Каменные здания возводились на террасах северного высокогорья, спускающихся по горным склонам. Их стены отличались мощностью (до 80 см), что, очевидно, связано с сейсмоопасностью района. Размеры прямоугольных домов составляли: ширина от 2 до 3 м, длина от 2,5 до 5,5 м. Для строительства использовался грубый камень, крепившийся на глиняном растворе с добавлением мелкого камня. Иногда дома имели два этажа. [Чиму]: Эта культура, существовавшая на северном побережье с 850 по 1470 год, – пожалуй, одна из самых известных в Южной Америке. Она является также доинкской, но существовала позже Мочика, занимая практически те же территории на севере Перу – оазисные долины рек, впадающих в Тихий океан. Столицей государства Чиму считается крупный город Чан-Чан, известный своей архитектурой и планировкой…
Город расположен в устье долины реки Моче, близ современного Трухильо. В его существовании выделяются три основных периода:
1 период: 850-900 гг.
2 период: 900-1100 гг.
3 период: 1100-1470 гг.
Площадь города составляла более 20 км2. Его окружала мощная стена высотой от 9 до 15 м. Единственный вход располагался в северо-восточной части. Город включал центральную часть из 12 архитектурных ансамблей из глины; 35 микроансамблей, четыре жилых квартала, четыре храма, а также дороги и стены. Выгоревшая на солнце глина казалось белой, а стены всех построек были украшены геометрическими рельефами, поэтому город выглядел удивительно красивым.
В целом городское строительство продвигалось ориентированно по оси юг-север, с отклонением примерно в 16о к востоку. Примерно тот же угол отклонения от городской оси мы наблюдаем и в Теотиуакане, только в западную сторону. На юге находятся наиболее ранние постройки: Уака-дель-Иго (юго-восток) и дворец Чайуак на одной линии, дворцы Тейо и Уле на следующей линии.
Около 1100 года на тихоокеанском побережье в районе Чан-Чана произошел целый ряд природных катастроф: феномен Эль-Ниньо и серия землетрясений. В результате оказалась разрушенной система ирригации и посевные площади.
откуда через тысячу лет можно узнать про Эль-Ниньо?.. Просто так… модой навеяло?..
Для возобновления хозяйственной деятельности была предпринята попытка строительства “междолинного” канала с красивым названием “Вершина”. Расчет был на отвод вод из соседних долин Чикама и Моче до земель к северу от Чан-Чана. Однако проект осуществить не удалось, и сельскохозяйственное производство так больше и не вернулось на прежний уровень. Этот провал вынудил руководство переориентировать экономику Чиму с использования местных ресурсов на поиск ресурсов внешних. Переориентировка прошла под флагом военных захватов сопредельных территорий. В результате сложилась смешанная система хозяйствования. При таких обстоятельствах третий правитель Чан-Чана Ньянсемпинко захватил долину Моче и раздвинул границы государства до рек Санта на юге и Хетепеке на севере. Это привело к возведению новых городов, созданию дорог и развитию коммуникаций. В Чан-Чан вновь потекли доходы, столица снова начала отстраиваться. Появился дворец Тельо, а также серия построек для региональных руководителей.
Последовавшие административные реформы нашли свое отражение и в строительстве домов для знати. Однако в отличие от классических майя, у которых акрополи, приспосабливаясь к рельефу, занимали почти произвольное место в пространстве города, в Чан-Чане город сразу возводился по единой схеме прямоугольных, выстроенных по параллельным линиям ансамблей. Эти ансамбли приобретали вид кварталов, напоминая тем самым более архаическую, горизонтальную модель мира.
Так называемые дворцовые постройки Чан-Чана предполагали церемониальное назначение площадей (строения в форме подковы), которые располагались рядом с внутренними двориками, включавшими хранилища и большой водосборник. Этот тип построек изначально предусматривал и погребальную платформу, специально предназначенную для элитного захоронения. Важно отметить, что один комплекс служил только одному правителю (или персонажу высокого ранга). Это соответствует мезоамериканским храмово-пирамидальным комплексам и отражает, по-видимому, сходную идеологическую модель, основывающуюся на представлениях о реинкарнации и выстраивающую все социальные отношения в соответствии, прежде всего с фратриально-родовыми связями. Так, например, на археологическом материале хорошо видно, как в последнем периоде Чан-Чана, с 1300 по 1500 год, последовательно были построены и функционировали по очереди дворцово-акропольные комплексы Веларде, Банделье, Тичуди и Риверо. Центр жизни и активности перемещался из комплекса в комплекс. Со смертью очередного правителя комплекс переставал функционировать и превращался в своего рода святилище, служившее еще долгое время при проведении поминальных обрядов.
так не напасешься помещений даже для 200-летней истории!.. А уж тем более для культуры, насчитывающей 600 лет!.. Какое-то очень нерациональное использование строений, – как к неродному…
автор опять увлекается модой, – ну, нравится ей гипотеза реинкарнации, что поделаешь!?. Только вот не видит элементарного противоречия: реинкарнация – рождение вновь, для которого сохранение трупа не то, чтобы не требуется, а наоборот (по некоторым воззрениям этого течения) – является помехой!.. Кстати, именно в тех районах Старого Света, где господствует идея реинкарнации, практикуется прежде всего кремация, а не захоронение, и тем более – не мумификация.
Отмечено, что в целом городские кварталы-акрополи (если использовать мезоамериканскую терминологию) Чан-Чана развивались, следуя модели трехчленной функциональной организации пространства, которая окончательно оформляется во втором периоде. Одна часть предназначалась для общественных дел – площадь для собраний, хранилища. Второй сектор, расположенный в центре, являлся жилым пространством и включал собственную площадь, два зала для собраний, хранилища, погребальную платформу. К третьему сектору относились источники воды и открытые земли, предназначенные, по-видимому, для хозяйственной деятельности.
Чиновники рангом пониже могли размещаться в небольших резиденциях шести типов. В каждом случае сложность постройки и пышность ее убранства соответствовали определенному социальному статусу на иерархической лестнице.
Основная часть населения – ремесленники, прислуга, торговцы – размещалась по окраинам города в четырех больших кварталах. Так, ремесленники жили отдельными семьями, занимаясь своим ремеслом здесь же. Они были избавлены от земледельческих работ и от повинностей. Изготовляемые ими предметы в основном предназначались для элиты. Под конец существования Чан-Чана из 36000 жителей города 29000 человек составляли население “четырех кварталов”.
При завоевании Чиму инками в 1470 году последний представитель правящей династии Чан-Чана Мичансам был перевезен в Куско, а за ним последовали чиновники, ремесленники, ювелиры и другие жители города.
По своему типу культура Сикан является преемницей разных региональных культур. От мочика были унаследованы традиции артефактной деятельности и художественная стилистика. От горной центрально-южной культуры Уари и прибрежной культуры Пачакамак идеологи Сикан восприняли религиозную модель мира.
тогда какие основания вообще выделять отдельную культуру?..
О культуре Сикан известно, что она сочетала несколько видов хозяйственной деятельности – рыболовство, экстенсивное земледелие и животноводство. Активно использовался металл – бронза и сплавы меди с мышьяком.
Городские образования Сикан имели планировку, ориентированную по оси север-юг с небольшим отклонением к востоку, и представляли собой акропольные структуры с комплексами платформа-храм (уака). Подобно мезоамериканским, это были протогорода, являвшие собой ритуально-административные центры.
…есть и исключительные образцы элитных погребений. Речь идет прежде всего о погребении “Правителя Сикана” в Уака-Лоро, датируемого 1000 годом…
Общий вес предметов погребального инвентаря составлял 1,2 тонны. Здесь было 489 предметов из бронзы, весом до 200 кг, 141 раковина Conusfergusoni, 179 раковин Spondylusprinceps, 600 кг “металлических стружек”, 70 кг жемчуга, 19 керамических сосудов, 100 предметов из золота. Большинство предметов было аккуратно разложено по группам: раковины, жемчуг, керамика и т.д. Эти кучки сохранили и следы защитных материалов – коробочки для упаковки, позолоченные листы для прокладок. Вместе с тем, было достаточное количество предметов, свободно перемешанных на разных уровнях.
На первом уровне было обнаружено захоронение ребенка 10-12 лет…
Главным покойником в этом богатейшем могильнике был мужчина возраста 40-50 лет ростом 1,60 м. Его похоронили в сидячем положении, с поджатыми ногами, лицом на запад. Но самое пикантное, что он был похоронен… вниз головой!..
Поскольку покойник был расположен вниз головой, большинство золотых, деревянных и керамических предметов, находившихся в погребении, также были помещены в перевернутом положении…
В этом пласте в северо-западном углу лицом друг к другу были погребены две молодые женщины, сидящие поджав ноги, почти соприкасаясь коленями. Они были покрыты сотнями раковин…
Основные предметы из погребения были привозными: изумруды – из Эквадора или Колумбии, раковины – из Эквадора, золото – с восточных склонов Анд, синие камни (ляпис-лазурит) – с севера Чили.
Данное погребение, с одной стороны, является достаточно характерным для данной культуры, а с другой, несет и некоторые отличные черты, за счет, в первую очередь, исключительного разнообразия инвентаря. Стоит отметить, что все погребения культуры Сикан делились на четыре группы по степени присутствия золота; предметы, покрытые золотом или позолоченные; бронзовые предметы; только неметаллические предметы. В отличие от остальных погребений, в Уака-Лоро оказались изделия не только из золота, но и из всех возможных в данном регионе металлов и материалов.
такое впечатление, что живые избавлялись ото всего, что принадлежало этому погребенному. Не отдавали ему “свое”, а именно избавлялись…
“…Некогда существовало божество, которое перуанцы звали Пайачачик, что означало “Хозяин и творец мира, Бог невидимый”. Создал он мир и человека, но люди не сумели оценить его, поскольку поклонялись одни рекам, другие горам – и все эти предметы уподобляли богу. Озлобился Пайачачик и решил наказать людей – сначала молнией, а потом потопом. Почти всех поубивал и утопил он, и лишь немногие спаслись на вершинах деревьев и в глубоких пещерах. Оставшихся в живых Пайачачик собрал перед собой и велел опять заселить землю, причем жить на ней в счастье и радости. Те же в благодарность стали учить своих детей поклоняться божеству и начали ставить уаки – святилища во всех тех местах, где отсиживались во время молний и потопа, – у деревьев, в пещерах, на горах. Тем самым они опять начали уподоблять эти предметы божеству. Опять озлобился Пайачачик и превратил все эти святилища в камни. Тогда еще не было солнца, луны и звезд. Решил Пайачачик создать их и для этого отправился в селение Тиауанако, что у озера Титикака…”
Есть и другие версии мифов о Виракоче и Титикаке. Так, местные жители рассказывали, что еще до создания мира был здесь тот, кого звали Виракоча. Он и создал темный мир без солнца, звезд и луны – и за это назвали его Виракоча Пайачачик, что означало “Творец всего сущего”. Потом создал он гигантских уродов, вырезанных из камня и раскрашенных, чтобы посмотреть, нельзя ли из них сделать людей. Увидел, что ростом они выше самого Творца, и сказал: “Нельзя, чтобы они были такими большими. Пусть будут они как я”. И создал он людей по своему подобию, и жили эти люди в темноте. И велел он им жить в мире, знать и почитать творца своего. Но люди, как обычно, погрязли в пороках, и потому Виракоча Пайачачик наказал их: одних превратил в камни, других утопил в море, третьих поглотила земля. И главное, наслал на них потоп под названием пачакути, что означает “вода, которая перевернула землю”. Потоп продолжался 60 дней и уничтожил все созданное, остались лишь некоторые камни в память о прошлом и в назидание в будущем.
под этим подразумеваются просто камни, либо “камни, уложенные в строения” (т.е. допотопные постройки)?..
Разрушив землю, Виракоча Пайачачик оставил лишь трех человек – на развод и заодно чтобы служили ему. Земля через какое-то время высохла, ее удалось опять заселить. Тогда, совершенствуясь в этом деле, Виракоча решил улучшить свое творение и дать людям светила. Отправился он на остров Титикака, расположенный в озере с тем же названием, и приказал Солнцу, Луне и звездам немедленно появиться и отправиться на небо, чтобы светить миру. Так все и было сделано. Еще говорят, что Луне он дал больше яркости, чем Солнцу, – и тогда завистливое светило бросило в лицо сопернице пепел. Потому-то теперь Луна и не светит так ярко.
Тут Виракоча обнаружил, что главный из трех оставшихся после потопа помощников совсем отбился от рук. Он приказал связать его и бросить на бальсовом плоту в воды Титикаки. А сам построил на берегу святилище в память о славных событиях. С оставшимися двумя Виракоча вернулся с острова на землю и в месте, называвшемся Тиауанако, вырезал на камне и написал имена всех племен, которые планировал создать. Двоих помощников он отправил по селениям, чтобы те передали людям волю Виракочи. Те шли и кричали: “О вы, люди и племена! Слушайте и повинуйтесь приказу Виракочи, который велит вам выйти, размножаться и заселять землю!” Да и сам Виракоча не сидел без дела и ходил по землям, обращаясь к людям с этим призывом. С этих пор в Перу и развелось столько племен и народов.
Другие утверждают, что Виракоча все это Виракоча осуществил, не выходя из Тиауанако.
Еще рассказывают, что Виракоча был человеком среднего роста, сам белый и в белых одеждах, а в руках держал посох и книгу…
а зачем надо было призывать размножаться?.. Видимо, людей оставалось очень мало после Потопа, и требовалось предпринять особые усилия по размножению, дабы не исчезнуть как виду…
Древнее название этого города [Тиауанако] на языке местных индейцев аймара звучит по-другому – Тайпикала, что значит “Камень посредине”. Это название, кстати, дает основание предполагать гораздо большие размеры некогда существовавшего города-государства. А как именовали этот город его создатели, никому не известно.
а какие, собственно, из такого названия следуют основания для пересмотра размеров города?..
Первым европейцем, описавшим этот чудесный город, был испанский солдат Сьеса де Леон, увидевший древние руины в 1549 году.
следует понимать так, что уже к моменту появления испанцев от Тиауанако оставались лишь “древние руины” ?!.
От жителя равнин требуется особое мужество, чтобы восхититься красотами Тиауанако. Добравшись до высоты в 4000 м над уровнем моря, он незамедлительно ощутит нехватку кислорода, которая может составлять до 25%. Как описывает специалист по южноамериканским культурам Юрий Зубрицкий, на человека наваливается огромная усталость, ощущается тяжесть во всем теле, становится тяжело дышать, начинает болеть голова. От малейшего физического усилия бешено колотится сердце. Однако стоит заметить, что и местным обитателям было не так просто адаптироваться к условиям высокогорья. Известно, что индейцы этих мест потребляли специальный чай из листьев коки, который мгновенно снимал неприятные симптомы сорроче – высотной болезни, характеризующейся тошнотой, головокружением и головной болью. Все эти неприятные ощущения вызываются недостатком кислорода и низким атмосферным давлением. При этом никакого галлюциногенного эффекта заваренная в чае кока не оказывает.
и при таких условиях надо было ворочать громадные камни?.. На одном наркотическом допинге далеко не уедешь…
Возник этот город неподалеку от озера Титикака примерно в 200 году до н.э. и просуществовал вплоть до IX века н.э.
автор не указывает, на чем, собственно, основана подобная датировка… До сих пор к камням Тиауанако н применяли методов, которые могли бы их датировать; а кроме камней там нет ничего…
…городской комплекс был некогда окружен рвом с водой, соединенным озером. Несмотря на близость огромного естественного водоема, жители Тиауанако почему-то со странным рвением рыли водоемы и каналы на территории центра, а также заполняли водой естественные впадины, облицовывая их берега камнем.
автор почему-то забывает упомянуть, что озеро Титикака находится довольно далеко от самого комплекса Тиауанако; и что, по выводам некоторых исследователей, озеро подходило близко к Тиауанако аж более 10 тысяч лет назад!..
имеет место абсолютная нестыковка двух датировок и утверждения о соединении “рва с водой” с озером, поскольку уровень гидрографии в данном случае совершенно разный. Для подобного соединения нужен значительно больший уровень воды в озере, а это уводит нас на тот самый десяток тысячелетий назад!..
Добавить комментарий