Анализ состава пищи, проведенный по скелетным материалам из погребений, показывает следующее: около 400 года до н.э. на Тихоокеанском побережье появляется новое население. Это население несет свои хозяйственные традиции, основанные на рыбной ловле и земледелии. Многие теплолюбивые животные, употреблявшиеся в пищу на ранних этапах Чавина, позже исчезают из пищевого рациона. Любопытно, что изменение фауны нашло свое отображение и в иконографии. На ранних этапах мы видим изображения этих животных, а на поздних их уже никто не знает и не рисует.
Говоря о смене формы захоронения и пищевом рационе, мы лишь констатировали некие изменения, произошедшие в жизни чавинцев в середине I тысячелетия до н.э. Но были ли эти изменения прогрессивными? Об этом позволяет судить анализ керамических изделий. Как оказалось, керамика ранних периодов отличается изысканностью как в создании формы, так и в нанесении орнамента. На самом раннем этапе это были круглодонные сосуды с рельефным орнаментом. В классическом периоде появилась изящная черная фигурная плоскодонная посуда с рельефным сложным орнаментом. И вдруг на позднем этапе изящество исчезает и появляется лишь сравнительно простая, вновь круглодонная, но достаточно грубая посуда. Сосуды могли быть с широким и коротким вертикальным или отогнутым горлышком («ночные горшки»!), без краски или примитивно покрыты красной краской с вертикальными грубыми белыми полосами.

все цивилизации Нового Света как будто специально дружно решили опровергнуть теорию прогрессивного развития обществ!..

если в Старом Свете культура не загибается «просто так» — на смену ей приходит другая (исключим самые древние), то в Новом Свете культуры как-то исчезают без следа по непонятным причинам без каких-либо преемников!..

В последние периоды существования культуры Чавин по всей территории возникают многочисленные каменные укрепления, которые иногда достигали значительных размеров. Так, уже настоящей крепостью выглядел центр Чанкильов долине реки Касма, располагавшийся на границе пустыни у подножия гор, неподалеку от Чавин-де-Унтара. Появление подобных построек, конечно же, свидетельствует об активных военных действиях оборонительного характера. Но мы не знаем, кто воевал здесь в те далекие времена.

…Паракас представлял собой гигантский некрополь, созданный на маленьком полуострове пустынного побережья, выходящем в океан на 14о южной широты. Этот полуостров и назывался Паракас, что на языке индейцев кечуа означает «Штормовой ветер». От некрополя название перешло и к обозначению всей культуры, памятники которой расположены в основном на прилегающей к полуострову территории прибрежной пустыни. Эта территория раза в четыре меньше чавинской, и известное к настоящему времени количество памятников не превышает десятка…
Первые памятники Паракаса появляются в середине I тысячелетия до н.э.; угасание культуры происходит в начале I тысячелетия н.э.

…в 20-е годы археологом Тельо были обнаружены круглые пещеры, внутри которых сидели десятки мумий, укутанных в несколько покрывал каждая.

Собственно процесс подготовки мумий состоял в следующем: тело очищалось от внутренностей и заполнялось деревянными брусками, волокнами и другими растительными материалами. Из черепа извлекался также и головной мозг. Затем в некоторых случаях тела подсушивались на жарком солнце и даже немного коптились на огне. Лица и некоторые части тела, вплоть до накладных кос, обмазывались древесной смолой и глиной. В редких случаях на покойника надевали набедренную повязку или украшение. Зато почти всегда в рот ему вкладывался маленький кусочек золота. После все приготовлений умершему придавалась так называемая «поза зародыша» — поджатые к подбородку колени, скрещенные на груди руки. Для фиксации этой позы тело обвязывалось веревками. Наконец его заворачивали в несколько покрывал, длина которых могла достигать двух с половиной метров, а сверху накрывали циновками из тростника-тоторы. Надо заметить, что результатом всех этих манипуляций стала великолепная сохранность кожи и тканей тел умерших.

кусочки золота для богов в загробном мире?..

И при жизни, и после смерти объектом постоянных забот обитателей древнего Паракаса являлась голова. Черепа у покойников, как правило, закреплялись с помощью специальных приспособлений. Иначе при высыхании шейных позвонков голова могла отвалиться. Но самое интересное, что все черепа — мужские и женские — были деформированы. Это, естественно, проделывалось еще при жизни.
У создателей культуры Паракас было странное пристрастие к экспериментам со своими черепами. Младенцы поголовно подвергались мучительной операции по деформированию черепа, в результате чего голова паракасца приобретала клиновидную форму. Иногда детишки не выдерживали столь суровых испытания, о чем свидетельствует трагическая находка в одном из могильников. Здесь, в 1931 году был обнаружен крохотный ребенок с головой, перетянутой лентой из хлопковой ткани. Под туго обмотанной лентой оказались две плотные подушечки — одна давила на лобную, а другая на затылочную часть черепа. Результатом должна была стать идеально клиновидная форма головы — но младенцу уже не довелось порадоваться результату.
Но еще более странным выглядит массовое трепанирование черепов. Такие черепа встречаются почти в половине случаев — от 40% до 60%.

Ого!!! А вот это сильно!.. Кто же в действительности с этим экспериментировал?.. И кто тогда у них вообще работал и добывал пропитание, ведь после подобной трепанации человек довольно длительное время неработоспособен…

Из текста не ясно, встречались ли трепанированные черепа у мумий или такие черепа находились отдельно?.. И если отдельно, то от какого числа надо считать 40-60%?..

Как водится, иногда трепанации осуществлялись по несколько раз на одну голову. Судя по следам зарастания отверстий (регенерации кости), люди, перенесшие эту неординарную операцию, как правило, выживали. И речь идет не только о банальных маленьких отверстиях в затылочной части для понижения внутричерепного давления — этим занимались очень многие народы. В Паракасе широко и с размахом использовались разные техники: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались; высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластинкой.
Вместе с тем, убедительных объяснений этого странного феномена — практики массовой трепанации — нет. Считать, что так лечились болезни мозга, было бы красиво, но сомнительно. Даже при современном уровне развития знаний о мозге и нейрохирургии вряд ли найдется такое количество людей (пусть даже 40%), перенесших операции, сопряженные со вскрытием черепа. Одно из предположений состоит в том, что трепанации делались вследствие нанесения ранений дубинками с каменным набалдашником, которые также часто встречаются в погребениях. Хотя очевидно, что подобные дубинки использовались по всему достаточно обширному региону и в разные периоды, но трепанации при этом у других народов не проводились. Кроме того, в подобных случаях на черепе помимо отверстий должны были бы присутствовать и трещины. Да и женщины достаточно редко участвуют в военных действиях и, как правило, не доходят до рукопашной, чтобы так вот залечивать раны на голове. Более убедительной кажется ритуальная версия. Однако сложно предположить, в чем состояла цель подобных хирургических вмешательств, если не согласиться с гипотезой о попытках достижения измененного состояния сознания.

тем более — кто тогда работает, если у половины — измененное состояние сознания?..

интересно, а есть ли следы трепанации на деформированных черепах?!. Фото трепанированных черепов таких случаев вроде бы не показывают… А если нет, то можно было бы предположить, что трепанацией занимались боги, а люди, стремясь уберечь от этого своих детей, старались придать им вид тех самых богов, деформируя детям черепа. Чем не версия?..

Аналогичную картину мы наблюдаем и в Мезоамерике, где при сходном образе жизни разных народов трепанациями увлекались прежде всего сапотеки в Оахаке, причем примерно в то же самое время, что и жители Паракаса, — но, правда, все же без такого размаха. Кстати, в одном из паракасских погребений был даже найден набор хирургических инструментов той далекой эпохи. Это были обсидиановые орудия различных размеров, на которых сохранились следы крови. Кроме того, там же оказалась ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки.

«Пещерные» погребения (или куэвас, что по-испански означает «пещера») называют еще «бутылкообразным» — по форме ямы, в которую помещались умершие. Наиболее ранние могильники этого типа датируются 600-400 годами до н.э. Наиболее типичными для этой культуры считаются погребения на полуострове Паракас. На вершине холма в слое песка сооружалась округлая входная яма диаметром 1-1,5 м и глубиной около 2 м. Чтобы ее края на осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы находился вход в узкую вертикальную шахту, высота которой могла достигать 4-6 м. На стенках шахты высекались ступени — характерный тип вертикального спуска. Шахта приводила к просторной куполообразной камере, высеченной в грунте. Глубина всего сооружения от входа до основания камеры в исключительных случаях могла достигать 7,5 м, в среднем же составляла 2-3 м. Сама камера (диаметром 3-4 м и высотой 1-1,5 м) располагалась симметрично относительно входной шахты и была выложена камнем. В камере находились несколько мумий — в среднем 30-40, в исключительном случае — до 55. Когда места не хватало, мумии помещались даже в вертикальную шахту. Каждая мумия сидела, подогнув колени к груди, закутанная в несколько слоев одежд из цветных тканей. На мумиях были раскрашенные маски (фальшивые головы) из хлопковой ткани. Каждый покойник был прикрыт китовыми костями или циновками.
Здесь же на полуострове Паракас, и в Серро-Колорадо имеются и погребения несколько иного типа. Они представляют собой более простые, не очень глубокие ямы высотой до 1,5 м. По мнению Майкла Ко, некоторые из них были вырыты на месте мусорных ям поселений типа кавернас, жители которых создавали пещерные захоронения. В них помещали всего двух-трех покойников. Иногда между соседями воздвигались стенки из камней или необожженных кирпичей. Иногда поверх покойников сооружался «потолок» — перекрытие из жердей.
Инвентарь, сопровождавший погребение, как правило, не был особенно богат. Рядом с покойником помещали керамические сосуды — черные и с рельефным изображением. Как обычно, каждого человека сопровождали предметы, использовавшиеся им в быту. Так, вместе с женщиной находились остатки пищи: початок кукурузы, арахис, фасолевая мука. Кроме того, там были такие предметы, как пряслица, куски тканей и мотки волос. Для мужчин более характерен набор из рыболовных сетей, плетеного приспособления для переноски грузов, тканей. Часто встречаются копьеметалки, наконечники дротиков, шкуры лам и гуанако, раковины, обсидиан. Гораздо реже можно обнаружить окислившиеся до зелени бронзовые или медные изделия.

всего-то… при массовой трепанации черепов…

странно видеть вообще такие датировки, как будто Южная Америка была абсолютно безлюдна до недавнего времени. Что-то тут явно не так… Ведь к приходу испанцев оба материка были довольно плотно заселены…

О некоей смене, как бы мы сказали теперь, «культурно-идеологической парадигмы» свидетельствуют так называемые «некропольные» погребения. А если говорить проще, то речь идет или о серьезных изменениях в социальном устройстве общества, произошедших в Паракасе, или же о появлении каких-то новых групп населения, постепенно вытеснивших «пещерников». По мнению М.Ко, паракасские «некрополи» несут явные черты элитарности по отношению к окрестному населению, да и вообще следы социального расслоения общества.
Принципиальным различием, пожалуй, стал иной тип черепной деформации: на этом этапе культуры Паракас голова уже не была клиновидной — она, скорее, выглядит длинной и вытянутой, конусообразной. Одновременно практически сошла на нет практика черепных трепанаций.

к той же версии!?. Явно показательно, — но о чем?..

По описаниям Тельо, на севере полуострова Паракас, вдоль берега, были обнаружены целые ряды сооружений, которые поначалу археологи приняли за остатки поселений. Но проведенные раскопки открыли обширные прямоугольные каменные ямы разных размеров. По всей видимости, их сооружали специально или же оборудовали на местах развалин каменных домов. В некоторых случаях могильники представляли собой целые подземные помещения с маленьким «вестибюлем», из которого в расположенную ниже комнату вела специальная лестница. Стены толщиной в 30-40 см были сложены из мелких камней, палок, китовых костей, вмазанных в раствор глины с примесью известняка…
Одному лишь Тельо удалось обнаружить 429 мумий…

а каков из них был процент деформированных черепов?..

В целом керамика Паракаса была двух типов: как простая, утилитарного типа — горшки и чашки, так и изящные сложные двойные сосуды в форме птичьих или животных голов. Керамика могла быть полихромной — до пяти цветов, но обычно красно-желтая.
Встречаются и деревянные предметы: веретена и гребни ткацкого станка. Есть и предметы непонятного назначения, как, например, странное приспособление, напоминающее что-то среднее между дуршлагом и теннисной ракеткой. На обруче из деревянного прута натянута сетка из соломы. Все это крепится к вертикальной ручке длиной около 20 см, обмотанной той же соломой. При этом рисунок плетения раскрашен в разные цвета и изображает человеческое лицо с отходящими от него лучами.
В Паракасе встречаются и одни из самых ранних музыкальных инструментов Анд — свирели и «флейты Пана», которые в Южной Америке принято называть кечуанским словом антара.

О найденных в могильниках золотых и серебряных предметах уже упоминалось. Стоит добавить, что из этих металлов изготовлялись прежде всего украшения. Чаще всего это были диадемы или налобные пластины из золотых листов. Лист толщиной в 0,04-0,06 мм получался путем расплющивания самородного золота с последующим нагреванием до температуры в 500-600оС.

а почему, собственно, нужно было делать украшения из этих металлов?.. Скажем, серебро не так уж и особо привлекательно смотрится… Да и листовая форма — не самая легкая для изготовления украшений… Только лишь инертностью этих металлов (т.е. сохранностью изделий) все объяснялось?..

К счастью для исследователей, древние мумии заворачивались в многочисленные цветные ткани. Сухой и жаркий климат пустыни обеспечил этим уникальным тканям великолепную сохранность, и таким образом до нас дошли сотни тканых шедевров, которые позволяют по достоинству оценить мастерство древних перуанских ткачей. Многие специалисты отмечали, что качество этих тканей не уступает лучшим мировым образцам. Они поражают не только своими размерами и богатейшими сочетаниями цветов, но и тем, что спустя около двух тысяч лет они не утратили ни эластичности, ни яркости красок…
При изготовлении тканей в первую очередь использовался хлопок, а также волокна некоторых растений, шерсть лам, летучих мышей (!) и даже человеческий волос. Хотя для Паракаса характерно изготовление и однородных хлопковых тканей. Нити прялись при помощи веретен. При этом различные волокна никогда не смешивались.

Изобразительное искусство Паракаса представлено прежде всего сюжетами и орнаментами на тканях и керамике. Известен едва ли не единственный случай, когда человеческая фигура была вырезана на золотом листе. Любимым мотивом, как и в Чавине, продолжало оставаться изображение кошачьего. Этот мотив, как и «змеиный», более характерен для «пещерных» погребений и связывается, прежде всего, с архаическими представлениями, перешедшими из Чавина. Однако в целом происхождение этой традиции вызывает много дискуссий: от культурных влияний Мезоамерики до температурных колебаний, связанных с феноменом Эль-Ниньо, когда при понижении температуры регулярно меняется не только климат, но и фауна региона. Присутствие же в Паракасе специфического геометрического (ступенчатого) орнамента, точного аналога «холодной лестницы» в Мезоамерике, вряд ли можно объяснить климатическими колебаниями. По всей видимости, в данном случае речь может идти только о пока необъяснимых культурных влияниях.

эффект Эль-Ниньо еще абсолютно не изучен, а его уже пихают, куда только в голову придет… Мода-с…

Мотив «глазастого существа» плавно перекочевывает из «пещерного» в «некропольный» пласт и становится для последнего чуть ли не самым главным. «Глазастое существо», или лицевая маска с большими глазами со свисающими из-под них подвесками, отождествляется с так называемым «культом трофейных голов», также, впрочем, пришедшим из Чавина.

…к настоящему времени обнаружено не так много монументальных сооружений, относящихся к культуре Паракас. Одно из них — Серильос — расположено на отрогах гор, примыкающих к долине реки Ика. Здание имело террасно-пирамидальную конструкцию. Террасы соединялись узкими лестницами. Стены были выложены из адобов (сырцовых кирпичей) в форме булки, скрепляясь большим количеством глины. По всей видимости, здание перестраивалось несколько раз. Исследователи склонны предполагать, что это был некий жилой, возможно элитный, комплекс, а вовсе не культовая постройка. Кроме того, в бассейне Рио-Гранде были обнаружены остатки прямоугольных жилищ со стенами из плетня, обмазанного глиной. Предполагается, что эти дома были соединены между собой. Были и другие явно жилые постройки — но без всякого намека на монументальное величие…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: