Главная страница » Конспекты » Взгляд в прошлое » Земля Ханаанейская (Зильберман М. И.)

Палестина – часть Ханаана. Название «Палестина» («Фалестын», араб.) произошло от библейских слов «пелесет, филисет, пелиштим» – «филистимляне», – самоназвания одного из «народов моря», захватившего южную часть средиземноморского побережья Ханаана в конце XIII в. до н.э.. В начале V в. до н.э. греки стали так называть всю страну, а пришедшие сюда позже римляне сохранили это название.

Составляя единый географический регион с Сирией, Ханаан делится на четыре пояса: это – прибрежная долина, простирающаяся вдоль всего восточного побережья Средиземного моря; потом – центральная зона, проходящая меридиально через Ливан, Галилею, горы Самарии и Иудеи, нисходит к плоскогорью Негева; затем, это – озеро Кинерет (Галилейское, Геннисаретское или Тивериадское озеро) и долина Иордана, идущая к Мертвому морю и далее продолжающаяся к югу по Вади эль-Араба вплоть до Акабского залива Красного моря; и, наконец, – восточная зона, спускающаяся через горные области Гилид и Моав к Эдомской пустыне (к которой с востока непосредственно подступает Аравийская пустыня).

Ландшафт Ханаана весьма разнообразен: от небольших холмов и горных массивов, вершины которых подолгу сохраняют снежный покров, до долин, расположенных иногда много ниже стандартного уровня моря; от живописных и плодородных речных долин, до пустыни. Контрастны и климат, и растительный покров, и природные богатства различных районов этой в общем-то небольшой страны. Все это многообразие с предельной выразительностью отображено в Танахе (в христианской традиции – Ветхий Завет), где помимо земли, “текущей молоком”, упоминаются и странствия “по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек” (Иер.2.6).

Месопотамия, земля Сеннаар, как известно, была страной ячменя, пива и сезамового масла; тогда как к западу (и, в частности, в Ханаане) находился «культурный круг» пшеницы, вина и оливкового масла, – об этом свидетельствуют тексты Угарита, Алалаха и данные Ветхого Завета.
Ха-ибри, сыны Ебера-Абраама, вполне счастливо, покойно и умиротворенно прожив в земле Сеннаар Месопотамии почти две тысячи лет от сотворения мира, по воле рока были изгнаны из Эдена и переселились в Ханаан, «землю обетованную»; где жили, испытав многие удары судьбы, до разрушения Второго Храма (70 г. до н. э.).

Господь Бог наказал народ свой строптивый, многогрешный и лишил его Эдема («Эден», шумерск., – «долина, степь») в Месопотамии; но Праведный и Милосердный простил избранный Им народ, отпустил его прегрешения и привел праотцев в другую «долину, низменность» («Кна(а)н, Хна(н)», хан.), прекрасную, как Эдем, «текущую молоком и медом», «где ни в чем не будешь иметь недостатка» (Втор. 8.9), которую создал, провидя времена грядущие.
Обратим внимание на древнее ханаанейское название долины, которая находится к югу от Иерусалима, возле Солнечных ворот: «Хеенна огненная» – долина «Хенном» или «Бен Хенном» – долина сыновей Хеномовых. Считается, что название «Хенном», происходит от имени древнеханаанского божества подземного огня «Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)», упоминаемого также и в текстах из Рас-Шамры (Угарита). Очевидно, что это – одно из архаичных имен протоханаанейского Великого бога-отца раннеземледельческой религии, бога земли и преисподней. По одному из преданий, бог Хна (Кен) и его супруга Хенат (Кенат) являлись родоначальниками (некоторых племен) ханаанеев. Не исключено, что именно это («Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)») наименование мифического предка автохтонного населения Ханаана и послужило им как для самоназвания («Бен Хенном» – сыны Хена, Кена), так и для наименования страны (Кна(а)н – земля (долина) сынов К(е)на).
Название «Ханаан», часто встречающееся в Танахе, впервые появилось в текстах, написанных по аккадски и датируемых ХV в. до н.э.. Существует мнение, что в аккадских текстах для обозначения Ханаана («Кинаххи») использовалось хурритское слово «kinakhny»-«красный». Этот же термин неоднократно встречается (в разных аспектах) и в текстах из Телль-Амарнского архива (Х1V в. до н.э.). Однако, как отмечает С. Москати, лингвистически легче объяснить переход от названия «Ханаан» к прилагательному «kinakhny» (красный), чем наоборот (Moscati, 1994,17).

а если посмотреть цвет земли?.. В Сирии он, помнится, был с явно красноватым отливом… В частности, в той же Эбле и римском «мертвом городе», которые также относятся к Ханаану…

«Книга Годовщин» (98.с157) повествует о том, что после спасения от Потопа земля была распределена по жребию между Симом, Хамом и Яфетом, сыновьями Ноя. «Хам и его сыновья пошли в землю, где должны были поселиться, которую он получил в долю в стране южной». По пути «к реке Египетской» один из четырех сыновей Хама Ханаан «увидел землю Ливана… и что она хороша». И тогда Ханаан «не пошел он в землю, доставшуюся ему в наследие, что к западу от моря (Красного), а поселился в земле Ливана, к востоку и западу от Иордана». Предостерегая Ханаана от нарушения Божьей воли, «и Хам, отец его, и Хуш и Мицраим, братья его, сказали ему: «Поселился ты в земле, которая не твоя и которая не выпала нам по жребию; не делай так, ибо, если ты сделаешь так, ты и сыны твои падут на землю и будут прокляты через беззаконие; ибо через беззаконие вы поселились, и через беззаконие дети твои (здесь) родятся, и род твой будет проклят (богами) навеки. Не живи в земле Сима; потому что перешла она к нему по жребию» (т.е. по воле Бога). «И проклят ты будешь перед лицом Ноя, отца нашего, и пред сынами его» («И сказал (Ной): проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9.25.). «Но Ханаан не послушал их, и жил в земле Ливана от Хамата до самого Египта, он и его сыны и по сей день. Поэтому земля эта называется Ханаан».
У Ханаана было одиннадцать сыновей (одиннадцать, а не двенадцать, – как знак порочности семени), каждый из которых стал прародителем одного из племен. «От Ханаана родились: Сидон, первенец его (этноним «сидонец», как сообщают Ветхий Завет или «Одиссея», употреблялся и в значении «финикиец»); Хет, Иевусей, Аморей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши» (Быт.10.15-19). На сегодняшний день найдены следы всех этих народов, включая и гиргашитов, существование которых, как одной из этнических групп ханаанеев было доказано совсем недавно (Sznycer M. A propos de l’inscripton punique de Carthage CIS I, 4483 // Semitica, 1996, T.46, p 19-23).

Греческий термин «phoiniks» нередко связывается с египетским обозначением финикийцев по роду их традиционной деятельности: «финиху», «фенех» – «кораблестроитель» (финикийцы строили корабли для египтян и продавали им «корабельный» лес). Поскольку древние египтяне часто называли чужестранцев по их профессиям, независимо от подлинного имени того или иного народа (в частности, гиксосы – пастухи), то со временем наименование «финиху» становится этнонимом. Так, в известном «Рассказе Синухе», относящемся ко времени Среднего царства, к XII династии, уже говорится о стране Фенеху и ее правителе Мену. Древнейшее официальное упоминание о Финикии встречается в египетской (карнакской) надписи ХV1 в. до н.э. (при Яхмосе I), в которой страна называется «земля Фенеху». Финикийцы же называли свою страну – «К(е)наан», воспроизводя это название от имени своего мифического предка: Кена (Хена). Это же имя легло в основу и самоназвания финикийцев: «к(е)навиим, хенавиим» – ханаанеи. Наименование Финикии Ханааном встречается, в частности, на монетах городов Библа и Берита. В одной из надписей из Цирты (нынешней Эль-Хофры), некто карфагенянин (или финикиец) обозначается как «человек Ханаана». Этноним «ханаанеянин» употреблялся еще в 1 в. н.э. (ханаанеянку встретил Иисус Христос в Финикии).

Проникновение греческой культуры на финикийское побережье (последний очаг «чистой» ханаанейской культуры, не испытавший влияния ни филистимлян, ни колен Израилевых) и, в особенности в Сидон, началось в первой половине 1V в. до н.э., еще до падения Ахеменидской державы. После похода Александра Македонского становление эллинизма в Финикии пошло особенно быстрыми темпами. Так, в официальном письме к дельфийскому жрецу союзники из Тира именуются «братьями» и на этом основании претендуют на то, чтобы тоже считаться эллинами (евреи также претендовали на этническое родство со спартанцами как потомками Кетуры). И уже к началу нашей эры финикийцы причислялись к народам эллинистического мира (не к варварам).
Финикийский диалект (пунический язык) ханаанейского языка исчез в Ханаане раньше, чем в западных финикийских колониях (и Карфагене), уступив место уже в эллинистические времена арамейскому и греческому. Неопунические надписи встречаются вплоть до 111 в. н.э., а христианские писатели I-V в. н.э. (например, святой Августин) отмечали, что этот язык сохранился в Северной Африке до их времен (наряду с официальной латынью), и население все еще считало себя ханаанеями.

Первые финикийские (пунические) надписи были найдены в 1817 году в городе Карфагене (побережье Северной Африки). Самые древние надписи обнаружены во время раскопок в городе Библе (ныне Джебель). Они относятся к ХIII в. до н.э. Писали финикийцы справа налево, записи делали чернилами на черепках; открыты также тексты, высеченные на саркофагах и стелах. В 1837 году семитолог В.Гезениус опубликовал работу, посвященную ханаанейскому языку и письменности. Выявлено, что финикийский алфавит состоял из 24 букв, обозначающих как гласные, так и согласные звуки. Древние греки, как писал Геродот, научились письму от финикийцев; римляне же восприняли письменность у греков.
Первые археологические изыскания на территории Ханаана (Библ, Сидон и Тир) предпринял в 1860 году действительный член Французской академии, профессор еврейского и сирийского языков Эрнест Жозеф Ренан, опубликовавший результаты своих исследований в 1864 году. Начатые Ренаном раскопки привлекли большое внимание общества, в котором, однако, исследования «святой земли» нередко воспринимались как богохульство. Поэтому в течение многих лет Ренан не имел достойных последователей. В 1865 году в Лондоне был основан Фонд исследований Палестины. Впервые по его заданию раскопки в Иерусалиме осуществил Варрен. В 1877 году появляется Германский союз по исследованию Палестины. В 1882 году было создано Российское палестинское общество. Подобные общества и институты создаются и во многих других странах. Но только в 1920 году было, наконец, основано Палестинское восточное общество, поставившее своей задачей объединение всех научных исследований «земли обетованной» на общей основе.

Упомянем некоторые из достижений «науки лопаты» на древней священной земле Ханаанейской. Так, в 1902 году англичанин Макалистер принялся за раскопки холма Телль-Джезер и в течение семи лет искал в нем ветхозаветный Гезер, город, следы которого не сохранились нигде. В Гезере было обнаружено несколько культурных слоев, начиная от времен каменного века и до начала нашей эры. Только в пятом слое появляются предметы из бронзы (например, бронзовая змея); изделия из железа обнаружены в третьем слое.
Раскопки Мегиддо (Телль-эль-Мутуселим), расположенного близ военной и караванной дороги из Сирии в Египет, начатые в 1903 году немецким инженером-топографом Г. Шумахером и продолженные с 1923 года учеными Чикагского университета, выявили двадцать расположенных друг над другом культурных слоев, восходящих к самым ранним периодам истории человечества. На земле Мегиддо возникали, расцветали и погибали целые города. Самые древние поселения в Мегиддо достигли своего расцвета в эпоху энеолита. В слое Х1Х (первая фаза раннего бронзового века) был открыт храм, состоящий из двух «широких комнат» с пьедесталами для статуй божества (напротив входа). Огромный двор вымощен плоскими камнями, на которых выгравированы изображения различных животных и человека, играющего на лире. План этого храмового комплекса подобен плану энеолитического храма в Эн Геди, что документирует связь (преемственность) религиозных традиций обоих исторических периодов
В 1926-1927 годах патер Андреас Мадер, директор Восточного института Германского общества в Иерусалиме, провел пробные раскопки у Хеврона.
В 1907 году Эрнст Зеллин, вместе с группой немецких и австрийских археологов и архитекторов, приступил к раскопкам развалин Иерихона у Телль эс-Султана на правобережье Иордана. Далее его изучение проводили английские археологи – в 1930-1936 годах Д.Гарстанг впервые достиг древнейших слоев телля. Самые же результативные исследования, превратившие Иерихон в одно из значительнейших археологических открытий ХХ века, были проведены в 1952-1958 годах Кэтлин Кеньон.
Исследования Олбрайта (четыре сезона) выявили поселение Бет-Эль (ныне арабское селение Бейтин, к северу от Иерусалима), существовавшее с четвертого тыс. до н.э., с храмом конца третьего тыс. до н.э., в котором обнаружены следы жертвоприношений и цилиндры с изображениями ханаанейских божеств Ваала и Астарты (древнесемитическое божество).
Американские археологи раскопали (с 1953 года) поселение Дотан (ныне Тель-ль-Дотан) близ Самарии, просуществовавшее от эпохи ранней бронзы и до эллинистического периода.
Археологические изыскания 1962-1963 гг. позволили найти ханаанскую крепость, город Арад (современный Телль-Арад). Поселение, охватывавшее площадь в 1 га, относится к раннеханаанейскому периоду (3000-2700 гг. до н.э.). Население города, как это видно по остаткам пшеницы, найденным в руинах зданий, занималось земледелием.
В марте 1928 года плуг сирийского крестьянина наткнулся на каменную плиту, оказавшуюся сводом гробницы. На следующий год французская служба древностей направила туда археологическую экспедицию под руководством Клода Шеффера. Раскопки холма Рас-эш-Шамра, под которым обнаружили город Угарит, продолжались непрерывно с 1920 по 1939 год; были возобновлены в 1948 году по окончании II мировой войны и продолжаются в настоящее время.

По археологическим сведениям территория Ханаана была заселена уже в эпоху палеолита. Верхний палеолит Леванта (Израиль, Иордания, Ливан, Сирия) представлен индустрией ахмарской традиции и левантийским ориньяком. Ахмарская традиция (календарный возраст 51900-19800/44950-17000 гг. до н.э.; радиоуглеродный анализ) происходит от местного мустье, которое было связано с неандертальским человеком (пещера Эш-Шуббабик (Шовах), Зефат, Израиль, типичное мустье с двумя остриями Эмирех, характерными для ахмара, один моляр нендертальца). Однако среди носителей левантийского мустье имелись и прото-кроманьонцы. Левантийский ориньяк прошел три стадии развития: “А” (40500-34700/35000-30000 гг. до н.э.;14С), “В” (34700-27900/30000-24000 гг. до н.э.; метод датировки С-14) и “С” (атлитиан, 27900-19800/24000-17000 гг. до н.э.;14С). Происхождение левантийского ориньяка неясно, но он, как и ахмар, был моложе европейского ориньяка. Ахмарская традиция и ориньяк “С” (атлитиан) характеризуются присутствием микролитов, обычно свойственных мезолитической эпохе, которая в Леванте, таким образом, находит местные корни.

Комплексы пещеры Кебара в ущелье Мугарет эль-Вад и целый ряд подобных им памятников конца верхнего палеолита, характеризующихся заметным прогрессом, как в каменной индустрии, так и в общей системе хозяйства и образе жизни населения Сиро-Палестинского региона; дали основание для выделения всех этих достижений и классификации их как кебаранская археологическая культура (19800-14000/17000-11950 гг. до н.э.;14С). Охота и собирательство сохраняли ведущую роль в экономике ее создателей. В этот период резко сокращается число пещерных стоянок, а поселения располагаются на открытых местах, хотя и носят кратковременный характер (строятся полуземлянки овальной или круглой формы со стенами, укрепленными известняковыми блоками; такие жилища обнаружены в районе озера Кинерет, а проживание в них носило сезонный характер). В это же время появляются древнейшие на Ближнем Востоке жатвенные ножи, базальтовые песты и ступы для растирания зерна. В конце своего существования «кебара» была распространена не только в Леванте, но и в Южной Турции (Бельбаси).
М. Хофман («Египет до фараонов») и Ф. Вендорф («Предыстория долины Нила»), изучив археологические находки, пришли к выводу о том, что в период с ок. 13000 и по ок.10500 гг. до н.э. на территории Египта некие землепашцы активно культивировали ячмень. Об этом же свидетельствуют и находки серпов и каменных жерновов. Культура кебары (Бержи, Ливан) была непосредственно связана с натуфийской культурой (Эйн Гуэв IV, Кинерет, Израиль).

Получается, что так называемый «ранний сельхозэксперимент» (до Потопа) был не только в Египте, но и на Ближнем востоке!.. Интересно, а после Потопа тут прослеживается возврат к охоте и собирательству как в Египте?..

В эпоху мезолита (ХI-VI тыс. до н.э.) земля Ханаана являлась частью ареала натуфийской археологической культуры. Носители натуфийской культуры (данное наименование происходит от названия долины Вади-эн-Натуф, расположенной на запад от Иерусалима) впервые в истории начали культивировать злаки и освоили начатки домостроительной техники (с открытыми очагами внутри). В этот же период были заложены основы строительства больших поселений (до 300 жителей) – «зародышевая форма деревни» (самые ранние из таких «деревень» открыты в долине Иордана, в прибрежной полосе (район горы Кармель), в Северном Негеве и в Заиорданье (Бейда)). Однако для жилья натуфийцы, подобно представителям кебаранской культуры, продолжали также использовать пещеры и террасы, расположенные перед ними.
Основным критерием начала неолита (VI-IVтыс. до н.э.) принято считать появление керамики – обожженных глиняных сосудов. Появление протогородских поселений в Ханаане относят к «докерамическому», раннему, неолиту.
Длительность развития «медно-каменного» века (энеолит или халколит) в Ханаане близка к тысячелетию – с 4300 до 3300 года до н.э.. Первым памятником, позволившем говорить об энеолите Ханаана, явились остатки поселения Телейлат-Гхасуль (юго-восточная часть долины Иордана), раскопки которого были предприняты в 1929-1938 гг. Папским библейским институтом.
Начало бронзового века в Палестине относят к 3300, а окончание – к 1200 году до н.э. Эту историческую эпоху разделяют на три периода – ранний (в свою очередь разделен на три фазы: первая («протогородская фаза» (3300-3050 гг. до н.э.), вторая и третья)); средний (2300-1550 гг. до н.э.) и поздний.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Enjoybook
Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: