За мощными стенами скрывался город из домов, улиц, площадей и построек с сотнями комнат. Здесь были административные и военные здания, хранилища запасов пищи, жилые комплексы и кварталы ремесленников.

Если не видеть собственными глазами или хотя бы фотоснимков, то вроде бы все автор хорошо описывает… Но ГДЕ хоть один из описываемых объектов?.. Где хоть какие-то остатки от этих объектов?.. Где артефакты?!. Вся проблема в том, что ничего подобного в Тиауанако нет! Есть лишь внешние стены и стелы внутри. И это все – недатированный камень!.. Помимо этого – следы от единичных строений, когда-то созданных по совершенно иной (!) технологии (см. далее)…

К характерным признакам архитектуры Тиауанако относятся создание платформ и пирамид путем досыпки естественных возвышений и укрепление их каменными стенами, сооружение полуподземных зданий и возведение памятников-монолитов.
Центр состоял из нескольких архитектурных комплексов, крупнейшими из которых являются Акапана и Каласасайя.
Высота ступенчатой пирамиды Акапана превышала 15 м, а стороны основания составляли 200 м. Предполагается, что здесь существовало естественное возвышение, которое было использовано древними зодчими.

а что? Разве трудно это предположение было проверить?..

Ступени платформ пирамиды поддерживала характерная для Тиауанако каменная кладка – сначала ставились каменные столбы, а затем промежутки между ними заполнялись тесаными каменными блоками, уложенными горизонтальными рядами. При строительстве использовались андезитовые или песчаниковые блоки весом до 100 тонн.

и это на высоте 4 км в описанных выше условиях (при отсутствии тягловых животных!!!) создают люди, не знающие даже железа!?. Просто бред какой-то…

На верхней платформе пирамиды находился искусственный, также выложенный камнем водоем овальной формы, глубиной 7 м, размерами 80х40 м и вместимостью около 22000 м3. От водоема с восточной стороны отходили на юг и север, как бы разветвляясь, два водоотводных канала, которые смыкались между собой у западного основания пирамиды. Хотя и трудно провести прямые аналогии, однако это активное использование воды в архитектурном ансамбле Тиауанако удивительно напоминает комплексы Чавина.

На платформах Акапаны было обнаружено множество тесаных каменных блоков, назначение которых так и остается тайной. Возможно, это остатки какого-то разрушенного сооружения. Но не исключено, что здесь планировались и новые строительные работы, которые по каким-то причинам так и не были начаты.

Архитектурный ансамбль Каласасайя расположен к северу от Акапаны и считается самым загадочным памятником Тиауанако. Площадь этого комплекса составляет около 15000 м2. Он располагался на сравнительно невысокой прямоугольной платформе, обнесенной характерной тиауанакской стеной – из четырехгранных столбов разной высоты, пространства между которыми были заполнены отшлифованным камнем.
Вход в комплекс Каласасайя находился с восточной стороны. Здесь от вымощенной площадки вела на платформу лестница из шести ступеней шириной в 7 м. Наверху она заканчивалась монолитной платформой.
Каков размер этой монолитной платформы? И, соответственно, вес монолита?..

Внизу по бокам лестницы стояли две большие колонны, входившие в состав общей стены. К востоку от лестницы на удалении около 22 м находится полуподземная постройка. Хотя это прямоугольное здание (28,5х26 м) погружено в землю на 1,7 м, оно было построено по традиционной для Тиауанако схеме: опорные колонны с заполненными пространствами между ними. Правда, каменные блоки были отшлифованы с меньшей, чем обычно, тщательностью. Из стен как бы вырастают скульптурные изображения человеческих голов, напоминающие традиции Чавина (правда, там головы изображали кошачьих хищников). В центре этого странного здания были поставлены две стелы, получившие названия “Стела Беннета” и “Бородатый идол”, что и позволило археологам предположить ритуальное назначение этой подземной постройки.
В восточной части платформы сохранились следы разрушенного здания. Кроме того, в этом архитектурном комплексе имеется и маленький храм, от которого сохранились два квадратных помещения размером 2,10х2,10 м. Стены были выполнены из тесаного камня, покрыты толстым слоем глиняной штукатурки и расписаны белой краской. Полы вымощены белой глиной.
С западной стороны от платформы отходил небольшой прямоугольный выступ, от которого широкая трехступенчатая лестница вела в комплекс Путуни, при раскопках был ошибочно названный “Дворцом саркофагов”. Это прямоугольное сооружение (48,4х39,8 м) было выстроено на характерной досыпанной платформе и тоже частично углублено в землю. Вход, если судить по лестнице, располагался с восточной стороны. К западу от Путуни находился комплекс, названный Кери-Кала. Он включал четыре здания из тесаного камня, выходящих во внутренний двор. Каждое состояло из трех рядов небольших сообщающихся через дверные проемы комнат, средние размеры которых составляли 5х1,5 м.

В северо-западной части платформы Каласасайя сохранились следы здания, сложенного из сырцовых кирпичей.

странная находка для комплекса, при постройке которого спокойно ворочали и обтесывали каменные блоки…

Здесь же, в северо-западном углу платформы, находится и самый знаменитый памятник Тиауанако – Ворота солнца, сложенные из каменных блоков с рельефными изображениями. Прямо над проемом изображено некое мифическое существо, сочетающее признаки человека, кондора, змеи и кошачьего. По обе стороны от божественного существа помещено 48 “человеко-кондоров”. Все они повернуты лицом к центру. На боковых колоннах Ворот внизу имеются небольшие прямоугольные ниши. Нишами снабжена и задняя часть Ворот. Расположение и форма этих отверстий заставляет предположить, что они были сделаны для вращения какой-то оси.

автор дважды демонстрирует полное невежество. Во-первых, Ворота выполнены из МОНОЛИТА, а не “сложены из блоков”. Даже трещина, расколовшая Ворота на две неравные части, отчетливо демонстрирует начальную монолитность материала. Причем, монолитность Ворот уже неоднократно отмечалась исследователями… А во-вторых, упомянутые ниши имеют ярко выраженную прямоугольную форму, которая никоим образом не “заставляет предположить, что они были сделаны для вращения какой-то оси”. Для вращения больше подошло бы круглое отверстие… Ну, или по крайней мере, квадратное, дабы ось не болталась в этой нише как сосиска в проруби…

Примерно в километре к юго-западу от Тиауанако располагался комплекс Пумапунку – платформа пятиметровой высоты с длиной стен около 150 м. Сама платформа отчасти напоминает Акапану, тем более что наверху этой пирамиды осталось углубление от искусственного водоема. К востоку от углубления, то есть со стороны Каласасайи найдены остатки четырех огромных блоков из песчаника, лежащих в ряд с севера на юг. Их размеры составляли в среднем 7х7 м. Хотя плиты и разбиты, сохранились следы отверстий для бронзовых скоб, которые должны были бы их соединить в некую конструкцию. Но самой замечательной находкой Пумапунку считаются Ворота Луны, чрезвычайно напоминающие Ворота Солнца. Стилистически оба памятника едины и различаются лишь в деталях изобразительных композиций. Судя по сохранившимся золотым гвоздикам, можно предположить, что Ворота были покрыты листовым золотом. Названия “Ворота Солнца” и “Ворота Луны”, конечно же, являются условными. Однако нельзя отрицать того, что комплекс Пумапунку имел особое астрономическое назначение и дополнял Каласасайю в наблюдениях за движениями небесных тел.

Как всегда – соображения об астрономическом назначении подобных громоздких сооружений просто смешны. А вот мысль о покрытии Ворот листовым золотом – любопытна…

По всей территории Тиауанако были обнаружены монолитные каменные фигуры высотой от 1,5 до 7,6 м, покрытые рельефами. Испанские хронисты, включая Сьесу де Леона, упоминали о множестве “громадный статуй, стоящих на развалинах Тиауанако”. К настоящему времени этих “статуй” осталось не так уж много – всего их зарегистрировано несколько десятков. Они представляют собой нечто среднее между столбами и стелами, при этом сама фигура изображает человека. Черты лица и ритуальные предметы в руках выполнены техникой низкого рельефа. Одной из самых изящных считается фигура из Каласасайи, названная, по имени боливийского археолога, “монолитом Понсе”. Ее высота над поверхностью земли достигает 3,5 м.

испанцы ошиблись или преувеличили?.. Или где тогда другие статуи?..

В Тиауанако найдены огромные каменные глыбы со следами обработки, которая иногда проводилась в какой-то иной, отличной от традиционной для этого центра, манере. Некоторые исследователи даже предполагают, что это инки пытались проводить “реставрационные работы”. Однако не исключено, что сыны Солнца имели и более прагматичные намерения – перестроить город “под себя”. Какое-то событие, возможно испанское вторжение, оборвало этот новострой, и вряд ли мы теперь узнаем о планах далеких архитекторов.

а чем именно отличалась манера обработки камня?.. Была она совершенней или, наоборот, небрежней?..

Помимо монументальных памятников в Тиауанако сохранились предметы мелкой пластики, среди которых особенно выделяется полихромная керамика с геометрическим орнаментом, сопоставимая только с Наска. Имелись сосуды разной формы… Часто при украшении сосуда применялась лепка, которая превращала сосуд в скульптурную фигурку, изображавшую голову животного или человека…
При раскопках памятников Тиауанако было обнаружено немало предметов из камня: топорики, всевозможные украшения. Из кости ламы изготовлялись иглы, проколки, лопаточки, бусы.
Изделия из металла достаточно редки. Изяществом отличались предметы из меди, серебра, листового золота – пластины, сосуды, гвоздики. Бронза использовалась в более поздние периоды для изготовления таких изделий, как топоры, скобы, предметы быта, нагрудные диски.

а где именно найдены все эти предметы?.. Непосредственно в сооружениях Тиауанако или где-то “рядом”?.. И насколько эти предметы связаны непосредственно с каменными сооружениями?..

Как обычно, наибольшее количество предметов мелкой пластики мы получаем из древних погребений. В качестве примера можно привести предметы, сопровождавшие покойника на острове Парити. Оно было раскопано археологом Беннетом еще в 30-е годы. Это было грунтовое погребение, даже не выложенное камнем. Но оно отличалось исключительным богатством. В могиле найдены 23 золотых предмета, маленькие золотые диски, костяные резные трубки, бусы, остатки красок, а также маленькие сосуды высотой 2-4 см.

а причем здесь, скажем, сооружения Тиауанако?.. Только лишь потому, что остров находится неподалеку?..

Когда говорят о Тиауанако, обычно сразу же вспоминают и культуру Уари, появившуюся в долине Айякучо после 500 года, к северу от знаменитого центра. Причем уже в 600 году археологи прослеживают экспансию Уари вплоть до территорий Чанкай на побережье и Кальехон-де-Уайлас в высокогорье. Появляются новые центры, выстроенные в стиле, до тех пор неизвестном в Андах. Мощные стены укрывали дома, улицы, площади и здания, насчитывавшие сотни комнат. Это были административные и военные здания, хранилища, жилые постройки, кварталы ремесленников. Архитектура отличалась правильностью, симметрией, прямоугольной планировкой, символизируя централизацию власти и силу. Для построек Уари также характерны ступенчатые платформы. Здесь же размещались и монументальные памятники – фигуры, которые изображали неких персонажей с лицами, похожими на маски… На изображениях часто появлялись летящие персонажи, змеи и трофейные головы.

о каких именно “центрах” идет речь?.. Почему-то здесь об этом абсолютно ничего не сказано.

После периода активной экспансии культура Уари приходит в упадок, поселения долины Айакучо опустевают. Зато расцветают прибрежные центры враждебного уари Пачакамака. Вообще отношения между Тиауанако и уари хранят немало загадок. Некоторые исследователи склоняются к мнению, что это были две своеобразные столицы, причем Тиауанако контролировала южные земли, а Уари – северные. После 500 года два города, возможно, образовали своеобразную конфедерацию. При этом складывается впечатление, что в Тиауанако преобладала религиозная власть, тогда как Уари в большей степени опирался на светское управление.

ну, и куда опять-таки все они делись?..

В последние десятилетия особое внимание уделялось изучению поселенческой модели и погребений в различных поселениях Тиауанако… Было выявлено, что на территории Тиауанако раннего периода (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.) захоронения связаны с жилыми постройками, как, например, в Лукурмате. В следующем периоде (200-700 гг.) могилы уже не сооружаются вблизи жилого комплекса. Однако с 700 по 900 год картина меняется: большинство взрослых и подростков, являвшихся, по всей видимости, простыми общинниками, захораниваются в пределах жилой зоны.

из всего текста следует, что в самом Тиауанако погребений нет!..

Одно из погребений Чульпа-Пампы содержало череп и другие кости скелета, лежавшие рядом с округлым днищем большого “луковичного” сосуда. Здесь же был оставлен каменный топор.

автор хочет сказать, что Тиауанако создавался обществом с каменными топорами!?.

…в IX веке Тиауанако приходит в упадок. Самое странное, что мы почти ничего не можем сказать об обществе, существовавшем на берегах Титикака в I тысячелетии, практически одновременно с мезоамериканским Теотиуаканом и майя. Знаем, что существовала богатая элита. Предполагаем, что ремесленники составляли уже особую прослойку и среди них имелись ювелиры, каменщики, гончары, строители, инженеры, ткачи. Были здесь и великолепные астрономы. Жрецы довели до совершенства религиозную концепцию использовав знания свои предшественников, в частности чавинцев. Но мы и понятия не имеем, почему это святилище странным образом продолжало выполнять свои сакральные функции в регионе даже спустя целые столетия после исчезновения тех, кто его создавал.

откуда вдруг взялась “элита”?.. Про какие-то хотя бы захоронения представителей такой “элиты” нет ни слова!.. Некие “жрецы” вылезают исключительно из версии “сакрального назначения” мегалитов. Но эти домыслы абсолютно ничего не могут нам сказать о первоначальном (действительном) замысле строителей, как и о самих строителях!!!

Сохранилось мало каменных строений Наска. Все они расположены по преимуществу в долинах рек, пересекающих прибрежную полосу пустынь. Первым из обнаруженных и самым крупным был, по-видимому, воздвигнутый в раннем периоде в долине реки Наска центр Кауачи. Здесь было обнаружено шесть “пирамидальных холмов” – то есть к естественным холмам были пристроены террасы, а все сооружение выложено адобами. К этим пирамидам примыкали дворы и постройки. В центре поселения возвышался так называемый “Большой храм”. Он также возник на естественном, но подправленном плоском холме, превратившемся в 20-метровую ступенчатую пирамиду. Вокруг располагались площади, дворы, строения с низки стенами из сырцового кирпича и погребения.

Археолог Стронг, первым раскопавший Кауачи, даже назвал его “столицей цивилизации Наска во времена ее особенно пышного расцвета”. Пожалуй, он верно оценил значимость этого древнего города, занимавшего площадь в 24 км2 и просуществовавшего целых шесть столетий – с 300 года до н.э. по 300 год н.э. Кроме того, вскоре совсем рядом был обнаружен более поздний комплекс, немало удививший археологов. На низкой платформе из адобов было установлено 12 рядов столбов из стволов рожкового дерева альгарробы. В каждом ряду находилось по 20 двухметровых столбов, раздвоенных сверху. Эту прямоугольную конструкцию даже шутливо поименовали “деревянным Стоунхенджем”, хотя сходство с настоящим Стоунхенджем заключается лишь в церемониальном назначении этих двух памятников. К западу и к югу уже цепочками тянулись столбы поменьше. Складывалось впечатление, что этими цепочками разгораживались какие-то постройки. Были и другие конструкции, назначение которых до сих пор не выяснено.

…было обнаружено поселение, названное Уака-дель-Лоро (“Святилище попугая”) и относившееся к самому концу культуры Наска. Свое название место получило благодаря живописной мумии попугая ара, обнаруженной в центральном круглом здании. К этому зданию – предположительно святилищу – с севера и юга примыкали комнаты. Стены были сложены из камней и гальки, обмазаны глиной и выкрашены в красный цвет. С юга к сооружению вели лестницы, огороженные плетнем.
…внутри здания помимо мумии ара, находились еще и мумифицированные остатки морской свинки, ламы, а также кость кита.
Каналы Наски позволяли доставлять воду из горных рек на поля в периоды засухи. Их уникальность состоит не только в инженерном решении их прокладки. Эти акведуки были крытыми – во избежание большого испарения воды в зоне пустыни.

Удивительно, но похоже, что музыкальные инструменты насканцы изготавливали на все случаи жизни. А попользовавшись, зачастую намеренно разбивали. Больше всего их обнаружено в церемониальном центре Кауачи. Все инструменты можно поделить на три группы: духовые, ударные (перкуссионные) и шумовые. Среди духовых встречаются трубы, разнообразные свистульки, свистки-стаканы, кены (флейты) и антары (“флейты Пана”). Среди ударных известны барабаны, которые могли иметь форму как сосуда, так и цилиндра. Шумовые инструменты представлены погремушками и украшениями (бусами и браслетами), которые при движении танцора создавали тот же эффект, что и погремушка. Кроме того, любая волнистая поверхность могла использоваться для создания шума… Основным же музыкальным инструментов древних насканцев была антара. Об этом свидетельствуют не только многочисленные археологические находки, но и изображения – как рисованные, так и фигурные.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: