И в Палестине, и в Ливане уже в конце VI тыс. до н.э. были довольно распространены сходные небольшие, оседлые, но крайне примитивные раннеземледельческие поселения со скромной земледельческой экономикой. Еще более многочисленны «чрезвычайно близкие им памятники» в центральных и западных районах Сирии (Рас-Шамра, Хама), в Верхнеевфратской долине, в долине Амука. В этот период земледелие перестает быть экстраординарным явлением и охватывает уже значительные территории; процесс оседания на землю пришлого этноса принимает массовый характер, происходит сплошное заселение больших участков речных долин группами оседлых земледельцев. В степных и пустынных регионах складывается своя экономическая система (кочевое скотоводство), во многом альтернативная оседлоземледельческой, свой образ жизни, своя духовная культура. И в прибрежных районах Ханаана пришельцы основывают новые поселения (этап «А»), и в частности, в окрестностях Библа (согласно протоханаанейской традиции, Библ – первый город, основанный богами в Финикии).

Складывается впечатление, что любые изменения автор привык сваливать на «пришлые этносы».

Керамика этапа «В», отражающая процесс развития протоханаанейской материальной культуры, значительно совершеннее предшествующих образцов: формовка сосудов искуснее, обжиг выше, увеличилось количество форм. В кремневом и каменном инвентаре доминируют земледельческие орудия: мотыги (ранее не представленные) и лезвия серпов. В жилой архитектуре наметился прогресс: начали создаваться постройки с каменным основанием и стенами из сырцового кирпича ручной лепки. Планы построек различны: как округлые, так и прямоугольные; лишь в конце этапа «В» вырабатывается стереотип прямоугольного дома с каменным основанием. Так, в Библе нижние два слоя (VI-V тыс. до н.э.) содержат остатки четырехугольных домов с обмазанными глиной полами, однако стены этих домов еще из ветвей и шкур.
Раскопки поселения Телейлат-Гхасуль в долине Иордана (энеолит, 4300-3300 гг. до н.э.), осуществленные Б.Хеннеси (1966 и 1976-1977 гг.), показали, что нижняя, десятая, фаза культурного слоя поселения принадлежала еще неолиту и была близка этапу «В» керамического неолита Иерихона.
Результаты исследований остатков поселения позволили выделить сходные артефакты и классифицировать их как своеобразную «гхасульскую» археологическую культуру, охватывающую все периферийные районы Ханаана, благоприятные не столько для земледелия, сколько для скотоводства, которое в Иудейской пустыне приняло полукочевые формы. В этот период к известным ранее возделываемым культурам добавляются такие важные, как оливки и финики.
На материале раскопок крупных единичных поселений засвидетельствовано наличие правильной застройки, подчиненной определенному плану. В святилищах и домах (особенно на Голанских высотах) обнаружены специальные ниши, где, как и много ранее в Иерихоне, помещались предметы поклонения, священные камни (эмблемы Великих богов), но которые уже оформлялись не только как блоки или столбики, а представляли собой (базальтовые) человеческие головы, иногда с углублениями в верхней части для жертвоприношений («Исаак… взял камень… поставил его памятником (вертикально) и возлил елей на верх его», т.е. вера в древнейшие, первоначальные, сакральные символы никогда не увядала). Лица «гхасульских» богов являли собой индивидуальный типаж.
В эту эпоху уже имелись храмы, непосредственно с поселениями не связанные (например, храм над оазисом Эн Геди на западном берегу Мертвого моря, который состоял из двух «широких комнат» с пьедесталами для статуй божества и, по-видимому, был посвящен каким-либо из ипостасей бога-отца).
Искусство эпохи гхасульской культуры носило безусловно культовый характер. Преобладали изображения божеств, дарующих плодородие и охраняющих стада, небесных тел. Так, одна из фресок Телейлат-Гхасуля содержала полный набор символики Великой богини-матери, богини Неба – комбинацию из восьмилучевых (три вписанных одна в другую) звезд, окружностей (кругов), треугольников (уголков); волнистых линий, обрамляющих звезду (знак небесной воды), и чисел 3, 4, 8, 16. Диаметр внешней звезды достигал 1,84 м и, по-видимому, составлял 8 пядей. Слева от звезды изображены ритуальные маски. На двух других фресках представлены церемониальные процессии верующих, поклоняющихся божествам, сидящим на возвышении (вероятно, богине-матери и богу-отцу). Фрески выполнены красной, черной, серой (земля и преисподняя) и белой (небо) красками.

О высоком уровне развития художественной металлургии в Ханаане эпохи энеолита свидетельствует медное (золотое и электроновое) литье кладов из пещер Нахал Мишмар и Нахал Квана (сотни изделий). К концу гхасульской культуры (последняя четверть IV тыс. до н.э., ознаменовавшаяся широким притоком в Ханаан чужеродных племен) как сам металл, так и центры металлопроизводства, широко распространились по всей Палестине. Древняя традиция производства изделий из камня получила дальнейшее развитие, – очень богата и разнообразна кремневая индустрия. Уровень качества производства керамики и ее ассортимент заметно возросли.

это что еще за «электроновое» литье?..

Раннеханаанейский период (эпоха нашествия племен амореев на земли Ханаана) в Палестине и Сирии (датируется 3300-2200 гг. до н.э.) характеризуется также относительно высоким уровнем развития культуры (наследие автохтонного протохананейского этноса). Так, Иерихон III тыс. до н.э. был процветающим городом с мощной городской стеной из необожженного кирпича. Выделяется земледельческая культура Беер-Шевы, охватившая обширный регион (лощеные гончарные бытовые и культовые сосуды, базальтовые блюда, украшения из перламутра, меди; фигурки из слоновой кости). Родственные ее культуры обнаружены также в Тулайлат аль-Ассул (в 13 км к северу от Мертвого моря) и в Хедере.
Выявлено, что в нач. IV-III тыс. до н.э. на территории, охватывающей большую часть Кавказа, Восточной Анатолии; а также Западной Сирии, Ливана и Палестины (например, судя по керамике, – регион культуры Беер-Шевы и сходных культур Тулайлат аль-Ассула и Хедеры) существовала почти однородная археологическая раннеземледельческо-скотоводческая (для Ханаана – «протоханаанская») культура, зародившаяся, видимо, на этапе «В» керамического неолита и наименованная как «куро-араксская».
В частности, на территории Еревана (Кавказ) наиболее крупным поселением куро-араксской культуры считается своеобразная крепость Шенгавит (площадью 6 га), укрепленная каменной стеной (толщиной до 4 м) с башнями и рвом. В поселении найдены остатки металлургического производства (бронза), дома круглые, из сырцового (необожженного) кирпича, на каменном цоколе; керамика типичная, чернолощеная.
С притоком этого нового этноса, – расы представителей археологической земледельческо-скотоводческой культуры «керамического неолита», носители евро-африканских (натуфийских) черт, так же как и археологическая культура «докерамического неолита» исчезают, и их заменяют носители совсем иных черт: высокие, со средне вытянутым черепом, по форме напоминающим яйцо, высокой черепной коробкой и широкими лобными костями. Лобный профиль слегка скошен. Нижняя челюсть высока и широка. Сильно выдающиеся вперед кости носа. Часть антропологов считает этот тип человека, ставший доминантным в Ливане, Сирии, Трансиордании, Палестине и в дельте Нила, относящимся к южному протосредиземноморскому и определяет его происхождение в центральной Азии. Другая часть антропологов (например, Ferembach) определяет его как относящийся к арменоидному или анатолийскому типу с южных предгорий Кавказа.
Как установлено, предки армян, называвших себя «хайя», – пришельцы на Кавказ с европейского Запада. Страбон (ХI:2/19), в частности, перечисляя племена Кавказа, не упоминает армян, как исконно «кавказское племя». Этническое же наименование «армяне» ведет свое происхождение от племен «арме», живших к югу от Армянского Тавра. Армяне принесли с собой на Кавказ не только присущий лишь им язык, не имеющий в мире аналогов, но также специфический недуг. Это – периодическая или «армянская» болезнь. Она представляет собой сравнительно редкое, генетически обусловленное заболевание, которое «встречается преимущественно у народностей, предки которых жили в бассейне Средиземного моря, особенно у армян, евреев (чаще сефардов), арабов… и лишь в шести процентах случаев у лиц прочих национальностей» (по советской классификации евреев относили к арменоидам).
«Многочисленные народы этой расы, – писал лингвист академик Н.Марр, – составляли одну по крови родственную семью». Они объединялись в единую группу и общностью религиозных верований (общностью культа); и общностью в области материальной культуры: в металлургии; в технике построек из местного камня; в строительстве крепостей-городов; в торговле у городских ворот; в высоком уровне развития земледелия и садоводства; в технике водоорошения. Академик, предложивший теорию о группе «яфетических» языков, полагал в начале 1920-х гг., что яфетиды являлись первоначальным, исконно автохтонным населением всего Средиземноморья. Марр, помимо прочих, включил в группу «яфетических» языков и язык доарийской Армении.
В Ханаане обнаружен ряд археологических находок, возможно, подтверждающих это предположение. Так, в Рас-Шамре обнаружены две фигурки (ок. 1800 г. до н.э.), одна из которых (бронзовая) представляет стоящего в свободной позе бога, а другая (медная) – сидящую богиню. Голова бога «представляет собой точное воспроизведение брахицефального типа, характерного для Предкавказья, с выдающимися скулами и типично выдающимся приподнятым орлиным носом. Щеки почти полные, губы крупные, хорошо смоделированные, правильный овальный подбородок с ямочками… Арменойдные черты». Лицо богини «широкое, скулы брахицефальные», нос небольшой, почти прямой. Черты лица бронзовой статуэтки Баала из Минет-Эль-Бейды, приморского района Рас-Шамры (с копьем-молнией в руке, в высоком, коническом шлеме, но без традиционных бычьих рогов), «позволяют говорить, что перед нами снова арменойдный тип». Подобные арменойдные черты характеризуют и миниатюрную голову скульптуры из слоновой кости из Угарита (поздний бронзовый век; предположительно правитель). Тоже самое можно сказать и об этническом типе величественной каменной головы из храма в Атшане (VII уровень; XVII в. до н.э.; найдена Л. Вулли (107.с195)).

Если следовать подобной логике, то на основании, например, коллекции лиц в керамике в музее в Лиме можно прийти к выводу, что в Южную Америку непрерывно мигрировали жители самых разных материков.

Согласно произведенным над большим количеством египетских мумий изысканиям, строение их черепов и взаимные пропорции частей тела указывают на родство древних египтян с так называемыми «кавказскими» племенами («арменойдность»). Выявлено и антропологическое сходство между черепами египтян и черепами ханаанеев (выборка периода бронзового века). Установлено также, что от последней трети IV тыс. и вплоть до начала II тыс. до н.э. антропологический тип населения Ханаана оставался, практически, неизменным. Отмечено, что в двух сериях черепов ханаанеев этой эпохи обнаруживается заметное, часто разительное увеличение ширины черепа, ведущее к брахицефалии.
Очевидно, в VI тыс. до н.э. волна племен расы представителей археологической земледельческо-скотоводческой культуры «керамического неолита» (по Н. Марру – «яфиты» (не семиты)), прокатившись по землям Ханаана, достигла и долины Нила (по стопам вытесненных ими натуфийцев).

а почему, например, не в обратную сторону?..

В «Финикийской истории» Санхунйатона ханаанеянин «Хена (Кена)» и египтянин «Эйсирий (Осирис)» – братья. Танах, в свою очередь, также называет Кенаана (Кнаан) и Мицраима (Египет) братьями.

из текста не совсем ясно – это о богах?.. Тогда причем тут переселение народов?..

В последней четверти IV тыс. до н.э., как следствие очередного нашествия чужеродных племен на земли Ханаана, наступил конец культуры «керамического неолита». Жители таких крупных поселений, как Бейда или Ейнана покинули их. Необитаемую Бейду даже занесло двухметровым стерильным слоем песка. Начался, в частности, упадок, а далее и распад гхасульской культурной общности. Некоторые из ее крупных поселений были покинуты, в том числе сам Телейлат-Гхасуль, а также поселки районов Беер-Шевы, Иудейской пустыни, Голан. Однако свидетельств массовых разрушений не выявлено, и, например, гхасульское население Южной Палестины, как считается, уничтожено не было и сохранилось. Произошла «значительная перегруппировка местного населения (Ханаана), аккультация его с новыми пришлыми группами, трансформация старых, восприятие привнесенных и выработка гибридных культурных традиций».

А нет ли тут связи с Содомом и Гоморрой (и шире – с Периодом Хаоса, связанным с Войной Богов)?..

Возникает и развивается ряд специфических групп керамики, которые входят в состав культурного комплекса возникающих в этот период древнейших городов. Появляются дома с апсидами, не характерные для предшествующей эпохи «керамического неолита». Заметные изменения происходят и в кремниевой индустрии: большинство прежних форм исчезает и сменяется крупными лезвиями так называемого ханаанейского типа. В производстве базальтовых сосудов зарождаются новые формы и системы орнаментации (3300-3050 гг. до н.э.).
В похоронном обряде этой эпохи зафиксировано многообразие, свидетельствующее о расселении в пределах даже единых географических районов и местностей различных этнических групп. В конце энеолитического периода («протогородская фаза» бронзового века) в Палестине появились первые некрополи – «поселки мертвых». Ранее существовавший в Ханаане весьма стойкий обычай захоронения умерших внутри поселений (и под полами домов) постепенно забылся (что убедительно указывает на широкий приток нового этноса). При большинстве поселений возникли и сохранялись вынесенные за их пределы кладбища, на которых практиковались следующие трупоположения: скелеты лежали в могилах скорченно на спине или на боку (дань натуфийской традиции, заимствованной ханаанеями – этносом, сформировавшимся в результате ассимиляции автохтонного населения и пришлых племен – у носителей культуры «керамического неолита» – протоханаанеев). На преемственность религиозных традиций указывает и подобие планировки храмов в Эн Геди (ок. 3800 г. до н.э.) и в Мегиддо (ок. 3100 г. до н.э.). О темпах процесса ассимиляции свидетельствует в частности, храм в Бет-Эле (конец III тыс. до н.э.), где одновременно поклонялись и Астарте (ханаанейское, общесемитское божество) и Балу (протоханаанейский, не семитский, раннеземледельческий бог плодородия (первоначально бог-рапаит – см. ниже)), а также и то, что, как установлено, антропологический тип населения Ханаана с 3300 по ок. 2000 год до н.э. оставался, практически, неизменным.

И еще пофантазируем. События Содома и Гоморры – в рамках Войны Богов – сопровождались использованием оружия массового поражения. Например, ядреных бомб. Тогда радиоактивные трупы были небозопасны для окружающих, и хоронить их под полом было нельзя – потребовались кладбища в стороне от жилых домов.

Примечательно, что у ханаанеев, жителей стабильных земледельческих поселений, превалируют трупоположения (в некрополях), в то время как у полукочевых скотоводов практикуются вторичные погребения. Характерными становятся захоронения в пещерах и вырубленных в скале искусственных камерах, к которым вели входные шахты. Так, при раскопках известных финикийских городов и портов Библа, Сидона и Тира были найдены могилы знатных лиц (относящиеся к древнейшему времени), скрытые в пещерах глубоко в горах, в кучах щебня (в некоторых случаях в захоронениях обнаружена погребальная утварь – кремневые орудия и сосуды). В последующие исторические периоды в Ханаане эта традиция сохраняется, совершенствуется, усложняется (и усваивается евреями).
Захоронения в пещерах (например, в Махпела) практиковались у многих абсолютно разных по происхождению народов в различных местах Ойкумены, но не в Месопотамии, где гор не было, и откуда прибыли в Ханаан предки древних евреев. Иногда в пещерах устраивались и святилища (пещера Махпела). Ариель Голан полагает, что подобные культовые представления – свидетельство архаичного почитания пещер, как обители неолитического бога земных глубин, преисподней…
Возможно, дольмены Ханаана, и в частности, Голанских высот (Гиват Безек, Гамла) и Иорданской долины (Гилад, Башан), символизировали пещеры (как святилища), – отсюда и обнаруженные в некоторых из них захоронения раннего ханаанейского периода, аналогичные высеченным в скалах. Примечательно, что в арабской традиции дольмены, как правило, называются могилами сыновей Израиля.

Пещеры как святилища – явная натяжка. Есть пригодная дыра, чего бы ее не использовать для трупа…

Вторгшиеся «вражеские» племена аравийских номадов расселились по всей территории Ханаана, заметно потеснив местное, автохтонное, протоханаанейское, население. Так, жители некоторых прибрежных поселений были вытеснены пришельцами в горные районы Ливана, где еще долго сохранялись в чистом виде прежние традиции культуры «керамического неолита» (в дальнейшем – «куро-араксской»). Расселились новые племена также и в землях Сирии, Заиорданья, Анатолии, дошли до Междуречья (Мари) и предгорий Кавказа (в куро-араксской крепости Шенгавит кладбище вынесено за пределы поселения). Однако, как замечает Н.Мерперт, вопрос об этнической принадлежности пришельцев «остается открытым», хотя и еще во II тыс. до н.э. цари Библа носили имена аморейского типа. Существует предположение (найдены Угаритские тексты, упоминающие Дитану в числе обожествленных предков; Карату же – царь из Дитана), что и цари Угарита имели предков из аморейского племени диданум. Цари Ашшура аморейского происхождения также числили среди своих предков «царей, живших в шатрах», и даже Диданума – предка-эпонима племени диданум.
Ветхий Завет же знает твердо (Иис.Н. 24.15), что в Ханаане евреи (хаибири) со времен праотца Авраама (рубеж III-II тыс. до н.э.) кадят: «богам амореев, в земле которых вы живете» (Напомним, что «западными» (амореи, марту) эти семитические племена названы «черноголовыми» Месопотамии). Подтверждение этому сообщению Танаха можно усмотреть и в следующей информации.
Как известно, амореи были вытеснены касситами из Вавилонии (царства Шумера и Аккада) в ХVI-XV вв. до н.э. При этом какие-то аморейские племена из Южной Месопотамии, видимо, перебрались и на остров Дильмун, рассказывая о котором при описании Персидского залива, Страбон говорит, что местные святилища своим видом весьма похожи на финикийские (ханаанейские). Характерно, что в Ханаане амореи строили дома, как уже отмечалось, не типичные для предшествующей эпохи культуры «керамического неолита» (куро-араксской культуры). Это же, вероятно, можно сказать и о храмах (т.е. преемственность религиозных традиций была частичной как в плане пантеона, так и храмостроительства). Добавим, что сведения Страбона восходят к сообщениям Андросфена, плававшего в Персидском заливе по поручению Александра Македонского; следовательно, речь не может идти о храмах, построенных амореями на Дильмуне до ХХ в. до н.э. и позднее реставрированных. О пребывании финикийских колонистов на Дильмуне ничего не известно. Не исключено, однако, что эти храмы возведены какими-либо южноаравийскими племенами, родственными амореям.

Уже египетские источники, датируемые III тыс. до н.э., свидетельствуют как о давно свершившемся факте, о заселенности Ханаана семитами, приток которых (пастушеских племен) из степей соседней Аравии происходил периодически, волнами. Геродот, цитируя жрецов Тира (а также ссылаясь и на персов), сообщает о том, что в древности финикийцы (ханаанеи) жили на берегу Красного (Эритрейского) моря; откуда они и дошли до Сирийского побережья Средиземного моря (до современного Алеппо). Плиний подтверждает эти сведения. Говоря об острове Эритhеия (Erytheia) в Испании, где тирийцами был основам Гадес, Плиний ссылается на упоминание названий этого острова греческими авторами и туземцами. Он отмечает, что название «Эритhейя» дано тирийцами, поскольку предки тирийцев происходили из района Эритрейского моря. Юстиниан (а точнее — Помпей Трог) пишет, что финикийцы покинули свою (Аравийскую) родину из-за землетрясений. Илья Шифман, анализируя данные сведения, пришел к выводу о надежности этой традиции, которая содержит два варианта – тирский и сидонский, и, скорее всего, восходит к одному первоисточнику. Ряд фактов позволяет заключить, что «финикийские и вообще ханаанейские божества вышли из пустыни».

А вот в данном случае мы получаем не сходство, а прямое противоречие с Библией, в которой Ханаан идет с севера на юг (см. ранее)!..

Не исключено, что миграции аморейских племен из Аравийских просторов в Азию связаны и с последним потеплением климата, пик которого – «голоценовый оптимум», – пришелся на IV-II тыс. до н.э. (частые засухи и землетрясения – гнев богов). Само название «Аравия», происходящее от арабского «Билаж-аль-араб» – «Страна степей» (известно с IX в. до н.э.), может указывать на то, что в глубокой древности Аравия была страной не пустынь, но степей, весьма благоприятных для кочевого скотоводства.

Ну, если ранее Сахара была саванной, то почему бы и Аравии не быть зеленой степью…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: