Согласно описаниям дю Пратца [XVIII в.], верховный правитель натчезов, носивший титул Великое Солнце, считался живым божеством, поскольку “был потомком или даже родным братом самого Солнца”. Ему помогал высший военный вождь, его земной брат по имени Татуированный Змей, а также несколько других членов рода, включая женщин – его мать и сестер. Ниже на иерархической лестнице стояли вожди семи отдельных районов, или селений-спутников. Эти и другие люди, занимавшие высокое положение в обществе, считались более отдаленными родственниками Великого Солнца. Однако их также почитали как членов “изначальной семьи” и называли “благородными”. На следующей ступени находились менее знатные люди, которых именовали “уважаемыми мужами”. Самая низкая ступень в социальной лестнице отводилась простым общинникам. Их называли попросту “вонючками”, как скунсов. Считается, что никаких прав у “вонючек” не было. Тем не менее, эти социальные отношения не сопоставимы с индейскими кастами. Дело в том, что каждое Великое Солнце обязан был жениться именно на “вонючке”. Поскольку право наследования передавалось по женской линии, сын Великого Солнца уже не мог стать Великим Солнцем – он получал лишь ранг “благородного”. Однако и дети “благородных” должны были вступать в брак с “вонючками”. Если “благородная” женщина выходила замуж за “вонючку”, то ее дети, принадлежавшие материнскому роду, оставались “благородными”. Если же “благородным” считался лишь отец, а мать относилась к “вонючкам”, то дети поднимались до промежуточной социальной ступени и становились “уважаемыми мужами”. Самая драматическая ситуация складывалась, когда женщина-Солнце брала себе в мужья “вонючку”. Бедолага не получал никаких прав и даже не смел есть со своей женой за одним столом. В ее присутствии он обязан был стоять, как и полагалось “вонючке”, которым он оставался. Если же он исхитрялся надоесть своей жене, то она приказывала его убить, а в мужья выбирала нового “вонючку”. Высокий общественный статус мужчины определялся только его происхождением по женской линии.
Верховный правитель Великое Солнце жил на вершине платформенной пирамиды в административной и религиозной столице племени – видимо [!?], в Изумрудном маунде. Некоторые путешественники называли ее Большой Деревней, хотя она была не крупнее, чем другие селения. Каждое из селений обладало своим собственным центром, состоящим из храмового маунда и нескольких домов для элиты, построенных на вершинах маундов. В ритуальный комплекс входила и большая центральная площадь. Остальная часть общины была разбросана по окрестностям в форме отдельных семейных домов и крохотных поселений. Жившие в них люди обрабатывали маленькие участки земли.
Правитель Великое Солнце обладал абсолютной властью не только над жизнями, но и над имуществом своих подданных. Как отмечал другой исследователь, Пьер Шарлевуа, “отцы фамилий никогда не нарушали обычая приносить в храм первые плоды того, что они собирали. Так же они поступали со всеми подарками, которые получал их народ. Они оставляли их возле дверей храма. Храмовый смотритель сначала предлагал подарки духам, а затем относил вождю, который распределял их по своему усмотрению”.
Как уже известно из описаний археологических памятников, напротив величественного жилища правителя, на другой стороне открытой площади, возвышалась еще одна величественная пирамида. Она являлась ежедневным напоминанием о путешествии через смерть к вечной жизни. На одной из ее сторон была лестница с широкими ступенями. Она вела к деревянному храму, построенному на вершине. Внутри храма на погребальных носилках лежал скелет предшественника нынешнего Великого Солнца. В свое время этот высший вождь, как и остальные Великие Солнца, был погребен в соответствии с величественной церемонией.
Согласно обычаю, все приближенные великого воина должны были более или менее добровольно сопровождать его в уходе из жизни. В загробный мир последовали две жены правителя, а также сестра, которая, по слухам, сделала это без большой охоты. Туда же в обязательном порядке отправились военные помощники, главный слуга, лекарь, кормилица Татуированного Змея, носитель его курительной трубки, человек, изготавливавший для него булавы, и другие слуги. Но были и добровольцы – некоторые жертвовали собой или своими детьми, рассчитывая получить за это вознаграждение при жизни или, в крайнем случае, после смерти…
На головы обреченных должны были накинуть куски оленьей кожи, а затем удушить веревкой. Подготовка к подобному испытанию вряд ли могла вызвать радость даже у самого убежденного добровольца-энтузиаста. Тем не менее, жены с надеждой ждали этого момента. Они были искренне убеждены, что загробная жизнь будет значительно лучше земной. Любимая жена Татуированного Змея незадолго до собственной смерти пыталась объяснить дю Пратцу и его товарищам, что они не должны оплакивать вождя или его семью и друзей: “Он сейчас в стране духов, и не позже чем через два дня я присоединюсь к нему. Я ему расскажу, что ваши сердца были потрясены видом его мертвого тела. Не печальтесь. В загробном мире мы будем друзьями значительно дольше, чем здесь, ибо там уже никто не умрет. Там всегда стоит прекрасная погода, никто не испытывает чувства голода, и люди больше не воюют друг с другом”.
Когда церемония закончилась, дом Татуированного Змея был сожжен. Обычай требовал, чтобы на этом месте была возведена новая пирамида. Но на этот раз пришлось нарушить многовековой обычай. Племя натчезов значительно сократилось в численности и сильно ослабло в результате эпидемий оспы и гриппа, завезенных со Старого Света.
Про культуру юго-западной части США под названием Хохокам известно немало. Однако многие сведения о ней до сих пор весьма противоречивы, особенно в том, что касается происхождения создавшего эту культуру народа. Да и последние дни этого народа покрыты тайной – не случайно на языке индейцев пимо “хохокам” означает “исчезнувшие бесследно”.
Даже такой вопрос как датировка вызывает множество сомнений. Более или менее уверенно можно говорить о 600 годе н.э., хотя раскопки в Снейктауне указывают на существование традиции хохокам уже в 300 году до н.э. При этом многие исследователи яростно оспаривают эту дату и предлагают остановиться на 300-500 годах н.э. Закат этой культуры таинственным образом предшествовал вторжению европейцев, как бы избавив хохокамов от страшных потрясений XVI века.
Центральные районы культуры хохокам располагались в пустные на юге Аризоны вдоль рек Хила и Снейк. К этой культуре археологами отнесены такие центры, как Снейктаун, Пуэбло-Гранде, Меса-Гранде, Каса-Гранде, Лос-Муэртос. Позже здесь поселились индейцы пимо и папаго, которые считали себя культурными наследниками хохокамов. Многие склоняются к тому, что традиция хохокамов пришла на юго-запад США из Мексики. Но есть и такие, кто с не меньшей убежденностью пытается доказать ее местное происхождение.
Природа в этих местах, по описаниям историка Керама, весьма убога: повсюду высохшая пыльная растительность, а когда идет дождь, что бывает очень редко, почва становится топкой и непроходимой. “Несколько кустарников на солончаках да полузасохшие мескитные деревца усугубляют впечатление от этой сухости, напоминая путешественнику африканскую пустыню”. Однако хохокамам удалось разработать сложные ирригационные системы, что позволило им снимать неплохие урожаи даже в этой пустыне. Один из первых каналов, длиной около 5 км, был прорыт еще до начала нашей эры – естественно, вручную, с помощью примитивных орудий. Эта ирригационная техника вдвое сложнее террасного земледелия и вчетверо – обычного, но ее производительность с лихвой покрывает все затраты и усилия. Система многокилометровых каналов возникала постепенно и, по всей видимости, также постепенно поглощалась пустыней.
если данная технология столь эффективна, то почему же она не получила распространения в других местах и исчезла?..
В пищу хохокамы употребляли маис в различных видах, тыкву, несколько разновидностей фасоли и некоторые дикие растения пустыни. В качестве белковой пищи употреблялось мясо оленя или кролика.
[В Снейктауне] …ритуальные и элитные сооружения – поначалу считались “необычными холмами-маундами”. Поскольку некоторые из них оказались кучами мусора, интерес к ним приобрел и соответствующий характер. Археологи обожают рыться в хозяйственных отбросах, поскольку одна-единственная помойка иногда способна дать куда больше информации о повседневной жизни древнего населения, нежели целый архитектурный комплекс.…маунды непонятного назначения, то здесь, то там возвышавшиеся среди обычных домов. Когда их стали раскапывать, оказалось, что это платформенные пирамиды или пирамидальные платформы наподобие мексиканских. Насыпные платформы чаще всего сооружались на возвышенных местах, но собственная высота этих прямоугольных платформ обычно варьировала в пределах 1 м. Очень редко она достигала 3 м. Длина их составляла около 30 м. Одно из самых высоких сооружений Снейктауна – Маунд 29 – включал семь пластов культуры хохокам. После проведения многолетних полевых исследований археологи пришли к выводу, что платформы в селениях стали появляться лишь в поздние периоды существования культуры хохокам. Иногда их возводили не только в поселениях, но и вдоль ирригационных каналов. Вместе с тем, платформы могли служить фундаментами для “больших домов”, а также выполнять роль церемониальных центров.
Поселение Каса-Гранде, что в переводе с испанского означает “Большой Дом”, расположено к юго-западу от Снейктауна, также в пустыне Сонора в Аризоне. Это поселение, напоминающее скорее небольшой бастион, возникло достаточно поздно – около 1300 года – и является характерным примером формирования новых культурных традиций на территории хохокамов, в частности культуры синагуа.
О важной религиозной связи хохокамов с мексиканскими культурами свидетельствует появление площадок для игры в мяч на территории этого народа. Дело в том, что, согласно мезоамериканским представлениям, такие “стадионы” являются дорогой перехода из мира живых в мир мертвых, а также местом решения племенных споров. Площадки для игры в мяч появляются у хохокамов после 600 года, что соответствует периоду расцвета многих мезоамериканских цивилизаций. Видимо, неслучайно, что стадионы в Снейктауне и в Каса-Гранде достигали весьма внушительных размеров. Здесь были найдены каучуковые мячи, имевшие, как и сама игра, мексиканское происхождение.
а на основании чего вообще был сделан вывод, что игра в мяч была составной частью религиозных представлений?.. Ведь европейцы этой игры воочию не застали, а утерянные традиции в изложении последующих поколений могли получить некий религиозный налет и без каких-либо объективных на то оснований. Ведь не привязываем же мы бои гладиаторов или олимпийские игры к некоей религиозной церемонии, хотя в обоих случаях они проводились и “во славу богов”!..
Исчезновение этой культуры объясняют разными причинами. Дной из них считают набеги диких апачей. Другую связывают с экологической катастрофой, приведшей к затянувшимся неурожаям.
Архелог Хаури тщательно проанализировал данные о состоянии древней ирригационной системы и воссоздал достаточно страшную картину экологической катастрофы, обрушившейся в X веке на хохокамов, которые, по всей видимости, должны были назвать это событие “гневом богов”: “В один из жарких дней середины лета кучевые облака над Аризоной сбились в черные грозовые тучи. Гонимые ветром пустыни, они полились кое-где ливнями. Такой дождь как-то обрушился на верхнюю террасу. Бушевавший поток в считанные минуты переполнил канал и, прорвав береговую насыпь около верхнего шлюза, обрушился на нижнюю террасу, оставив в земле глубокое русло. Следы этой катастрофы наглядно свидетельствуют, сколько труда нужно было вложить людям хохокам, чтобы заставить воду течь по каналам. Люди побеждали пустыню долгим и упорным трудом”. Восстановить разрушенное хозяйство хохокамы уже не смогли.
Это не исключает того варианта, что водный поток разрушил уже брошенную ирригационную систему. И сейчас дамбы требуют периодического ремонта из-за постепенной эрозии и изнашивания. До поры до времени они выдерживают паводки. Но для этого они требуют постоянного контроля. И если их забросить, то буквально максимум за несколько десятков лет они приходят в такое состояние, что разрушить их в состоянии более-менее крупный паводок, который ранее дамба вполне успешно сдерживала. Прорыв же потока в этом случае будет ничем не менее “катастрофичным” по оставляемым следам, нежели описанный выше…
Так или иначе, к середине XV века в Аризоне наблюдается кризис политической системы хохокамов. К моменту появления испанцев поселения хохокамов пришли в упадок, а ирригационные сооружения оказались заброшенными. Малочисленное население, дожившее до XVI века, обитало в небольших поселках.
а есть ли свидетельства постепенного совершенствования ирригационных систем, или опять же все “появляется из ничего”?..
Происхождение культуры Могольон вызывает у ученых не меньше споров, нежели хохокам. Ареал ее распространения накладывается на южные и западные районы Хохокам и распространяется на половину штата Нью-Мексико современной территории США, захватывая, кроме того, северную часть Мексики. Наиболее известными центрами культуры могольон считаются Касас-Грандес, долина Мимбрес, Гроссхоппер, Могольон.
…в долине Мимбрес …в VII веке возник и знаменитый стиль расписной керамики… Сюжеты явно имели мексиканское религиозное происхождение. Это, например, изображение “холодной лестницы” – дороги в страну мертвых. Фигура человеко-оленя-летучей мыши, вписанная в “пещерный” контур, откровенно совпадает с реинкарнационными представлениями древних майя. Олень – это герой мифической прародины и главный прапредок многих мексиканских народов. Летучая мышь считалась хранительницей выхода в пространство мертвых. Если исходить из данности, что смысл изображений на керамике мимбрес совпадает с древней религиозной реинкарнационной идеей, сформировавшейся еще до нашей эры на территории юга Мексики, то становится понятно, почему сосуды с подобными изображениями оказывались в захоронениях и, более того, были подвергнуты ритуальному уничтожению.
а вообще-то почему нужно выделять столько “культур” как самостоятельные феномены. В нашей стране, например, много чего изменяется от региона к региону и от эпохи к эпохе, – стиль архитектуры; вообще вид жилищ (за пару сотен лет – от землянок до высоток); предметы в захоронениях и т.д. и т.п. Так что же?.. Каждый раз выделять отдельную “культуру”?.. Например, выделить “культуру Хохлома”, культуру “квартирных коробок” и т.п.
но вот некое “ритуальное уничтожение” – фактор серьезный!.. Где это вообще-то видано: ритуальные (т.е. священные!!!) предметы уничтожать?.. Так могут поступать только представители той культуры (или идеологии, по крайней мере), которой чужды эти самые священные предметы!..
До IX века жилища могольонов представляли собой полуземлянки. Однако с 1000 года внезапно начинается активное строительство наземных многокомнатных сооружений. Эта мода приходит на земли могольонов с севера, от соседей анасази. Приходит она вместе с изменениями в поселенческой модели, причем довольно странными, как бы противоположными обычной схеме развития семейных социальных и социальных отношений. Если раньше здесь существовали жилища, где, по мнению Майкла Ко, главенствовал мужчина, то с появлением “больших домов” главной в этом хозяйстве становится женщина.
это – даже не модификация или эволюция культуры, а ее кардинальное изменение. Такое происходило в Старом Свете вообще-то в результате завоеваний…
Поселение Каса-Грандес, что в переводе с испанского означает соответственно “Большие дома”, находится на территории мексиканского штата Чигуагуа. Строительство самого большого “большого дома” началось около 1060 года, а закончилось в 1261. Еще через 100 лет дом опустел. Некоторые исследователи полагают, что дом был возведен в качестве промежуточной опорной базы для мексиканских почтека, доставлявших свои товары в далекие северные земли.
откуда такая точность в датировках?.. Там разве была найдена табличка: “Строительство начато в 1060 году; закончено в 1261”?..
Скальные жилища Хилы в горах Могольон в юго-западной части Нью-Мексико появились только в XIII веке. Они занимают пять пещер, расположенных на высоте 55 м над уровнем реки. Арки, образовавшиеся в скале естественным путем, соединяли в единую систему три пещеры, расположенные на востоке этого комплекса. Главный вход был расположен на значительной высоте, чтобы обезопасить обитателей жилища от незваных гостей. Складывается впечатление, что отдельные общины пытались найти новые места обитания, недосягаемые для некоего страшного врага. И это уже была борьба за выживание.
К 1100 году культура Могольон постепенно приходит в упадок. В 1250 году происходит попытка ее возрождения, когда, в частности, возникает Хила. Но уже в следующем столетии эта культура окончательно угасает. Предполагаемые причины, как и в случае хохокам, все те же – климатические изменения, приведшие к затянувшимся неурожаям, и набеги злобных апачей.
что же оно все загибается к этому времени?!. И главное: почему нигде не возрождается???
Площадь каньона [Чако] составляет 5300 км2, длина обнаруженных древних индейских дорог, расходящихся во все стороны, доходит до 400 км…
Самым интересным из поселений Чако по праву считается Пуэбло-Бонито, просуществовавшее с 919 по 1130 год… Внешне архитектурный ансамбль напоминает полукруглую (…в форме буквы D) невысокую цитадель, ориентированную по сторонам света. Диаметральная стена была ориентирована по оси запад-восток. Внутри к ней примыкала главная площадь, от которой полукругом ступенями в четыре-пять этажей поднимались прямоугольные помещения и круглые кивы.
“Кто построил эти дома?” – спросил Уэзерилл своего проводника, индейца навахо. И тот ответил: “Анасази, древние враги. Они были не навахо и жили здесь много лет тому назад”.
Добавить комментарий