У ханаанеев, среди персонала служителей культа, существовала особая каста жрецов – «аммунеи», которые, по представлениям «Финикийских преданий», были хранителями священной традиции, сокровенной тайны, некоего высшего смысла, заключенного в религиозных текстах. Согласно Филону Библскому, аммунеи несли своеобразную службу, заключавшуюся, в частности, в том, что в процессе обучения они приобретали сакральные знания и передавали их (часто в устной традиции) последующим поколениям. Аммунеи пользовались специальным тайным письмом, которое «не всем было известно». И к таким текстам получил доступ ученый беритянин Санхунйатон, специально посвященный жрец. Относительно судьбы «Финикийской истории», автором которой Санхунйатон считается, Филон Библский свидетельствует, что жрецы более поздних времен пожелали ее сокрыть, восстановив первоначальное мифологическое содержание.
Любопытно, что же подразумевалось под «сокровенной тайной»…
В Ханаане, вероятно, существовала древняя традиция составления исторических хроник. Так, в Тире, как отмечал Иосиф Флавий, за государственный счет издревле увековечивались и бережно хранились записи важнейших событий. Флавий утверждал, что в Тире «и доныне» хранятся письма, которыми обменивались цари Тира (Хирам) и Израиля (Соломон).
Древнееврейский царь Давид, перенимая некоторые элементы административного устройства Египта, ввел у себя дворцовые должности писца и хрониста. Светская история Израиля описывалась в книге (летописи) «Словеса дней царей», к которой Ветхий Завет постоянно отсылает всех заинтересованных в историографических сведениях. Заметим, что исторические хроники (такие, как, в частности, ветхозаветные Книги Царств) в древней Месопотамии не обнаружены.
И вот тут возникают вопросы к Соломону!.. Как и по поводу того, что имеется крайне мало документов на древнееврейском, относящихся ко временам до его правления… Провел зачистку?..
«Финикийская история» Санхунйатона (в переводе Филона) дошла до нашего времени в виде обширных отрывков, изложенных одним из «отцов церкви» Евсевием Кейсарийским (1V в.н. э.), который использовал их в полемике разоблачения «языческих мерзостей».
В «Финикийской истории», в частности, говорится, что бог Эл, по ханаанейским представлениям властелин мира, передал Аттику во владение богине Анат (Афине), а «богу Таавту дал (но не богам Ра или Амону) весь Египет, чтобы Египет сделался его царством». Мифологический факт владычества в Египте бога Луны, демиурга Тота (Джехути), божества египтян со времен архаичного, додинастического периода истории этой страны, может указывать на пору формирования данного протоханаанейского, подкорректированного амореями и эллинами, мифа. Как известно, солнечный культ бога Ра приобрел общеегипетский, государственный характер лишь с возвышением пятой, Гелиопольской, династии. До этой эпохи в Египте процветала лунная религия, и имя бога Тота постоянно включалось, как составная часть, в тронные имена фараонов (даже I династии), т.е. до эпохи смены религии (лунной на солнечную) именно бог Тот (а не боги Ра или Амон-Ра) считался владыкой Египта. Следовательно, воззрения, отображенные в «Финикийской истории», сформировались, в основном, не позднее начала третьего тыс. до н.э.
любопытное соображение…
Согласно Библской версии творения, «началом всего был Воздух, сумрачный и подобный Ветру (духу, дуновению), или дыхание мрака; и мутный, мрачный Хаос (Тьма), непроницаемый, как подземное царство. Они были безграничны и.. не имели конца, и так продолжалось в течение (бесконечных) веков».
В свою очередь, и Книга Бытия (1.1-2) повествует о сходных «материях»: «В начале… тьма над бездною и Дух (дыхание, ветер) Божий витал над водою».
«Когда же Дух (Библская версия) возлюбил свои собственные начала… родилась страсть… и произошло смешение (по-видимому, семени, излитого Воздухом (Духом) с влажной мутью «безвидного» Хаоса, Тьмы)…. Из (этого) соединения Духа (с Тьмой – Хаосом) произошел Мут (слово возводится к египетскому «mut»); его (Мут, Мот)… считают илом (либо влажной плодородной гнилью). Из него произошли все семена творения и любое порождение вселенной. (И) засиял Мот… (и) проникся светом Воздух» («Да будет свет. И стал свет» (Быт.1. 3) и развеял «тьму над бездной»).
Заметим, что и древнеегипетский бог воздуха Шу («Пустота»), отец Неба и Земли, олицетворял животворное дыхание.
Эта картина мирозданья, как полагает И.Шифман, весьма далека от ханаанейско-аморейских (семитических) воззрений, согласно которым земля была сотворена, а ее творцом был верховный бог Эл (по-видимому, Библская версия творения отражает представления о мироздании протоханаанеев эпохи «керамического неолита», присущие и египтянам той же археологической культуры).
Воздух, Дух, как первопричина, как основополагающий, первичный элемент творения, отсутствует в постбиблском изложении ханаанейско-аморейской космогонии. Существует мнение, что само представление о воздухе (духе, дуновении), как о космической субстанции, пришло в сирийско-палестинский регион из земли древних греков, поскольку греческие философы Анаксимен и Диоген Апполонийский (ок. 430 г. до н.э.) трактуют воздух, как первичную субстанцию вселенной. При этом «Дух» в космогонии стоицизма является созидающей силой, олицетворением космического разума, распростертым над миром и творящим все сущее.
Очевидно, что греческая философия и греческая мифология повлияли на качество перевода «Финикийской истории» Филоном из Библа (современника Иосифа Флавия). И тем неменее, (если, конечно, концепция воздуха не привнесена в Библскую версию добросовестным эллином), еще за тысячу лет до эпохи эллинизма, воздух, как первичная субстанция Вселенной, уже фигурировал, в частности, в «Финикийской» космогонии Моха.
Раннеземледельческим, протоханаанейским, является и взгляд «Истории» на возникновение жизни во Вселенной, как на порождение Мота-Смерти – мутной, илистой, гнилой («умершей») субстанции, но плодородной (тучной) и жизнетворящей. Поскольку в таком же качестве (содержит в себе живительные силы) концепция «Мот» («ил») выступает не только в Тирской, Беритской и Угаритской мифологиях (в последней, в частности, бог смерти Мут – умирающий и воскресающий бог (подобно Осирису), стимулирующий плодородие), но и в древнеегипетской – «mut», (как и представления о Мраке, Хаосе, Ветре, Воздухе и о яйце – «краеугольном камне» творения), – то возможно, подобные воззрения являлись типичными для эпохи археологической культуры «керамического неолита».
В изложении Евсевия, одно из поколений богов Ханаана – «Мишор» («Добродетель») и «Сидик, Цедек» («Справедливость»). Поскольку оба персонажа обладали одними и теми же свойствами, предполагается, что оба бога – две ипостаси некого божества, являющегося хранителем, носителем и гарантом высших моральных ценностей. Угаритские мифы и теофорные имена, например, демонстрируют, что «справедливость и добродетель» – непременные характеристики отца и царя богов Илу (Эла). В Ветхом Завете (Ис.1.4; 33.15; Пс. 9.9; 58.2; 98.9) также, как и в финикийской мифологии, засвидетельствован параллелизм представлений «мишор» («mesaru», акк., – доброта, справедливость) и «цедек», качеств, изна- чально присущих Йаhве (например, древнееврейское имя «Йаhуцадик»). Как божество, Цедек зафиксирован и в теофорных именах южноарабских химъяритских надписей.
Согласно Санхунйатону-Филону, от Мишора произошел египтянин Тот (Таавт), а от Цедека – тириец Ушу(й); т.е. то, что боги-демиурги Тот и Ушу – дети (предположительно) одного и того же божества, может указывать на единый источник древнеегипетских и протоханаанских (Библская версия) мифопоэтических представлений о начале творения.
Одно из имен Тота – Пришедший из «далеких земель»; Тот – бог племен, пришедших в Египет (по земле Ханаана) и захвативших там власть, по всей вероятности, в эпоху «керамического неолита».
«Пришедший из далеких земель» можно итерпретировать и совсем по другому – из Эфиопии, например, или вообще не ограничиваясь лишь однйо планетой, и уж тем более не связывая это с миграцией какого-то народа.
Обнаруживаются параллели и сходства и в мифах о Неб-ер-чере; и в легендах Гермопольской традиции; и в символике, связанной с яйцом; и в протоханаанейских мифах о Вечности. Так, по одной из версий Гермопольской легенды о сотворении мира: «В начале были Хаос и Бездна, Беспредельный и Беспредельная, Мрак и Тьма, Воздух и Ветер»; – полная аналогия с началом Библской версии. Поскольку высока вероятность того, что это – не случайное совпадение, ряд ученых-историков полагает, что Филон руководствовался при переводе и Гермопольской древнеегипетской традицией (бог Тот) в сфере космогонии (но деяние ли это добросовестного Филона?).
В «Сидонской» космогонической системе, представленной в трактате Дамаския «Сомнения и их разрешение относительно первых принципов», за исходные элементы Вселенной признаются Страсть и Туман, от соединения которых рождаются Воздух и Ветер, а уже затем возникает мир в форме «Яйца».
В «Финикийской» космогонии, приписываемой сидонцу Моху неоплатоником Дамаскием (VI в. до н.э.), оформление которой О.Айсфельдт относит ко второй половине второго тыс. до н.э., изначальные элементы – Эфир (возможно, Тьма) и Воздух порождают «Вечность»; а от ее соединения с самой собой возникает Хусар, бог-демиург (явная параллель с возникновением Ушу; помимо этого – по Санхунйатону Хусар, подобно Ушу, – изобретатель мореплавания; для обоих богов характерна также связь с огнем). Хусар расчленяет Яйцо Вселенной на две половины и образует небо и землю.
Греческий ученый Страбон полагал, что Мох жил еще до Троянской войны. Существует точка зрения, что космогонический миф, переданный Мохом, более ранний нежели «Финикийская история» Санхунйатона.
В средневековом арабском трактате, опубликованном сравнительно недавно и восходящем к финикийскому источнику, повествуется, что в начале всего было вечное Море (соленая водная бездна). И это Море прежде всего породило Хусара – гору, воплощение суши, земли. Со склонов горы начала стекать мировая река – Великий Евфрат, а на ее вершине вырос могучий кедр – Мировое дерево (параллель к Тиамат, гора (неба и) земли, кедр – Мировое дерево, Евфрат – явное влияние шумерской мифологии). Море произвело еще семь богов (их имена напоминают названия шумеро-аккадских Знаков зодиака (Лук, Стрела, Венок и т.п.)).
На глубокую архаичность восприятия Хусара, как бога-демиурга, указывает и то, что одной из резиденций этого бога считался город Хикупту (Мемфис), где Хусар, весьма вероятно (106.с283), отождествлялся с Птахом, богом-демиургом, подобно Хусару творившему словом (как создатель и покровитель ремесел, Птах, как и Хусар, отождествлялся с Гефестом). Показательно, что культ бога Птаха не только имел общеегипетский характер, но и был распространен на Синае и в Палестине. В «Автобиографии Хаттусилиса» упоминается земля (страна) его прапредка с названием «Куссар». В сказании о патриархе Данниилу говорится о функционирующем в его городе Харнаме храме Хусара.
Представление о «Вечности», как о божественном явлении, как об одном из исходных элементов творения, коренилось в глубинах религии и египтян, и ханаанеев. «Вечность» обожествлялась еще в далекой древности. Так, в документах из Эблы (входящей в ханаанейско-аморейский культурный круг) «Вечность» названа в качестве субъекта получения жертвы (третье тыс. до н.э.), т.е. она – изначальное божество. Ветхозаветные параллели (Быт.21.33; Исх.40.28; Иер.10.10), в свою очередь, показывают, что в переднеазиатском Средиземноморье понятие «Вечность» («олам», ивр., хан.) было также и важнейшим атрибутом, характеристикой, верховного божества: «Эл (а)олам» – «Бог вечности», «Мелех (а)олам» – «Царь вечности» (эпитеты (имена) Господа Бога). «Царство Твое – царство всех вечностей» (Пс.144. 13). Отметим, что выражение «Господин вечности» встречается и в древнеегипетском, например, эхнатоновском, гимне богу Атону («Владыка… сотворивший вечность»). Сходные воззрения бытуют и в постбиблейской литературе (Абот.1,2): «На трех вещах зиждется Вселенная («Олам» – «Мир», «Вечность»): на Учении (Тора), на труде (т.е. «на служении Богу») и на вознаграждении благочестивых».
Фрагменты «Беритской» версии творения изложены у греческого эпического поэта Нонна, жившего в V веке в египетском городе Панополе. Поэт пишет: «Там (в Берите) обитали люди, сверстники Эос (богини утренней зари), люди, которых… родила возникшая сама собой Природа, не знающая ни отца, ни матери… Совершенную форму дала этим людям Природа… От своего собственного корня поднялся золотой колос первоявленных людей, носящих на себе образ божества (параллели к Тирской версии)».
Город Бероя (Берит, Бейрут), основанный самим Элом, как и Библ, – «сверстник земли, был первым городом, который заметило одновременно с ним появившееся Время… Не было тогда ни людей, ни городов Ахейских, ни самой Аркадии… Была в то время только одна Бероя, которая старше Фаэтона (сына Гелиоса)…»
Нимфа Бероя, родившаяся в этом городе, и давшая ему имя, считалась дочерью Адониса и Афродиты. Археологические данные говорят о том, что город Берит почти также древен, как и Иерихон.
Ханаанеи и окружающие их народы рассматривали поступательное развитие мира как смену поколений богов (у ханаанеев, хурритов и у древних греков – насильственным путем). В различных городах-государствах Ханаана не только мифы, но и генеалогии, иллюстрирующие представления о происхождении даже одних и тех же общеханаанейских богов, во многом не сходны (например, родословная Ушу). Довольно четко удалось реставрировать только две генеалогические системы: Библскую и Тирскую. Считается, что, в частности, генеалогия Угаритского пантеона богов недостаточно ясна.
Корнем генеалогического древа города Библа мыслилась супружеская пара: «Элиун, Элион» («Высочайший») и богиня «Берут» («союз»), имя которой, как усматривал еще Б.А.Тураев, может быть олицетворением особого договора, заключенного между богом и людьми («брит», ивр.; «бритум», акк.). Детьми Элиуна и Берут считались Небо (Баал-Шамем) и Земля (Арец), породившие в свою очередь следующее поколение богов: Эла (Илу); Бет-эля (Бет-Илу) – воплощение священных камней; и бога-зерно Дагона.
В одном из мифов рассказывается о том, что Баал-Шамем (принявший отцовскую власть после гибели Элиона, растерзанного диким зверем) был неверен своей жене, которая переносила измены мужа весьма болезненно. Помимо этого Баал-Шамем (прототип греческого Урана) собирался убить и всех своих сыновей от богини Арец. Древнегреческая мифология сгущает краски в этой истории: Уран обладал бесконечной плодовитостью, но его дети были ужасны видом и отцу своему ненавистны, поэтому Уран прятал их в утробе Геи (Земли), которая тяжко от этого страдала. Старший сын Земли (Арец) бог Эл, возмужав, решил отомстить отцу за оскорбленную мать и выступил по ее настоятельной просьбе против Баал-Шамема (как Крон против Урана) вместе с матерью и ее союзниками. Молодой бог победил отца и лишил его власти. Многократные попытки Баал-Шамема вернуть себе обратно власть над миром успехом не увенчались. В конце концов, Эл перехитрил отца, оскопил его (в греческом мифе – серпом), лишил мужской силы и, тем самым, осквернив Баал-Шамема, окончательно отнял у него возможность возвращения к власти. Отметим, что отправление культа Баал-Шамема (помимо мифопоэтического обоснования обряда «Молох») документально засвидетельствовано в Библе середины Х в. до н.э. и Тире начала VII в. до н.э.
В одном хеттском мифе, основанном на хурритском источнике, гениталии шумерского отца богов Ану (дабы свергнуть того с престола) были откушены его сыном Кумарби, – хурритским «отцом богов», отцом бога Тешшуба, главой следующего поколения богов хурритов (в шумеро-аккадской мифологии подобный сюжет отсутствует).
Ханаанейско-хурритский (вероятно, куро-араксский) мотив оскопления нашел отражение и в древнееврейской мифологии. Когда «Ной проспался от вина своего, (то) и узнал, что сделал над ним младший сын его» (Быт.9.24). Поскольку Хам, глумившийся над несчастием своего отца, везде в Книге Бытия назван вторым сыном Ноя, следовательно, Ханаан и был тем младшим сыном Хама, который оскве-рнил деда. О том, что произошло с Ноем, Книга Бытия не повествует; однако, мидраши заполнили эту лакуну красочными рассказами о кастрации Ноя, за что Ханаан, сын Хама, и был проклят (Хам, ранее благословленный Господом в числе сыновей Ноя, основоположников обновленного человечества, не мог быть проклят). Ной же из-за своего дефекта (оскверняющего ранения) к священнослужению более не допускался.
В «Финикийской истории» бог Эл, «обходя Вселенную», дает власть над землей Ханаана своей сводной сестре и жене Астарте, брату Демарунту и сыну Баалу (по другой версии отец Балу – Дагон).
Определяя сферы владычества, Эл особо выделил Библ (Гебал) и вручил его своей сестре и жене, имя которой – «Владычица, хозяйка, Библа» («Баалат-Гебал», «Баалтида»). «Редкая богиня семитического пантеона засвидетельствована так единогласно, как «Владычица Библа», – отмечает выдающийся русский востоковед Б.А. Тураев. Однако это наименование богини «явно не было ее собственным (наиболее расхожим) именем». Некоторые исследователи полагают, что речь здесь может идти либо об Астарте, либо об Анат. В частности, знаменитый греческий писатель Плутарх в трактате «Об Осирисе и Изиде» называет Баалат-Гебал Библской царицей Астартой.
В «Истории» повествуется о том, что, будучи в изгнании, Шамемрум, в надежде вернуть себе царство, посылает к Элу с дипломатической миссией «своих дочерей – Астарту, Диону и Рею» (Филон, где возможно, дает богам древнегреческие имена). Дальновидный Эл дабы сделать сестер своими союзницами, берет их в жены (в древнегреческой мифологии Рея – мать Зевса, жена Крона).
Ханаанейский аналог греческой богини Дионы Филон сам же и определяет: Диона это – Балтида (Баалат-Гебал). Следовательно, первоначально Астарта и Баалат-Гебал – различные богини. Так какая же ханаанская богиня в архаичные времена (до отождествления) являлась «Владычицей Библа» – Баалат-Гебал?
Как известно из мифологии, «главнейшими, официальными», женами Эла были Астарта и дева Рахмайу (возможно, Анат; см. ниже). У Гомера богиня Диона – супруга царя богов Зевса и мать Афродиты (ассоциировалась с Астартой и Анат). Одно из имен Афродиты – Диона. Диона ассоциировалась и с Герой, олимпийской супругой Зевса, пособницей при родах. Как один из образов Белой Богини она именовалась также Гера Аргейя («Ослепительно белая») и почиталась как Лунная Богиня смерти (свойства проэллинской Великой богини-матери, богини Неба). В Аргосе поклонялись Гере в образе коровы (Зевс, видимо, при этом представлялся в образе быка, как и при похищении Европы). Для Ханаана подобная ассоциация – Анат и Балу (как царь богов отождествлялся с Зевсом Кассием). Древние египтяне воспринимали Баалат-Гебал как свою Хатхор, – богиню любви, богиню Неба, почитаемую как небесная корова.
Подытоживая эти краткие сведения, можно видеть, что Баалат-Гебал – великая богиня. Она – супруга и сестра (дочь) царя богов, мать богов, богиня Неба, связана с плодородием. Из известных науке богинь Ханаана, помимо семитической Астарты, в таком качестве воспринималась только протоханаанейская Анат (не Шапаш – богиня Солнца или Никкаль, жена бога Луны). Анат, по Филону, – царица Аттики (т.е. по статусу она равна и Астарте, и Баалат-Гебал). Однако такое определение сферы владычества Анат относят к более поздней эпохе, нежели время создания «Финикийской истории».
Добавить комментарий