Название юга у майя – “большой вход” – также указывало на положение человека в неком пространственно-временном континууме. Это было живое пространство. Мир живых находился, естественно, с противоположной по отношению к Полюсу мира стороны Млечного Пути – там, где в день весеннего равноденствия встает солнце, слева от Летучей Мыши.

…двоичность Млечного Пути послужила прообразом мирового древа, которое в изображении майя иногда появляется в виде сплетения двух змей. Такое “змеиное” дерево было символом единства племени из двух фратрий и упоминавшейся кросскузенной системы родства. Головы рептилий при этом располагались у питающегося девственной водой корня, а туловища одновременно являлись ветвями тыквенного дерева с плодами вместо хвостов. Плод же являлся символом возрождающейся души.

Говоря о символике изображений, стоит вспомнить и еще одного важного персонажа мифологии майя. Это старейший прапредок главной фратрии Дух-Улитка, изображавшийся в виде беззубого, часто горбатого старика, вылезающего из раковины. Пространство пещеры предков отождествлялось с пространством завитков раковины Улитки, что странным образом вновь приводит нас к Млечному Пути – поскольку центр галактики представляет собой спираль. Пространством Духа-Улитки, согласно текстам майя, заведовала Летучая Мышь – и именно дом созвездия с этим названием приходится на область галактического ядра. Однако как майя сумели придти к подобной модели, остается для нас пока темой для размышлений, как невозможно, по мнению астронома П.Ходжа, объяснить понимание галактики древними греками.

Вообще-то, форму спирали имеет не “центр галактики”, а галактика в целом (точнее, – срединная и внешняя часть); центр же галактики более-менее сферичен…

не менее любопытной может оказаться символика улитки в связи с “золотым сечением” в ее спирали…

Увидев созданную Космосом на звездном небе модель мира, майя постоянно пытались воспроизвести ее и на земле. Признаком этого служил культ пещер, как естественных, так и искусственных, распространенный по всему региону. Кроме того, эту модель они воплощали не только в памятниках архитектуры, но и в распределении городов в географическом пространстве.
Так, например, в некоторых текстах майя, записанных в колониальный период, Млечный Путь упоминается как “живая веревка”, соединяющая по небу некоторые города Юкатана. Эта “веревка пересекает Юкатан с востока на запад в день летнего солнцестояния в момент захода солнца (примерно после 19 часов) в классический и постклассический период. В IV-V тысячелетиях до н.э. совпадение ориентации Млечного Пути с осью запад-восток приходилось на полночь с отклонением от зенита всего на 18°. Согласно этим поздним записям, млечный Путь как бы начинался от Тулума (20°15”), затем проходил над Коба (20°30”), далее следовала Чичен-Ица (20°41”) и Ушмаль (20°23”). Но если продолжить эту линию, то крайней точкой на западе полуострова становится уходящий в пространство моря искусственный остров-некрополь Хайна (20°15”). Именно местоположение острова Хайна совпадает с “пастью” рептилии и олицетворением прародины, куда отправлялись души умерших.

ах, какие “серьезные” астрономические “привязки” и рассуждения!.. Только автор не упоминает одного “тонкого” момента: за счет суточного вращения Земли и ее годового вращения вокруг Солнца прохождение Млечного Пути с востока на запад – очень и очень частое явление на нашем небосводе. Особенно, если считать отклонение аж в 18 градусов от зенита пренебрежимой “мелочью”… Уж ежегодно-то подобное положение Млечный Путь занимает десятки раз!.. При такой постоянной повторяемости явления ссылаться на какие-то тысячелетия – просто нелепо… (Но автор увлечен и поэтому даже не замечает не только этого, но и того, что упоминаемые ей даты не имеют никакого отношения к 3114 году до н.э. и датировкам государства майя, которая она приводит ранее…)

рассуждения могли бы представлять интерес в плане некоей “привязки” городов друг к другу. Только автор опять не упоминает о том, что весь Юкатан занимает всего 2-3 градуса по широте. Естественно, что анализ расположения поселений лишь севера полуострова даст некое “совпадение” в пределах градуса…

Вторая “живая веревка” – положение млечного Пути, максимально приближенное к оси север-юг, пересекала территории майя наискосок через 90° долготы. Путь “веревки” начинался от копана (Гондурас), проходил через Уканаль (Гватемала), Тикаль, Шультун, Калакмуль (Мексика), через центр Эцна и завершался… на острове Хайна!

по долготе весь полуостров еще в полтора-два раза уже, чем по широте… Так что таких “веревок” (особенно, если выбирать по своему усмотрения для этого одни города, не упоминая про другие) можно “навить” сколько угодно и свести их в любом удобном месте…

…отношение к Зодиаку в Мезоамерике не было постоянным. Во-первых, его могли использовать как чисто космогоническое учение, связанное с мифологическими представлениями, – и в этом случае пространственная конфигурация созвездий воспринималась по-своему. Во-вторых, по Зодиаку строили годовой цикл из равных 13 месяцев по 28 (27,69) дней, что давало в результате 360-дневный год, к которому добавлялись остаточные 5 дней “без имени”. А в поздние времена наметилась тенденция к сокращению количества созвездий до 12 равных по протяженности – для упрощения календарных расчетов, как это делалось и в Старом Свете.

опять возникает вопрос – а было ли 13 созвездий в Зодиаке?.. И по современным астрономическим картам в полосу зодиакальных созвездий попадает, например, тот же Змееносец (краем), но мы ведь не включаем его в состав Зодиака (понятие, несколько отличающееся от строго астрономического его значения)… Кстати, именно этот участок фигурирует у индейцев майя под названием “дополнительного” созвездия Летучей Мыши!.. Астрономически он относится к Змееносцу, но зодиакально – к Скорпиону…

Этот искусственный остров [Хайна] расположен на широте 20°15”, а на карте выглядит расположенным на широте 20°20”… Этимологически название острова Хайна возможно интерпретировать как haa-na – “водный дом”. Вокруг полуострова Юкатан в прибрежных водах имеется несколько мест, где посреди морской воды бьет родник пресной воды, который на ровной глади заметен и производит довольно странное впечатление. Местное население называет этот природный феномен “водный глаз”. Надо сказать, что “водным глазом” индейцы называют и воду, просачивающуюся в пещерах и собирающуюся в углублениях (не только на Юкатане, но и в горных районах Мексики, включая центральную). Повсеместно “водный глаз” обладает сакральным значением и используется как место святилища в обрядовой практике. Вода же из “водного глаза” считается святой и девственной.

так может быть, что и соответствующие “овальные водяные зеркала коча” в Южной Америке также играли аналогичную роль, а вовсе не были предназначены для астрономических наблюдений?..

От Юкатана остров отделен неширокой полосой моря – от 10 до 100 м шириной. Он имеет овальную форму, самое длинное место – 750 м. По крайней мере два раза производилась досыпка для поднятия уровня. Опознаются следы некогда существовавшей насыпной дороги, связывавшей остров с полуостровом.

Церемониальный центр расположен прямо посредине островка с общей ориентацией с юго-востока на северо-запад. С севера центр ограничивается каналом. Хотя ориентировка многих строений иная: север-юг или восток-запад.
Жилая зона располагалась вокруг церемониального центра. Неисследованный центр Zac-Pol (“Белая голова”) расположен на обширной платформе, с северной стороны которой помещены пять пирамидальных холмов – наподобие общемайяской классической модели. На западе и востоке расположены постройки иного типа.
Расцвет Хайны приходится на классический период – около 600 года н.э., когда максимально поддерживаются связи с зоной Пуук, Кампече, Юкатаном. Исходя из количества захоронений, Пинья Чан оценивал население Хайны в 2500 человек. Но это, скорее всего, является ошибкой, поскольку сам остров в первую очередь являлся не жилым центром, а специальным некрополем для достаточно большого региона Юкатана и Кампече. Тем более, что оценка поселенческого комплекса предполагает одновременное проживание не более 300 человек.
Если привязать ориентировку построек к рельефу, то все они выстроены точно по направлению к “водному глазу”, а ближайшая к нему вытянутая пирамидальная постройка имеет и ориентацию строго на запад.
Сразу же после начала возведения архитектурного центра возникает некрополь и приобретает особое значение в жизни острова. Дело в том, что здесь хоронили не только местных обитателей, но и людей из разных, даже весьма удаленных, регионов, о чем свидетельствуют особенности инвентаря некоторых погребений. Погребения расположены в основном в прилегающих к церемониальному центру землях или же размещаются по окраинам острова. Всего к настоящему времени обнаружено и обследовано около 1000 захоронений, не считая разграбленных. При этом следует отметить отсутствие каких бы то ни было сложных погребальных сооружений. По всей видимости, это связано с тем значением, которое придавалось некрополю острова Хайна в майяском сакральном пространстве, – остров сам по себе был отождествлен со входом в преисподнюю, поэтому не требовалась никакая дополнительная реконструкция “места мертвых”, достаточно было придать покойнику эмбриональное положение.

если учесть, что данный остров находится к северу от большинства городов (за исключением тех, которые находятся ближе к северной оконечности Юкатана), то весь этот некрополь вполне укладывается в мифологию индейцев о приходе их предков “из-за моря с севера”. То есть умерших возвращали туда, где были их предки… Тогда не нужны и никакие “сакральные веревки – проекции Млечного Пути”. Но тогда же и по характеру некрополя следует судить об общих тенденциях всего государства майя, – в частности, к отказу (!) от крупных некропольных сооружений!.. И это также ложится в гипотезу о том, что к мегалитическим постройкам майя не имели никакого отношения!..

Те немногочисленные детские погребения, что найдены по окраинам острова, обычно располагаются на глубине 40-50 см. Те, что оказались в центральной части, находятся на глубине 1,5-3 м. Возможно, что эта разница объясняется тем, что почва на берегах острова постоянно размывается морем, а уровень поверхности снижается. Однако замечена любопытная закономерность: чем глубже захоронение, тем качественнее положенные туда предметы.

В одном из могильников из 24 сохранившихся черепов взрослых 13 были мужскими. В восьми случаях присутствует намеренная черепная деформация. 11 были женскими, из которых только в четырех случаях присутствует намеренная деформация черепа. В целом же соотношение деформированных и недеформированных черепов составляет 12:12. В большинстве случаев деформация носит традиционный для майя лобно-затылочный характер, но иногда заходит даже на область носа. Зубы несут следы подпиливания и инкрустации.

Это же очень больно (хотя и не так как с деформацией черепа и трепанацией)!.. Какой-то целенаправленный мазохизм… Интересно, а какую форму старались придать зубам при подпиливании?

Фигурки, помещаемые в погребения в качестве инвентаря, изображали следующих животных: обезьяна, черепаха, сова, броненосец, рептилия, дикий индюк, ягуар, попугай, змея, олень, летучая мышь. Пинья Чан, не обладавший информацией о Зодиаке майя, отмечал, что фигурки выполнены “с поразительным реализмом, не исключавшим творческое воображение; и они демонстрируют нам не только образцы местной фауны, составляющей пищевой рацион, но и отражают некоторые религиозные мотивы того времени”. Надо отметить, что предположение Пинья Чана относительно религиозного значения было абсолютно верным – все перечисленные им животные относятся к животным-знакам звездного неба майя, и прежде всего зодиакального круга, который составлял основу представлений о вечных циклах жизни и смерти в модели бесконечной Вселенной.

но здесь упоминается всего 11 животных, а не 13. И не все относятся к приведенному ранее Зодиаку. Нет: белки, скорпиона, лягушки и кабана. Добавлены: броненосец и индюк. Да и “рептилия” может не быть “пернатым змеем”… При этом Кнорозов “восстановил” в Зодиаке белку, кабана и оленя; т.е. из “восстановленных” 2 знака в фигурках отсутствуют!

Как же в действительности использовались числовые записи майя? Во-первых, счет предполагал знание позиционного нуля. Во-вторых, он был двадцатеричным – наподобие той системы, что нашла свое отражение во французском языке. Вспомните знаменитый роман Виктора Гюго “Девяносто третий год”. Это число (и название) по-французски выглядит так: guatre-vingt-treize – то есть числительное “девяносто три” передано как “четыре двадцатки и тринадцать” (4х20+13). А на языке майя то же число называется следующим образом: oxlahu-tu-h’o-kal – то есть дословно “тринадцать в пятой двадцатке” (13+4х20).

последняя запись в скобках чуть не точна, – все-таки есть отличие между “тринадцать и четыре двадцатки” и “тринадцать в пятой двадцатке”.

Нетрудно догадаться, что как десятеричная, так и двадцатеричная системы восходят к такому древнейшему и неизменному для человека показателю, как количество пальцев – только на руках или же на руках и ногах. Именно поэтому число 20 майя иногда называли хун виник, что буквально означает “один человек”. Промежуточным числом для майя было пять – количество пальцев на одной конечности. В цифровой записи единица обозначалась точкой, два – двумя, три – тремя, четыре – четырьмя точками, записанными в линию. А вот цифра пять уже передавалась сплошной чертой, подразумевая, видимо целостность одной конечности. Правда, более поздние науа, заимствовавшие эти знания у майя, не только пользовались менее сложным календарем, но и существенно упростили запись. У них все единицы до двадцати обозначались точками.
Символом нуля, появлявшегося на месте двадцати, был знак раковины. Несмотря на определенное временное отставание в уровне развития цивилизации майя по отношению к Старому Свету, математический нуль в Америке появился на много веков раньше, чем это случилось (в VIII веке н.э.) в Индии. И тем более задолго до того, как эту абстракцию поняла и переняла в XV веке Западная Европа.

Позиционное написание чисел было вертикальным столбцом и предполагало, что единицы меньшего порядка находились снизу, а высшего – сверху. Судя по свидетельствам испанцев, индейцы очень быстро считали и легко могли оперировать огромными числами. Согласно описаниям, математики. А также “бухгалтеры” майя пользовались оригинальным приспособлением из камешков наподобие счетов. Даже на древних изображениях мы видим сидящих рядом с правителями придворных, занятых важными хозяйственными подсчетами. Перед ними разложены мелкие предметы (камешки), в руке у каждого палочка. Примечательно, что даже изображение рукописных книг на древних росписях появляется в виде полосы именно с цифровой записью.

…начальной, теоретически расчетной датой календаря майя считалось 12 августа 3114 года [до н.э.] (в записи майя она выглядела так: 1.11.19.0.0.0.0.0. 4 Ахав 8 Кумху).
Именно от этой даты майя вели свою историю. Примечательно, что в реальности эта дата восходит еще к доольмекским временам и долгое время рассматривалась исследователями в качестве “мифологической”. Однако последние исследования позволяют все с большей достоверностью признавать определенный “историзм” этой даты. Тогда как совершенно невероятная дата, появляющаяся на одной из стел Копана и соответствующая 5.041.738 лет, представляет чистый астрономический расчет (в записи майя она выглядит как 0.0.0.0.0.0.0.0. 5 Ахав 8 Йашкин).

Попробуем разобраться в циклах, которыми оперировали древние жрецы-астрономы майя.
Кин “солнце” – день
Вайеб “призраки” – пять дней без имени
9-дневный цикл, связанный с луной, обозначался иероглифами
13-дневная неделя, обозначалась цифрами от 1 до 13
1 виналь – 20 дней – месяц
1 цолькин – 260 дней (архаический цикл – 13 месяцев по 20 дней)
1 тун – 360 дней
1 хааб – 365 дней
5 лет – цикл Венеры
1 катун – 20 тун – 7200 дней – примерно 20 лет
65 лет – “большой цикл Венеры” (13 пятилетних циклов Венеры)
1 бактун – 20 катун – 144000 дней – примерно 400 лет
1 пиктун – 20 бактун – 1880000 дней – примерно 8000 лет
Как работали эти циклы? 360-дневный тун использовался в основном для математических расчетов. 365-дневный год хааб употреблялся в быту. Он складывался из 18 месяцев по 20 дней, к которым добавлялись так называемые “5 дней без имени”. 365-дневный год высчитывался с точностью до1/4 или 1/3 суток. При этом астрономы майя знали, что за 60 таких лет набегает примерно 15 лишних суток.
В XIV веке [наверное, опечатка – должно быть XVI век], к моменту появления испанцев, были известны следующие названия дней месяца майя. Их записал уже знакомый нам францисканский монах Диего де Ланда.

1. Имиш 6. Кими 11. Чуэн 16. Киб
2. Ик 7. Маник 12. Эб 17. Кабан
3. Акбаль 8. Ламат 13. Бен 18. Эцнаб
4. Кан 9. Мулук 14. Иш 19. Кавак
5. Чикчан 10. Ок 15. Мен 20. Ахав

Каждый год мог начинаться только с одного из четырех дней: Кан, Мулук, Иш, Кавак.

то есть получается, что год мог начинаться только с четвертого дня из каждой пятерки…

Годы складывались в четырехлетние циклы, в которых повторялись названия дней и числа месяцев.
Затем следовал 52-летний цикл (комбинация 260-дневного года и 365-дневного года), этот цикл включал несколько вариантов сочетаний различных периодов:
365 дней х 52 – 18980 дней – 52 года
260 дней х 73 – 18980 дней – 52 года
4 года х 13 – 52 года
Простая датировка в календаре майя складывалась из следующих параметров: число 13-дневной недели + название дня + число месяца + название месяца. Например, 9 Чуэн 9 Канкин – 26.07.354 года, то есть 9-е число 13-дневной недели + день Чуэн + 9-е число месяца Канкин. Точно такая же дата могла повториться только через 18980 дней, или 52 года. Именно этот упрощенный календарь сохранился и в более поздние времена – и у постклассических майя, и у астеков. Недостатком подобного календаря было то, что с течением времени создавались сложности с точном определении 52-летнего цикла, в котором произошло то ли иное событие. Так, например, существует несколько вариантов временного отнесения событий в истории тольтеков и астеков из-за невозможности установления достоверного цикла. Жрецы старались найти уточняющее событие, например: появление кометы, падение метеорита, метеоритный дождь, солнечное затмение или другое неординарное явление, которое выделило бы данный цикл в ряду других.
Однако в классическом периоде у майя существовала и совершенно точная датировка. Для того, чтобы определить, какой из 52-летних циклов имеется в виду, давалась абсолютное число дней, прошедших с начальной даты. Вот как выглядела запись начальной даты календаря майя – 12 августа 3114 года [до н.э.]: 0.0.0.0.0. 4 Ахав 8 Кумху. А если мы пишем, например 9.14.0.0.0. 4 Ахав 8 Кумху, то это значит, что с начальной даты (12.083114 г. [до н.э.]) прошло 1396800 дней, или 3824 года; 3824 года – 3114 года = 711 год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: