«Большой зигзаг» к югу от Кауачи

…На «большой зигзаг» мы попали раньше, чем отсняли его с самолета (на Фото 1 с холмиком видны наши следы). Вообще линии с земли – зачастую очень неприметная вещь. И если не пользоваться GPS-навигатором – найти что-либо было бы крайне затруднительно. Линию можно и не заметить, если не стоять прямо на ней. Но стоит сделать пару шагов – и как по волшебству возникает идеальная прямая, упирающаяся в горизонт.

Фото 1
Фото 1

Здесь применялся несколько иной способ строительства – в сторону отгребался мелкий щебень с породой (на плато Наска убирали темные камни). Граница на всем протяжении центрального трапецоида достаточно регулярная, очень напоминает работу снегоуборочной машины. Трудно сказать, какова была первоначальная высота отвалов и как они выглядели – там очень сильный ветер.

Нас особенно интересовали конструкции, относящиеся к линиям. На большом зигзаге в навигаторе как искомая точка был отмечен холмик рядом с узкой частью центрального трапецоида (обозначен кружком на Фото 2). На нем нашлись осколки керамики и деревянный колышек (надо заметить, что больше нигде ничего подобного больше не попадалось).

Фото 2
Фото 2

Впечатлили масштабы и вместе с тем некоторая, мягко говоря, нелогичность происходящего – для церемоний даже недавно сооруженный трапецоид будет иметь достаточно неприглядный вид – просто огромная более светлая расчищенная площадка с непонятными границами; ровность границы можно увидеть только непосредственно стоя на ней самой, и что бы при этом никто не мешал; огромные идеальные скругления, идущие по неровному рельефу, с земли совершенно не впечатлают. А по трудозатратам, похоже, можно было бы еще такое же сооружение как Кауачи построить.

Но тем не менее хорошо видно, что большой зигзаг спроектирован как единая фигура с общими границами, остальные линии идут либо над, либо под ним. Из-за своих идеальных очертаний свежеприготовленный зигзаг очень хорошо бы просматривался с высоты в 30-50 км …

Юг плато Наска

…На место добрались к половине шестого (в 7 вечера полностью темнеет). В этот день летали на самолете, да и подзадержались на Эстакерии. Странно, что это сооружение частенько называют «перуанским стоунхенджем». На самом деле это просто столбы, поддерживавшие в свое время крышу большого, но достаточно неказистого древнего сооружения. По дороге на плато нашли мумию, не распотрошенную местными уакерос. Был, конечно, соблазн копнуть, но решили с мертвыми не связываться.

Топать пришлось порядка 4 км в одну сторону от места, где оставили машину. Трапецоид (в этом месте их достаточно много, как с кучками камней, так и без оных) сделан по стандартной для насканских линий схеме – одна большая куча в широком основании, две маленькие в узком, и уходящая от узкой части полоса. И опять же – на земле все выглядит как-то косенько-кривенько, а со спутника – практически идеально. Похоже, что непременное условие создания трапецоида – кучи камней в основании и в узком конце должны быть на прямой видимости. Полоса, выходящая с узкого конца трапецоида, имеет общую границу только с одной стороны. С другой есть небольшая несостыковка границ, как будто полоса и трапецоид строились с разных концов и имели различные функции. Причем пара каменных кучек привязана именно к центру полосы. Крупных камней в округе нет. Скорее всего их приносили с собой из долины.

Место сказочное. Только ветер и визуально абсолютно ровная до горизонта пустыня, окруженная тонущими в дымке далекими горами. Поверхность мягкая и пушистая, очень комфортно ходить босиком. Виктория Никитски, ученица небезызвестной Марии Райхе, сопровождавшая иногда нас в наших вылазках, всегда напоминала, чтобы мы по возможности снимали обувь и не портили линии. Возвращались в полной темноте, на Южный Крест. Из-за отсутствия освещения возник интересный эффект восприятия – однородная поверхность пустыни слилась с небом, и если бы не ощущения опоры в ногах, иллюзия подвешенности в безграничном пространстве была бы полной. Было как-то очень не по себе, иногда дух захватывало. Непростое место. Мы народ не суеверный, но с мумией все-таки было правильное решение…

 

Линии Ики

…Отъехав от Ики около 20 км (путь лежал через какие-то нереальные трущобы и живописную пустыню) мы оставили машину рядом с дорогой. На нашей тойоте-ярис, изо всех сил старавшейся выполнять роль внедорожника, ездить по целине было небезопасно.

С небольшой возвышенности сразу стало видно линию из кучек камней, выходившую между двух крупных куч с узкой части искомого трапецоида. Рядом с кучками хорошо различалась параллельная слегка углубленная линия шириной порядка 40 сантиметров. Границы трапецоида выложены кучками камней, в основании ряд крупных камней, на месте единичного элемента лежал самый большой камень. Рядом с узким концом на берегу высохшего русла находилась конструкция с поставленным на попа камнем. Выходящая с широкого основания линия уходила в сторону другого, похожего на этот трапецоида. Короче, все как положено – полный набор элементов классического трапецоида, и многокилометровая развернутая комбинация. Но есть одно интересное отличие. Если на плато Наска (порядка 100 км отсюда) все линии углублены, т.е. ниже уровня окружающей поверхности, то здесь наоборот. Поверхность трапецоида выглядит хорошо выровненной и приподнятой; на снимках видно, что высохшие речки огибают площадку. Возможно, что он был как-то обработан и меньше подвергся воздействию выветривания. Есть ощущение, правда мало чем подкрепленное, что линии рядом с Икой старше, чем насканские.

Интересна еще одна полоса, находящаяся недалеко отсюда. Углубленная и расчищенная площадка имеет не совсем прямую осевую линию-тропинку, соединяющую две кучки камней в разных концах полосы. Других явных тропинок здесь больше нет. Вот это похоже на ритуал – участники пришли, построили линию, и стали гуськом натаптывать тропинку между двумя кучками с неведомыми нам целями. Правда для этого пришлось бы пройти больше 20 км по пустыне в одну сторону (не считая собственно натаптывания). Ближе никаких намеков на остатки жилья здесь нет. И вообще, складывается впечатление, что строители линий в данном регионе всеми силами старались избежать лишних глаз…

 

Геометрические построения на плато Наска-Пальпа

… Наиболее поздний вид художественного творчества на плато. Есть вероятность, что это вообще современная подделка. Но существуют две детали в пользу древности изображений. Первая – способ строительства. Ряды, кучки из камней, стоящие на попа удлиненные камни – все это присутствует на древних линиях. И вторая, главная. Логика строительства. Вернее ее отсутствие. Дело в том, что в отличие от остальных линий и рисунков, эти фигуры очень трудно рассмотреть с воздуха (за исключением, пожалуй, всем известной «эстреллы»). А с земли вы в лучшем случае будете видеть только непонятные ряды камней. Т.е. эти фигуры создавались не для того что бы на них смотрели (не важно кто, туристы, боги и т.п.). Впрочем, вполне возможно здесь нужен другой способ «смотрения».

При изучении снимков с разных ракурсов и прорисовке стало очевидно, что для создания эскиза и нанесения на местность использовали координатную сетку. Рисунки не маленькие, например «четыре квадрата» в поперечнике 240 метров. И, возможно, он гораздо более сложный и включает в себя группы окружностей, находящиеся неподалеку. Рядом с фигурой «восемь ромбов» есть его увеличенная незаконченная копия. Нанесено три квадрата, несколько углов, линий и часть окружности; один квадрат размечен.

«Эстрелла 2» – в действительности более сложный, чем на прорисовке, но чтобы сделать реконструкцию, нужны несколько ракурсов с самолета. И хорошо бы дойти, заодно рассмотреть – подделка или нет.

Есть подозрение, что на плато похожих построений гораздо больше, чем мы себе можем представить. Но, к сожалению, Google earth, как главный общедоступный инструмент изучения геоглифов, здесь не помощник. Интересно, что место, где находятся большая часть представленных построении, в Google по какой-то роковой случайности закрыто облаками. А самолет для квадратно-гнездового прочесывания – слишком дорогое удовольствие. Эх, поюзать бы машинку, как в фильме National geographic…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Enjoybook

Игорь Алексеев

Исследователь. Генеральный директор ООО "Омбио". Компания занимается исследованием исторически значимых регионов Южной Америки (в частности плато Наска и Пальпа), производством документальных фильмов и сиситематизация собранной во время экспедиций информации.

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: