Я прилетел в Лиму вечером 15-го апреля, переночевал в гостинице и ранним утром следующего дня вылетел в Куско. Меня встретили в аэропорту и на машине я прямым ходом отправился в Олльянтайтамбо.

Это был первый памятник, с которого началось мое знакомство с Перу. Олльянтайтамбо расположен в Священной долине инков, по которой протекает р.Урубамба. Этот памятник лежит на расстоянии 1/3 пути от Мачу Пикчу в Куско. Олльянтайтамбо расположен на скальном выступе склона довольно высокой горы (Рис. 1).

Этот выступ имеет высоту около 60 м над ложем долины. Одна его стена, смотрящая на Урубамбу практически вертикальна, но при этом укреплена несколькими рядами вогнутых (!) стен циклопической кладки (Рис. 2). Другой склон превращен в террасные поля (Рис. 3).

На небольшой верхней площадке расположены остатки сооружения, сложенные из монолитных блоков розового гранита (Рис.4). Сегодня его называют Храмом солнца, но как и все подобные названия это дано без всяких на то оснований. Сооружение явно имело трехступенчатую структуру, каждая из ступеней и была выложена такими блоками (Рис. 5 – Рис. 7). Я измерил один из крупных блоков (Рис. 8) и получил следующие размеры: 5,6х1,6х1,0 м. Т.е. его вес должен быть приблизительно 50-60 тонн! А ведь это не самый большой монолит. Я поинтересовался у гидов на входе, где расположены каменоломни из которых брался розовый гранит, т.к. тело горы на которой лежит Олльянтайтамбо состоит из серого гранита. Каменоломни мне показали, они расположены на склоне горы на другой стороне долины (Рис. 9) и выделяются своим цветом от поверхности горы. Попасть на каменоломни я не сумел. На это требовалось минимум часа четыре, которых у меня не было. Впрочем в такое время я бы не уложился. Олльянтайтамбо расположено на высоте 3500 м над уровнем моря. Попав туда в первый же день поездки, я был вынужден отдыхать после 10-15 подъема. Акклиматизация наступила только день на третий. А каменоломни лежат на высоте около 200 м над долиной, туристических дорог к ним нет. Но даже без исследования каменоломен возникает простой вопрос: каким образом можно было транспортировать монолитные блоки весом в десятки тонн с одной горы (со склоном в 60) на другую, пересекая при этом еще и долину с бурной горной рекой? А монолитов из розового гранита на памятнике я насчитал более 30. Помимо них для циклопических построек использовался черный гранит. Где он вырубался?

Поднявшись на памятник, я испытал сильнейшее изумление. Изумление от ограниченности современного научного восприятия. Олльянтайтамбо однозначно относят к инкским памятникам, из хроник известно, что здесь произошла одна из самых кровопролитных битв инков с испанцами. Но разве из этого следует, что все постройки здесь были сделаны инками? Как я убедился в дальнейшем, на каждом таком инкском памятнике присутствуют три типа обработки камня. Во-первых, собственно инкская кладка из рваного камня на растворе (Рис. 10, 11), во-вторых, циклопическая кладка из крупных обработанных блоков гранита, часто с использованием полигональной техники (Рис. 12, 13). И наконец, кладка из громадных тщательно обработанных монолитов весом в десятки тонн (Рис. 14). И здесь в Олльянтайтамбо очень хорошо видно, что инкская кладка является поздней по отношению к двум другим. Инки приходили на существовавшие задолго до них священные места, которые, возможно, уже лежали в руинах, и достраивали их, приспосабливая для своих культов (Рис. 15). Возможно, что так называемый инкский архитектурный стиль (с характерными трапециевидными дверями, нишами и окнами) является лишь имитацией более древнего.

Технология обработки больших монолитных блоков вызывает неподдельное изумление. Впечатление такое, будто людям было безразлично то, что они работают с гранитом. Они могли снять полметра камня вдоль всей лицевой стороны монолита, чтобы оставить один выступ (Рис. 16). А характерные маленькие парные выступы, присутствующие на многих блоках циклопической кладки (Рис. 17 – 21). Ведь для этого надо было снимать с лицевой поверхности блока целый слой породы!

Центральная часть Олльянтайтамбо, т.е. та, где расположены циклопические сооружения, явно носит следы разрушения (Рис. 4, 22, 23). Огромные монолиты в беспорядке разбросаны не только на вершине холма, но и у его подножия (Рис. 24, 25). В самой деревушке Олльянтайтамбо прямо на улицах лежит несколько тщательно обработанных монолитных блоков (Рис. 26 – 28). И это на расстоянии более 100 м от подножия горы. Такие блоки называют “уставшими камнями”, полагая, что у строителей почему-то не хватило времени завершить сооружение памятника и часть блоков осталась внизу. Но характер расположения, точнее разброса этих монолитов на вершине холма (Рис. 29) очевидно свидетельствует, что речь должна идти именно о разрушении, а не о незаконченном строительстве. Более того, если данное разрушение произошло во время войн с испанцами, тогда почему остались не разрушенными более примитивные постройки из рваного камня? Они то, как раз сохранились до наших дней в целости. На мой взгляд, это свидетельствует о глубокой древности этих мегалитических построек. Пришедшие в поздний период инки, использовали священные места древних для своих религиозных нужд.

Олльянтайтамбо, на мой взгляд, не была никакой крепостью, как это пишут в научной литературе. Более всего памятник похож на горный монастырь, с соответствующим комплексом земледельческих построек. Об этом же свидетельствует и наличие отдельно расположенных типичных инкских зданий на крутых склонах соседней горы (Рис. 30).

Рис. 30

Самые удивительные вещи я обнаружил у подножия горы в нижней части памятника. Здесь также присутствуют фундаменты инкских построек, возможно, это был жилой квартал. Но дело не в нем. Здесь находятся вещи, которые, возможно, являются следами совершенно иной, неизвестной нам, цивилизации. Эти следы выражены в технике работы с камнем. Точнее говоря, по камню. Несомненно, главное место здесь занимает скальный монолит высотой около 2 м и длиной около 5-ти (Рис. 31). На его поверхности вырезаны три желоба и около десятка ниш (Рис. 32, 33).

Это совершенно иная логика и иные каноны, т.к., с точки зрения нашего здравого смысла, объяснить такое явление ни с функциональной, ни с религиозной или эстетической точки зрения, невозможно. И подобные изрезанные камни имеются на других “инкских” памятниках и они явно играли роль культовых сооружений. Здесь я буду называть такой тип памятника “резные валуны”. Не самое удачное название, но ничего другого пока в голову не пришло. Рядом с этим валуном находится скальный выступ, чье окончание было явно срезано, отполировано и изрезано комплексом ниш (Рис. 34 – 36). Позже к этой скале были пристроены инкские здания. Как видно на фото, боковые стороны скалы также имеют вырезанные в породе нише непонятного назначения (Рис. 37 – 39). Для чего все это служило и какими техническими приемами нужно было обладать, чтобы так легко обращаться с гранитной породой?

И эта технология присутствует на всех памятниках района Куско, которые я успел посетить. Единственный аналог подобной технологии за пределами Южной Америки (мне известно еще о двух таких монолитах в Боливии) это так называемый монумент Йонагуни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Андрей Жуков

Жуков Андрей

Археолог, кандидат исторических наук.

Один из авторов телевизионного проекта «Запретные темы истории». Один из организаторов Клубного Лектория «Истоки Цивилизаций». Научные интересы: вопросы происхождения первых цивилизаций; алгоритмы, закономерности развития и исчезновен... Читать далее

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: