы лакота. Несмотря на мирную направленность проповедей Вовоки, некоторые лидеры лакота истолковали его идеи по-своему. Они уверяли, что каждый, кто носит украшенные защитными амулетами рубахи духов, становится неуязвим, и пули солдат не смогут причинить им вреда. Правительство США направило войска на подавление выступлений приверженцев этого учения, и после трагических событий в декабре 1890 года, когда погибли сотни индейцев, вера в истинность пророчеств Вовоки была подорвана и исполнение обрядов постепенно прекратилось…
Другие ранние культы возникали также на Папуа – Новой Гвинее («культ Таро» и «безумство Вайлала»). Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа, который приедет одетым в камуфляж за рулем военного джипа, чтобы забрать их на нем в землю обетованную. А некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они «разговаривали с духами»…
Все эти религии объединяет один важный момент – они возникали в результате событий, связанных со встречей представителей двух цивилизаций, принципиально разных по уровню развития. Менее развитая цивилизация, не будучи в состоянии понять и объяснить достижения и возможности более развитой цивилизации, выстраивает в итоге некий культ, в котором предметы развитой цивилизации приобретают религиозно-мистическое значение. И такое же значение получают некие имитации таких предметов, которые становятся «предметами культа». Однако эти «предметы культа» в данном случае не являются результатом фантазий и выдумок приверженцев такой религии, а имеют абсолютно реальные материальные прототипы, обладавшие неким вполне конкретным (не религиозным!) функционалом.
Следы древних богов
В древних легендах и преданиях самых разных народов мира можно найти упоминания об очень высоко развитой цивилизации, которая некогда в далеком прошлом оставила свой след на Земле. Представителей этой цивилизации наши далекие предки называли богами.
Возможности богов намного превосходили возможности людей, поэтому вся жизнь наших предков была подчинена воле могущественных богов. Боги установили правила, которые регулировали отношения в обществе и определяли порядок служения людей богам.
Однако боги не только правили людьми. Они дали людям знания в медицине и астрономии, обучили их земледелию и животноводству, металлургии и гончарному искусству. По сути, вся человеческая цивилизация как таковая была создана богами…
Современная академическая наука относит древние легенды и предания в разряд мифологии, считая их выдумками и фантазиями наших далеких предков. Наличие же в прошлом высоко развитой цивилизации богов категорически отрицается историками. Более того – в среде профессиональных историков и археологов даже обсуждение этой темы находится под строжайшим запретом. И любой, кто заговорит о цивилизации богов хотя бы в качестве рабочей гипотезы, серьезно рискует своей научной карьерой.
Между тем на нашей планете сохранились тысячи древних артефактов, сохранивших следы применения таких весьма сложных технологий, которые могли иметься в распоряжении лишь высоко развитой в техническом отношении цивилизации.
С целью поиска таких артефактов группой российских энтузиастов под эгидой Фонда развития науки «III тысячелетие» была организована серия съемочно-исследовательских экспедиций по местам локализации древнейших культур. За десять лет участникам экспедиций удалось обнаружить следы высокотехнологичных инструментов на древних объектах в Египте, Сирии, Ливане, Турции, Греции, Перу и Боливии. Признаки очень развитых технологий найдены в Мексике, Эфиопии, Израиле, Армении, Японии и на острове Пасхи. Количество обнаруженных древних объектов со следами технологий, которые по уровню сопоставимы с современными и даже превышают их, уже давно исчисляется тысячами.
Древние строители с легкостью обрабатывали гранит, базальт, кварцит, диорит и другие очень твердые магматические породы. Причем делали это не только в относительно благоприятных для этого условиях как в Египте, но и в горных районах Южной Америки, где скальные массивы сохранили следы обработки практически в промышленных масштабах. Тут при необходимости от гранитных и базальтовых скал отрезались куски породы произвольной формы, которые в дальнейшем использовались для создания весьма нетривиальных мегалитических (из блоков в тонны и даже в десятки и сотни тонн весом) конструкций с повышенной прочностью и сейсмоусточивостью. Достаточно сказать, что при каждом серьезном землетрясении места современной реставрации разрушаются, а древние каменные конструкции продолжают стоять в целости и сохранности.
Подобный результат достигался явно с помощью какого-то компактного и мобильного оборудования, еще недоступного для нас. А в каменных конструкциях прослеживаются такие приемы и методы строительства, которые основываются на иной (отличной от привычной нам), но весьма эффективной логике. Так, древние строители не рыли котлованов, а использовали особенности рельефа местности, не размалывали природные материалы в порошок, а стремились максимально использовать цельные каменные блоки, лишь минимально изменяя их форму. При этом как оборудование и инструменты, так и технологии были хорошо адаптированы для задач освоения не только труднодоступных горных регионов, но и других планет, поскольку основывались на широком использовании местного природного камня без дополнительных строительных материалов.
В целом ряде случаев на каменных артефактах сохранились следы обрабатывающих инструментов, которые не имеют ничего общего с примитивными технологиями известных историкам древних цивилизаций, а указывают на высокотехнологичную машинную обработку дисковыми и прямыми пилами, фрезами, сверлами и т.п. Для создания современных аналогов таких следов нам пришлось бы порой задействовать самое мощное современное камнеобрабатывающее оборудование. При этом параметры древних инструментов (по прочности, скорости резки камня, доступным для обработки размерам каменных блоков и пр.) нередко превосходят даже самые совершенные современные аналоги.
Так, например, в Хаттусе, древней столице Хеттской империи, в фундаменте одного из храмов лежит базальтовый блок, который буквально исполосован со всех сторон следами машинных обрабатывающих инструментов. От базальтовой массы отрывались беспорядочные куски так, что боковая поверхность распилов оказывалась чуть ли не отполирована, а это указывает на высокую скорость инструмента. По оставшимся неглубоким надрезам в конце этих распилов можно определить ширину режущей кромки инструмента, которая оказывается на уровне всего полутора-двух миллиметров. При этом измерения наиболее отчетливого следа дисковой пилы, показали размер ее диска около 1,6-1,8 метра в диаметре!.. На современных камнеобрабатывающих комбинатах пилы подобного диаметра устанавливаются лишь на стационарном оборудовании размером с хорошую комнату.
В знаменитом археологическом комплексе Карнак в Египте на твердых каменных блоках в изобилии можно найти различные надрезы, которые носят характер, скорее декоративный, чем технологический. Тут надрез (или прорезь) чаще всего как бы очерчивает на поверхности камня зоны, в которых находятся изображения или иероглифы.
Фрагмент каменной кладки той же культуры Нураги. Похож на аналогичные каменные “клювики” в Перу и в Турции
https://i.imgur.com/HScXUA2.jpg
Дополнение:
Воин той же культуры держит щит с копьями или стрелами. Очень похож на щит из древней мексики.
https://i.imgur.com/Z8XnjOF.png
https://i.imgur.com/rfzWwI0.jpg
По поводу – Рис. 17. Роспись на майянском сосуде
Вот похожий мотив в скульптурах 2 тыс. до н.э. с о. Сардиния.
Как я понимаю, это что-то вроде кастетов.
https://i.imgur.com/fb8apth.jpg https://i.imgur.com/I8WANOR.png
В фильме Склярова была фреска фараона со странной большой продолговатой “лампой”.
Наткнулся сегодня на фото ядерного реактора “Топаз”, который применяется на космических спутниках.
Посмотрите и сравните формы – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2f/Topaz_nuclear_reactor.jpg
похож )