“Недозволен был брак между жителями разных провинций, даже жителями разных селений. Все жители одного селения и даже одной провинции считались родственниками (“наподобие пчел одного улья”), поскольку принадлежали к одному народу и говорили на одном языке. Им было также запрещено переселяться из одной провинции в другую и даже из одного селения в другое или из одного квартала в другой”.
Однако в правилах существовали и важные исключения, касавшиеся браков верховных правителей. В этих случаях, как пишет хронист, считался обязательным брак на своей собственной сестре или ближайшей родственнице. Нет сомнений в том, что подобная практика была вызвана страстным желанием “детей Солнца” сохранить как право на власть, которое, видимо, все же передавалось по отцовской линии, так и право на наследство.
а нет ли тех сомнений?.. Варианты причин подобной традиции, встречающейся во многих частях света (несмотря на всю пагубность для генетики), ведь возможны. Тем более, что в самой мифологии первопредки инков уже идут по пути близкородственных браков…
Вселенная инков, по свидетельствам уже колониального периода, представляла собой единое целое, состоявшее из отдельных взаимосвязанных миров. Верхний, или Звездный, мир считался посмертным прибежищем безгрешных. Нижний мир представал обителью греха и соблазна. Был еще Внутренний мир, заключенный в сердцевину земли, куда якобы уходят после своей смерти дурные люди.
В эпоху империи главными считались три божества: творец Вселенной с большим количеством воплощений, наиболее известным из которых был Виракоча; бог Солнца Инти; ильяпа – бог-громовержец (илья – “молния”). В качестве основного женского божества почиталась Мама Килья – жена бога Солнца. Самое забавное, что на языке кечуа слово мама означает почти то же, что и в русском: “мать”, а также и “сестра матери”. При этом Мама Килья сама почиталась как богиня Луны (килья – “Луна”). Нетрудно догадаться, что Сапа-Инка выступал как земное воплощение Солнца, а его жена – как земное воплощение Луны. Титул царицы был маманчик, что означало “наша мать”.
Одним из культовых понятий для инков было уже упоминавшееся слово уака. Уака является общим термином для обозначения какого-либо человека, места или вещи, обладающего священным или сверхъестественным значением. Отсюда, заметим, в современном испанском языке возникло слово уакером, что означает “грабитель святынь”.
Уака назывались и священные места, где находились естественные мумии, считавшиеся у некоторых андских народов божествами, способствующими плодородию. Живые, связывавшие свое происхождение с уаками, содержали эти мумии божественных предков одетыми и снабжали их едой. Да и сами инки с большой пышностью выставляли мумифицированные тела своих правителей во время религиозных церемоний.
В основе религиозных воззрений инков лежала идея реинкарнации, или возвращения душ умерших, которая проявлялась соответственно в “культе предков”. Именно поэтому потомки очень трепетно относились к своим умершим родичам, а их тела считались священными объектами. По всей видимости, бальзамировщики стремились придать умершим вид живых…
С мумиями дедушек и бабушек советовались по всяким важным вопросам, что, по всей видимости, делали еще чичорцы. Но поскольку контакты с покойниками всегда считались делом исключительно деликатным, существовали особые люди, которые не только “общались” с мумиями и получали от них ответы на интересующие живых вопросы, но и умели правильно интерпретировать эту информацию “с того света”.
автор смешала в одну кучу идею реинкарнации и культ предков, абсолютно не понимая сильнейших противоречий в базовых положениях двух совершенно разных представлений. Какое вообще может быть “общение” с умершим, если его душа уже реинкарнировала в другого человека?.. Если цель – реинкарнация, то зачем хранить мумию?.. Она вообще просто путает реинкарнацию с воскрешением, что, строго говоря, очень сильно отличается друг от друга.
Вера в реинкарнацию не являлась чем-то абстрактным, лишь условно связанным с реальностью. Согласно описаниям Франсиско Лопеса де Гомары, для древних перуанцев разорение испанцами могил было чудовищным актом, поскольку нарушалась целостность костных останков, что, в свою очередь, делало невозможным возрождение умерших: “Когда испанцы открывали эти гробницы и разгребали кости, индейцы умоляли их не делать этого чтобы они находились бы все вместе в момент воскрешения…”
Сами перуанцы также применяли подобную тактику уничтожения нежелательных людей “навсегда”. Сохранилась история, повествующая о том, как некие селяне расправлялись с “отравителями”. По приказу руководства они заживо сжигали всех, кто обвинялся в этом тяжком преступлении, делая так, “чтобы от них не осталось даже памяти”.
Сохранились жутковатые описания практики ритуального каннибализма, сохранявшейся у “диких” народов, которых пытались “цивилизовать” инки.
“После того как умирал правящий король, они как священное место заделывали внутренние покои, в которых он обычно спал, со всеми украшениями из золота и серебра, находящимися внутри, чтобы никто и никогда не вошел бы туда, и так делали во всех королевских домах королевства, в которых Инка провел одну или несколько ночей, хотя бы это случилось во время его путешествия… Заделанный покой ремонтировали чрезвычайно заботливо с внешней (стороны), чтобы он хорошо сохранялся. Вся золотая и серебряная посуда, которой касался руками король, как-то: разнообразные кувшины и вся кухонная посуда, со всем другим, что обычно используют службы в королевских домах, и все драгоценности, и одежда его особы, – все подвергалось захоронению вместе с мертвым королем, чьей собственностью являлось; и во всех домах королевства, где имелись подобные же службы, также хоронили все, словно бы отправляли к нему, чтобы он мог всем этим пользоваться в другой жизни”.
Длившееся целый год поминание правителей инков, сопровождавшееся подношением жертв и прочими действами, было очень торжественным, даже утомительным. Тела умерших бальзамировались так, что они казались живыми. К сожалению, техника бальзамирования с появлением испанцев была забыта.
Планировка столицы инков города Куско следовала модели восприятия пространства человекмо, присущей жителям южного полушария земного шара: мир живых располагался на севере, со стороны солнца, а страна мертвых находилась на юге, там, куда солнце никуда не попадало. Именно поэтому Храм Солнца, как важный ритуальный объект, связанный с культом умерших и погребальным обрядом, располагался строго на юге от центра Куско. К нему вели три главные улицы. На площади перед храмом, где проходили ритуальные танцы и представления, следовало находиться без обуви и так, босым, заходить в храм. Именно здесь выставлялись забальзамированные тела умерших правителей, которым подносились многочисленные жертвы.
“Когда умирал Инка или какой-либо из главных кураков, наиболее облагодетельствованные (им) слуги и наиболее любимые жены убивали себя или позволяли похоронить себя живыми, говоря, что они хотели бы пойти служить своим королям и господам в другой их жизни; потому что они… в своем язычестве считали, что после (земной) жизни имелась другая, похожая на нее, телесная, а не духовная. Они сами обрекали себя на смерть или принимали ее из своих рук из-за любви, которую испытывали к своим господам. А то, что говорят некоторые историки, что их-де убивали, чтобы похоронить со своими хозяевами или мужьями, является неправдой; ибо было бы великой бесчеловечностью, тиранией и скандалом утверждать, что под предлогом сопровождения своих господ они убивали тех, кого ненавидели. Правда же в том, что они сами обрекали себя на смерть и много раз их оказывалось столько, что начальники удерживали их, говоря им, что в настоящее время хватит тех, кто уходит (с умершим), что в дальнейшем, мало-помалу, по мере того как они будут умирать, они пойдут служить своим господам”.
почему-то отсутствует информация о массовых и систематических человеческих жертвоприношениях…
Для возведения Мачу-Пикчу было использовано пространство в горной цепи гранитных отложений таким образом, что святилище оказалось идеально вписанным в рельеф между наиболее важными для инков природными объектами.
Вряд ли может быть случайным тот факт, что Мачу-Пикчу находится в окружении священных гор. Ближе всего к нему расположены… апу Вайна-Пикчу на севере и Пикчу (“Высокая гора”) на юге. На востоке находятся горы Йанантин (“Черная гора”) и Путукуси, на западе – Вискачани и другие. К дальним горам относятся “священные горы”: апу Салкантай, Пумасильо и Вероника. Ученые отмечают, что строительство в подобных условиях могло осуществиться лишь благодаря глубоким знаниям топографии, геологии, экологии и астрономии.
…подлинное имя Мачу-Пикчу – Пичо или Пикчу мирная страна, что означает “священный город”.
Надо заметить, что стратегически это место было выбрано настолько удачно, что испанцам сюда добраться так и не удалось. Как писал перуанский исследователь Педро Такка Чунга, Мачу-Пикчу мог бы считаться символом андского сопротивления, укрытым в священных горах Апу.
но, однако, он был пуст при его обнаружении!!! Почему же оттуда вдруг ушли инки, которые вполне могли бы продолжать там жить?.. Если они, конечно, там жили…
Благодаря особенностям архитектуры этот городской центр иногда называют крепостью. С востока его защищает мощная стена, которая тянется вплоть до террас. Собственно городская часть также укреплена. Как считают ученые, подобные сооружения не всегда свидетельствуют об их оборонительном назначении, но в данном случае нет сомнений в том, что Мачу-Пикчу был готов к нашествию врагов. Совершенно очевидно, что Мачу-Пикчу обеспечивал полный контроль над окрестными группами митимае, входившими на правах подчинения в империю инков: чачапойя, каньяри, пиро и мачигенга.
так должно было бы быть по логике. Но где все эти жители Мачу-Пикчу?..
Если посмотреть на город с высоты “сверхптичьего” полета, то он напоминает устремленную на север, к солнцу, птицу.
а если посмотреть сверху на план Москвы, то он напоминает сеть паука… Ну и что?.. Разве у нас есть какие-то “сакральные паучьи традиции”???
Весь комплекс имеет вытянутую планировку, ориентированную по оси юг-север, и поделен на две отчетливые части: городскую (север) и сельскую (юг). Городской сектор имеет дополнительные укрепления и, в свою очередь, также поделен на две части. В профанную часть входят дома, дворы и лестницы. На языке кечуа это могло называться хурин – “низ”. К сакральной части относились храмовые и священные постройки. Эта часть могла называться ханан – “верх”. Эта семантическая оппозиция у инков носила не столько архитектурное, сколько социальное значение. Внутри городского сектора “сакральная” часть расположена ближе к югу. Сельская половина включает в себя пространство хозяйственной деятельности, куда входят, прежде всего, ирригационные террасы для земледелия.
…священная сущность, связанная с членением мира или направлением, как и ее воплощение, называлась апу. Апу служило и для обозначения инструментов научных наблюдений. К таким инструментам относились овальные водяные зеркала коча, использовавшиеся для наблюдения за движением звездного неба. Водяное зеркало, размерами 0,92х0,62 м, позволяло наблюдать за основными светилами и в светлые ночи отчетливо отслеживать перемещение созвездий, например Южного Креста, или Лама-Нануи. Удобно было следить и за Луной – в полнолуния и особенно в дни наступления и окончания новолуния. Кроме того, водяное зеркало незаменимо для наблюдения за лунными и солнечными затмениями. Дело в том, что отслеживание солнечного затмения по его отражению в воде позволяло спасти глаза от яркого излучения и проводить это время комфортно, не задирая голову к верху.
затмения – ладно… Но они ведь случаются не так уж и часто. А наблюдать за звездами по отражению?.. Какой смысл?.. Только все усложняется!.. Отражение Луны “бликует”, затрудняя наблюдать именно звезды; сами звезды “размываются”… А уж если подует ветерок!.. Даже легкий… Почему бы им не быть просто аквариумами, например?.. Или, скажем, сейсмографами?..
Другим астрометрическим инструментом считается интиуатана – каменный монолит-гномон, служивший для слежения за движением солнца, Луны и прочих небесных объектов.
совершенно для этого не приспособлен ни по форме, ни по размерам!..
С изучением звездного неба связывают и Храм Солнца, расположенный в юго-восточной части города. По воей конструкции он напоминал обсерваторию, поскольку был построен в виде круглой открытой сверху башни. По всей видимости, этот храм играл роль и обсерватории, и святилища, поскольку посредине его оказался отполированный каменный блок, служивший, скорее всего, алтарем. Но на этом тайны Храма Солнца не кончались: внизу, под храмом, была обнаружена естественная пещера, которую, как оказалось, использовали в качестве места погребения правителей этого высокогорного города. Погребения же простых общинников располагались в непосредственной близости от их жилья.
мало ли кого и когда могли хоронить в руинах…
Городская планировка… идеально приспособлена к сложному горному рельефу. Однако внутренняя схема состоит из сети параллельных и перпендикулярных улиц, с небольшими отклонениями на уровне целых кварталов.
Искусство обработки камня строителей Мачу-Пикчу было столь совершенно, что долгое время трудно было поверить в то. Что город возводили обычные инки. Огромные глыбы приходилось перевозить от каменоломен на достаточно большие расстояния, используя не только мускульную силу, но и хитрость человека. Камни спускали по мокрым глиняным склонам. Иногда использовали приспособления наподобие саней или же волокли по бревнам. Затем камни обрабатывали и шлифовали. Последние исследования показали, что каменщику требовалось до полутора часов, чтобы при помощи своих инструментов обработать шесть плоскостей каменного блока 25х25х25 см. при этом подгоняли их друг к другу так, что и сейчас в щели стыков невозможно протиснуть даже лезвие ножа. Цементирующие средства при этом не использовались, правда, в стыкующихся плоскостях делались специальные углубления. Подобная техника идеально обеспечивала устойчивость не только в случае наклона скалы до 40о, но и в случае землетрясений. При строительстве использовались естественные склоны, вдоль которых и укладывались камни.
Любопытный документ XVI века под названием “Посещение долины Йукай” свидетельствует о том, что расположенные в районе Мачу-Пикчу долины и находившиеся в них селения являлись царской собственностью и принадлежали Пачакути Инке Йупанки.
Вдоль дороги, ведущей к Интипунку, было раскопано поселение Покес, датировавшееся 1200 годом, то есть существовавшее еще до инков.
На склонах Вайна-Пикчу и Интипунку была сделана одна из самых значительных находок – довольно большое поселение с прямоугольными и круглыми постройками из камня или сырцового кирпича, выстроенными вокруг площадей или дворов. Высота этих зданий не превышала полутора метров. Здесь был найден характерный инкский сосуд и множество битой керамики. В непосредственной близости от построек находились захоронения. Археологи предположили, что это селение могло служить в качестве своеобразного “опорного пункта” инков.
Вся “значительность” этой находки, судя по всему, лишь в том, что она укладывается в официальную версию истории… Только упоминаются что-то лишь сырцовые кирпичи, а вовсе не громадные искусно обтесанные каменные блоки…
Сложившаяся сегодня благодаря работам археологов ситуация отражает новую реальность: уходит в прошлое непререкаемость штампов определения наиболее “ранних культур” Америки, к которым относились Сандия, Кловис и Фолсом. Одноименные типы наконечников обнаружены и в Южной Америке, а их датировки ничуть не позже североамериканских. Любопытно, но многим “старым” археологам кажется невозможным подобный пересмотр “основ” – и они до последнего упорствуют в признании открытий своих коллег. Столь же болезненно воспринимается кое-кем и датировки древней чилийской культуры Монте-Верде. Причем любимым аргументом – вопреки всякой логике – становится “несовершенство радиоуглеродного анализа” и прочих современных методов исследования.
как, впрочем, автор и сама упорствует уже в своих шаблонах подходов!.. В чужом глазу ты видишь и соломинку, в своем – не замечаешь и бревна… Насколько же консервативна историческая академическая наука!..
Добавить комментарий