Снаружи
1. Блоки облицовки под входом похожи на оригинальные. Но при сравнении с изношенностью других это вызывает сомнения. Хотя их сочетание с сильно эрозированными блоками облицовки в других местах вполне объяснимо, если допустить длительное нахождение этой части облицовки (под входом) под песком или обломками, которые и защитили их от эрозии. И это выводит на версию того, что т.н. “вход Аль-Мамуна” был прорублен намного раньше, нежели принято считать. Но тогда из степени эрозии в других местах следует, что это “намного раньше” было действительно весьма намного раньше.
2. “Целая” облицовка с западной стороны – из отдельных “нашлепок” – реконструкция. Изначально гиды по непонятным причинам озвучили дату этой реконструкции 12-м веком н.э. В результате дискуссии по деталям гиды перевели дату реставрации с 12 на рубеж 19-20 веков. Гораздо больше похоже на новодел (присутствуют бороздки, аналогичные тем, что видны на современных блоках известняка, – результат воздействия какого-то инструмента по механической разделке породы, типа фрезы).
3. На южной стороне нижний ряд – полный новодел.
4. Вертикальные подпорки датируются гидами 12 веком, но в одном из мест видно, что они из современного кирпича со штукатуркой под старину. И такого новодела на пирамидах – масса.
5. Попадаются места и более старого ремонта. Насколько старого – с ходу определить сложно. Может быть и сотня лет (тогда действительно уже проводились ремонтно-восстановительные работы), а может быть и тысячи. В частности: на восточной стороне пирамиды (почти посредине – чуть севернее середины) вставлены три блока. Возможно, столетней давности (когда “восстанавливался” пол верхнего храма). Но может быть и более древнего.
Внутри
1. Проход Аль-Мамуна хоть и идет по кривой, но напоминает периодически “поправку курса” к заранее известной цели.
2. Гранитная пробка начинается выше уровня потолка нисходящего коридора (спуск из Аль-Мамуна под гранитную пробку вообще-то закрыт для туристов). Там же на боковых стенках видны следы сколов. Все указывает на то, что в оригинале из нисходящего коридора гранитной пробки не было видно – ее закрывал блок известняка. И если бы проход Аль-Мамуна сразу на нее не вышел бы, то из нисходящего коридора обнаружить бы верхнюю часть внутренней конструкции было невозможно.
3. Перед размерами Большой Галереи меркнет, конечно, все. Фотографии абсолютно не передают масштабности.
4. Поиски т.н. “следов Петри” на саркофаге потребовали определенного времени. Но в принципе, достаточно отчетливо видны и пропилы, и следы круглого сверла. Радиус сверла, оставившего отметку на саркофаге, очень близок к размеру просверленных отверстий в различных гранитных и известняковых артефактах – порядка 6-7 см диаметром.
5. Гул медитирующих в Камере Царя хорошо слышен в Большой галерее и по всему восходящему коридору. Такое впечатление, что льется какая-то музыка. И ее отголоски слышны даже в нисходящем коридоре. Ничего этого совсем не слышно в проходе Аль-Мамуна.
6. В узкой части предкамеры – место, где звук на определенной частоте заставляет вибрировать все внутренности. Здесь резонанс максимальный. После прекращения гудения (умолкание источника) эхо продолжается еще порядка десяти секунд.
Наблюдения Дмитрия Павлова с Сергеем Сипаровым (заход в закрытые для туристов части пирамиды – фото пока нет):
1. Вертикальный колодец снизу забит пустыми банками из-под пива и пр.
2. Подземная камера производит впечатление брошенной по каким-то причинам работы на полпути.
Боковая ниша (в подземной части) явно пробита “грабителями” уже после.
3. Яма в подземной камере имеет качественный квадратный профиль (в средней части). Квадрат ориентирован под 45 градусов к направлению север-юг.
4. В камере царицы одна из вентиляционных шахт не до конца раскрыта (пробитый вход несколько уже размеров самой шахты).
Добавить комментарий