Мусорные маунды рядом с жильем анасази, частично тождественные мусорным кучам с большим количество органических отходов, обычно использовались не просто в качестве захоронения, а как своеобразные родовые могильники. Следует отметить, что основу такой мусорной кучи все же составлял грунт, вырытый, например, при строительстве кивы. Именно поэтому эти кучи, как правило, и появлялись в непосредственной близости от кив. И тут уже и речи не могло быть о помойке. Помещение покойников в мусорную кучу, а точнее говоря, в землю, вырытую из кивы, по всей видимости, вообще не было случайным или связанным исключительно с быстротой и удобством захоронения.

Другое дело “архитектурные” маунды, или, проще говоря, платформы. Они намеренно возводились рядом с “большим домом”, принципиально отличались от “мусорных” практически полным отсутствием органических отходов, состояли в основном из битого камня и черепков керамики, перемешанных с землей. Погребений эти платформы не содержали и выполняли, по всей видимости, функции иного рода – эстетические, ритуальные и даже астрометрические.

Поселение Астек возникло в XII веке ровно на полпути между обжитыми индейцами анасази каньонами Чако и Меса-Верде, на границе нынешних штатов Нью-Мексико и Колорадо… Судьба этого поселения полна тайн. Точно известно, что оно было построено между 1111 и 1115 годами – об этом свидетельствуют данные дендрохронологии. Вплоть до 1124 года к нему постоянно добавлялись различные пристройки. Судя по антропологическим признакам, местное население принадлежало к той же самой группе, что заселяла каньон Чако. Кроме того, дата постройки Астека совпадает со временем возникновения проблем с водоснабжением в Чако. Археологические материалы подтверждают также и культурное родство этих двух центров.

Однако в 1150 году поселение внезапно опустело, казалось бы, без видимых причин. Не обнаружено следов ни пожара, ни эпидемий, ни паники, ни внезапного нападения. Местное население ушло в неизвестном направлении, и селение продолжало оставаться заброшенным. В том же 1150 году начинается и окончательный массовый исход из высохшего Чако. Население Чако в полном составе не могло переселиться в долину Анимас – она была слишком мала. Если исключить гипноз инопланетян, то единственным возможным объяснением этих событий остается возможность некого общеплеменного решения, которому вынуждены были подчиниться все. Куда именно в XII веке отправилось в полном составе это немаленькое племя – остается загадкой.
Спустя 75 лет, в 1225 году, Астек так же необъяснимо вернулся к жизни. Но эта жизнь оказывается связанной уже с северным соседом – Меса-Верде, откуда, как предполагается, пришла некая группа и заселила покинутый центр. Эти люди частично переделали сооружения, пристроили новые помещения, укрепили дверные проходы и подремонтировали стены и крыши. Пришельцы строили новые помещения внутри засыпанных песком, щебнем и балками старых, прямо поверх мусора. Они уменьшили многие прежние помещения, возведя в них новые стены и уменьшив входы. Восстановили также Большую киву, но сделали это весьма небрежно, нарушив прежний стиль. Они построили и новые кивы иной формы. Изменилась техника строительства: кроме отесанного песчаника стали использовать булыжник.

кроме или вместо?.. Если все-таки кроме, то сами они отесывали или просто использовали материал из старых построек?..

Однако наиболее странные изменения были связаны с погребениями. Во-первых, их стало чрезвычайно много. Как отмечал Моррис, археологи наталкивались на них повсюду. Было обнаружено не менее 150 захоронений. Некоторое время покойников отправляли в последнее пристанище с большой тщательностью. В погребения клали множество полезных предметов. Неожиданно захоронения стали производиться как бы в большой спешке, а рядом с мертвецами уже не оставляли никакой утвари.

полная смена культуры…

Из Меса-Верде начались поставки товаров – тканей, одежды, глиняных изделий и посуды. Казалось бы, все шло как нельзя лучше. Однако, по странному совпадению, проходит еще 75 лет – и в 1300 году новое население вновь внезапно оставляет Астек. И опять не известно ни что случилось, ни куда ушли люди. И в этот раз поселение оказалось оставленным навсегда.

раньше гадальщики по внутренностям жертвенного животного рассказывали о будущем; ныне историки по кольцам деревьев каким-то образом узнают детективные подробности с точностью до года… Есть ли разница в подходах и достоверности?..

Итак, что же было построено в 1111 году в долине речки Анимас?
Вообще это несколько отдельных сооружений, из которых известно шесть… однако обычно упоминается и описывается под названием Астек лишь один комплекс – это, как обозначают археологи, “западный Астек”…
Поселение представляет собой замкнутый почти правильный прямоугольный (в отличие от большинства полукруглых построек Чако) комплекс, углы которого (не стены!) ориентированы по сторонам света. Главная площадь расположена в восточной части внутреннего пространства. Юго-восточная стена, ограничивающая площадь, имеет легкий изгиб. Ровно посредине пространства комплекса, у юго-восточной стены, на площади находится так называемая Большая кива. В северном углу площади сохранилась еще одна кива, самая маленькая в Астеке. Площадь с трех сторон окружена смыкающимися помещениями-комнатами, которые поднимаются ступенчатыми этажами к самой высокой точке ансамбля – западному углу. Таким образом, больше всего застроены юго-западная и северо-западная стены. Всего насчитывается около 450 смежных комнат. Между ними на выделенных площадках находятся кивы. Всего, помимо тех, что на площади, их девять – по три с каждой стороны. Не все комнаты были жилыми. Их использовали также в качестве хранилищ, мастерских, мусоросборников, погребальных камер. При этих условиях в Астеке могло проживать одновременно не более 200-300 человек.

И они все это построили (учитывая детей, женщин, стариков)?..

Большая кива получила такое название потому, что она превышает своими размерами остальные кивы Астека и вообще является одной из самых значительных среди всех известных построек подобного типа на юго-западе США. Больше нее разве что кива в Чако, диаметр которой достигает 19 м. Это круглое полуподземное помещение, ориентированное выдвинутой алтарной частью на север с небольшим отклонением на запад. Стены кивы чуть расширяются от пола к верху, символизируя выход из матери-земли. Диаметр внутреннего основания составляет около 13 м, на высоте около метра от основания он доходит уже до 14,5 м. По окружности в киве выделяются восемь секторов и спускающиеся вниз из маленьких окошек узкие лестницы, которых, по всей видимости, было 16. Сейчас, правда, сохранилось 14, две перекрыты более поздними достройками. Столько же – 16 – имелось и прилегающих ниш-комнаток (сейчас их насчитывается 15). Более поздние перестройки и реконструкции отчасти исказили картину. Эти постройки формируют как бы кольцо, окружающее внутренний круг. Посредине кива делится на западное и восточное пространства; восточное маркируется двумя прямоугольными неглубокими шахтами со стеками и дополнительными симметричными конструкциями. Между ними расположено квадратное место для очага, огонь в котором, судя по структуре пепла, поддерживался на протяжении долгого времени. Крыша кивы подпирается четырьмя столбами (символами фратрий), под которыми были заложены под землей по четыре опорных плоских каменных блока (символы родов). В целом это символизирует структуру племени. С северной стороны небольшая лестница ведет в пристроенное, почти прямоугольное помещение с алтарем и маленьким выходом на восток.

ну, и как это датировали, если все основные постройки – каменные?..

Эрлу Моррису чудом удалось обнаружить в Астеке несколько неразграбленных захоронений. В редких случаях погребения были индивидуальными, но чаще коллективными. В основном они размещались под полами комнат. По всей видимости, здесь воспроизводилась схема зеркального отражения жилища мертвых и жилища живых…
Были также погребения в “мусорных маундах” – в земле, вырытой из священной кивы, – а также в замурованных комнатах. Не исключено, что эти комнаты некогда были жилыми, а после смерти их хозяев превращались в “комнаты мертвых”. Нечто подобное в разных частях Америки проделывалось и с целыми домами. Родственники строили себе новый дом, оставляя старый покойнику в качестве вечного пристанища.

Допустим, что это еще как-то рационально для деревянных домов, которые легко строятся. Но городить такое сооружение, чтобы потом (буквально сразу же) начать его же и заваливать трупами?.. Что-то тут не так?.. Больше все-таки похоже на “чужаков”, вселившихся в пустовавшую постройку…

В настоящее время Меса-Верде является крупным национальным парком… Каньоны верховий реки Сан-Хуан были заселены анасази около 200 года до н.э. Расцвет этой культуры здесь пришелся на 500-700 годы уже нашей эры и продлился с переменным успехом до 1300 года. Однако в XIV веке сюда, как и на другие территории анасази, вторглись более примитивные и голодные навахо и апачи, сведя на нет достижения цивилизации.

опять та же дата… Рим тоже разоряли варвары; империя рассыпалась, но города-то продолжали жить!..

…что же такое поселения Меса-Верде? Больше всего они сравнимы с ласточкиными гнездами. Анасази выбирали ниши в отвесных стенах каньонов и начинали, приспосабливаясь к естественным углублениям, заполнять их постройками. Иногда такие поселения находились близко от дна каньона, а иногда несколько построек оказывались влепленными высоко на обрыве в щель между скальными породами… Для строительства использовались шлифованные блоки известняка, скреплявшиеся глиной.

Наверное, все хотя бы краем уха слышали о гигантских рисунках в перуанской пустыне Наска. Однако мало кому известно, что схожие рисунки были обнаружены и на севере Американского континента… Жарким дне лета 1932 года пилот Джордж Палмер, в очередной раз направляясь из Лас-Вегаса в Блайт, пролетал над столовыми горами низовий реки Колорадо в штате Калифорния… И вдруг с высоты 1500 м он заметил странную картину: на пустынной равнине раскинулась гигантская фигура человека, рядом с которой просматривалось некое четвероногое существо!
…были найдены еще два изображения. Одно из них, так же как и первое, передавало фигуру человека, а другое представляло целую композицию: человек, похожая на кабачок грустная зверушка с копытами и свернутая спиралью змея.

судя по рисункам, художественная техника исполнения этих геоглифов кардинально отличается от Наска…

Как технически были выполнены эти рисунки? В этом отношении они являлись “близнецами” рисунков древних перуанцев, также выполненных на поверхностях столовых гор. Индейцы очищали будущее изображение от черно-коричневого щебня. Этот грунт содержал железомарганцевые смеси, окислявшиеся под каталитическим воздействием лишайников. При снятии верхнего слоя открывалась светлая поверхность. При этом темный грунт складывался в виде валиков по краям светлых участков, что подчеркивало изображение и цветом, и рельефом. Эту технику иногда называют “интальо”. Рисунки Калифорнии, как и Наски, были столь велики, что с земли разглядеть их попросту невозможно.
Исследования геоглифов Аризоны привели Вудворда к неожиданному выводу: памятники такого типа не уникальны и встречаются на юго-западе США достаточно часто. Их давно обнаружили вдали от Блайта, еще ниже по течению Колорадо. Вудворд писал: “Таинственный скальный “лабиринт” занимает многие акры бесплодной земли. Он состоит из параллельных полос, обрамленных валиками из собранных с них мелких камней. Точно таким же способом создан и странный пиктограф. Его называют “Мазе мохаве”, однако индейцы мохаве отрицают свою причастность к его строительству и вообще не знают имени строителей. Когда-то, примерно в 1888-1892 годах, здесь, говорят, были две гигантские человеческие фигуры, составлявшие одно целое с “лабиринтом”. Однако железнодорожные подрядчики, прокладывавшие через пустыню новую линию, посчитали, что им выгоднее провести ее через это древнее творение аборигенов, и человеческие фигуры были разрушены”.

В Аризоне не удалось обнаружить ни органических останков, ни керамических изделий. Нет и достоверных астрономических исследований этого памятника. Ученые пытались обратиться к мифам аборигенов, чтобы хоть как-то объяснить появление этих рисунков, но и здесь их постигла неудача. В легендах местных индейцев не сохранилось никаких упоминаний о создателях странных фигур.

…надо упомянуть и еще одну интересную закономерность, подмеченную “бабушкой” отечественной американистики Ю.П.Аверкиевой в работе “Индейцы Северной Америки”. Будучи женой советского дипломата, Юлия Павловна долго жила в США, и ей посчастливилось работать вместе с великим американским антропологом Францем Боасом. Изучая жизнь различных североамериканских индейцев, она подметила, что там, где самостоятельно не был достигнут высокий уровень цивилизации, “мировоззренческие комплексы даже неродственных групп, как правило, не отличаются принципиальным разнообразием и следуют достаточно единообразной схеме”.

Совсем иной тип хозяйствования сложился на востоке и юго-востоке Северной Америки. Здесь жили земледельческие племена. Они имели разное происхождение и говорили на разных языках. Как и когда все эти племена заселили восточные территории, можно только предполагать. Так или иначе, к моменту появления колонизаторов северо-восточные земли заселяли алгонкинские племена – делавары и могикане. К югу от них располагались принадлежавшие языковой семье хока-сиу ирокезские племена – сенек, кайюга, онодага, онейда и могауки. Еще дальше, вплоть до Карибского моря, обитали их дальние родственники по языку – сиу, мускоги и др. Эти племена пришли к земледелию относительно недавно… Возделывание маиса жители восточных земель Северной Америки переняли постепенно от своих южных соседей – мексиканцев.

Основой хозяйства было подсечно-огневое земледелие, поля засевались кукурузой вперемешку с бобовыми. Эта схема была разработана еще древними мексиканцами для повышения урожайности. Поскольку климат на севере значительно отличается от мексиканского, особенно зимой, приходилось делать запасы зерна на холодный сезон и даже на несколько лет. Эти запасы были общественными. Большая часть закладывалась в специальные хранилища – ямы или амбары. Другая часть размещалась в чердачной части жилищ. При этом за распределением зерна следили старшие женщины.
В течение всего года происходил сбор “даров природы” – в индивидуальном порядке заготавливались ягоды, орехи, желуди, корни и другие части растений. Общественным делом считались сбор и выварка кленового сока.

В качестве характерных черт ирокезского родового строя Морган указывал организацию людей по родам, фратриям и племенам. Многие роды были общими для всех племен: “Они были братскими и цементировали единство лиги”.
В работе “Древнее общество” Морган выделил десять основных признаков ирокезского рода: 1) право избирать сахемов и вождей; 2) право смещать их; 3) обязанность не вступать в брак в пределах рода; 4) взаимное право наследования имущества умерших родственников; 5) взаимная обязанность помощи, защиты и отмщения обид и оскорблений; 6) право давать имена своим членам; 7) право усыновления в род чужаков; 8) общие религиозные обряды; 9) общие кладбища; 10) совет рода.

Дж.Хьюит предложит термин “овачира”, которым он определял кровно-родственную, жившую вместе группу, где главенствовали женщины… Именно материнская овачира считалась родным домом для мужчины, куда он мог вернуться в любой момент… Земля, жилище – все это было собственностью рода жены.

Племенной совет считался высшим органом власти. На нем мог выступать любой полноправный охотник, часто по поручению женщины – главы овачиры. Руководили советом сахемы – родовые старейшины. Решения принимались только единогласно, и потому каждый был обязан безоговорочно выполнять волю племени.

интересное сочетание – имущественное право закреплено за женщинами, а распорядительную власть в текущей жизни осуществляют мужчины, т.е. не-собственники!..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: