На мой же взгляд, история храма может быть существенно древнее. Так, на гораздо более почтенный возраст указывают, например, водостоки, которые на крыше храма выглядят просто сквозными дырками в окружающих стенах, а снаружи декорированы фигурами львов. И это – не имитация (для имитации достаточно было бы львов снаружи), а явно функциональные водостоки. Создание подобных водостоков в сухом климате Египта в этой местности во времена даже самых первых династий фараонов было абсолютно бессмысленным – здесь не было столь сильных ливней, чтобы потребовался постоянно действующий водосток. Обильные дожди закончились тут за несколько тысяч лет до фараонов. Соответствующие исследования изменений климата Египта в древние времена имеются, а их выводы достаточно широко известны…
Большинство рисунков на стенах храма имеет намного более прозаический характер, нежели рельефные изображения в крипте. Тут есть то, что похоже на описание инструкций, что и как должны делать жрецы для услужения богине, что именно и в каком порядке ей подавать, какую играть музыку (есть даже изображение нот) и так далее и тому подобное…
Инструкции эти настолько подробные, настолько детализированные, что по мере того, как их рассматриваешь, постепенно исчезает ощущение какого-то культа и, наоборот, приходит чувство полной реальности, чувство абсолютной достоверности местной легенды, которая гласит о том, что храм – это реальный дом богини Хатхор. А Хатхор была обычной богиней-женщиной со своими страстями и предпочтениями. И со странным чувством верности одновременно двум богам – Гору и Тоту. Храм же, по легенде, был не просто ее домом – он служил и местом ее свиданий с этими богами.
И это не только внутренние ощущения – вся планировка храма полностью соответствует этой легенде о любвеобильной богине, в чем мы имели возможность убедиться сами.
Местный смотритель провел нас по лестнице, идущей по «квадратной спирали», наверх. И мы попали сначала в одно, а затем и второе помещения, которые были похожи друг на друга как близнецы-братья. Каждое из этих помещений состояло из двух комнат площадью примерно метров двадцать квадратных каждая – первую комнату отделяла от «улицы» стена с проходом и парой окон, а между первой комнатой и второй был только дверной проем. Стоя в первой комнате одного из таких помещений и ощущая прохладу полумрака среди жаркого дня, я вдруг до мозга костей осознал, что ведь все очень и очень подходит для уютного любовного гнездышка!.. Причем, именно в соответствии с легендой – для варианта двух любовников!.. Два идентичных помещения, в которых первая комната предназначается для легкого ужина (завтрака или обеда – не важно) и словесной прелюдии, вторая – спальня.
Любопытно, что именно в первой комнате одного из таких помещений на потолке находился тот самый знаменитый дендерский круг Зодиака. А во второй комнате этого же помещения стены украшены изображениями сцен из жизни, смерти и воскрешения Осириса – отца Гора!..
Когда же мы вышли на крышу храма, рухнули последние сомнения. Крыша была вовсе не просто крышей. Это была посадочная площадка для каких-то летательных аппаратов!.. В противном случае просто невозможно объяснить, зачем понадобилось делать не обычную ровную прямоугольную площадку, но и явно ее усиливать, укладывая не один, а как минимум три слоя (это только, что было видно) известняковых блоков в десятки тонн весом, и соответствующим образом увеличивая нагрузку на подпирающие колонны!..
А когда мы поднялись еще чуть выше – на крышу одного из боковых сооружений, картинка оформилась окончательно. Бог (Гор или Тот) прилетал сюда на каком-то летательном аппарате – не обязательно это была «летающая тарелка», вполне мог быть и обычный вертолет. Затем он спускался в беседку, расположенную на крыше рядом с посадочной площадкой, где мог отдохнуть после дороги в прохладной тени. А далее – следовал в одно из двух помещений для свиданий.
Если же вдруг два бога непредумышленно пересекались здесь в одно и то же время, их можно было развести разными коридорами – для этого в другом углу имеется вход во второй, «линейный» спуск вниз.
Легенда обрела полную реалистичность…
Храм Хатхор – вовсе не «молельный дом» древних египтян, а просто уютное любовное гнездышко, где Хатхор умудрялась встречаться сразу с двумя богами. И если опереться на широко известный список правителей Египта, составленный Манефоном и учитывающий периоды правления различных богов, то происходило это примерно за 9 тысяч лет до нашей эры (время правления Гора, по Манефону, 8920-8620 гг. до н.э.). Первоначальная оценка возраста храма египтологами была гораздо ближе к этой дате, нежели датировка Шампольона…
Вспомним теперь о том, что богам прислуживали жрецы, для которых на этот случай имелись весьма подробные инструкции на стенах храма. Соответственно, жрецы имели возможность общаться с богами. Но не только общаться – они видели те предметы, которые имелись у этих богов. Не исключено и даже весьма вероятно, что жрецы видели эти предметы и в действии.
Более того. Согласно древним преданиям, Хатхор, Гор и Тот относились к той плеяде древних богов, которые были «цивилизаторами» и передавали людям знания в различных областях. А среди этих знаний вполне могли оказаться и какие-то сведения о функционировании и назначении «божественных» предметов.
И наконец, третий момент. Тот – это древнеегипетский бог мудрости и знаний. Он значительно выделялся из всех египетских богов своим знанием и умением. Тот был фактически своего рода «академиком» среди богов. Создание самых сложных «божественных» предметов всегда числилось именно за ним. И этот «академик» был как раз частым посетителем храма Хатхор в Дендере.
Так что имелись все предпосылки для того, чтобы жрецы получили некоторые знания и о весьма высокотехнологичных предметах – в том числе и электротехнических. И знания эти жрецы могли сохранять на стенах храма.
Любопытно в связи с этим, что в росписях храма имеются изображения, которые напоминают обычные наши электрические лампы накаливания – гораздо более простые по устройству, нежели те, что изображены на стенах крипты.
Стены же крипты под полом храма, конечно же, в таком случае служили жрецам для того, чтобы сохранять самое важное, самое сокровенное знание. И в связи с этим привлекает к себе внимание еще одно изображение, имеющееся здесь.
Великий менат богини Хатхор
Чуть ближе ко «входу-лазу» в крипту, непосредственно перед изображениями с «электрическими лампами» есть весьма странный, на взгляд технаря, барельеф. У египтологов он, правда, не вызывает особых вопросов. Как они полагают, это – «Великий менат» богини Хатхор, которая изображена рядом.
Менат – это женское украшение в виде бус (точнее – ожерелье в виде «пакета» из множества ниток бус) со специальным противовесом, который располагался на спине и компенсировал вес той части украшения, которая висела спереди (иногда менатом считается лишь сам противовес). Во время праздников менат использовался также в роли самозвучащего инструмента – фактически как трещотка. Изображение таких бус встречается довольно часто – и в руках, и на шее различных действующих лиц.
В данном случае «Великий менат» богини Хатхор представляет собой не ожерелье из бус, а колье-пластрон. Вдобавок, помимо колье и противовеса он, по мнению египтологов, содержит дополнительные украшения в виде четырех систр (уже упоминавшихся музыкальных инструментов), навершия рукояток которых имеют изображение лица самой богини Хатхор. Два систра дополнительно объединяет изображение лодки бога Ра (с самим богом в виде солнца).
Вроде бы мнение египтологов вполне логично. И почему бы действительно богине не иметь такого украшения?.. Как явно весьма не бедная представительница прекрасного пола из числа богов она вполне могла себе это позволить.
Но почему тогда изображение «Великого мената» понадобилось прятать под полом храма в узкой потайной крипте?.. Только лишь потому, что здесь будто бы хранился пусть и сделанный «из золота, эбенового дерева и всяческих драгоценных камней с ликом из бирюзы» (как якобы гласит перевод одного из текстов), но все-таки лишь некий символический макет украшения богини?..
Замечу попутно, что на всех известных изображениях богини Хатхор именно этого украшения нет вообще нигде. Если в каких-то случаях на ней и надет действительно «классический» менат, то это – просто бусы без каких-либо дополнительных элементов в виде систр и лодки Ра. Например, именно так изображена Хатхор на фреске в гробнице Нефертари (гробница QV 66), где богиня ведет за руку эту царицу. Но чаще всего на Хатхор надето обычное колье-пластрон – также без сколь-нибудь сложных дополнительных элементов. И непосредственно рядом с «Великим менатом» в дендерской крипте богиня показана в таком «упрощенном» колье-пластроне – она сидит на изображении спиной к «Великому менату». Почему же на ней не надет «Великий менат» даже здесь?..
Это по меньшей мере странно…
Возникают и другие вопросы.
Почему «Великий менат» так сильно отличается от «классического»?.. Почему то, что считается изображениями систр, также заметно отличается от обычного систра?.. Вместо изогнутой дуги здесь то, что можно было бы назвать скорее изображением монументального входа в храм. Систры ли это вообще?.. И являлся ли «Великий менат» просто украшением?..
Вопросов больше, чем ответов.
Впрочем, на последний вопрос ответ как раз есть. Только дает его египетская мифология, которую историки считают обычными выдумками и фантазиями древних египтян.
Согласно представлениям египтян, «Великий менат» богини Хатхор был вовсе не просто ее украшением, а обладал «магическими» и целительными возможностями. Сотрясение его отгоняло зло и способствовало возрождению новой жизни. Будучи помещенным на тело, «Великий менат» наделял его жизненной силой и способностью к продолжению рода.
Как полагали египтяне, во время храмовой службы Ба (часть души, глубинная сущность и жизненная энергия) богини входила в это «украшение» и одушевляла его, а проявляясь в нем, даровала процветание и бессмертие. При этом первоначально считалось, что Ба обладали только боги, а у людей ее не было. Египтяне изображали Ба в обличье птицы с человеческой головой.
Возьмем теперь в расчет некоторые соображения.
Во-первых, в своих экспедициях нам доводилось неоднократно сталкиваться с тем, что реальные факты подтверждают не только действительное существование древних богов (как представителей высоко развитой цивилизации), но и достоверность информации так называемых мифов, а точнее – древних легенд и преданий, которые оказываются вовсе не выдумками наших предков, а своеобразной летописью вполне реальных событий.
Во-вторых, можно по разному относиться к конкретным целителям, но сам факт возможности успешного целительства уже отрицать невозможно. Современная научная мысль постепенно (пусть медленно, но неуклонно) движется по пути признания целительства в качестве реальности.
В-третьих, конкретные методики целительства чаще всего построены на идее, что исцеление происходит в результате мобилизации прежде всего внутренних ресурсов организма самого исцеляемого. Целитель лишь стимулирует этот процесс, что достигается лучше всего просто передачей больному органу (или всему организму) образной информации о здоровом состоянии.
В-четвертых, уже экспериментально зафиксирована и подтверждена возможность передачи информации от человека к растению, равно как и проведены успешные опыты по передаче информации от здорового растения к больному (с выздоровлением последнего). Это свидетельствует о том, что целительство вовсе не сводится к эффекту плацебо или просто внушению. Как и о том, что в этом процессе нет ничего сверхъестественного.
В-пятых, для передачи информации в известных опытах всегда использовался какой-то носитель – так называемое биополе, когерентное излучение и так далее.
А теперь просто порассуждаем.
Фрагмент каменной кладки той же культуры Нураги. Похож на аналогичные каменные “клювики” в Перу и в Турции
https://i.imgur.com/HScXUA2.jpg
Дополнение:
Воин той же культуры держит щит с копьями или стрелами. Очень похож на щит из древней мексики.
https://i.imgur.com/Z8XnjOF.png
https://i.imgur.com/rfzWwI0.jpg
По поводу – Рис. 17. Роспись на майянском сосуде
Вот похожий мотив в скульптурах 2 тыс. до н.э. с о. Сардиния.
Как я понимаю, это что-то вроде кастетов.
https://i.imgur.com/fb8apth.jpg https://i.imgur.com/I8WANOR.png
В фильме Склярова была фреска фараона со странной большой продолговатой “лампой”.
Наткнулся сегодня на фото ядерного реактора “Топаз”, который применяется на космических спутниках.
Посмотрите и сравните формы – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2f/Topaz_nuclear_reactor.jpg
похож )