Глава XIII. О событиях и последовательности некоторых королей Перу
Tupac Curi оставил Tupac Curi Amauta, своего сына наследником*. Он был чрезвычайно проницателен; он правил сорок лет. Он оставил много сыновей, а своим наследником Huillcanota Amauta. Во время правления этого короля вторглись орды из Tucuman, и его губернаторы укрылись в Куско**. Он собрал свои силы и подготовил большую армию. Он послал шпионов, чтобы выяснить, что за люди были его врагами. Он узнал, что они прибыли двумя армиями. Он остановился со своими воинами на высоком заснеженном перевале, который располагается в двадцати лигах [к югу от] Куско и называется Huillcanota. Там, укрепившись, он ждал врага. Он дал сражение первой армии, которого он легко победил из-за ее дезорганизации. Вторая армия, услышав новости, прибыла очень поспешно, чтобы помочь своим товарищам, и также была побеждена. Король вступил в торжествующий Куско, ведя перед собой побежденных голыми и со связанными руками. После этого древние народы называют этого короля Huillcanota.
[ * Не хотел ли Монтесинос сказать, что Tupac Curi Amauta оставил своим наследником Tupac Curi, своего сына? – J.
** В Главах X-XIII включительно мы, возможно, имеем историю империи Tiahuanaco.
Чтобы объединить то, что сообщает нам Монтесинос, с известными археологическими фактами, необходимо кое-что сказать об участке, известном теперь как Tiahuanaco, хотя раньше он носил название Colla Taypicala.
В окрестностях Tiahuanaco, любой может найти много остатков древних зданий нескольких видов, также как большое количество каменных скульптур, фрагментов керамики и так далее. Большая искусственная насыпь по имени Acapana – вероятно самая старая структура на участке. На север от нее – огромное квадратная структура, прежде окруженная каменными стенами (от которой остались только самые большие камни – большие вертикальные столбы через равные промежутки). Она известна как Calasasaya. Знаменитые монолитные ворота находятся в ее северо-западном углу, и также знаменитая, хотя и неверно названная “монолитной” лестница – в центре восточного конца. (См. замечательный план участка в книге Posnansky, 1914.) Calasasaya группа несомненно представляет взлет империи. Обработка камня, которая видна там, превосходна. То же самое можно сказать о группе руин, известных как Puma-puncu, в миле на юго-запад от Calasasaya.
Из-за сильно разрушенного ныне состояния много авторы предполагали, что Tiahuanaco никогда не был закончен. Теперь авторы, однако, считают, что он был закончен, но подвергался разграблению и вандализму в течение столетий.
Я сам видел огромное количество камней в современных зданиях Tiahuanaco и Ла-Паса, все из которых, как установил сэр Don Manuel Vicente Ballivian, взяты с древних руин. Археология в этом районе вокруг южного конца Озера Титикака только что начала вносить свой вклад в наше знание. Участки подобно Llojepaya и Viacha все еще ожидают своего изучения.
В искусстве Tiahuanaco, как представлено в различных трудах, которые я изучил, из них основные – труды Don Federico Diez de Medina и Don Agustin de Rada, есть примечательный ряд совершенно логичных стадий, в одной из которых можно ясно видеть смешение искусства побережья с искусством горных областей.]
Также в это время через Анды проникло большое количество племен, которые сдались сразу же при условии, что им дадут земли под посевы, и они сказали, что они прибыли не для войны, а что они убежали от каких-то людей, очень большого роста, которые отобрали их землю, из-за чего они и прибыли в поисках какого-то места, где они могли бы жить. Они рассказали, что, оставив равнины, где они жили, с очень прекрасной и богатой землей, они прошли через многочисленные огромные болота и глухие джунгли, полные диких животных, и что, не зная, куда идти, они прибыли в эти края.
Умиротворив королевство и прожив девяносто лет, из которых он правил семьдесят, король умер. У него осталось много сыновей; он оставил своим наследником Tupac Yupanqui, второго под этим именем и пятьдесят четвертого Перуанского короля. Этот король был очень мудрым; у него были очень благожелательные отношения с его подданными и соседями, они посылали ему пожертвования и подарки, а он в ответ оказывал им свое покровительство. Он привлек многих своих сыновей к управлению; включил в члены совета своих родственников и старых, опытных людей. Он умер в возрасте девяноста лет, проправив сорок три года. За ним последовал Illa Tupac Capac, который правил четыре года и оставил своим наследником Titu Raymi Cozque. Тот правил тридцать один год и оставил в качестве своего наследника Huqui Nina Auqui. Он правил сорок три года и за ним последовал Manco Capac, третий из четверых под этим именем.
Amautas говорят, что на втором году правления Manco Capac, закончилось четвертое солнце после Сотворения мира, что составляет приблизительно две тысячи девятьсот девять лет после Потопа, и, считая год за год, это приходится на первый год Христа, нашего Бога. В это время этот король Манко и Перуанское королевство имели большую власть, чем когда-либо прежде. Согласно летоисчислению Перуанцев, сорок три года не доставало до завершения этих четырех солнц, и это прекрасно согласуется с подсчетом лет Семидесяти переводчиков, и поддерживаемым Римской Церковью, которая говорит, что Божественное Слово было рождено Девой Марией через две тысячи девятьсот пятьдесят два года после Потопа. Король прожил много лет. Он оставил наследником Cayo Manco Capac, четвертого под этим именем. Он правил двадцать лет. За ним последовал его сын, Sinchi Ayar Manco, который умер, проправив семь лет. За ним последовал Huaman Tacco Amauta, который был шестьдесят первым Перуанским королем. Во время правления этого короля они видели много комет и другие изумительные знаков; и были большие землетрясения, которые продолжались много месяцев. Они были настолько сильными, что жители пришли в замешательство и принесли большие жертвы Illatici Huira Cocha и матери Земле, которую они назвали Pachamama, моля их о том, чтобы так много знаков и чудес стали бы хорошим признаком. Этот принц правил только пять лет, и он оставил своим наследником и преемником Titu Yupanqui Pachacuti, который был шестым под этим именем и шестьдесят вторым Перуанским королем. Они назвали его Pachacuti, потому что в его правление закончились три тысячи лет после Потопа и с ними четвертое солнце от Создания мира, если это было четыре тысячи лет. И потому что в это время прибыли большие армии очень жестоких людей, как через Анды, так и из Бразилии и Tierra Firme, были большие войны, в которых индейцы потеряли письменность, которая сохранялась до того времени.
Глава XIV*. О замешательстве, вызванном в Куско нашествием странных народов в Перу, из-за которого была утеряна письменность
[* В этой Главе отражен период общего культурного упадка, который, возможно, продолжался несколько поколений приблизительно с 900 по 1100 гг. н.э.. Это было время всеобщих потрясений и хаоса, сопровождаемое войнами, вторжениями и бедствиями. По-видимому, имел место общий разброд и шатание, и по этой причине период, непосредственно предшествующий инкскому периоду, может действительно рассматриваться как “Темный Век”.
Padre Arriaga многое говорит о магах:
“Это люди, которых мы обычно называем колдунами, хотя те, кто убивают колдовством, редки, на общем языке называются Vmu и Laicca, а в некоторых регионах Chacha и Auqui или Auquilla, и их надо бы называть Padre или старик, но поскольку они имеют различные сферы деятельности, они имеют несколько специальных названий.
Huacapvillac, что означает “Тот, кто говорит с Huaca”, имеет самый высокий ранг и присматривает за Huaca, общается с ней и сообщает людям вести, которые, как он притворяется, она говорит ему, хотя иногда Демон появляется во время церемоний на Huacas, чтобы склонять их к идолопоклонничеству, навязывать свои мифы и порицать тех, кто не соблюдает культ почитания Huacas.
Malquipvillac, “Тот, кто говорит с Malquis” исполняет те же самые обязанности по отношению Malquis, что и предыдущий с Huacas.
Также есть Libiaopavillac, “Тот, кто говорит с молнией”, и Punchaupvillac, “Тот, кто говорит с Солнцем”.
Каждый их имеет слугу и помощника, которого называют Yanapac, “Тот, кто помогает”. И во многих местах, используя наше слово, они называют его Ризничим, потому что прислуживает при жертвоприношениях, и когда главный жрец отсутствует, помощники занимают его место, хотя не всегда.
Masca или Viha – те, кто заботятся о соблюдении массы безделушек и суеверий, которое совершаются перед обычной жертвой Huaca или Conopa (по указанию) лица, который сведущ в этом …
Aucachic, который в Куско называется Ichuris, является Исповедником; этот не отдельная должность, а всегда сопровождает вышеупомянутых Villac или Macsa. Это может быть любой человек из его Ayllo, даже его жена и его сын. Эти исповеди всегда были обязательны для обрядов на их Huacas, и при сборах в длительную поездку. И они настолько аккуратны в исполнении этого обряда, что я встречал некоторых подростков, которые никогда не исповедовались никакому Священнику нашего Бога, но кто уже исповедовался три или четыре раза этим слугам Дьявола…
Acuac или Accac – “Тот, кто создает chichi для пиров”. И (он заботится) о жертвоприношениях Huacas. И на побережье (эти служители) – мужчины; в горной местности – женщины, а в некоторых местах эти обязанности возлагаются на девочек.
Socacy – волшебник и тот, кто предсказывает по маису. Он рассыпает зерна маиса, не пересчитывая их, а затем бросает одно в одну сторону и следующий в другую и, согласно тому, выйдет ли поровну или нечетное число, считается, что это – хорошее или плохое предзнаменование…
Rapiac – также волшебник, он отвечает на вопрос своими руками; если у него подрагивает правая рука, он говорит о хорошем предзнаменовании, если левая – о плохом.
Pacharicuc или Pacchacatic или Pachacuc, является другим волшебник, который гадает по паукам под названием Paccha, и также Oroso, очень большим и волосатым. Когда он спрашивает их о чем-нибудь, он идет искать их в отверстиях в стенах и под камнями, он накрывает их тряпкой или засыпает землей и бьет небольшой палкой, пока не оторвутся лапки, и затем он смотрит, каких лап не достает, и на основании этого он предсказывает.
Moscoc – тот, кто предугадывает посредством снов. Человек приходит, чтобы спросить его о чем-то… и, если мужчина консультируется с ним, он берет его huaraca с головы или chuspa или мантию, или какую-то другую части его одежды; а если это – женщины, он просит ее chumbi или пояс, или что-то подобное; и он уносит это домой и спит на нем, и он отвечает в соответствии с тем, что ему приснилось…
Hacaricuc или Cuyricuc – “Тот, кто исследует морских свинок” и, вскрывая их ногтем, смотрит, откуда течет крови или какая часть внутренностей дрожит. Этот метод очень широко использовался римлянами язычниками…”]
Настолько велико было волнение, испытываемое в это время жителями Куско и всех областей королевства как из-за такого количества чудес и предзнаменований, которые появлялись в небе каждый день, большого разнообразия комет и непрерывной дрожи земли и разрушения зданий, так и из-за множества племен, которые прибыли со всех направлений, создавая новые разрушения и изгоняя жителей королевства с их мест, что король Titu Yupanqui Pachacuti переполнился тревогой и меланхолией и не делал ничего кроме жертвоприношений богам. Тревога усиливалась из-за того, что провидцы, tarpuntaes, alcahuizas и другие маги и жрецы говорили ему, что внутренности животных указывают на плохие предсказания и предрекали неудачу во всем, и что chiqui, поскольку они указывают неудачу, преобладали во всех вопросах, касающихся короля. Поэтому этот король, Titu, приказал предупредить всех его губернаторов и военноначальников и приготовился к обороне, укрепив лагеря и крепости и приказав постоянно быть начеку (в отношении врагов) и увеличить количество шпионов повсюду. В то время как совершались эти приготовления, была получена новость, что много орд воинов шли через Collao, и что приближались свирепые люди, перешедшие Анды, и что среди них были какие-то черные люди; и те же самые вести с Побережья. И они все подготовили большие армии и разоряли захватываемые области, покоряя деревни и города. Губернаторы регионов, через которые они проходили, не могли сопротивляться им. Так что король решил собрать все свои силы, чтобы выступать против этих людей. Против людей Collao он послал одну часть военноначальников, а других он послал для организации сопротивления жителям Анд на опасных перевалах и мостах через реки. Titu Yupanqui с главной частью своей армии расположился на высоких горах, которые называются Pucara, и построил много andenes*, траншей и т.п. таким образом, что каждая из них имела только один очень узкий вход на [первую платформу] горы, а другой – напротив его, и так далее до самой высокой платформы, где король расположил склады и необходимые запасы. В целом цитадель образовывала конус, и вся армия была размещена в andenes и была разделена между двумя крепостями. Укрепившись таким образом, король получил известие, что враг подошел ближе, и вопреки совету его людей он приказал дать сражение, которое было очень жестоким. Король Titu Yupanqui был сражен стрелой, когда он перемещался с места на место, подбадривая людей со своих золотых носилок, и как только те, кто нес носилки, увидел так много крови и тело их короля, распростертое безжизненно на носилках, они встревожено закричали, и мгновенно по всей армии разнеслась весть, что король погиб, так что все солдаты, потеряв храбрость, отошли в крепость с телом их мертвого короля.
[* Перуанская anden – искусственно построенная терраса для защиты в войне или для сельскохозяйственных целей. Бесчисленные лиги andenes образуют поразительную особенность Перуанских пейзажей. Они очень увеличили пахотные земли. – M.]
Враг развил свое преимущество, и в сражении много военноначальников было убито с обеих сторон. Люди Titu Yupanqui тайно вынесли его тело и доставили его в Tamputocco; позже с просьбой похоронить умерших они отправили послов к врагу, который отмечал свою победу грандиозным пиром. Разрешение не было дано, и через короткое время воздух стал загрязнен и заражен так, что обе армии почти все погибли. Aмаутас говорят, что враг ушел, но осталось пятьсот солдат, которые укрылись в Андах, бросая больных. Они убили всех людей из армии короля (кого они смогли настигнуть), а те, кто выжил, собрались в Tamputocco, куда смрадный запах не проникал. Области королевства, узнав о смерть короля, восстали, а жители Tamputocco погрязли в спорах между собой в вопросе выбора короля.
Таким образом управление Перуанской монархией было разрушено и погибло. Оно не было восстановлено в течение четырехсот лет, а знание письменности было утеряно. В каждой области индейцы выбирали своего собственного короля, а наследником Titu был Titu Huaman Quicho, очень молодой мальчик. Количество лояльных ему было мало и не могло сравниться с другими народами. Они пошли в Tamputocco и там провозгласили его своим королем, потому что из-за восстаний никто не мог жить в Куско, все было в хаосе. И поскольку люди постепенно перебирались жить в Tamputocco под защитой короля, Куско стал почти пустынным, и только храмовые жрецы оставались там.
Преданные молодому королю вассалы были счастливы в Tamputocco, где, согласно легендам о амаутас, находилась та самая знаменитая пещера, откуда произошли индейцы, и они уверенно утверждают, что там никогда не было ни землетрясений, ни эпидемий, ни подземных толчков. И если бы злой рок преследовал молодого короля, они могли бы скрывать его в пещере как в святом месте. Король достиг совершеннолетия и прожил тихо много лет. Он называл себя королем Tamputocco, а не Куско, хотя иногда он ходил поклоняться в храм (в Куско). Он оставил своим наследником Cozque Huaman Titu, который прожил двадцать пять лет. С ним и его преемниками не связывают ничего примечательного до возвращения в Куско.
За Cozque Huaman Titu последовал Cuyo Manco (Cuis Manco?); он правил пятьдесят лет. Huillca Titu последовал за ним и правил тридцать лет. Sairi Tupac последовал за ним и правил сорок лет. Tupac Yupanqui, первый под этим именем, последовал за ним и правил двадцать пять лет. Huayna Tupac, третий под этим именем, последовал за ним; он хотел восстановить город Куско, но по совету провидцев он воздержался от этого; он правил тридцать шесть лет. Он оставил своим наследником Guanacauri, который правил десять лет и оставил своим наследником Huillca Huaman; он правил семьдесят лет и оставил наследником Huaman Capac. Этот человек правил сорок лет, и за ним последовал Paullu Raymi*; тот правил девятнадцать лет и оставил своим наследником Manco Capac Amauta, за которым последовал Auqui Atau Huillca, который правил тридцать пять лет. Этот король собрал многочисленные отряды, чтобы идти против мятежников, но смерть прервала его планы. Manco Titu Capac наследовал ему, и он правил в течение семидесяти двух лет, оставив своим наследником Huayna Tupac, третьего под этим именем, который правил пятьдесят лет и оставил своим наследником Tupac Cauri, четвертого под этим именем, кого они впоследствии назвали Pachacuti по причине, о которой мы узнаем в следующей главе, и он был седьмым под этим именем.
[* Paulio Taymi в тексте. – J.]
Добавить комментарий