Плато Гиза

“Ладейные ямы Хефрена”

Одной из основных задач визита в Гизy был сбор образцов грунта из так называемых «ладейных ям» пирамиды Хефрена. Для начала проверки предполагаемой нами версии, выбор остановиться именно на этой пирамиде, как на наиболее удобном объекте в плане доступности и пока еще относительной нетронутости тех самых ям современными реставраторами.

На спутниковом снимке обозначены и пронумерованы «ладейные ямы» Хефрена, для удобства чтения дальнейших выводов, результатов анализов и дислокации объектов по отдельности.

  • № 2 Северная Ладья Ночи
  • № 3 Южная Ладья Ночи
  • № 4 Южная Солнечная Ладья
  • № 5 Северная Ладья Дня
  • № 6 Южная Ладья Дня
  • № 1,7,8 – ямы предполагаемые

Суть версии назначения «ладейных ям» сводится к тому, что ямы № 2,3,5,6 вокруг Верхнего храма пирамиды Хефрена теоретически могут иметь отношение к древним фундаментам строительных ферм, использовавшимся при возведении храма, а №1 и №4, возможно, могут относиться к вспомогательным механизмам времен строительства самой пирамиды.

Достаточно хорошо подходит к форме имеющихся ям современные фундаменты мелкого заложения. Для наглядности приведем сравнение вертикального сечения опоры фундамента, взятую отсюда, и поперечного сечения ямы «Северной Ладьи Ночи» Хефрена, согласно чертежу Селима Хасана из книги «Ладьи Хафра. Селим Хасан. Том 6, часть 1. Каир, 1946».


Линейные размеры «ладейных ям» пирамиды Хефрена

Название ямы № ямы Длина, м Ширина, м Глубина,м
Северная Ладья Ночи 2 27,5 1 7
Северная Ладья Дня 5 23,5 1 5
Южная Ладья Ночи 3 25 1 7,5
Южная Ладья Дня 6 21 1 6
Южная Солнечная Ладья 4 37,5 1 7

На фото: Яма № 4. «Южная Солнечная Ладья»

Имеем совпадения по следующим параметрам с современными фундаментами:

  1. длинное и узкое тело опоры;
  2. уширение основания фундамента по сравнению с телом опоры;
  3. два уступа уширения;
  4. максимальная ширина выступов в каждую сторону порядка 1 м;
  5. высота каждого из уступов порядка 1-2 м;
  6. одинаковая ширина и относительно одинаковая глубина ям.

Отличия также есть, но не факт, что в пользу современных фундаментов. К ним можно отнести следующее:

  1. Наши фундаменты имеют “резкие” формы боковых поверхностей состоящие из плоскостей, цилиндров, а в “котлованах” у Верхнего храма – формы плавные, овальные. Последние может быть сложнее проектировать и исполнять, но если нет проблем с технологиями, а у строителей пирамид их, похоже, не было, то такие поверхности могут обеспечивать на много более рациональное использование материала и его прочностных свойств.
  2. Наши фундаменты имеют ровную плоскую подошву, а в ямах у храма она выгнутая и ребристая. Очевидно, что последняя форма будет только лучше выполнять роль сцепления с известняковым скальным основанием.
  3. Наши современные строители вырезали бы под обустройство фундамента в грунте прямоугольный котлован с вертикальными или даже наклонными наружу стенками, а потом стали бы мастерить опалубку, эти же ребята сначала проделали относительно узкую щель, потом хитрым образом расширили ее внизу уступами в стороны и явно ни на какую опалубку не рассчитывали. Ее роль с успехом могут выполнить сами стены котлована. Как говорится, без комментариев…
  4. На наших стройках опоры стали бы делать стандартными по форме и размерам, а тут в каждой яме своя “загогулина”. Ну так если умеешь точно рассчитывать потребную прочность и нет проблем в изготовлении нестандартных деталей, то именно так разумнее всего и поступать. Судя по блокам в храмах и внутри пирамид, их строители такую технику освоили в совершенстве.

Из этого можно сделать вывод, что с точки зрения рационального исполнения фундаментов строительных ферм, что мы видим по их отпечаткам в известняке плато Гиза – ничуть не уступает нашим современным подобным изделиям и даже существенно технологичнее.

Что может говорить против такой версии? Отсутствие самих железобетонных опор? А через сколько лет пятисоткубовая бетонная чушка превратится в горсть щебня? Пары тысяч должно вполне хватить, что бы не осталось ни сантиметра арматуры, ни единого целого куска бетона. Только пыль, ржавчина и щебень. Ну, еще, возможно, остатки битума (или что там тогда его заменяло) использовавшегося в качестве гидроизоляции и демпфирования ударных нагрузок. Все это в виде отдельных элементов и окислов так и должно до сих пор лежать как в самих ямах, так и вокруг, если почти все содержимое некогда кто-то из них выгребал, а в расчищенные полости засовывал разобранные лодки или жертвенные предметы в знак подношения богам. Потом все это для сохранности перекрывалось сверху известняковыми блоками, а иногда просто вновь засыпалось.

Собственно для поиска аргументов в пользу технологического предназначения «ладейных ям» нашей экспедицией и были собраны пробы грунта со стенок и дна ям, где проступали какие-либо отличные от простого известняка аномалии в виде черных, рыжих и красных выходов пород, состав и природу которых, в скором будущем, покажут результаты анализов.

 Пирамида Хуфу

Второй задачей было осуществить съемки Камеры Царя (1) в Великой Пирамиде для пополнения фотобанка ЛАИ и проекта www.cheops.su, собирающего любую информацию о БП Хеопса.

Вертикальный лаз

В данном случае речь о почти вертикальном лазе, соединяющем низ Большой галереи и низ нисходящего коридора. Примерно посреди этого лаза находится так называемый Грот. Удалось получить некоторое визуальное представление (на глубине примерно 25 метров) того самого объекта (2), в котором уже в “исторические” времена побывало от силы всего несколько человек, и о нем, как и о самом лазе крайне мало информации.

Раскоп у восточной грани пирамиды Хуфу

Наконец-то удалось с приличным приближением отснять раскоп возле Великой пирамиды, что позволяет подробней рассмотреть хотя бы ступени и арку. Он был раскопан где-то в 1991-92-м годах. Если ямы в Саккаре, хоть и явно связанные со всей системой подземных коммуникаций, представляют собой в некотором смысле законченные произведения, то этот раскоп производит впечатление маленькой части чего-то большего. И стена-перегородка, которая сверху выглядит не прямолинейной, а как часть дуги большого радиуса. И ступени, выходящие из северной стены и ведущие непонятно куда… И арка в перегородке, через которую проходит лестница – все какое-то незаконченное. Как-то не верится в «недоделки», «проверки» и «ошибки» строителей Пирамид.
На что обратилось внимание: судя по различию в цвете, нижняя часть помещения долгое время была залита водой. Выше есть дырки, откуда та самая вода стекала. Причем, хорошо стекала, промоины немаленькие. Интересно, а откуда водичка?

Ступени грубо отесанные. Не похоже, чтобы вода текла непосредственно по ним… Мусор закрывает практически все дно сооружения и невозможно определить, как выглядит пол и граница между полом и лестницей, и кажется, что лестница вытесана в скальном монолите. Но некоторые ступени, похоже, могут оказаться сложенными из камней…
Глубину ступени, судя по бутылке, лежащей поперек, можно принять за 30-35 см. Высота примерно равна глубине, ширина 2-2,5 глубины, то есть сантиметров 70-75, а высота арки, если считать по ступеньке, видимой с обеих сторон, по подсчетам около 120 см.

В южной части помещения лестница опять же теряется в мусоре и невозможно понять – она заканчивается сразу после арки (и тогда, значит, она ведет именно в это помещение или непосредственно из него) или продолжается вниз и уходит неизвестно куда, так же как неизвестно откуда исходит – и тогда вообще ничего непонятно! А если продолжить дугу балки, то она уходит под пирамиду и, создается ощущение, что непосредственно с ней связана.

Все мегалитические объекты плато Гиза представляют собой исследовательский интерес. И каждый объект – интерес отдельный, а также отдельный подход к исследованию. Далее – мы просто их перечислим, а фотографии сами все расскажут за себя.

Базальтовый пол у пирамиды Хуфу
Пирамида Хефрена

В ноябре 2010г. – была закрыта для посещения. Возможно временно, в связи с реставрационными работами.

Пирамида Менкаура
Окрестности Пирамиды Хуфу

Каирский музей

В Каирском музее мы оказались во время ремонта. Почти 1/10 часть залов была закрыта на покраску стен. И даже в предпраздничные дни перед официальными праздниками работа не прекращалась. Крупные экспонаты из закрытых залов довольно беспорядочно выставлены в коридоры. Некоторые лицом к стенам, некоторые в несколько рядов вдоль стен.
Но интересные фото сделать удалось. Тут надо заметить, что отношение к россиянам в Египте очень доброжелательное. Попавшихся на съемке на телефон, секьюрити попросил покинуть музей и взглядом проводил в направлении выхода. Встретившись с нарушителями ( уже не фотографирующими ) еще раз, лишь с улыбкой сказал “Эх, Русия-Русия…” и никак не пытался их выдворить. Больше неудобств доставляли местные школьники. К стандартному “Don’t touch!” ( Не трогать реликвии! ) добавилось “No ligth!” ( Не светить фонариками! )

Сделаны замеры большого и малого пирамидионов в центральном зале первого этажа музея.

Большой пирамидион

Малый пирамидион

Большой пирамидион отвечает пропорциям половинки октаэдра. Малый не отвечает, но все равно очень ровный. Что касается получения правильной половины октаэдра, то на современном камнеобрабатывающем заводе аналогичное изделие только почти в 30 раз меньшее по массе так и не смогли сделать правильным и отклонения по разным сторонам составили более 1 процента. Здесь же, похоже, точность на порядок, а то и более, выше.

Недопиленный саркофаг
Саккарская коллекция
Артефакты перед зданием музея

Осмотрена нечасто посещаемая часть коллекции под открытым небом. Если скульптуры напротив фасада широко известны, то саркофаги и крышки выставленные вдоль правого (если стоять спиной ко входу в здание) крыла музея – оказываются на фото нечасто.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дмитрий Павлов

Дмитрий Павлов

Кандидат технических наук, директор Научно-исследовательского института гиперкомплексных систем в геометрии и физике. Организатор семинаров "Пирамиды и время" и семинаров ЛАИ в Египте.

Организатор исследований, направленных на геометризацию физики в рамках пер... Читать далее

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: