Наша часть круиза начиналась из порта Чивитавекья (порядка полусотни километров к северу от Рима). С другой стороны итальянской столицы (чуть более той же полусотни километров, но на юг – юго-восток от Рима) располагались два интересовавших нас пункта, где, по предварительной информации, имелась древняя полигональная кладка – Ферентино и Алатри.

По словам представителя местной турфирмы, поблизости от этих двух городков в сторону западного побережья Италии имеется еще целый ряд древних мегалитических руин, но в силу ограниченности времени уйти в соответствующий “свободный поиск” мы явно не успевали. Так что пришлось ограничиться лишь тем, что уже было намечено заранее.

Неприятно поразили местные расценки на транспорт. Таксисты заломили аж 800 евро за машину и, даже узнав, что нам достаточно обычной легковушки (вместо мини-автобуса), согласились снизить цену лишь до 600 евро. Ниже они категорически отказывались падать, ссылаясь на то, что утром, дескать, придет сразу три парохода с несколькими тысячами туристов на борту, среди которых все равно найдутся желающие прокатиться до Рима и обратно за 350 евро. Для сравнения: совсем рядом на набережной местная турфирма предлагала своим клиентам слетать на неделю в Нью-Йорк всего за 1200 евро. В общем, московским бомбилам у трех вокзалов еще есть куда “расти”…

Благо у Леонида Гаврилова оказались с собой международные водительские права, а прямо у входа в порт располагался пункт проката автомобилей. Потратив больше часа (итальянцы никуда не спешат) на оформление необходимых документов, мы получили в свое распоряжение всего за сотню евро машину на целый день. Выставив на навигаторе первый пункт своего маршрута, мы двинулись в путь…

Ферентино

Навигатор привел нас в центр Ферентино, но древней кладки не было видно. Рассудив, что древний акрополь (именно под таким термином в интернете фигурировал интересовавший нас объект) должен находиться в самой верхней точке местности, мы решили подняться по ближайшей улице, идущей явно вверх. Пройдя буквально пару десятков метров от припаркованной машины и повернув за угол, мы убедились в том, что логика нас не подвела.

Древняя стена, датируемая еще доримским периодом и идущая по периметру весьма большого по площади холма, служит ныне фундаментом внешних стен современных домов высотой в несколько этажей, образуя своеобразный обособленный мини-микрорайон.

Кладка стены сильно разочаровала. Материал – песчаник и местами известняк – легко поддающийся обработке. Но несмотря на это, блоки (хоть иногда и полигональной формы) уложены с весьма заметными щелями (в палец шириной и более). Вдобавок везде следы ручной обработки. Ничего недостижимого для простых технологий работы с камнем и строительства не видно…

Алатри

Перенастроив навигатор на следующий запланированный пункт, располагавшийся всего в десятке с небольшим километров, мы двинулись дальше. На сей раз нам вообще ничего не пришлось искать. В момент, когда мы парковались под знаком стоянки, который висел непосредственно на древней мегалитической стене, навигатор радостно сообщил нам, что мы прибыли в пункт назначения. И спорить с этим у нас не было никаких оснований…

Картина оказалась абсолютно идентичной тому, что мы уже видели в Ферентино. Более того: на снимках, где видна верхняя часть кладки, можно легко заметить, что блоки обрабатывались и укладывались так, чтобы выдержать ровной лишь внешнюю грань стены, а внутри и между блоками – полная халтура.

И в Ферентино, и в Алатри складывалось полное ощущение того, что строители стремились подражать некоему гораздо более совершенному образцу (схожему с некоторыми южноамериканскими сооружениями), но принципов строительства при этом не понимали, и необходимыми технологиями обработки камня не обладали. Непонятно было лишь одно: зачем строителям понадобилось возиться со столь большими камнями, когда можно было обойтись существенно более мелкими?..

Версии высказывались самые вольные и самые фантастичные:

– приходилось обороняться от гигантов;

– инструменты и технологии были утеряны (или увезены), остался лишь навык работы с большим весом.

И то, и другое так или иначе наводили на мысли о периоде полубогов и/или гигантов…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: