Главная страница » Конспекты » В.Ю. Конелес “Сошедшие с небес и сотворившие людей” Часть 3

(конспект)

…шумеры разделяли земную историю на две части: до потопа и после потопа. Первым периодом было время, когда на Земле правили “боги” (анунаки) и “полубоги” – их сыновья, жившие с “дочерьми человеческими”… второй период – когда цари выбирались Энлилом и помещались между “богами” и людьми. В обоих случаях, как утверждается, царство было ниспослано с небес.

немного не точно… По расчетам выходит, что второй период начался много позже потопа…

Фрагменты эпоса о потопе, приводимые С. Крамером по тексту W-B/144 и другим источникам, в контексте допотопных времен звучат так:

“Когда царство было ниспослано с Небес, царство находилось в Эриду.
A-LU-LIM стал правителем Эриду; он правил 28.800 лет…
A-LAL-GAR правил 36.000 лет.
EN-MEN-LU-AN-NA правил 43.200 лет.
EN-MEN-GAL-AN-NA правил 28.800 лет
DU-MU-ZI… правил 36.000 лет…
EN-SIPA-ZI-AN-NA… правил 28.800 лет
EN-MEN-DUR-AN-NA… 21.600 лет.
UB-AR-TU-TU… правил 18.000 лет”.

надо учитывать, что в первоисточнике стоят сроки в “сарах”, а не в годах. В приводимом же отрывке 1 сар приравнен к 3600 годам, что весьма спорно…

любопытно, что Думузи упоминается и среди правителей после потопа только в другом городе… Была ротация или после потопа сменилась “схема управления”?..

В другом шумерском тексте под каталоговым номером W-B/62, хранящемся в Ашмолеанском музее в Оксфорде (Англия), для Ларсы, добавлены еще два имени и общая продолжительность царствования до того, как “потоп пронесся по Земле”, составляет ровно 120 shar.

…введение монархии, существующей на Земле и поныне, началось еще в дошумерские, допотопные времена. В книге “История начинается в Шумере” Сэмюэль Крамер перечисляет “новшества”, появившиеся именно там, – включая и двухпалатную систему избираемых депутатов.

нельзя ставить знак тождества между “дошумерским” и “допотопным”!..

надо учитывать, что их монархия была совсем иной…

Жители Месопотамии, жившие в относительно изолированных городах, признавали одну лишь царскую власть. Вплоть до правления Хаммураппи имя царя писалось с известным нам эпитетом DIN-GIR, что в обиходном смысле означало “бог”. Царь обязательно должен был быть “праведным” и вообще соответствовать целому ряду требований. Святость царя выражалась в даруемом ему богом melammu – сверхъестественным и внушающим страх сиянием (букв. “ужас вызывающее свечение”). В позднеклассической литературе этот ореол стали называть аурой. Судя по описанию, меламму отпугивало и психически подавляло врагов царя. При утрате поддержки бога царь автоматически лишался своего сияния.

Шумерское общество жило по законам. В истории хорошо известен обнаруженный в начале XX века свод законов вавилонского царя Хаммураппи (XVIII век до н.э.). однако, по крайней мере, за 2000 лет до него у шумерских царей имелись свои своды законов. Разница между сводом законов Хаммураппи и шумерскими законами заключалась в том, что у Хаммураппи это был свод законов о преступлениях и наказаниях (причем довольно суровых), а у шумеров – нормы праведного поведения… Как и десять библейских заповедей, шумерские своды были не перечнем преступлений и наказаний, а перечнем того, что хорошо, а что плохо. На протяжении всей истории шумеры считали, что все высокие моральные качества и добродетели были дарованы им богами.

ветхозаветные заповеди сочетались в то же время с довольно четко разработанной системой наказания за отступление от этих заповедей. Так что и у шумеров вполне могло быть аналогично…

За соблюдением законов следила юридическая администрация. Именно от шумеров мы унаследовали суды, присяжных, свидетелей, контракты и многое другое. В Шумере был введен и институт семьи, как ячейки общества, построенной на оформленном браке. Были узаконены права вдов. Существовало право наследства… Помимо норм поведения в изобилии имелись и мудрые советы вроде “Торопись медленно” или “Соблюдай порядок, и он будет охранять тебя”… Многие пословицы и поговорки, известные нам как народные, на самом деле пришли из Месопотамии.

Свод законов распространялся и на экономику и регулировал наем на работу, оплату труда, контакты и взимание налогов. Также известно о весьма активной внешней торговле. В городе Дрехем была даже таможня, в которой скрупулезно фиксировались перемещения товаров и скота.

Важной особенностью царства можно считать, что оно оформило отношения детей и внуков анунаков с людьми. Со временем функции правления были переданы представителям человечества, сначала избираемым потомками первых анунаков, а затем уже без их участия. Однако наше нынешнее цивилизованное общество и по сей день обязано своим фундаментом тем временам, когда “царство было ниспослано с небес”.

…у Энки имелись предметы под названием МЕ, содержавшие сведения о науках, ремеслах и искусствах. Востоковеды пишут, что слово “ме” обозначало “предметы божественной власти”. Однако этот термин берет начало из понятия “плавать в небесных водах”. Как очевидно из текстов, Энки получил “ме” от Ана, дабы передать содержащиеся в нем знания людям и тем самым сделать их NAM-LU-GAL-LU (“цивилизованным человечеством”).

Всего информационных тем было больше ста. Перечень содержимого этой кладези знаний до сих пор не переведен до конца ввиду неясности контекстуального значения некоторых терминов. Среди расшифрованных названий – астрономия, математика и письмо; музыка и музыкальные инструменты; искусство; честность, доброта, правосудие; жреческий сан и должность; строительное дело и обработка дерева; кожевенное дело; металлургия и кузнечное дело; анатомия и медицина; транспорт и утилизация отходов; истина и ложь; внимание, мудрость и героизм; секс; власть богов, верховная власть и царская власть; мир, оружие, боевое знамя, разрушение городов; нисхождение в Нижний Мир и возвращение из него; священное очищение и многое другое.

Мудрость, как и царская власть, была подарена человечеству анунаками. Для передачи и распространения этих сведений в народе выбирались специально подготовленные люди. Одним из них был Адапа, которого Энки наделил “обширным пониманием”. Избранные, как правило. Принадлежали к священному сану. Стать жрецом мог лишь человек во всех отношениях безупречный, рожденный от законного брака, с внешностью без изъяна, высокого роста, определенного веса и красивого телосложения. Жрецов называли “чистыми” и “помазанными”. Как правило жреческий сан предавался по наследству.

к нашим священникам формально тоже предъявляются весьма высокие требования. Но реальность весьма далека от формальности… Да и называют они себя не хуже шумерских, – и всеблагими, и преосвященством и т.п. слова – одно, а дело – другое…

В одном шумерском тексте сообщается, как боги воспитали первого священника, которым стал Энмедуранки. Имя EN-ME-DUR-AN-KI означает “Правитель. МЕ которого связывает Небеса и Землю”. “Энмедуранки, правитель Сиппара, (был) любимцем Ану, Энлила и Эа. В Ярком Храме Шамаш назначил его (жрецом). Шамаш и Адад (взяли его) на собрание (богов)… Ему открыли, как наблюдать за водой и маслом, (открыли) тайну Ану, Энлила и Энки. Они передали ему Божественную Табличку Kibbu (с выгравированными?) тайнами Небес и Земли… Они научили его делать вычисления с помощью цифр”. Эти знания Энмедуранки должен был затем передать своему сыну. В финале текста есть знаменательная фраза: “Так было создана линия жрецов, тех, кому разрешается приближаться к Шамашу и Ададу”. По ряду признаков можно предположить, что Энмедуранки и ветхозаветный Енох – одно и то же лицо.

жрец поставлен выше правителя!..

…Божественные Таблички Энмедуранки содержали также информацию о планетах солнечной системы, созвездиях, космогонии и знания о Земле (ее эволюции, географии, геологии и геометрии). Для того, чтобы все это понимать и использовать, его обучили математике.

Знания о “воде и масле”, как известно востоковедам, относились к медицине… Врачей в шумерские времена называли “азу” (A-ZU) или “язу” (IA-ZU), что означало “тот, кто знает воду” и “тот, кто знает масло”. Дело в том, что у шумеров лекарства принимались либо с водой или разбавленным пивом (внутренне), либо с маслом (поверхностно). Различались врачи-терапевты, хирурги и окулисты.

Л. Вулли удалось найти в Уре древнейшую визитную карточку шумерского врача Ур-лугаледдина. Врачебная практика была распространена уже в III тысячелетии до н.э., а может быть и намного раньше. В 1954-1956 годы, после долгих консультаций с фармацевтами, С. Крамеру удалось в общих чертах расшифровать сборник рецептов по фармакопее. Шумерские лекари были культурными и образованными людьми. Прежде чем стать врачами, они по много лет обучались в “эдубба” – своеобразной академии того времени.

Исследования Крамера, длившиеся более 10 лет, позволили ему сделать следующий важный вывод: “Во всем тексте нет ни одного упоминания о боге или дьяволе. Удивительно… что в этом глиняном документе… медицинской истории полностью отсутствуют мистические и иррациональные элементы, которые стали преобладать в вавилонской медицине в более позднее время”.

…похоже на то, что еще тысячи лет назад было известно о таком до сих пор мало изученном явлении, как полтергейст. Во всяком случае, в вавилонских табличках о “духах” сообщается, что они “проникают из одного дома в другой, и удержать их дверьми нельзя. Нельзя запереть на замок; они пролезают сквозь двери как змеи”.

Определенно имелись знания и по окулистике и оптике; во всяком случае, среди руин дворца Калху была обнаружена двояковыпуклая линза из горного хрусталя, которая и спустя тысячелетия продолжает служить прекрасным увеличительным стеклом.

Известно, что выполнялись операции по удалению бельма, различных опухолей; существовала методика сращивания переломанных костей. При этом врач отвечал за качество операции (со временем это положение было зафиксировано в сводах законов Хаммураппи). В них особое внимание уделялось хирургии. Помимо четкого указания размера платы хирургу (в зависимости от богатства и знатности пациента), там оговаривалась и ответственность врача. Более высокая плата означала и больший риск в случае причинения увечий при операции. Меру наказания в таких ситуациях назначал суд.

Энки передал знания о календаре, математике и письменности своему младшему сыну Нингишзидду, которого египтяне называли Тотом. Существуют также убедительные доказательства того, что NIN-GISH-ZIDDA (“Владыка Древа Жизни”) шумеров отождествляется с индейским богом Кецалькоатлем (опять-таки “змеем”), которому Энки передал все медицинские знания, включая и тайну оживления мертвых. А Кецалькоатль майя и ацтеков идентичен юкатанскому Кукулькану и гватемальскому Кукумаку.

Вместе с тем Кецалькоатля можно считать Центральноамериканским аналогом месопотамского Мардука, сына Энки. В истории о Генезисе “водному монстру” Тиамат соответствовало чудовище Капиктли. Для того, чтобы сотворить мир, Кецалькоатль поймал Капиткли за конечности, разорвал ее тело и из одной половины сделал небо, а из другой – землю. В этом тоже видна явная параллель с клинописными текстами о Небесной Битве.

Один из текстов носит название “Нисхождение Инанны в Нижний Мир”. Сюжет в общих чертах таков. Инанна безумно влюбляется в Думузи (DUMUZI – “Сына Жизни”) (библейского Таммуза (Фаммуза)). Думузи жил на территории, подчиняющейся Энки; Инанна – на “враждебной” земле Энлила. Когда тот уезжает в Абзу, она отправляется за ним. Но там живет ее сестра, Эрешкигаль. Очевидно, отношения между ними в тот период были откровенно враждебными. Стражи проводят Инанну по помещениям и раздевают (снимают скафандр), после чего Sukkal Эрешкигаль (некое бесполое существо, выполнявшее любые приказы божеств) по имени Намтар направляет на нее “взгляд смерти”, и она умирает.

Когда верховный визирь Ниншубур обратился к Энлилу и Нанну с просьбой о помощи, те отказали ему. Помочь согласился Энки. Шумерский текст гласит, что он изготовил из глины и оживил с помощью Воды Жизни и Пищи Жизни двух искусственных существ – Kugallu и Kalaturru. Ассирийские и вавилонские версии этого текста сообщают, что он направил к Эрешкигаль Memittu (“Ангела смерти”, “Убийцу”). Внешне он выглядел очень необычно: “У него нет рук и ног; он не пьет и не ест”. В современной терминологии подходящими терминами были бы “андроид” и “биоробот”.

у последних обычно представляют наличие рук и ног…

Посланники Энки проникли к Эрешкигаль и забрали труп Инанны. Затем на ее труп направили “то, что пульсировало” и “то, что излучало” и вернули ее к жизни. Узнав, что Инанна жива и вместе с эмиссарами Энки собирается вознестись на небо, Намтар послал “наперехват” Gallu – безликих защитников, снабженных “жезлом” и имевших в своей “пояснице” некое оружие. По одному из определений, они “не знают еды и воды; они парят в небе над землей подобно стражам”.

В ранних месопотамских текстах, использовавших “азу” и “язу” как пособия, давался совет сначала выявить симптомы болезни (существовали описания таких симптомов), затем назначить метод лечения и затем шел перечень химических составов, трав и прочих препаратов. Любопытно, что встречаемые в текстах описания симптомов заболеваний настолько подробны и точны, что современные врачи часто “узнают” их.

К уже упомянутым сведениям, которыми располагали древние шумеры, можно добавить идею об эклиптике, создание и использование гномона, группирование звезд в созвездия, выделение 12 зодиакальных созвездий, 12 планет в Солнечной системе, 12 месяцев, 12-часового исчисления суток и многое другое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: