В 1976 г. молодой ныряльщик Хосе Роберт Тексейра… у скал Илья до гобернадор в Гуанабарском заливе, примерно в 24 км от… Рио-де-Жанейро …[обнаружил] три огромных, длиной более метра, сосуда с двумя ручками… Когда с изящно изогнутых стенок сосуда осыпался песок, Хосе увидел, что сосуд сплошь покрыт мелкими ракушками, и догадался, что он пролежал здесь очень долгое время…
Местный антиквар, которому посчастливилось купить эти вазы, отлично понимал их истинную цену и сразу же повез их на экспертизу в Бразильский институт археологии. Ученые очень долго изучали эти огромные терракотовые контейнеры, прежде чем с большой осторожностью, но все же признали, что это – подлинные “греческие” амфоры, использовавшиеся для перевозки различных товаров…
Прошло долгих пять лет, прежде чем директор Морского музея Рио-де-Жанейро решил, что следовало бы осмотреть повнимательнее место, где были обнаружены знаменитые амфоры. Ученые уже знали, что, начиная с середины 1960-х гг., примерно в этих же местах рыбаки находили подобные сосуды, и было высказано предположение, что на дне залива могут покоиться обломки античного корабля, потерпевшего здесь кораблекрушение. Поэтому директор музея решил пригласить для экспертизы Роберта Ф.Маркса, прославленного специалиста по подводной археологии, историка и искателя сокровищ затонувших кораблей.
Познакомившись с историей находки амфор, Маркс отнесся к этому эпизоду несколько скептически. Но после того, как его пригласили к одному местному ныряльщику, у которого в гараже хранилось не менее 14 почти таких же амфор, Маркс воспринял находку всерьез. Во-первых, он определил, что по происхождению амфоры отнюдь не греческие. Они имели форму, характерную для амфор, выпускавшихся ок. 2000 лет тому назад в Куассе, что неподалеку от Танжера, на Атлантическом побережье Марокко.
Маркс решил “позаимствовать” одну из амфор и показал ее специалистам по океанографии двух ведущих морских институтов Бразилии. Он был наполовину уверен, что они подтвердят, что толстый слой ракушечника, покрывавший стенки амфоры, имеет средиземноморское происхождение. Это означало бы, что амфоры прибыли в Новый Свет в колониальную эпоху. Но вместо этого ученые заявили, что ракушечник относится к типу, распространенному только в водах вокруг Гуанабарского залива, а значит, такой слой мог нарасти только здесь… за несколько тысяч лет.
Образцы нароста, снятые с разбитых амфор, обнаруженных в заливе Амфор, Маркс отослал доктору Рут Тернер из Музея сравнительной зоологии при Гарвардском университете Майами. Они не только подтвердили выводы бразильских ученых, но и с помощью радиоуглеродного анализа по изотопам углерода-14 установили, что наросты ракушечника имеют возраст не менее 1500 лет. Доктор Элизабет Уилл из отдела классической древности Массачусетского университета и ее коллега, доктор Майкл Понсич, тоже осмотрели находки, но, в отличие от бразильских экспертов, установили, что сосуды относятся к типу амфор, производившихся в марокканском порту Зилис (а не Куассе, как считалось прежде) примерно в III в. н.э.
…Роберт Маркс обратился к бразильским властям за разрешением, чтобы попытаться отыскать точное местоположение предполагаемого римского корабля, разбившегося в Гуанабарском заливе. И хотя его экспедиция не нашла больше целых амфор, им удалось отыскать большое число фрагментов, в том числе горлышек и ручек, а также огромный каменный диск с отверстием в центре. Этот диск, решил Маркс, мог служить кораблю якорем. Маркс обратился также за консультацией к Харольду Э.Эджертону из Массачусетского Технологического института, который и провел широкомасштабные исследования с помощью сонаров вблизи предполагаемого места гибели судна. Эджертон довольно быстро обнаружил на подводных рифах два затонувших объекта, которые почти наверняка были обломками одного, а возможно, и двух разбившихся судов, покоящихся на морском дне. Однако после запросов Маркса о продолжении исследований места кораблекрушения внезапно вмешались правительства Испании и Португалии, обратившиеся к властям Бразилии с настоятельной просьбой прекратить любые дальнейшие исследования в заливе. Видимо, португальцы и испанцы считали, что подтверждение подлинности находки древнеримского судна в бразильских водах поставит под вопрос не только манифест Педро Альвареса Кабрала об “открытии” Бразилии в 1500 г., но и претензии самой Испании на роль “первооткрывателя” Нового Света в 1492 г.
Учитывая приближающийся пятисотлетний юбилей Бразилии, совпадающий с празднованием начала нового тысячелетия, было сочтено за благо не дразнить понапрасну гусей, способных омрачить широко разрекламированные торжества в Рио-де-Жанейро, намеченные на 2000 г. в результате этого экстраординарного решения Роберту Марксу было отказано в выдаче разрешения на проведение дальнейших исследований по разгадке тайны амфор, найденных в Гуанабарском заливе.
…огромный культовый центр майя – Комалькалько, что на языке народа нахуа, обитающего в Центральной Америке, означает “дома из глиняных чашек”. Это курьезное название обязано своим происхождением тому факту, что вместо использования известняка в качестве основного строительного материала для своих построек строители этих огромных зданий применяли… обожженный глиняный кирпич, форма которого напоминала керамические чашки, делавшиеся гончарами народности нахуа.
В двух из множества насыпей для храмов, раскопанных археологом Нейлом Стидом, было обнаружено более 4500 обожженных кирпичей, на которых сохранились пометки, сделанные на сырой глине, прежде чем высушить ее на солнце. Многие из этих пометок-символов, без сомнения, имеют местное происхождение и связаны с культурой майя, но небольшой процент содержит знаки, характерные для кирпичей и черепицы римского мира. Более того, подобные же знаки были найдены на необожженных кирпичах, применявшихся для строительства пирамид Хуака Лас Вентанас на северо-западе Перу, что позволило Барри Феллу, специалисту по эпиграфике, идентифицировать их как разновидность алфавитного ливийского письма. Строителями этих пирамид считается народ мохика, или мохе, культура которого датируется периодом между 300 г. до н.э. и 800 г. н.э.
…хотя в других городах майя, таких, как Боллоте и Йохута, тоже сохранились постройки из кирпича, строительная техника, применявшаяся в Комалькалько, является уникальной для этого региона и не встречается более нигде в доколумбовской Америке.
Вопреки своим ранним публикациям, появившимся в различных профессиональных журналах, Нил Стид пришел к выводу, что так как в Комалкалько до сих пор не обнаружено ни одной латинской надписи, нет достаточных причин полагать, что римляне действительно бывали в Мексике.
…английский специалист по трансокеанским контактам Дэвид Эскотт, осуществивший масштабное исследование свидетельств, найденных в Комалькалько, считает, что знания, связанные с использованием кирпичей из обожженной глины, могли быть завезены в Комалькалько из совершенно другого региона античного мира. Ключом к этому ему послужили знаки и пометки на самих кирпичах. Работая совместно со своими коллегами в этой области, Эскотт установил, что некоторые из надписей, найденных в Комалькалько, свидетельствуют о том, что технология, а может быть, и контроль качества кирпичей после их обжига могли являться частью длительной традиции, уходящей в прошлое на многие сотни, если не тысячи, лет. По его мнению, некоторые из найденных здесь знаков характерны для особой формы архаического письма, распространенного в Месопотамии и культурах долины Инда в Северной Индии, возраст которых – ок. 3000 г. до н.э. Предполагается, что письмо это постепенно распространялось все дальше на восток – в Китай, на Суматру, остров Пасхи и наконец посредством трансокеанского контакта – в Перу, Панаму и Мексику. Образцы таких письмен из долины инда были найдены в Комалькалько, так и на необожженных кирпичах, обнаруженных в Хуака Лас Вентанас в северо-западном Перу.
что-то длинноватый путь…
Взять хотя бы крошечный римский бюст, найденный в 1933 г. на археологических раскопках в местечке под названием Каликстлахуака, в 72 км к западу от Мехико Сити. Этот удивительный артефакт выполнен в форме терракотового сосуда высотой всего… 2 см. Лицу, изображенному на нем, приданы все черты римлянина, а на голове красуется фригийский колпак, наподобие того, что обычно венчает голову бога Митры. Особый технический процесс, известный под названием термолюминесценции и позволяющий датировать керамические предметы с хорошей степенью точности, показал, что этот сосудик был изготовлен ок. 200 г. н.э. однако но, вместе с другими погребальными приношениями, был найден в ступенчатой пирамиде, датируемой XII в. Это указывает, что римский сосуд мог как минимум тысячу лет храниться в Мексике. Эксперты, обследовавшие эту крошечную головку, сходятся во мнении, что она создана в эллинистическом римском мире.
…сосуд с кладом, состоящим из нескольких сотен римских монет, обнаруженный на северном побережье Венесуэлы. Возраст монет охватывает довольно большой период – от правления кесаря Августа (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.) до примерно 350 г. н.э. Так как в кладе содержится много дубликатов, весьма мала вероятность того, что он представляет нечто вроде коллекции колониальных времен или является частью сокровищ, которые кто-то пытался ввезти в Новый Свет или, наоборот, вывезти из него. Гораздо более вероятно, что это – казна какого-то римского торговца, который успел выпрыгнуть за борт после того, как его корабль примерно ок. 350 г. н.э. потерпел крушение у берегов Венесуэлы.
В 1972 г. ныряльщики-аквалангисты, работавшие в водах у берегов Гондураса, обнаружили остов античного корабля с грузом “пунических” амфор – свидетельство того, что судно было карфагенского происхождения.
Если римляне действительно совершали в древности трансатлантические плавания к берегам Центральной Америки. Почему же они никак не зафиксировали столь выдающиеся открытия? Объяснением этого может быть лишь то, что они, как и финикийцы и карфагеняне до них, хотели сохранить в тайне информацию о важнейших рынках ценных товаров.
слабоватенькое объяснение… Подобная многочисленность таких находок в случае действительных двусторонних контактов может быть лишь при довольно высокой “посещаемости”. А в таком случае сохранить подобную тайну практически невозможно. Вполне возможно, что попытки пересечения океана (в том числе и случайные – под воздействием течений и ветров) были довольно частыми (а этому должны были способствовать и легенды, например, того же Платона!), но вот сколько возвращалось назад?.. Обратный путь по природным параметрам намного сложнее…
…во время раскопок, проводившихся в 1920-е гг., Елене М.Уисшоу, директору англо-испанско-американской школы археологии, удалось открыть в Ньебле, неподалеку от местоположения древнего Тартессоса, комплекс дольменов эпохи неолита, содержащий храмы, крепость, системы подачи воды и гавань. Так как на месте раскопок то и дело встречались артефакты, относящиеся к медному или бронзовому веку и датируемые в районе 2500 г. до н.э., госпожа Уисшоу сделала вывод, что в ту отдаленную эпоху на Иберийском полуострове уже поселились представители некоей цивилизации мореплавателей. Но особенно интригующим выглядит ее заключение о том, что в столь ранние времена ни одна из цивилизаций Средиземноморского региона не совершала и не могла совершить трансатлантических плаваний, а остатки древнего порта в Ньебле были составной частью торговой колонии, принадлежавшей империи атлантов, которую и описывает Платон… Это экстраординарное заключение привело госпожу Уисшоу к мысли о том, что возраст наиболее ранних найденных каменных построек составляет от 10000 до 15000 лет…
Остается невыясненным, кто же мог осуществить столь масштабные работы по строительству порта из камня в юго-западной Испании за многие тысячи лет до прибытия туда ок. 1100 г. до н.э. финикийцев. Все, что нам известно об этом, – это сообщение Страбона о том, что у турдетян, жителей Турдессоса, хранятся хроники, уходящие в прошлое на 6000 лет.
…если мы вправе указать на тех, кто в самом деле “завез” легенду об Атлантиде в платоновский античный мир, нам придется обратиться не далее чем к иберийским финикийцам и… карфагенянам. Именно у них мы находим гораздо более ранний источник легенды о затонувшем острове, расположенном где-то по ту сторону Западного океана.
[Из выступления Монтесумы при встрече Кортеса, по записям последнего]: “На протяжении долгого времени мы, благодаря писаниям наших предков, знали, что ни я сам и никто из тех, кто живет в этой стране, не являемся ее уроженцами. Мы – чужеземцы, прибывшие сюда из очень отдаленных краев; известно нам и то, что верховный повелитель, вассалами которого были мы все, привел наш народ в эту страну. А затем сам он вернулся на родину. Мы всегда помнили, что те, кто является его потомками, однажды придут и завоюют эти края, а нас превратят в своих вассалов. Итак, поскольку вы пришли из тех краев, где восходит солнце… мы верим и знаем, что он (Кортес) – наш исконный повелитель”.масса вопросов – зачем понадобилось приводить сюда индейцев?.. зачем их там оставлять?.. почему сам “верховный повелитель” вернулся при этом на родину?..
Другая версия это речи…
“Словом, мы верим, что великий Принц, которого мы все почитаем, – потомок Кетцалькоатля, Повелителя Семи пещер Наварлакес, и милостивого повелителя семи народов, составляющих Мексиканскую империю. Как гласит традиция, он покинул эти края, отправившись на покорение новых земель на востоке, обещав, что по прошествии некоторого времени его потомки возвратятся сюда, принесут нам новые законы и установят новое государственное устройство. Таким образом, мы готовы сделать все во имя Принца, являющегося потомком столь великого предка”.
в данном случае речь идет уже не о возвращении на родину, а о завоевании новых земель!..
Согласно мексиканским мифам о сотворении мира, до того момента, как наступил первый рассвет, существовало не одно, а целых четыре солнца. Тецкатлипока был верховным богом первого из этих солнц, а на земле в те времена жили гиганты, которых в последние времена пожрали огромные ягуары. Эекатль, бог ветра (и одновременно ипостась Кетцалькоатля), повелевал вторым солнцем; при нем мир был разрушен ветрами, а его обитатели превратились в обезьян. Тлалок, бог дождя, был владыкой третьего солнца, но его уничтожил свирепый ливень, а обитатели земли стали бабочками, собаками и индюками. Четвертым солнцем, Нагуи Атль (Четвертая Вода) повелевала богиня воды Чальчиутликве, но при ней на мир обрушились воды потопа, и его обитатели сделались рыбами (то есть утонули).
прослеживается закономерность – правление бога, чем-то “повелевающего”, завершается в результате действия именно той стихии, которой он якобы и “повелевает”!.. Очень сильно смахивает на то, что имена богов как раз связаны с определенными событиями (т.е. боги именуются по этим событиям)!..
Затем настал черед пятого солнца, или века, начало которому совместными усилиями положили Тецкатлипока и Кетцалькоатль, сумевшие поднять ввысь небеса, превратившись в гигантские деревья. После этого два бога убили каймана (громадного крокодила), из тела которого и сотворили существующий мир.
Кетцалькоатль, вместе со своим двойником-близнецом Ксолотлем, спустился в подземный мир в поисках костей тех, кто утонул в прежнюю эпоху развития мира. Ловко проведя Миктлатекутли, бога смерти, благодаря тому. Что они сами превратились в такие же кости, близнецы направились в Тамоанчан, что означает “Место, где народ Змея ступил на землю”. Здесь эти кости, подобно зерну, были растерты в муку и смешаны с кровью. Так появились первые люди, потомки которых, ацтеки, правили Анахуаком (Мексикой).
Существуют и другие варианты этого мифа, весьма существенно отличающиеся от этой версии… В них говорится о предках мексиканцев, которые происходили из места, именуемого Чикомоцток (“Семь Пещер”) и находившегося где-то за Колхуаканом (“Сгорбленные Горы”). Одна из версий гласит, что первые люди случайно наткнулись на Семь Пещер, а другая рассказывает о том, что они сумели выбраться на поверхность только после того, как солнце направило в Дом Зеркал (другое название этой семизальной пещеры) яркий луч света.
Добавить комментарий