Следует заметить, что древние — не только ольмеки — любили, как бы мы сейчас назвали, семантические игры, суть которых универсально сводится к следующему. В древних языках существовало много слов-омонимов, то есть одно и то же слово имело зачастую до пяти-шести значений. Трудно что-либо сказать о взаимозависимости этих значений, иногда она заметна, а иногда нам совершенно непонятна. Тем не менее, выбиралось слово, которое графически передавалось определенной идеограммой (или фонетическим знаком). Однако в необходимой ситуации под этим изображением подразумевалось не прямое значение слова, а совсем другое, несущее зачастую скрытый смысл, который иногда называют эзотерическим. Подобный прием активно использовался как ольмеками, так и их культурными преемниками — майя.
Так, наиболее общим словом для обозначения плода в языке майя является ich. Ich ich, например, — название растения, определяемого как Eugenia Axillaris, это куст с плодами в виде маленьких ароматных красных ягод. Однако помимо значения «плод растения» по омонимуму ich означает: «приплод» или «человеческий плод», то есть «зародыш», а также имеет значение «близнецы». Глагол ich-il означает «забеременеть». Но и это не все. Слово ich имеет еще несколько значений: «глаз», «лицо», «похожий» и даже «поверхность земли».
Иконография майя представляет случаи замены изображения ягоды на опознаваемое изображение лица (головы) человека, что с точки зрения семантики знака вполне допустимо и не противоречит традициям. Так, например, нередко встречается сюжет, где в контур пещеры помещено изображение большой птицы. В ее широко раскрытом ключе — голова человека с подчеркнуто выделенным круглым глазом и завитком (центральный элемент ich в качестве поясняющей надписи). Такие изображения есть и на керамических сосудах, и в рукописных кодексах, и в настенных росписях.

все дело в принятой категоризации объектов, которая у разных народов может вполне отличаться. И то, что у нас не имеет никакой связи, вполне может иметь связь в понятийном аппарате другого народа, — соответственно, и иметь общий корень, который, собственно, и отображается. Тот же «плод» у нас относится и к еде, и к результатам творчества, и к размножению (приплод у скота и т.п.). Тем, кто не знаком с нашим понятийным аппаратом и культурными особенности нашего языка, связь между этими значениями вполне может показаться и «эзотерической», хотя не имеет на самом деле никакого скрытого тайного смысла.

Нетрудно заметить, что головные уборы на гигантских головах разные.

Еще одной загадкой этой цивилизации является обилие среди болот монументальных памятников, изготовлявшихся из крупных монолитов. А ведь эти монолиты приходилось перемещать на сотни километров, не имея тягловых животных и хороших дорог! Изготовление памятников монументальной скульптуры было сопряжено с доставкой каменных глыб волоком из ближайшего базальтового горного массива. Задача была хоть и трудной, но вполне осуществимой в местах концентрации рабочей силы.

Как известно, все ранние цивилизации тяготеют к избыточной монументальности. При этом современный человек мучается загадкой: как и зачем переносились на такие большие расстояния эти неподъемные глыбы? Этот вопрос возникает при виде фигур острова Пасхи, платформы Баальбека, египетских монументов. В этот же ряд мы помещаем и каменные памятники ольмеков — гигантские головы и алтари. Как показывают многочисленные расчеты и уже проведенные исторические эксперименты, подобные задачи оказываются по силам и современному человеку, хотя и кажутся ему бессмысленными и излишне трудоемкими.

что это за «историческая закономерность» — «тяготение к излишней монументальности»?..

только «расчеты» эти проводят почему-то люди, далекие от строительных технологий, и на самых малых «образцах»… А те, кто понимает в этих технологиях, получают как раз совершенно иные выводы, только историки их слушать не хотят по причине их «некомпетентности в истории»…

Какую же цель преследовали древние ольмеки, перетаскивая глыбы и возводя города среди воды?
Дело в том, что болотистые земли, удаленные от горных массивов, значительно усложняли ольмекам проведение обрядов, связанных с культом пещер. Не было даже скал, на поверхности которых можно было бы изобразить эти пещеры, превратив это место в ритуальный центр. Таким образом, единственно доступным способом «воспроизведения» прародины становилось сооружение ритуальных центров, воплощавших пространственную модель мира и превращавшихся постепенно в города, а также возведение монументальных памятников, которые символизировали гору с пещерой прародителей. Использование монолитов только подчеркивало величие замысла и могущество правителей, лишний раз стремившихся напомнить о своем прямом родстве с божественными предками.

Во-первых, так и нет ответа на вопрос, — зачем там надо было строить города… А во-вторых, кто вообще мешал столь развитой цивилизации переселиться в более хорошие условия и не жить среди гнилых болот, ведь ближайшие развитые соседи (сапотеки и миштеки) жили в сотнях километрах от ольмеков, да еще и за горными хребтами??? Или хотя бы строить «сакральные центры» поближе к горам и каменоломням…

Памятники ольмеков, которые долгое время условно назывались алтарями для жертвоприношений, вряд ли напрямую выполняли эту ритуальную функцию в привычном для нас понимании. Почти все серьезные исследователи, занимавшиеся изучением этих скульптур, независимо друг от друга пришли к выводу о том, что воплощенный сюжет передает идею «выхода человека из пещеры» и что этот выход так или иначе связан с идеей возрождения и бессмертия.

каков критерий «серьезности»?.. должность в академической науке?..

Пока загадочным остается тот факт, что большинство сидящих фигур оказались обезглавленными еще в ольмекские времена. Что это было? Народное восстание или государственный переворот, как предполагают некоторые американские ученые? Скорее всего, речь идет о неких внутриродовых отношениях, когда родство с теми, кого изображали сидящие фигуры, перестало играть какое-либо общественное значение.

Рельефные и живописные панно в пещерах, удаленных иногда на сотни километров от Табаско, — это еще одна загадка ольмеков.
Чалькацинго — так называется местность в 130 км к юго-востоку от Мехико (или к северо-востоку от древних ольмекских центров), где были обнаружены наскальные изображения. Барельефы были выполнены на скале Серро-де-ла-Кантера, откуда прямо на север открывается вид на сияющий снежными вершинами вулкан Попокатепетль.
Рельефы были обнаружены еще в 1932 году, но лишь недавно специалисты установили их явно ольмекское происхождение. По многочисленным предметам, обнаруженным рядом с рельефами, был определен их возраст — примерно IX-VIII век до н.э.

Куда исчезли ольмеки?
Это одна из самых хитрых загадок мезоамериканской истории. Складывается странная картина некой предначертанности судьбы этого народа. В III тысячелетии они пришли неизвестно откуда, выполнили свою историческую и культурную миссию и к началу нашей эры вдруг исчезли. Однако ольмеки успели оставить богатое научное наследство. К концу I тысячелетия до н.э. они осуществили реформу календаря (переход от лунного к солнечному), приурочив ее к прецессионному переходу из Овна в Рыбы. На основе традиционной идеографии создали морфемно-силлабическое письмо. Разработали религиозно-идеологическую концепцию, которая накануне новой эры начала бурно распространяться по всему мезоамериканскому региону: в Теотиуакане, у сапотеков, у майя. Эта концепция воплощалась не только в сюжетах росписей, но и в планировке городских центров, в типологии построек и памятников. Странным образом эти процессы очень напоминают распространение христианства по Старому Свету: материально воплощаясь в проявлении специфических памятников архитектуры, скульптуры и мелкой пластики, оно как бы накладывалось на самые разные местные культуры и постепенно распространялось от средиземноморья до Сибири и дальше.

подобная аналогия очень любопытна… Но у христианства был некий хотя бы «внутренний двигатель»: единый остов догматов и когорта служителей. А что могло связывать давно исчезнувших ольмеков с другими народами, с которыми они даже не контактировали?..

…когда в XIX веке Теотиуакан обнаружили археологи, открывшееся зрелище можно было описать словами исследователя древних индейских городов Дж.Стеченса: «Разрушенный город лежал перед нами, словно потерпевший крушение корабль: мачты его потеряны, название стерлось, экипаж погиб, и никто не знает, откуда он шел, кому принадлежал, как долго длилось его путешествие, что послужило причиной его гибели». Как пишет крупнейший специалист по древней американской археологии В.И.Гуляев: «Теотиуакан погиб за много столетий до прихода европейцев в Америку, поэтому мы и по сей день не знаем имен его правителей, философов, поэтов и художников, языка, на котором говорили его жители, и даже подлинного названия этого великого города…» Дело в том, что Теотиуаканом, или «обителью богов», называли его астеки, сохранившие в своих преданиях восхищение великолепием и блеском некогда могущественной столицы.

ну и почему бы не прочитать это название буквально?..

…по преданиям астеков, которые, говоря о возникновении Теотиуакана, преподносят само его существование как некую изначальную данность:
«…Все до одного отправились в путь: и мальчишки, и старики, и девчонки, и древние старухи. Очень медленно, очень осторожно двигались они, пока не собрались вместе в Теотиуакане. Там установили они свои законы, там устроили они свое царство. И те, кого избирали сначала царями, были мудрецами, знатоками таинственных явлений, хранителями традиций. Затем появились там сановники. И весь народ построил святилища в честь богов солнца и Луны. После этого было сделано много других святилищ меньшего размера. И место это назвали Теотиуакан, потому что, когда умирали правители, их же здесь хоронили. Затем строили над ними пирамиды, которые стоят еще и сейчас. Каждая пирамида напоминает небольшую гору, только сделанную рукой человека… И среди них есть очень большие — Пирамида Луны и Пирамида Солнца» (Перевод В.И.Гуляева).

Известно, что Теотиуакан возник около 300 года до н.э., то есть одновременно или вскоре после великой календарной реформы ольмеков, утвердившей в Мезоамерике переход к солнечному календарю.

на основе каких данных «известно»?..

Известно немного. Во-первых, плодородная долина Теотиуакана находилась на пересечении многих торговых путей. А во-вторых, поселение возникло рядом со священной пещерой, внутри которой находился источник «девственной» воды (позже, правда, пересохший) и был захоронен некий предок. Вместе с тем четкая застройка и правильная сеть улиц свидетельствуют об изначальном наличии «плана генеральной застройки» города, который не нарушался на протяжении тысячи лет его существования.

В городе находились культовые сооружения, дворцы, административный центр, рынок и свыше 2000 жилых комплексов. Все это свидетельствовало о наличии в Теотиуакане сильной централизованной власти. В городе существовала как светская, так и военная знать, жрецы, многочисленные торговцы, ремесленники и общинники. Жрецы являлись хранителями научных знаний, в том числе медицинских и астрономических. В число ремесленников зачастую входили переселенцы из других районов Центральной Мексики. Кормили Теотиуакан земледельцы, которые разработали сложную ирригационную систему и использовали искусственные огороды — чинампы. В период наивысшего расцвета и могущества влияние Теотиуакана прослеживалось по всей Мезоамерике. Торговая и военная экспансия продвигалась во всех направлениях — на север, на юг в Оахаку и на юго-восток вдоль побережья Мексиканского залива.

вообще-то, если сейчас Каир — столица арабского государства, то отсюда ведь вовсе не следует, что пирамиды строили арабы…

Основные сооружения центральной части города были выстроены вдоль центрального, ориентированного с юга на север проспекта — так называемой «Дороги Мертвых». Как и создатели Ла-Венты, строители Теотиуакана воплотили в архитектуре поэтапную идею перехода от профанной (южной) части городского пространства к сакральной (северной). Причем сакральная часть находилась на некотором возвышении по отношению к профанной — таким образом, Дорога как бы вела вверх, на небо. Надо заметить, что ось, которой следовала Дорога Мертвых, отклонялась от севера на 17° к западу. Есть несколько вариантов объяснения этой «неточности» древних планировщиков, однако истинные причины такой ориентировки продолжают оставаться тайной.

Во-первых, по другим данным на 15,5°; а во-вторых, не к западу, а к востоку, что впрочем, видно на плане… То ли ошибка при наборе, то ли автор что-то перепутала…

Самым известным строением этой [профанной] части города (юго-восточный сектор) считается Храм Кетцалькоатля, заложенный около 200 года н.э. и впоследствии не раз перестраивавшийся. Это здание было выстроено на пирамидальном основании из шести платформ и украшено скульптурными изображениями Пернатого Змея и бабочек. От самого храма практически ничего не сохранилось — только основание. Поэтому особую ценность представляют находки, обнаруженные при раскопках платформ, — прежде всего это многочисленные скелеты в сопровождении специфического инвентаря.
Погребения находились как внутри, так и с наружной стороны сооружения и датировались 150-200 годом, то есть люди умерли или были умерщвлены ко времени возведения святилища. Покойники располагались симметрично, следуя ориентировке по странам света. Тела находились в лежачем или сидячем полусогнутом положении, с заведенными за спину руками — по всей очевидности, руки были связаны до наступления смерти. Все свидетельствовало о том, что этих людей принесли в жертву при закладке храма.

или прикопали там уже после его возведения… А может быть и много позже его разрушения…

…количество принесенных в жертву при строительстве Храма Кетцалькоатля поражало воображение — было обнаружено 134 скелета.

автор почему-то не упоминает о том, что по легендам Кетцалькоатль выступал против человеческих жертвоприношений (и даже запрещал их). Как же тогда можно было решиться на такое кощунство и прямое оскорбление бога, храм которого строился?..

[одно из песнопений науа]:
«И назвали его Теотиуакан, так как то было место, где похоронены владыки. Так они сказали: «Когда мы умрем, а вернее, мы не умрем, поскольку будем жить, и вновь родимся, продолжим жить, вновь пробудимся, и это даст нам счастье». Так мертвые велят, когда ты умираешь: «Проснись, уже порозовело небо, уже пришел рассвет, уже запели птички, щебечут ласточки, и бабочки порхают». И говорили старики, что тот, кто умер, превратился в бога. А также говорят: «Он превратился в бога», когда хотят сказать: «Он умер».»

Наиболее крупными зданиями Теотиуакана, помимо пирамид, были дворцы или резиденции знати города — как, например, Шолальпан. Этим современным названием исследователи обозначили прямоугольный дворцовый комплекс из 45 комнат и семи патио…

На широких просторных площадях находились огромные рынки.

это по каким признакам установлено?..

В.И.Гуляев приводил любопытный факт: из 400 обнаруженных на территории города ремесленных мастерских 300 были так или иначе связаны с обработкой обсидиана.

В южной части комплекса был обнаружен череп молодого мужчины, повернутый к востоку. Этот череп имел дву круговые трепанации!

Примерно посредине более чем четырехкилометрового проспекта с восточной стороны возвышается огромная Пирамида Солнца. Именно она и является ключевым сооружением всего города. Прямо под ней находится естественная пещера, ориентированная с запада на восток, с легким отклонением к северу — практически перпендикулярно Дороге Мертвых. Таким образом, можно было как восходить на пирамиду к Хруму Солнца, поднимаясь с западной стороны, так и спускаться под нее вниз, где прямо под центром тоннель расширялся, образуя подобие небольшой комнаты. Направления тоннеля пещеры и главной лестницы пирамиды совпадали.

насколько точно это совпадение?..

Пещера под пирамидой, по всей видимости, имела исключительно сакральное значение, и потому доступ в нее был закрыт еще во времена расцвета Теотиуакана. Археолог Рене Мийон считает, что пещеру окончательно перекрыли уже к середине V века. В центральной камере, которая была замурована первой, сохранились разбитые керамические сосуды, расписные диски с антропоморфными фигурами. Они относятся к 150-250 годам. Дорис Хейден, посвятившая несколько лет изучению этой загадочной пещеры, предполагает, что здесь могли находиться и погребения, также разоренные еще в древности.

если пещера настолько изучена, то где хоть какие-нибудь ее снимки?..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: