Мачу Пикчу вызывает неподдельное восхищение. Расположенный в седловине между двух гор Мачу Пикчу и Уайна Пикчу, он возвышается над долиной р.Вильканота примерно на 800 м. Путь к памятнику лежит по современной зигзагообразной дороге, вырезанной в отвесном склоне горы. Туристический автобус преодолевает подъем примерно за 15 минут. До постройки дороги сюда вел единственный путь через горы по Тропе инков.

Священный город инков известен всем и считается хорошо изученным. Поэтому здесь я не буду заниматься его подробным описанием. Но остановлюсь на двух принципиальных моментах, не укладывающихся в версии официальной науки.

Здесь, также как и в Олльянтайтамбо, здесь очевидно присутствие трех технологий обработки камня. Инкская кладка из «рваного» камня присутствует повсеместно и подавляющее большинство построек выполнены в этой технике, в том числе и оградительные стены с использованием больших, но плохо обработанных валунов (Рис. 1 — 3).

Здесь в Мачу Пикчу инкская техника строительства явно более совершенная, чем в Олльянтайтамбо, особенно в так называемой дворцовой части комплекса (Рис. 4 — 6). В других кварталах она попроще (Рис. 7 и 8).

Но центр Мачу Пикчу, так сказать, его сердце, представлен группой храмовых построек, выполненных в технике циклопической кладки с использованием полигональных блоков и огромных обработанных монолитов. Они концентрируются около высокого скального «останца» (Рис. 9), на котором расположен «камень солнца» или Интиуатана (Рис. 10 и 11). Этот монолит называют солнечными часами и гиды подробно рассказывают как они ориентированы на различные точки местности и связаны с точками восхода солнца в определенные дни. Монолит Интиуатана выполнен в той же техники «резных валунов», с которой я познакомился в Олльянтайтамбо. Более того, к нему ведет несколько ступенек, вырезанных в скальной породе в той же технике (Рис. 12). Возникает вопрос, почему весь остальной подъем к этому месту сделан в виде нормальной лестницы из каменных блоков? А подобные ступени есть еще в паре мест на памятнике и всегда они привязаны к «резным валунам» (Рис. 13, 14).

Уникальная постройка расположена в нижней части храмового района. Это так называемый «Храм солнца». Полукруглая (единственная в Мачу Пикчу) постройка циклопической кладки, вписанной в материнскую скалу (Рис. 15) и резко выделяющаяся на фоне окружающих зданий (Рис. 16), возведена вокруг «резного валуна», чье функциональное назначение просто непонятно (Рис. 17). А прямо под скальным основанием этой башни в гроте расположено еще одно уникальное помещение (Рис. 18). И опять — резной монолит и фантастическая кладка из фигурных (!) блоков вписанных в скальные складки и уложенных без всякого раствора (Рис. 19). Ощущение такое, что люди работали здесь не с гранитом, а с пластилином. Ученые называют это место по-разному — «гробницей короля» или «храмом мертвых» или «храмом Пачпмамы»(«Матери Земли»). Обозвать памятник можно как угодно, потом название приживается и неискушенный турист начинает принимать название за родное. Но поразило меня другое. Внутри этого скального храма, в самом центре расположен еще один резной монолит (Рис. 20). Но ведь эта конструкция по внешнему виду практически аналогична Интиуатане! Это к вопросу о интерпретациях, вряд ли кто будет утверждать, что солнечные часы помещают в скальные гроты.

«Резные валуны» разбросаны по всем кварталам Мачу Пикчу. Я насчитал их 5. В одном случае такой монолит лежит просто на земле на самой высокой площадке памятника, которую считают наблюдательным пунктом. Этот камень называют алтарем для жертвоприношений (Рис. 21 и 22). А услужливые гиды объясняют, что кольцо, вырезанное из цельного тела монолита, служило для привязывания жертвы. Вот так все понятно и просто. Непонятно только почему жертвенный алтарь находился не на центральной площади, а на наблюдательной площадке, где несли службу дозорные, следившие за тропой инков (Рис. 23).

В южной части памятника, так называемом «квартале керамистов» расположены еще три «резных валуна». Два из них (Рис. 24 — 27) окружены остатками инкских построек, т.е. можно смело полагать, что эти камни представляли для инков несомненную ценность. Что это за культ? В чем логика обработки таким образом скальных выходов и валунов? Ответа я даже не могу предположить.

Эта же технология обработки камня присутствует еще в ряде точек памятника.

Это т.н. «храм кондора» (Рис. 28), чьи стены вписаны в скальную породу, а у подножия храма расположен невысокий камень с вырезанной головой кондора (Рис. 29).

Второй момент, на котором я хотел заострить внимание также технический, связанный с производством каменных блоков и монолитов для постройки здания. По официальной версии, камни обрабатывались тут же на месте и при помощи простой технологии с использованием деревянных катков транспортировались к месту кладки. Действительно, в самом центре Мачу Пикчу находится развал крупных гранитных глыб, который и считается каменоломней, поставлявшей материал для стройки (Рис. 30). Все, вроде бы, понятно и просто. Если не задумываться. А если все-таки подумать.

Мачу Пикчу
Рис. 30

На снимке хорошо видно, что территория «каменоломни» очень невелика. В книгах поэтому ее называют «остатками каменоломни». Но если это остатки, то почему инки их оставили в нескольких метрах от храмовой зоны? Если они могли высекать, транспортировать и воздвигать монолиты весом в десятки тонн, то как они могли бросить строительный мусор рядом со священной зоной города?

Кроме того, на снимке также хорошо видно, что гранитные глыбы «каменоломни» разбросаны по площадке, как будто после какого-то сильного обвала. И более того, в целом ряде мест крупные гранитные глыбы подперты снизу кладкой из грубо обработанного камня (Рис. 31). Это-то зачем в каменоломне?

Мачу Пикчу
Рис. 31

Я облазил всю «каменоломню» в поисках следов обработки этих глыб. Не нашел ничего. На границе «каменоломни» находится одна единственна плита, с явными следами техники раскола (Рис. 32). Все экскурсионные группы обязательно ее посещают и гиды гонят единообразный текст (я выслушал троих) о том, что инки бронзовыми долотами выбивали пазы в плите, куда вставляли деревянные клинья и затем при помощи горячей и холодной воды раскалывали плиту. Рядом как раз лежит отколотый кусок со следами пазов. Да, но почему на всех других глыбах нет ни единого следа скола или вообще какого-либо воздействия? И если долбить гранит бронзовыми долотами, то при том объеме обработанного камня, который есть в Мачу Пикчу, пожалуй, вся империя должна была только тем и заниматься, что лить бронзу и изготавливать долота. Нонсенс.

Мачу Пикчу
Рис. 32

Что касается транспортировки, то здесь возникает аналогичный с Олльянтайтамбо вопрос. Как можно двигать многотонные блоки на деревянных катках по горным склонам в 50-60?

Я убедился, что в Мачу Пикчу налицо та же ситуация, что и в Олльянтайтамбо: инки построили свой Священный город на месте гораздо более древнего святилища, которое, возможно, использовалось даже не одной предыдущей цивилизацией. И самое главное: эти цивилизации по своим возможностям значительно превосходили инков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Андрей Жуков

Андрей Жуков

Археолог, кандидат исторических наук.

Один из авторов телевизионного проекта «Запретные темы истории». Один из организаторов Клубного Лектория «Истоки Цивилизаций». Научные интересы: вопросы происхождения первых цивилизаций; алгоритмы, закономерности развития и исчезновен... Читать далее

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
1

Давно увлекаюсь путешествиями. Много интересной информации нашла о Мачу-Пикчу тут http://dreamsfor.ru/machu-pikchu-zateryannyj-v-gorah-drevnij-gorod-inkov/

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: