…В Куско мы летели не имея никакого конкретного плана. Просто хотелось своими глазами посмотреть на то, о чем рассказывают такое количество всевозможных баек. Мой испаноговорящий приятель улетел по делам на следующий день, оставив меня на попечение местного таксиста (английский местные почти не знают, а мой испанский на уровне вступительной статьи к самоучителю). И на несколько дней я остался один на один с камешками в чужой языковой среде. Но процессу это нисколько не мешало. Местные – очень доброжелательный народ. За 100 сольдо в день (порядка 50$) водитель носился со мной как с писаной торбой. На старенькой тойоте под народные песни на языке кечуа мы объехали Ольянтайтамбо, Писак, Тамбомачай, Пукапукара, Морай и Кенко. В первых двух пунктах побывали по два раза. До Саксайуамана от гостиницы 20 минут ходу. До Мачу–Пикчу не доехал, было всего четыре дня, решил не гнаться за количеством, а душевно осмотреть и отснять все, что получится.
В своем фото-отчете я бы хотел немного отойти от традиции разделять фотографии по месту съемки, и оставить категории, которые образовались в процессе отсмотра материала. Тем более, что места все узнаваемые и часто обсуждаемые на форуме.
Что бы делать здесь какие-то далеко идущие выводы, надо иметь достаточные познания в геологии, строительстве, камнеобработке, истории. Заключения, которые приводятся ниже, ни в коем случае не претендуют на абсолютную истину; в данном случае это скорее точка отсчета, маневр для упорядочивания и интерпретации впечатлений.
Начать хотелось бы со следующего. Первое, что вызывало и вызывает восторг как у современных туристов, так и хронистов всех времен – это огромные мегалиты и швы между ними, куда не всунешь и лезвия бритвы. Если по первой позиции, как более наглядной, материала достаточно, то по швам не совсем.
Ошеломляет точность обработки – на снимках из Ольянтайтамбо видна обычная паутина. Трудно сказать, что на самом деле происходило, но процесс видится следующим образом. Необработанные блоки приносились, подгонялись друг к другу и ставились; далее обрабатывались для общего выравнивания стены и приобретения «фирменного» подушкообразного вида камней.
Видео западной стены. Сделано более грубо и проще, чем фронтальная стена. Возможно, более молодое сооружение. Да и явно разъехавшихся камней почти нет:
Небольшая подборка отдельных камней и облицовки:
Некоторые единичные хорошо обработанные блоки, изредка встречающиеся в примитивной кладке в комплексе Ольянтайтамбо, похоже, специально «дорабатывались». Возможно строители опасались, что заказчик, указав на ровный блок, захотел бы отполировать всю стену.
Примеры обстукивания, грубой а также современной работы:
Порезанные камни
Этот вид обработки интересовал больше всего, и, скажу сразу, я пытался найти следы ручной обработки или недоделанного надреза. Но чем больше искал, тем больше убеждался, что это либо какая-то ловкая мистификация со стороны древних, либо следы ножа или проволоки по пластилину. Или, скорее, по сыру (иногда попадаются характерные сколы).
Поверхности скалы в Ольянтайтамбо порой выровнены (не отполированы, а именно выровнены, и имеют шероховатую, часто слегка скругленную поверхность, как после надреза) так, что без труда можно писать шариковой ручкой мелким почерком. Видно, что многочисленные беловатые вкрапления как бы сколоты, и края камня немного загибаются к низу, как будто бы инструмент вели сверху вниз. Добавлю, что плита, которая там лежит, скорее всего сделана из того же камня, что и скала, но совсем не имеет дефектов (трещин, вкраплений и т.д.).
Оплавленные камни
Тема спорная, и здесь неплохо бы услышать веское слово какого-нибудь опытного геолога. Слова пластилин и размягченный камень вообще очень часто возникают при обсуждении перуанского зодчества. Можно также вспомнить, что «Тиси виракоча», самое популярное божество у инков, в переводе с кечуа означает «озеро жира» или «озеро лавы». Меня же подтолкнуло повнимательнее на все это посмотреть странное образование в Кенко, напоминающее застывшую лужу из камня, имеющее почти идеальную горизонтальную поверхность и характерные края.
Считается, что это такая специфическая эрозия, но встречается подобное только там, где древние делали многочисленные вырезы; скальные выступы по соседству выглядят вполне естественно.
Лаборатория-полигон
Эта тема (трактовка назначения Саксайуамана, как защитную конструкцию от испытаний, проходящих в районе «озера») поднималась в одном из фильмов цикла «Запретные темы истории» и было крайне интересно пощупать все своими руками. В фильме этому придается несколько милитаристский оттенок. Мне же кажется, что здесь следы процесса, связанного именно с обработкой камня, исследованиями и обучением. Я не являюсь поклонником Гарри Потера, но весь этот хаос напоминает какой-то Хогвардс. Но, тем не менее, то, что на самом деле там происходит, выглядит именно так, как описывалось в фильме ЛАИ, и впечатляет гораздо сильнее любого видео.
На карте выше приведены места съемок видео «общий план». Интересен достаточно крупный единичный камушек , лежащий на соседнем холме и имеющий специфическую поверхность выдавленной пасты, как поверхность холма напротив крепости Саксайуамана и взят (а может и заброшен), скорее всего, именно оттуда. Обработки не видно, величина так же неопределенна – скорее всего он достаточно глубоко врос в землю.
Куски скал, как и говорилось в фильме, в месте 4 лежат на земле. Очевидно, что камни с остатками какого-то древнего сооружения были выдернуты со своих мест, свалены в кучу или просто хаотично разбросаны, оплавлены сверху и порезаны в более позднее время. Некоторые из них как бы специально лежат внутри круглого «загончика» из качественной полигональной кладки (место 4). Есть даже камушек , который опирается на стену. Так же есть ощущение, что все камни на местах 5 и 6 тоже отдельные камни, а не естественные скальные выступы. Это же касается и огромного куска скалы , видного в начале «общего плана». Но сказать что-то определенное могут только специалисты.
Району Кенко в фильме также уделялось значительное внимание (речь идет о южном холме). Я бы хотел добавить следующее. Стена, которая окружает холм (по сути это та же терраса), напоминает Саксайуаман – похожие зубцы, огромные камни в выступах. Но если старый Куско, имевший вытянутую форму, как бы прятался в тени Саксайуамана от проводившихся в кратере и на холме экспериментов, то здесь зубцы направлены именно на центр старого города. Вообще есть субъективное ощущение, что действие всех этих мегалитических террас направлено не вовне, а вовнутрь. Например, если деятельность древних вызывала сотрясения земли, этакую локальную сейсмоактивность (вполне возможно при таком размахе), то при подобных частых воздействиях естественный рельеф мог разрушаться, а полигональная мегалитическая стенка за счет выверенных стыков и земляных террас хорошо держала бы форму холма или скалы, тем более, что воздействия были предсказуемы. Но опять же, что-то дельное здесь могут сказать только специалисты.
Вернемся к Кенко. Помимо лужиц из камня , здесь есть интересный «трон» . Он здесь единственный, находится на самом краю площадки, и если на нем сидеть (лучше на спинке), охватываешь всю картину происходящего. «Трон» углублен, и защищен парой хорошо подогнанных камней. Напрашивается версия, что именно здесь сидел тот, кто руководил процессом (инка, верховный маг, оператор камнеплавильной установки, директор землетрясения):
Скамейки – лесенки
Поражает количество всевозможных качественно вырезанных лесенок и скамейко-подобных углублений. И интересно то, что многие подобные вырезы функциональны. Например. На скале в Ольянтайтамбо очевидно сначала делали более грубые лесенки (хорошо видно на видео), по которым потом поднимали инструменты (оборудование, артефакты), что бы резать скалу. А на вырезанных скамейках вполне комфортно отдохнуть усталому путнику. Часто даже специальная полочка для фотооборудования приготовлена. А если это южная сторона и камушек прогрелся – это к тому же и очень приятно.
Иногда создается впечатление, что шел кто-то шел, подустал, вытащил приборчик из кармана, испарил кусок скалы, присел, отдохнул и пошел дальше.
Вот здесь можно попробовать поговорить и об этом приборчике.
К сожалению, почти все (кроме «сперматозоидного следа» в Саксайуамане), что представлено на нижеследующих видео и фото, найдено уже после поездки при просмотре материала. Поэтому специальной макросъемки не делал, информативность снимков оставляет желать лучшего и все, соответственно, нуждается в дополнительной проверке. На месте я этого попросту не замечал. Что ж, будет чем заняться в следующую поездку.
По поводу «сперматозоидного следа». Считается, что это естественное образование, дефект камня. Но очень хорошо видно, что края выреза приподняты, как бы выплавлены над поверхностью и сделано это после обработки камня. Похоже на след от раскаленного тупого предмета в пластмассе. И если предполагать, что камень обрабатывался после установки, оставлять бугорки вокруг дефекта совсем уже не логично. Интересно так же солнышко – вроде бы хорошо видно, что явно ручная работа, а глаза и рот как будто выдавлены-выплавлены.
И в добавление к теме об инструменте. Ходил по музеям в Куско и Лиме. Как и предупреждали – практически пусто. На фотках ниже официальная версия инструментария инков. Первые пять снимков сделаны в музее Куско, причем нелегально – съемка там запрещена. Там еще остались крупные каменные инструменты, напоминающие дубины больших размеров, но прибежал охранник, и уже не выпускал меня из поля зрения. Заметьте, что металлические инструменты на указанных снимках не использовались. Или не применялись по камню. И еще такой нюанс. Если инки так лихо обращались с камнем, то где бесчисленные скульптуры верховного инки, солнца, кураков, пум, лам и т.п.? Ведь везде в мире, где умели прилично обрабатывать камень, имеется скульптура на высоком художественном уровне, и ее очень много. А у инков, как оказалось, ее нет совсем, ноль. Если не считать нескольких каменных блюд и неказистых змеек и кошечек на блоках. Или здесь тоже табу, как на письменность?
Морай
Очень интересное место встретилось в нескольких километрах от Морая.
Все объекты расположены недалеко друг от друга, порядка 100 метров. В непосредственной близости никаких руин не значилось, и можно предположить, что вырезы делались именно для вырезов, для самих лесенок и скамеек, а не для добычи материала. Так что это очень похоже на того самого путника с приборчиком. Представлены практически все стили резки камня. Правда не так эффектно (освещение неудачное, да и временем потрепано).
Три скамейки, камень с рабочим названием «поилка для ишаков», и «скала для медитаций». Прошу прощения за свободный стиль изложения, я провел там часа полтора, пытаясь вникнуть, и названия как-то сами собой образовались.
На фотографиях все видно. Добавлю, что крупная выемка камня в скале сделана чем-то наподобие большой совковой немного скругленной лопаты (можно заметить характерные «поребрики»), а ступенькипозволяют обойти весь скальный выступ и подняться на вершину в разных вариантах.
В заключение, несколько всяких разных фотографий.
И добавлю лишь следующее. Судя по многочисленным раскопкам, мы видим лишь верхушку айсберга. А если учитывать рассказы Гарсиласо де ля Веги о том, как он в детстве с приятелями играл в огромных, отделанных большими камнями лабиринтах под Саксайуаманом, то это лишь край макушки. Гарсиласо был инкой по крови, а у инков вранье, наряду с ленью и воровством – одно из самых тяжелых преступлений…
Добавить комментарий