Название юга у майя – “большой вход” – также указывало на положение человека в неком пространственно-временном континууме. Это было живое пространство. Мир живых находился, естественно, с противоположной по отношению к Полюсу мира стороны Млечного Пути – там, где в день весеннего равноденствия встает солнце, слева от Летучей Мыши.
…двоичность Млечного Пути послужила прообразом мирового древа, которое в изображении майя иногда появляется в виде сплетения двух змей. Такое “змеиное” дерево было символом единства племени из двух фратрий и упоминавшейся кросскузенной системы родства. Головы рептилий при этом располагались у питающегося девственной водой корня, а туловища одновременно являлись ветвями тыквенного дерева с плодами вместо хвостов. Плод же являлся символом возрождающейся души.
Говоря о символике изображений, стоит вспомнить и еще одного важного персонажа мифологии майя. Это старейший прапредок главной фратрии Дух-Улитка, изображавшийся в виде беззубого, часто горбатого старика, вылезающего из раковины. Пространство пещеры предков отождествлялось с пространством завитков раковины Улитки, что странным образом вновь приводит нас к Млечному Пути – поскольку центр галактики представляет собой спираль. Пространством Духа-Улитки, согласно текстам майя, заведовала Летучая Мышь – и именно дом созвездия с этим названием приходится на область галактического ядра. Однако как майя сумели придти к подобной модели, остается для нас пока темой для размышлений, как невозможно, по мнению астронома П.Ходжа, объяснить понимание галактики древними греками.
Вообще-то, форму спирали имеет не “центр галактики”, а галактика в целом (точнее, – срединная и внешняя часть); центр же галактики более-менее сферичен…
не менее любопытной может оказаться символика улитки в связи с “золотым сечением” в ее спирали…
Увидев созданную Космосом на звездном небе модель мира, майя постоянно пытались воспроизвести ее и на земле. Признаком этого служил культ пещер, как естественных, так и искусственных, распространенный по всему региону. Кроме того, эту модель они воплощали не только в памятниках архитектуры, но и в распределении городов в географическом пространстве.
Так, например, в некоторых текстах майя, записанных в колониальный период, Млечный Путь упоминается как “живая веревка”, соединяющая по небу некоторые города Юкатана. Эта “веревка пересекает Юкатан с востока на запад в день летнего солнцестояния в момент захода солнца (примерно после 19 часов) в классический и постклассический период. В IV-V тысячелетиях до н.э. совпадение ориентации Млечного Пути с осью запад-восток приходилось на полночь с отклонением от зенита всего на 18°. Согласно этим поздним записям, млечный Путь как бы начинался от Тулума (20°15”), затем проходил над Коба (20°30”), далее следовала Чичен-Ица (20°41”) и Ушмаль (20°23”). Но если продолжить эту линию, то крайней точкой на западе полуострова становится уходящий в пространство моря искусственный остров-некрополь Хайна (20°15”). Именно местоположение острова Хайна совпадает с “пастью” рептилии и олицетворением прародины, куда отправлялись души умерших.
ах, какие “серьезные” астрономические “привязки” и рассуждения!.. Только автор не упоминает одного “тонкого” момента: за счет суточного вращения Земли и ее годового вращения вокруг Солнца прохождение Млечного Пути с востока на запад – очень и очень частое явление на нашем небосводе. Особенно, если считать отклонение аж в 18 градусов от зенита пренебрежимой “мелочью”… Уж ежегодно-то подобное положение Млечный Путь занимает десятки раз!.. При такой постоянной повторяемости явления ссылаться на какие-то тысячелетия – просто нелепо… (Но автор увлечен и поэтому даже не замечает не только этого, но и того, что упоминаемые ей даты не имеют никакого отношения к 3114 году до н.э. и датировкам государства майя, которая она приводит ранее…)
рассуждения могли бы представлять интерес в плане некоей “привязки” городов друг к другу. Только автор опять не упоминает о том, что весь Юкатан занимает всего 2-3 градуса по широте. Естественно, что анализ расположения поселений лишь севера полуострова даст некое “совпадение” в пределах градуса…
Вторая “живая веревка” – положение млечного Пути, максимально приближенное к оси север-юг, пересекала территории майя наискосок через 90° долготы. Путь “веревки” начинался от копана (Гондурас), проходил через Уканаль (Гватемала), Тикаль, Шультун, Калакмуль (Мексика), через центр Эцна и завершался… на острове Хайна!
по долготе весь полуостров еще в полтора-два раза уже, чем по широте… Так что таких “веревок” (особенно, если выбирать по своему усмотрения для этого одни города, не упоминая про другие) можно “навить” сколько угодно и свести их в любом удобном месте…
…отношение к Зодиаку в Мезоамерике не было постоянным. Во-первых, его могли использовать как чисто космогоническое учение, связанное с мифологическими представлениями, – и в этом случае пространственная конфигурация созвездий воспринималась по-своему. Во-вторых, по Зодиаку строили годовой цикл из равных 13 месяцев по 28 (27,69) дней, что давало в результате 360-дневный год, к которому добавлялись остаточные 5 дней “без имени”. А в поздние времена наметилась тенденция к сокращению количества созвездий до 12 равных по протяженности – для упрощения календарных расчетов, как это делалось и в Старом Свете.
опять возникает вопрос – а было ли 13 созвездий в Зодиаке?.. И по современным астрономическим картам в полосу зодиакальных созвездий попадает, например, тот же Змееносец (краем), но мы ведь не включаем его в состав Зодиака (понятие, несколько отличающееся от строго астрономического его значения)… Кстати, именно этот участок фигурирует у индейцев майя под названием “дополнительного” созвездия Летучей Мыши!.. Астрономически он относится к Змееносцу, но зодиакально – к Скорпиону…
Этот искусственный остров [Хайна] расположен на широте 20°15”, а на карте выглядит расположенным на широте 20°20”… Этимологически название острова Хайна возможно интерпретировать как haa-na – “водный дом”. Вокруг полуострова Юкатан в прибрежных водах имеется несколько мест, где посреди морской воды бьет родник пресной воды, который на ровной глади заметен и производит довольно странное впечатление. Местное население называет этот природный феномен “водный глаз”. Надо сказать, что “водным глазом” индейцы называют и воду, просачивающуюся в пещерах и собирающуюся в углублениях (не только на Юкатане, но и в горных районах Мексики, включая центральную). Повсеместно “водный глаз” обладает сакральным значением и используется как место святилища в обрядовой практике. Вода же из “водного глаза” считается святой и девственной.
так может быть, что и соответствующие “овальные водяные зеркала коча” в Южной Америке также играли аналогичную роль, а вовсе не были предназначены для астрономических наблюдений?..
От Юкатана остров отделен неширокой полосой моря – от 10 до 100 м шириной. Он имеет овальную форму, самое длинное место – 750 м. По крайней мере два раза производилась досыпка для поднятия уровня. Опознаются следы некогда существовавшей насыпной дороги, связывавшей остров с полуостровом.
Церемониальный центр расположен прямо посредине островка с общей ориентацией с юго-востока на северо-запад. С севера центр ограничивается каналом. Хотя ориентировка многих строений иная: север-юг или восток-запад.
Жилая зона располагалась вокруг церемониального центра. Неисследованный центр Zac-Pol (“Белая голова”) расположен на обширной платформе, с северной стороны которой помещены пять пирамидальных холмов – наподобие общемайяской классической модели. На западе и востоке расположены постройки иного типа.
Расцвет Хайны приходится на классический период – около 600 года н.э., когда максимально поддерживаются связи с зоной Пуук, Кампече, Юкатаном. Исходя из количества захоронений, Пинья Чан оценивал население Хайны в 2500 человек. Но это, скорее всего, является ошибкой, поскольку сам остров в первую очередь являлся не жилым центром, а специальным некрополем для достаточно большого региона Юкатана и Кампече. Тем более, что оценка поселенческого комплекса предполагает одновременное проживание не более 300 человек.
Если привязать ориентировку построек к рельефу, то все они выстроены точно по направлению к “водному глазу”, а ближайшая к нему вытянутая пирамидальная постройка имеет и ориентацию строго на запад.
Сразу же после начала возведения архитектурного центра возникает некрополь и приобретает особое значение в жизни острова. Дело в том, что здесь хоронили не только местных обитателей, но и людей из разных, даже весьма удаленных, регионов, о чем свидетельствуют особенности инвентаря некоторых погребений. Погребения расположены в основном в прилегающих к церемониальному центру землях или же размещаются по окраинам острова. Всего к настоящему времени обнаружено и обследовано около 1000 захоронений, не считая разграбленных. При этом следует отметить отсутствие каких бы то ни было сложных погребальных сооружений. По всей видимости, это связано с тем значением, которое придавалось некрополю острова Хайна в майяском сакральном пространстве, – остров сам по себе был отождествлен со входом в преисподнюю, поэтому не требовалась никакая дополнительная реконструкция “места мертвых”, достаточно было придать покойнику эмбриональное положение.
если учесть, что данный остров находится к северу от большинства городов (за исключением тех, которые находятся ближе к северной оконечности Юкатана), то весь этот некрополь вполне укладывается в мифологию индейцев о приходе их предков “из-за моря с севера”. То есть умерших возвращали туда, где были их предки… Тогда не нужны и никакие “сакральные веревки – проекции Млечного Пути”. Но тогда же и по характеру некрополя следует судить об общих тенденциях всего государства майя, – в частности, к отказу (!) от крупных некропольных сооружений!.. И это также ложится в гипотезу о том, что к мегалитическим постройкам майя не имели никакого отношения!..
Те немногочисленные детские погребения, что найдены по окраинам острова, обычно располагаются на глубине 40-50 см. Те, что оказались в центральной части, находятся на глубине 1,5-3 м. Возможно, что эта разница объясняется тем, что почва на берегах острова постоянно размывается морем, а уровень поверхности снижается. Однако замечена любопытная закономерность: чем глубже захоронение, тем качественнее положенные туда предметы.
В одном из могильников из 24 сохранившихся черепов взрослых 13 были мужскими. В восьми случаях присутствует намеренная черепная деформация. 11 были женскими, из которых только в четырех случаях присутствует намеренная деформация черепа. В целом же соотношение деформированных и недеформированных черепов составляет 12:12. В большинстве случаев деформация носит традиционный для майя лобно-затылочный характер, но иногда заходит даже на область носа. Зубы несут следы подпиливания и инкрустации.
Это же очень больно (хотя и не так как с деформацией черепа и трепанацией)!.. Какой-то целенаправленный мазохизм… Интересно, а какую форму старались придать зубам при подпиливании?
Фигурки, помещаемые в погребения в качестве инвентаря, изображали следующих животных: обезьяна, черепаха, сова, броненосец, рептилия, дикий индюк, ягуар, попугай, змея, олень, летучая мышь. Пинья Чан, не обладавший информацией о Зодиаке майя, отмечал, что фигурки выполнены “с поразительным реализмом, не исключавшим творческое воображение; и они демонстрируют нам не только образцы местной фауны, составляющей пищевой рацион, но и отражают некоторые религиозные мотивы того времени”. Надо отметить, что предположение Пинья Чана относительно религиозного значения было абсолютно верным – все перечисленные им животные относятся к животным-знакам звездного неба майя, и прежде всего зодиакального круга, который составлял основу представлений о вечных циклах жизни и смерти в модели бесконечной Вселенной.
но здесь упоминается всего 11 животных, а не 13. И не все относятся к приведенному ранее Зодиаку. Нет: белки, скорпиона, лягушки и кабана. Добавлены: броненосец и индюк. Да и “рептилия” может не быть “пернатым змеем”… При этом Кнорозов “восстановил” в Зодиаке белку, кабана и оленя; т.е. из “восстановленных” 2 знака в фигурках отсутствуют!
Как же в действительности использовались числовые записи майя? Во-первых, счет предполагал знание позиционного нуля. Во-вторых, он был двадцатеричным – наподобие той системы, что нашла свое отражение во французском языке. Вспомните знаменитый роман Виктора Гюго “Девяносто третий год”. Это число (и название) по-французски выглядит так: guatre-vingt-treize – то есть числительное “девяносто три” передано как “четыре двадцатки и тринадцать” (4х20+13). А на языке майя то же число называется следующим образом: oxlahu-tu-h’o-kal – то есть дословно “тринадцать в пятой двадцатке” (13+4х20).
последняя запись в скобках чуть не точна, – все-таки есть отличие между “тринадцать и четыре двадцатки” и “тринадцать в пятой двадцатке”.
Нетрудно догадаться, что как десятеричная, так и двадцатеричная системы восходят к такому древнейшему и неизменному для человека показателю, как количество пальцев – только на руках или же на руках и ногах. Именно поэтому число 20 майя иногда называли хун виник, что буквально означает “один человек”. Промежуточным числом для майя было пять – количество пальцев на одной конечности. В цифровой записи единица обозначалась точкой, два – двумя, три – тремя, четыре – четырьмя точками, записанными в линию. А вот цифра пять уже передавалась сплошной чертой, подразумевая, видимо целостность одной конечности. Правда, более поздние науа, заимствовавшие эти знания у майя, не только пользовались менее сложным календарем, но и существенно упростили запись. У них все единицы до двадцати обозначались точками.
Символом нуля, появлявшегося на месте двадцати, был знак раковины. Несмотря на определенное временное отставание в уровне развития цивилизации майя по отношению к Старому Свету, математический нуль в Америке появился на много веков раньше, чем это случилось (в VIII веке н.э.) в Индии. И тем более задолго до того, как эту абстракцию поняла и переняла в XV веке Западная Европа.
Позиционное написание чисел было вертикальным столбцом и предполагало, что единицы меньшего порядка находились снизу, а высшего – сверху. Судя по свидетельствам испанцев, индейцы очень быстро считали и легко могли оперировать огромными числами. Согласно описаниям, математики. А также “бухгалтеры” майя пользовались оригинальным приспособлением из камешков наподобие счетов. Даже на древних изображениях мы видим сидящих рядом с правителями придворных, занятых важными хозяйственными подсчетами. Перед ними разложены мелкие предметы (камешки), в руке у каждого палочка. Примечательно, что даже изображение рукописных книг на древних росписях появляется в виде полосы именно с цифровой записью.
…начальной, теоретически расчетной датой календаря майя считалось 12 августа 3114 года [до н.э.] (в записи майя она выглядела так: 1.11.19.0.0.0.0.0. 4 Ахав 8 Кумху).
Именно от этой даты майя вели свою историю. Примечательно, что в реальности эта дата восходит еще к доольмекским временам и долгое время рассматривалась исследователями в качестве “мифологической”. Однако последние исследования позволяют все с большей достоверностью признавать определенный “историзм” этой даты. Тогда как совершенно невероятная дата, появляющаяся на одной из стел Копана и соответствующая 5.041.738 лет, представляет чистый астрономический расчет (в записи майя она выглядит как 0.0.0.0.0.0.0.0. 5 Ахав 8 Йашкин).
Попробуем разобраться в циклах, которыми оперировали древние жрецы-астрономы майя.
Кин “солнце” – день
Вайеб “призраки” – пять дней без имени
9-дневный цикл, связанный с луной, обозначался иероглифами
13-дневная неделя, обозначалась цифрами от 1 до 13
1 виналь – 20 дней – месяц
1 цолькин – 260 дней (архаический цикл – 13 месяцев по 20 дней)
1 тун – 360 дней
1 хааб – 365 дней
5 лет – цикл Венеры
1 катун – 20 тун – 7200 дней – примерно 20 лет
65 лет – “большой цикл Венеры” (13 пятилетних циклов Венеры)
1 бактун – 20 катун – 144000 дней – примерно 400 лет
1 пиктун – 20 бактун – 1880000 дней – примерно 8000 лет
Как работали эти циклы? 360-дневный тун использовался в основном для математических расчетов. 365-дневный год хааб употреблялся в быту. Он складывался из 18 месяцев по 20 дней, к которым добавлялись так называемые “5 дней без имени”. 365-дневный год высчитывался с точностью до1/4 или 1/3 суток. При этом астрономы майя знали, что за 60 таких лет набегает примерно 15 лишних суток.
В XIV веке [наверное, опечатка – должно быть XVI век], к моменту появления испанцев, были известны следующие названия дней месяца майя. Их записал уже знакомый нам францисканский монах Диего де Ланда.
1. Имиш | 6. Кими | 11. Чуэн | 16. Киб |
2. Ик | 7. Маник | 12. Эб | 17. Кабан |
3. Акбаль | 8. Ламат | 13. Бен | 18. Эцнаб |
4. Кан | 9. Мулук | 14. Иш | 19. Кавак |
5. Чикчан | 10. Ок | 15. Мен | 20. Ахав |
Каждый год мог начинаться только с одного из четырех дней: Кан, Мулук, Иш, Кавак.
то есть получается, что год мог начинаться только с четвертого дня из каждой пятерки…
Годы складывались в четырехлетние циклы, в которых повторялись названия дней и числа месяцев.
Затем следовал 52-летний цикл (комбинация 260-дневного года и 365-дневного года), этот цикл включал несколько вариантов сочетаний различных периодов:
365 дней х 52 – 18980 дней – 52 года
260 дней х 73 – 18980 дней – 52 года
4 года х 13 – 52 года
Простая датировка в календаре майя складывалась из следующих параметров: число 13-дневной недели + название дня + число месяца + название месяца. Например, 9 Чуэн 9 Канкин – 26.07.354 года, то есть 9-е число 13-дневной недели + день Чуэн + 9-е число месяца Канкин. Точно такая же дата могла повториться только через 18980 дней, или 52 года. Именно этот упрощенный календарь сохранился и в более поздние времена – и у постклассических майя, и у астеков. Недостатком подобного календаря было то, что с течением времени создавались сложности с точном определении 52-летнего цикла, в котором произошло то ли иное событие. Так, например, существует несколько вариантов временного отнесения событий в истории тольтеков и астеков из-за невозможности установления достоверного цикла. Жрецы старались найти уточняющее событие, например: появление кометы, падение метеорита, метеоритный дождь, солнечное затмение или другое неординарное явление, которое выделило бы данный цикл в ряду других.
Однако в классическом периоде у майя существовала и совершенно точная датировка. Для того, чтобы определить, какой из 52-летних циклов имеется в виду, давалась абсолютное число дней, прошедших с начальной даты. Вот как выглядела запись начальной даты календаря майя – 12 августа 3114 года [до н.э.]: 0.0.0.0.0. 4 Ахав 8 Кумху. А если мы пишем, например 9.14.0.0.0. 4 Ахав 8 Кумху, то это значит, что с начальной даты (12.083114 г. [до н.э.]) прошло 1396800 дней, или 3824 года; 3824 года – 3114 года = 711 год.
Добавить комментарий