Мастаба №16

Царевич Рахотеп и его жена Нофрет – эти знаменитые статуи нашел в 1871 году Огюст Мариет в Мейдуме, в мастабе, которая сегодня известна под номером 16. Их создание приписывают IV-й династии.

Мейдум

Нашу группу мастаба №16 заинтересовала по двум причинам. Во-первых, она расположена вдалеке от туристических троп, а во-вторых, мы надеялись, что найдем мегалитическое основание и сможем взять пробы для исследований.

К сожалению, все, что осталось сегодня от мастабы, это адобы, необожженные кирпичи из глины и соломы, да и те сильно разрушенные. Сооружение имеет прямоугольную форму. Вокруг так называемого «входа» находится несколько известняковых блоков и их обломков. По их размеру и характеру повреждений можно с уверенностью утверждать, что данные блоки были перенесены сюда от Мейдумской пирамиды, которая находится на 500 м южнее. Вход практически полностью засыпан мусором, и, насколько можно было разглядеть с помощью фонаря, в коридоре за ним мы тоже не заметили ничего особенного.

Мастаба №16 является образцом возможностей строителей, которые не идут ни в какое сравнение с тем, на что способны были их (далёкие) предшественники.

Мастаба №17

Буквально в нескольких десятках метров, возле юго-восточного угла Мейдумской пирамиды, находится мастаба №17. Она интересна тем, что ее основание как раз определенно относится к произведениям строителей древней высокоразвитой цивилизации, а поверх него было возведено сооружение прямоугольной формы из необожженных кирпичей, значительно более низкого технологического уровня.

Экспедиции ЛАИ посещали это место неоднократно. В этот раз мы планировали взять несколько проб из труднодоступных мест.

О том, что под мастабой находится мегалитическое сооружение, свидетельствует каменная кладка, выглядывающая из-под глиняных кирпичей с восточной стороны. Эти несколько рядов полигональной кладки состоят из не очень крупных блоков, но обработаны они очень тщательно и уложены без каких либо зазоров.

С таким же мастерством созданы внутренние помещения, к которым сегодня можно пробраться через длинный узкий коридор, грубо пробитый в земле.

Вся внутренняя конструкция – мегалитическая. Большие известняковые блоки без каких либо надписей, одним словом – «бункер». В главной камере, в нише, находится гранитный саркофаг, весом около 13 тонн вместе с крышкой. Он очень похож по виду на те, что можно увидеть в Абусире, в так называемой мастабе Птахшепсеса. Перекрытие над саркофагом и над главной камерой сложено из массивных блоков.

Мейдум

В конце предкамеры находится нисходящий коридор, стандартного размера 1х1 м, который начинается возле вышеописанной качественной внешней кладки, но вход в него закрыт большими блоками.

Мейдум

Мы взяли несколько проб из щели под саркофагом, а так же в углах внутри него и в расщелине между запирающими блоками нисходящего коридора.

Мейдумская пирамида

Мейдум

«Устойчивая» – так ее иногда называли древние. Историки говорят, что эту пирамиду возвел фараон III-й династии Хуни, буквально через несколько лет после возведения ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре. Блоки кладки этой пирамиды сделаны практически под один стандарт, а при таких размерах сооружения это можно назвать уже широкомасштабным производством. Но возможен ли такой огромный скачок в мастерстве обработки камня, создание плоских, практически отшлифованных поверхностей размером с футбольное поле, за такой короткий промежуток времени?

Гранитный саркофаг рядом с пирамидой

Качество изображений богов и животных на этом саркофаге резко контрастирует с качеством надписей. Причем некоторые детали первых выполнены с такой ювелирной тщательностью, что можно различить уголки губ и глаз, хотя размеры этих элементов, зачастую, меньше одного миллиметра. Вряд ли это можно было сделать обычным зубилом… При этом иероглифы, практически очевидно, сделаны именно зубилом, косо и коряво…

Пирамиду строили поэтапно, это видно по внешней кладке в тех местах, где ее, возможно, разбирали или она сама разрушалась с тысячелетиями. Считается, что в законченном виде сооружение имело форму правильной пирамиды.

Со всех сторон на облицовке видно, на какую высоту пирамида была погребена под песком и осколками, оставшимися от ее древней разборки. Заметны следы попыток проникнуть вглубь облицовки, скорее всего, с целью дальнейшей разборки на стройматериалы. С южной стороны видны какие-то искусственные царапины.

Нисходящий коридор более приспособлен для передвижений человека, чем в других пирамидах, возможно, это уже дело рук вторичных пользователей. Блоки сильно разрушены, но все же видны ровные стыки между ними. Коридор спускается ниже скального основания, через несколько метров поднимается и приводит в помещение со ступенчатым потолком. Помещение небольшое, но высокое, с сильно поврежденными блоками потолка. Заметны следы древней реставрации. Встречаются брёвна – не только в «погребальной камере», но и в вертикальном проходе. Они явно были вставлены после окончания строительства. Видно, что отверстия под них пробивались в уже готовой кладке, и вставлены камни-пробки, удерживающие бревна на местах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Адриан Сабо

Андриан Сабо

Работа: по образованию ветеринар, по сфере деятельности: люблю работать везде, где могу чему-то новому и полезному научиться.

Благодаря родителям и близким людям, я научился учиться и искать ответы на свои вопросы. Изучал всё, что вызывало интерес, начиная с палеонтологии,... Читать далее

Все работы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: