В 1942 году археолог А.Г. Веррил обнаружил в Панаме руины так называемой культуры кокле. Огромная площадь в 1400 квадратных километров была буквально усеяна могилами, статуями, храмами, но прежде всего — невероятным количеством керамических черепков, орудий и предметов домашнего обихода. Все это убедительно говорит о многочисленности проживавшего когда-то здесь населения.

Из сохранившихся памятников культуры кокле наибольший интерес вызывает Храм Тысячи Богов, расположенный между двумя реками и занимающий площадь в 100 акров. Сотни статуй и огромных базальтовых колонн, сверху донизу покрытых полихромированными [наверное — полихромными] барельефами и иероглифами, расставлены в форме правильного четырехугольника. Колонны имеют самые различные профили — круглые, квадратные, эллиптические и даже восьмиугольные. Ни в одной из древних культур не встречается столько разновидностей этого важного архитектурного элемента.

Обнаруженные в Храме Тысячи Богов изображения иероглифов говорят о том, что носители культуры кокле владели письменностью, пока еще не расшифрованной современными учеными. Возможно, эту письменность унаследовали впоследствии индейцы куна и некоторые другие племена Панамского полуострова, у которых впервые прибывшие сюда европейцы обнаружили своеобразное рисуночное письмо.

Весьма любопытным, в частности, представляется тот факт, что протоисторическое и историческое рисуночное письмо Панамского полуострова содержит, как показало сравнение, некоторые знаки, напоминающие письмена ронго-ронго. Так, панамские индейцы куна даже в историческое время писали бустрофедоном и на деревянных дощечках.

В Храме Тысячи Богов очень часто встречаются статуи представительных мужей, которые поглаживают рукой длинные кудрявые бороды. Облик этих людей скорее сближает их с европеоидами, нежели с индейцами-монголоидами.

Исследуя Храм Тысячи Богов, ученые обратили внимание на следующую любопытную деталь: все статуи — людей, птиц, пресмыкающихся, а также всех четвероногих животных — смотрят на восток…

Интересно, что туда же, на восток, смотрят и все ольмекские каменные головы в шлемах.

Судя по архитектуре, культура кокле обладал мощными потенциями. Так, ближайшие каменоломни, в которых добывался строительный материал для сооружения Храма Тысячи Богов, находились за рекой, на расстоянии свыше 15 километров. Доставить эти громадные монолиты к месту строительства представляло бы серьезную проблему и в наши дни… Интересно, что ученые до сих пор не решаются придать ей статус цивилизации, хотя в ней присутствуют все необходимые для этого признаки: письменность, градостроительство, монументальная скульптура и архитектура и, что, пожалуй, самое главное, весьма продвинутое в своем историческом развитии общество.

В культуре кокле встречается много черт, свойственных и другим древним культурам Нового Света. Среди таковых особое место занимают леденящие душу скульптурные композиции, которые нередко можно встретить в Храме Тысячи Богов. Мы видим, к примеру, ягуара, который держит лапу на поваленном мужчине или пожирает младенца. В другом месте посетителя храма встречают «сиамские близнецы» со сросшимися спинами. Но ведь подобного рода мотивы были характерны и для изобразительного искусства ольмеков…

У подножия Храма Тысячи Богов археологи обнаружили хорошо отшлифованные плиты из прозрачного порфира или яшмы красного и желтого цветов. На этих плитах лежали человеческие кости и зубы, смешанные с окаменевшим деревом и голенищами [может быть — головешками]. Невольно напрашивается вывод, что это были алтари, на которых богам приносили человеческие жертвы. Но ведь человеческие жертвоприношения были широко распространены у древних майя, ацтеков, инков и у многих других древних народов Америки. В древности встречались они и у ряда культурных народов Старого Света, среди которых можно назвать, к примеру, финикийцев и создателей древнейшей цивилизации в долине Инда, о чем поведали ученым расшифрованные недавно таблички с протоиндийскими племенами.

…на одном из бесчисленных барельефов Храма Тысячи Богов археологи обнаружили отчетливое изображение слона. Эти животные действительно водились в Америке, но вымерли приблизительно 10 тысяч лет назад. Отсюда неизбежно следует вывод: либо население здешних мест поддерживало тесные контакты с народами, живущими по ту сторону Атлантического океана, либо следует признать, что культура кокле возникла не менее 10 тысяч лет назад.

Ученые установили, что календарь древних египтян был разработан вовсе не в Египте, а в местности, расположенной на тысячу километров южнее.

на основании чего?..

Известно, что культура кокле погибла не от нашествия вражеских полчищ, а от мощного землетрясения, вызванного находящимся поблизости вулканом Гвакамайо. Об этом свидетельствуют разбросанные и изломанные, словно спички, огромные колонны и монолитные глыбы, перевернутые вверх ногами статуи и толстый слой вулканического пепла.

Остров Понапе в Каролинском архипелаге был открыт 19 октября 1529 года испанским мореплавателем Альваро де Сааведа, о чем была сделана соответствующая запись в бортовом журнале. Затем этот остров увидел другой испанский капитан, Педро Фернандес де Куирос, чей корабль оказался в водах Каролинского архипелага в 1595 году.

…в конце 1820 года к берегу одного из Каролинских островов подошла шлюпка с потерпевшего крушение китобойного барка «Джон Буль», в ней находились шестеро обессилевших и отчаявшихся матросов. Туземцы приняли пришельцев довольно-таки радушно и позволили им поселиться на острове.

Спустя некоторое время двое из потерпевших кораблекрушение моряков Джеймс О’Коннэл и Джордж Кинан решили обследовать местность, в которой они оказались, воспользовавшись при этом каноэ. «И самым удивительным приключением, — рассказывал О’Коннэл, — происшедшим с нами во время этого путешествия, приключением столь невероятным, что поверить в него труднее, чем во все остальное, мною рассказанное, стало открытие… гигантских развалин, архитектура коих резко отличалась от нынешних построек островитян, а размеры были ошеломляющими. На восточной оконечности островов лежит большой плоский остров, который во время сильного прилива кажется разделенным водой на тридцать или сорок маленьких островков. Он отличается своей почти ровной поверхностью…

С небольшого расстояния руины представлялись неким фантастическим творением природы, однако, приблизившись к ним, Джордж и я с удивлением поняли, что они воздвигнуты рукой человека…»

Описанные О’Коннэлом руины понапейцы называют Нан-Мадол, и, по их представлениям, там обитают духи…

Постройка Нан-Мадола была делом невероятной трудности. Карьер, из которого брали базальтовые плиты, находится в тридцати милях от святилища, на противоположной стороне острова. Только лишь для транспортировки этих плит при отсутствии всякой техники потребовалось бы огромное количество рабочих рук. А ведь даже в середине прошлого века на острове Понапе обитало всего лишь пять тысяч человек, но при этом далеко не каждый из них способен был выполнять тяжелый физический труд, без которого просто невозможно было осуществить сооружение гигантских построек. При этом нужно еще понять, как осуществлялся подъем базальтовых блоков, вес которых нередко доходит до 25 тонн, на высоту трех- пятиэтажного дома. Ведь высота стен, в среднем равная 9 метрам, местами достигает 18 метров, а толщина доходит до 3,5 метра. Поражает и то, что в Тихом океане других подобных Нан-Мадолу архитектурных сооружений нет.

Среди древних построек острова Понапе особый интерес вызывает так называемый «Великий храм», размер которого составляет 90х18 метров. Высота его стен достигает 9 метров, а ширина — 1,5 метра. На стенах можно распознать символические изображения, напоминающие иероглифы или идеограммы. Канал соединяет храм с морем. Возле храма обнаружены многочисленные земляные насыпи, склепы, переходы, платформы, дороги, ведущие к каналу. В середине же храма находится центральная пирамидальная камера, которая, возможно, служила святилищем.

Наибольшим из всех сооружений Понапе является город и порт Нан-Мадол, площадь которого равна 28,5 квадратных километра. Он расположен неподалеку от входа в современную гавань. Его составляют внешняя гавань, отделенная от моря волнорезами, и внутренняя, где на 92 искусственных островах высятся руины возведенных неведомо кем сооружений. Именно поэтому Нан-Мадол был назван учеными «тихоокеанской Венецией». Мол возле входа в Нан-Мадол достигает в длину более километра. Таким образом, этот древний порт по своим размерам вполне сопоставим с действующими современными портами.

а зачем вообще была необходимость в столь грандиозном сооружении на столь малонаселенном острове??? Зачем нужен был именно порт?..

Нан-Мадол окружен высокой, мощной стеной, а глубокий канал делит город на верхнюю и нижнюю части…

А вот на одном из искусственных островов верхнего города возвышалось самое удивительное сооружение Нан-Мадола — крепость-дворец Нан-Танох, размер которого составляет 90х90 метров. Руины этого дворца можно увидеть и ныне. Его стены высотой от 14 до 20 метров и шириной до 6 метров сложены из 400.000 базальтовых блоков! Для того, чтобы возвести такое сооружение, понадобилась бы не одна тысяча рабочих. Но ведь в Нан-Мадоле есть еще и множество других громадных построек. Несмотря на то, что этот уникальный памятник древности мало изучен, ученые уже выявили около 80 его сооружений. Однако в действительности их было еще больше, что стало очевидным после того, как специалисты воспользовались новыми спутниковыми технологиями, позволяющими с космических высот разглядеть объекты, неразличимые с земли. Использование этих технологий только началось, и неизвестно. Сколько еще сюрпризов преподнесет ученым «тихоокеанская Венеция».

В 1910 году Понапе посетил немецкий археолог Пауль Гамбурх, который выяснил фольклорную версию сооружения Нан-Мадола. Согласно местной легенде, в незапамятные времена из далекой страны на Понапе приплыли на огромном корабле два брата — Олсипа и Олсопа. Каким-то образом братьям удалось объединить под своим владычеством все поселения и племена Понапе, после чего новые властители решили построить метрополию, откуда могли бы повелевать все островом. Олсипа и Олсопа обратили свой взор к побережью Южного Понапе, на коралловый риф, который они назвали рифом Небесного Солнца. Братья привлекли множество рабочих и на погруженном в море коралловом рифе, как на фундаменте, построили девяносто два искусственных островка. А затем на них был воздвигнут гигантский культовый центр, посвященный добрым и злым духам, — Нан-Мадол.

Когда умер Олсопа, другой брат, став единовластным правителем, добавил к своему титулу державный титул — Сауделер, что значит «Властелин Делера» (то есть властелин области, опоясывающей залив Матоленим, традиционное название которой — Делер).

С тех пор каждый новый вождь всего Понапе носил этот титул. Всего на острове правили подряд шестнадцать Сауделеров, и всегда это были сыновья предшественника.

Власть последнего, шестнадцатого Сауделера сверг некий Исокелекель (или Исокалакал), прибывший на Понапе с 330 воинами с соседнего острова Кусаие. Исокелекель положил начало новой династии, которая существует и сейчас…

Однако согласно другой фольклорной версии, на рубеже XIV и XV веков нашей эры вождь одного из понапейских племен стал королем всего острова и приступил к сооружению Нан-Мадола, который и стал религиозным центром Понапе.

В 1928 году японцы, которые осуществляли опеку над Понапе до 1945 года, вошли в гробницу с царскими могилами и обнаружили там кости людей вдвое больших размеров, чем у обычных островитян. Стало ясно, что первые властители Понапе были значительно выше всех обитателей Микронезийских островов. Невольно напрашивался вывод об их немикронезийском происхождении, что, в свою очередь, подкрепляло версию о таинственных пришельцах — братьях Олсопа и Олсипа.

…существуют сообщения, согласно которым японцы подняли со дна лагуны древние платиновые саркофаги, в которых были захоронены люди. Такое сообщение показалось бы просто невероятным: какие-либо предметы из платины, как считают ученые, можно делать лишь при помощи самых современных технологий, — если бы не одно обстоятельство. В Перу — и это достоверный факт — были обнаружены весьма древние платиновые изделия, и они являются пока единственными, никем не оспариваемыми находками такого рода.

а есть ли поблизости от Понапе какие-то месторождения платины?..

теоретически, вообще-то, вполне возможен вариант, что, как и с платиной, так и с алюминием использовались какие-то каталитические присадки, позволявшие все-таки их «холодную» обработку и выделение. Просто мы еще можем не знать этих технологий…

Обнаруженные на тихоокеанских островах древние сооружения были воздвигнуты в таких местах, где к приходу европейцев обитали примитивные племена, зачастую вообще не имевшие навыков каменного строительства. К тому же племена эти были столь малочисленны, что даже и при высокой организации труда им не под силу было бы воздвигнуть столь громадные постройки. Кроме того, некоторые из этих строений оказались строго ориентированы по сторонам света, что предполагало весьма высокий уровень астрономических знаний, которыми местное население обладать никак не могло.

Помимо этого — в строительстве каменных сооружений в таком климате ив таких условиях не было никакой необходимости. Гораздо проще и целесообразней строить из подручного строительного материала легкие «одноразовые» постройки.

…на Понапе были обнаружены древние письмена, с одной стороны, напоминающие знаки ронго-ронго острова Пасхи, с другой — «азбуку» древних табличек, обнаруженных в Пакистане, в Мохенджо-Даро. А ведь грамоты в Микронезии в общем и целом не существовало.

В мифах, легендах, преданиях коренных жителей многих тихоокеанских островов также говорилось, что эти острова являются лишь незначительными остатками некогда обширной суши, хотя ее размеры и очертания в зависимости от происхождения тех или иных мифов указывались разные. Одну из таких легенд Макмиллан Браун записал, посетив остров Пасхи. В ней говорится, что некогда этот остров был частью большой земли, которую разрушил разгневанный великан по имени Уоке.

Если учесть только лишь повышение уровня моря после т.н. «ледникового периода» хотя на метров 50-60 (а некоторые оценки дают и до 100 метров), то многие острова Тихого океана ранее были намного больше своих нынешних размеров даже без каких-либо катаклизмов. Тот же остров Пасхи был больше раз в 10-15, судя по физической карте глубин. А современные острова в западной части Тихого океана вообще соединялись с Евразией… Даже если это повышение уровня моря произошло в целом в результате катаклизма под названием Потоп, это не значит, что какой-то большой материк испытал серьезные вертикальные перемещения или разрушился.

…судя по виду и разбросанности подводных руин Нан-Мадола, этот город погиб не только от наводнений, но и от мощного землетрясения.

…в одной из древних понапейских легенд говорится о том, что когда-то Матоленим (Нан-Мадол) был центром могущественной, но затем погибшей империи, основные сооружения которой теперь скрыты под водой. Именно там, в морских глубинах, находится «Дом мертвых», где якобы в платиновых саркофагах похоронены первые властители этой досауделеровской империи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: