Мастаба №16

Царевич Рахотеп и его жена Нофрет – эти знаменитые статуи нашел в 1871 году Огюст Мариет в Мейдуме, в мастабе, которая сегодня известна под номером 16. Их создание приписывают IV-й династии.

Нашу группу мастаба №16 заинтересовала по двум причинам. Во-первых, она расположена вдалеке от туристических троп, а во-вторых, мы надеялись, что найдем мегалитическое основание и сможем взять пробы для исследований.

К сожалению, все, что осталось сегодня от мастабы, это адобы, необожженные кирпичи из глины и соломы, да и те сильно разрушенные. Сооружение имеет прямоугольную форму. Вокруг так называемого «входа» находится несколько известняковых блоков и их обломков. По их размеру и характеру повреждений можно с уверенностью утверждать, что данные блоки были перенесены сюда от Мейдумской пирамиды, которая находится на 500 м южнее. Вход практически полностью засыпан мусором, и, насколько можно было разглядеть с помощью фонаря, в коридоре за ним мы тоже не заметили ничего особенного.

Мастаба №16 является образцом возможностей строителей, которые не идут ни в какое сравнение с тем, на что способны были их (далёкие) предшественники.

Мастаба №17

Буквально в нескольких десятках метров, возле юго-восточного угла Мейдумской пирамиды, находится мастаба №17. Она интересна тем, что ее основание как раз определенно относится к произведениям строителей древней высокоразвитой цивилизации, а поверх него было возведено сооружение прямоугольной формы из необожженных кирпичей, значительно более низкого технологического уровня.

Экспедиции ЛАИ посещали это место неоднократно. В этот раз мы планировали взять несколько проб из труднодоступных мест.

О том, что под мастабой находится мегалитическое сооружение, свидетельствует каменная кладка, выглядывающая из-под глиняных кирпичей с восточной стороны. Эти несколько рядов полигональной кладки состоят из не очень крупных блоков, но обработаны они очень тщательно и уложены без каких либо зазоров.

С таким же мастерством созданы внутренние помещения, к которым сегодня можно пробраться через длинный узкий коридор, грубо пробитый в земле.

Вся внутренняя конструкция – мегалитическая. Большие известняковые блоки без каких либо надписей, одним словом – «бункер». В главной камере, в нише, находится гранитный саркофаг, весом около 13 тонн вместе с крышкой. Он очень похож по виду на те, что можно увидеть в Абусире, в так называемой мастабе Птахшепсеса. Перекрытие над саркофагом и над главной камерой сложено из массивных блоков.

В конце предкамеры находится нисходящий коридор, стандартного размера 1х1 м, который начинается возле вышеописанной качественной внешней кладки, но вход в него закрыт большими блоками.

Мы взяли несколько проб из щели под саркофагом, а так же в углах внутри него и в расщелине между запирающими блоками нисходящего коридора.

Мейдумская пирамида

«Устойчивая» – так ее иногда называли древние. Историки говорят, что эту пирамиду возвел фараон III-й династии Хуни, буквально через несколько лет после возведения ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре. Блоки кладки этой пирамиды сделаны практически под один стандарт, а при таких размерах сооружения это можно назвать уже широкомасштабным производством. Но возможен ли такой огромный скачок в мастерстве обработки камня, создание плоских, практически отшлифованных поверхностей размером с футбольное поле, за такой короткий промежуток времени?

Гранитный саркофаг рядом с пирамидой

Качество изображений богов и животных на этом саркофаге резко контрастирует с качеством надписей. Причем некоторые детали первых выполнены с такой ювелирной тщательностью, что можно различить уголки губ и глаз, хотя размеры этих элементов, зачастую, меньше одного миллиметра. Вряд ли это можно было сделать обычным зубилом… При этом иероглифы, практически очевидно, сделаны именно зубилом, косо и коряво…

Пирамиду строили поэтапно, это видно по внешней кладке в тех местах, где ее, возможно, разбирали или она сама разрушалась с тысячелетиями. Считается, что в законченном виде сооружение имело форму правильной пирамиды.

Со всех сторон на облицовке видно, на какую высоту пирамида была погребена под песком и осколками, оставшимися от ее древней разборки. Заметны следы попыток проникнуть вглубь облицовки, скорее всего, с целью дальнейшей разборки на стройматериалы. С южной стороны видны какие-то искусственные царапины.

Нисходящий коридор более приспособлен для передвижений человека, чем в других пирамидах, возможно, это уже дело рук вторичных пользователей. Блоки сильно разрушены, но все же видны ровные стыки между ними. Коридор спускается ниже скального основания, через несколько метров поднимается и приводит в помещение со ступенчатым потолком. Помещение небольшое, но высокое, с сильно поврежденными блоками потолка. Заметны следы древней реставрации. Встречаются брёвна – не только в «погребальной камере», но и в вертикальном проходе. Они явно были вставлены после окончания строительства. Видно, что отверстия под них пробивались в уже готовой кладке, и вставлены камни-пробки, удерживающие бревна на местах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Адриан Сабо

Андриан Сабо

Работа: по образованию ветеринар, по сфере деятельности: люблю работать везде, где могу чему-то новому и полезному научиться.

Благодаря родителям и близким людям, я научился учиться и искать ответы на свои вопросы. Изучал всё, что вызывало интерес, начиная с палеонтологии,... Читать далее

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: